Примечания

1 Вера Георгиевна Дулова (1909–2000) — арфистка, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, профессор Московской консерватории, солистка оркестра Большого театра.

Ее сольные выступления начались, когда «вундеркинду с косичками» было всего тринадцать лет. К шестнадцати годам по ходатайству наркома просвещения А.В.Луначарского Вере Дуловой выделили на три года стипендию для стажировки в Берлине.

Благодаря блистательным выступлениям Дуловой арфа начинает занимать достойное место как сольный, концертный инструмент. Более полувека, почти до последних дней жизни, Вера Георгиевна вела педагогическую работу в Московской консерватории, создав известную во всем мире «школу Дуловой». Московский международный конкурс арфистов носит имя выдающегося музыканта и педагога Веры Дуловой.

2 Лев Николаевич Оборин (1907–1974) — народный артист СССР, профессор Московской консерватории, крупнейший представитель русской фортепианной школы.

3 Игорь Федорович Стравинский (1882–1971) — русский композитор и дирижер, один из «столпов» новой музыки ХХ века. С 1910 г. жил за рубежом, с 1939 г. — в США. Опера-оратория «Царь Эдип» (по Софоклу) создана в 1927 г.

4 Пауль Хиндемит (1895–1963) — немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик. Один из главных представителей немецкого неоклассицизма.

5 Александр Иосифович Батурин (1904–1983) — певец, бас-баритон, муж В.Г.Дуловой. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии, профессор Московской консерватории, солист Большого театра.

6 Александр Васильевич Мосолов (1900–1973) — композитор; специально для В.Г.Дуловой написал и посвятил ей «Концерт для арфы с оркестром».

7 Виссарион Яковлевич Шебалин (1902–1963) — композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий.

8 Леонид Алексеевич Половинкин (1894–1949) — композитор.

9 Лев Константинович Книппер (1898–1974) — композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий. Посвятил В.Г.Дуловой «Сонату для арфы».

10 Михаил Владимирович Квадри (1897–1929) — композитор, друг и ровесник Шостаковича и Оборина. Сплотил кружок молодых московских композиторов-новаторов, который полушутя называли «новая могучая кучка». Репрессирован в конце 1920-х гг.

11 Лидия Николаевна Громогласова (урожденная княжна Дулова, 1878–1947).

12 Александр Константинович Глазунов (1865–1936) — замечательный русский композитор, дирижер, народный артист Республики (1922). Профессор (с 1899) и директор (1905–1928) Петербургской (Ленинградской) консерватории. Скончался в Париже.

В двадцатые годы Глазунов неоднократно хлопотал за особо одаренных учеников. Глазунов с огромным вниманием и уважением относился к композиторскому дару юного Шостаковича. На его ходатайстве о помощи талантливому мальчику резолюция такова: «Дмитрию Шостаковичу, пианисту-композитору 14 лет выдать академический паек».

Александр Батурин, молодой певец из белорусского местечка Ошмяны, настоящий самородок, радовал Александра Константиновича своими успехами в вокальном классе. В 1924 г., опять-таки по ходатайству Глазунова, Наркомпрос РСФСР направил Александра Батурина для усовершенствования в Италию. Там молодой певец выступал в театрах Милана, Турина, Палермо. Был удостоен золотой медали Римской музыкальной академии.

13 Иван Иванович Соллертинский (1902–1944) — музыковед, литературовед, театровед, профессор Ленинградской консерватории. Ближайший друг Д.Д.Шостаковича.

14 Нина Васильевна Шостакович (урожденная Варзар; 1906–1954) — астрофизик, первая жена Д.Д.Шостаковича. Ей посвящен цикл романсов на стихи японских поэтов (1928–1931).

Нина Васильевна скончалась скоропостижно в декабре 1954 г. «Со смертью мамы наш отец потерял не только подругу, мать своих детей, — вспоминает Максим Шостакович. — Она была его ангелом-хранителем» (Максим и Галина Шостаковичи. Наш отец DSch / Записал протоиерей Михаил Ардов. М.: Захаров, 2003).

15 Петр Лещенко (1898–1954) — популярный эстрадный певец русской эмиграции. Много записывался на пластинки в Латвии и Румынии. Во время Великой Отечественной войны выступал в Одессе. После войны жил в Бухаресте, в 1951 г. арестован «за измену», закончил жизнь в лагере.

16 Александр Николаевич Вертинский (1889–1957) — артист, поэт, композитор. Пользовался громадной популярностью как в России, так и за рубежом. Эмигрировал в 1920 г., вернулся в Советский Союз в 1943 г.

17 Иосиф (Юзеф) Гофман (1876–1957) — польский пианист, блестящий виртуоз; концертировал в России в 1895–1913 гг.; с 1899 г. жил в США; руководитель Музыкального института Кёртис в Филадельфии (1924–1938).

18 Юрий Федорович Файер (1890–1971) — дирижер, народный артист РСФСР; с 1916 г. в Большом театре как скрипач, в 1923–1963 гг. дирижер балетных спектаклей.

19 Александр Шамильевич Мелик–Пашаев (1905–1964) — дирижер, народный артист СССР, с 1931 г. в Большом театре, в 1953–1962 гг. главный дирижер.

20 Редакционная статья (без подписи) «Сумбур вместо музыки» напечатана в «Правде» 28 января 1936 г., через два дня после посещения спектакля «Леди Макбет» Сталиным и членами Политбюро, которые «осудили оперу», признав ее «вредной». Послужила началом пропагандистской кампании «против формализма в советском искусстве», с соответствующими «оргвыводами», травлей и репрессиями.

21 Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) — режиссер, народный артист Республики (1923). С 1898 г. актер МХТ, в 1920–38 гг. возглавлял театр имени Мейерхольда в Москве. Арестован в июле 1939 г., расстрелян 2 февраля 1940 г.

22 Близкие знали: когда Дмитрий Дмитриевич употребляет какой-нибудь ходячий лозунг, газетный штамп или официальную канцелярскую фразу, например: «Я уверен, что будущее прекрасно…», — подобные пассажи понимать следует ровно наоборот.

23 Иван Семенович Козловский (1900–1993) — певец, лирический тенор, народный артист СССР, с 1926 г. солист Большого театра. Близкий друг Веры Георгиевны и Александра Иосифовича.

24 Всеволод Вячеславович Иванов (1895–1963) — писатель, наиболее известны его повесть «Бронепоезд 14–69» и одноименная пьеса, поставленная Московским Художественным театром в 1927 г.

25 И.Д.Гликман вспоминает: «…Дмитрий Дмитриевич однажды сказал мне: “Если мне отрубят обе руки, я буду все равно писать музыку, держа перо в зубах”. Эта грозная фраза, произнесенная как бы деловито, с какой-то невероятной простотой, без каких бы то ни было аффектаций, совершенно потрясла меня. Мороз подирал по коже. На один миг я вообразил эту зловещую фантасмагорию в духе Данте. У меня пропали все слова. Я растерянно молчал.

Дмитрий Дмитриевич, не собиравшийся поразить, ошеломить меня своим признанием, внимательно и подчеркнуто спокойно взглянул мне в глаза и сразу же, без переходов сменил тему нашей беседы…» («Письма к другу»: Письма Д.Д.Шостаковича к И.Д.Гликману. М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993. С.9).

26 Алексей Николаевич Толстой (1882/83–1945) — знаменитый писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939), депутат Верховного Совета СССР, лауреат Государственных премий.

27 Юрий Александрович Шапорин (1887–1966) — композитор, народный артист СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Государственных премий.

28 Евгений Александрович Мравинский (1903–1987) — крупнейший мастер дирижерского искусства ХХ века, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий; профессор Ленинградской консерватории. С 1938 г. и до конца жизни главный дирижер и художественный руководитель Заслуженного коллектива Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Один из самых проникновенных интерпретаторов музыки Д.Д.Шостаковича.

29 А.И.Батурин, будучи в юности профессиональным шофером, прекрасно водил машину. Позже и Вера Георгиевна «сдала на права» и иногда садилась за руль. Но в силу огромной занятости обоих был приглашен «домашний шофер» — Николай Павлович.

30 Евгений Львович Ланн (настоящая фамилия Лозман; 1896–1958) — писатель, переводчик, автор исторических романов.

31 Из письма Шостаковича к И.Д.Гликману от 4.I.1942 г. из Куйбышева: «…Несколько слов о симфонии: 1-я часть длится 25 минут. Закончена она была 3.IX.1941. 2-я часть длится 8 минут. Закончена 17.IX.1941. 3-я часть длится 17 минут. Закончена 27.XII.1941…» («Письма к другу». С.35).

32 «Зеленый кофе» — сырые кофейные бобы. Натуральный кофе среди голода и военной разрухи воспринимался словно волшебная восточная сказка. Этот кофе Дмитрий Дмитриевич посылал друзьям и привозил в посылочках от Веры Георгиевны ее матери в Москву.

33 Из разных источников известны «вариации» на тему этой драматической ситуации. Трехлетнему Максиму Шостаковичу запомнилось, что пропавшие чемоданы довольно быстро нашлись в соседнем вагоне.

Административный директор Большого театра Ф.Л.Петров вспоминал, что при посадке в эшелон царила жуткая неразбериха. Всю поклажу, ноты и инструменты разместили отдельно, в багажном вагоне. Отправления состава ждали целый день. Вдруг, уже поздним вечером, привезли еще всю труппу Московского театра оперетты. В приказном порядке велели освободить багажный вагон. Все делалось в лихорадочной спешке, пожитки, ноты, инструменты буквально выбрасывались прямо на платформу: ведь поезд мог тронуться в любую минуту. Подобранный багаж кое-как рассовали по тамбурам. Когда Дмитрий Дмитриевич обнаружил пропажу заветного чемоданчика, разыскать его уже было невозможно. Однако во время долгой стоянки на станции Рузаевка они с Ф.Л.Петровым долго ходили вдоль состава, приникая к тамбурным стеклам. И в какой-то момент разглядели угол чемодана, заваленного чужими узлами и кофрами…

В Куйбышеве опять — неразбериха, смятение, поиски растолканного по всему составу багажа. Очевидно, именно в этой сутолоке пропали у Шостаковичей два больших чемодана с одеждой и бельем, а невзрачный чемоданчик — тот самый, с партитурой! — кто-то небрежно задвинул под скамейку.

34 Милий Алексеевич Балакирев (1836–1910) — русский композитор, глава творческого содружества композиторов «Могучая кучка».

35 Самуил Абрамович Самосуд (1884–1964) — дирижер, народный артист СССР, в 1936–1943 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого театра.

36 Но оказалось, что в Куйбышеве нет нотной бумаги и начать роспись невозможно. В Москву спецрейсом за ней был отправлен самолет.

37 Первое исполнение «Седьмой симфонии» состоялось в Куйбышеве 5 марта 1942 г. оркестром Большого театра под управлением Самосуда. Следом — московские премьеры 29 и 30 марта.

38 Название дано публикатором.

39 «Отар»: прототип этого персонажа — Сосо Багиашвили, который когда-то учился в Ленинградской консерватории, а потом стал «хозяйственником» и на этом поприще весьма преуспел. Каким-то образом он оказался в Куйбышеве и «прилепился» к дому Дмитрия Дмитриевича. Однако наслышанные об авантюрных коммерческих трюках Сосо, окружающие относились к нему с опаской.

40 Теща — Софья Михайловна Варзар (1878–1957) — астроном;

Тесть — Василий Васильевич Варзар (1871–1960) — юрист;

Паша — Прасковья Ивановна Демидова, няня Нины Васильевны и потом ее детей Гали и Максима, преданный друг семьи.

41 Максим Дормидонтович Михайлов (1893–1971) — певец, бас, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, солист Большого театра в 1932–56 гг.

42 В ресторане куйбышевской гостиницы «Националь» по спецпропускам кормили скромными обедами «избранных».

43 24 июня 1962 г. Дмитрий Дмитриевич писал к Д.Гликману: «…Мою жену зовут Ирина Антоновна. Знаю я ее больше двух лет. У нее есть лишь одно отрицательное качество: ей 27 лет. Во всем остальном она очень хороша. Она умная, веселая, простая и симпатичная <…> Думается, что мы с ней будем жить хорошо…» («Письма к другу». С. 173-174).

Из воспоминаний Максима Шостаковича: «Невозможно не сказать о той роли, которую сыграла в жизни нашего отца его жена Ирина Антоновна. Она вышла замуж за Шостаковича в 1962 году, когда его болезнь была в начальной стадии, и даже диагноз еще не был поставлен <…> И во все последующие годы Ирина Антоновна была его главной опорой и поддержкой. Они были вместе во всех поездках, в больницах и санаториях, она была и секретарем, и шофером, и сиделкой… Я убежден, что именно благодаря заботе, которой его окружила Ирина Антоновна, наш отец, несмотря на свои тяжелые недуги, дожил почти до семидесяти лет. И при этом не должно забывать, что Шостакович оставался творцом до последних дней своей жизни…» (Максим и Галина Шостаковичи. Наш отец DSch / Записал протоиерей Михаил Ардов. М.: Захаров, 2003).

 

Публикация, составление и примечания Е.В.Дуловой