Примечания
1 Вера Георгиевна Дулова
(1909–2000) — арфистка, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии,
профессор Московской консерватории, солистка оркестра Большого театра.
Ее
сольные выступления начались, когда «вундеркинду с косичками» было всего
тринадцать лет. К шестнадцати годам по ходатайству наркома просвещения
А.В.Луначарского Вере Дуловой выделили на три года стипендию для стажировки в
Берлине.
Благодаря
блистательным выступлениям Дуловой арфа начинает занимать достойное место как
сольный, концертный инструмент. Более полувека, почти до последних дней жизни,
Вера Георгиевна вела педагогическую работу в Московской консерватории, создав
известную во всем мире «школу Дуловой». Московский международный конкурс
арфистов носит имя выдающегося музыканта и педагога Веры Дуловой.
2 Лев Николаевич Оборин
(1907–1974) — народный артист СССР, профессор Московской консерватории,
крупнейший представитель русской фортепианной школы.
3 Игорь Федорович Стравинский
(1882–1971) — русский композитор и дирижер, один из «столпов» новой музыки ХХ
века. С 1910 г. жил за рубежом, с 1939 г. — в США. Опера-оратория «Царь Эдип»
(по Софоклу) создана в 1927 г.
4 Пауль Хиндемит
(1895–1963) — немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик. Один
из главных представителей немецкого неоклассицизма.
5 Александр Иосифович Батурин
(1904–1983) — певец, бас-баритон, муж В.Г.Дуловой. Народный артист РСФСР,
лауреат Государственной премии, профессор Московской консерватории, солист
Большого театра.
6 Александр Васильевич Мосолов
(1900–1973) — композитор; специально для В.Г.Дуловой написал и посвятил ей
«Концерт для арфы с оркестром».
7 Виссарион Яковлевич Шебалин
(1902–1963) — композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственных
премий.
8 Леонид Алексеевич Половинкин
(1894–1949) — композитор.
9 Лев Константинович Книппер
(1898–1974) — композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственных
премий. Посвятил В.Г.Дуловой «Сонату для арфы».
10 Михаил Владимирович Квадри
(1897–1929) — композитор, друг и ровесник Шостаковича и Оборина. Сплотил кружок
молодых московских композиторов-новаторов, который полушутя называли «новая
могучая кучка». Репрессирован в конце 1920-х гг.
11 Лидия Николаевна Громогласова
(урожденная княжна Дулова, 1878–1947).
12 Александр Константинович Глазунов
(1865–1936) — замечательный русский композитор, дирижер, народный артист
Республики (1922). Профессор (с 1899) и директор (1905–1928) Петербургской
(Ленинградской) консерватории. Скончался в Париже.
В
двадцатые годы Глазунов неоднократно хлопотал за особо одаренных учеников.
Глазунов с огромным вниманием и уважением относился к композиторскому дару
юного Шостаковича. На его ходатайстве о помощи талантливому мальчику резолюция
такова: «Дмитрию Шостаковичу, пианисту-композитору 14 лет выдать академический
паек».
Александр
Батурин, молодой певец из белорусского местечка Ошмяны, настоящий
самородок, радовал Александра Константиновича своими успехами в вокальном
классе. В 1924 г., опять-таки по ходатайству Глазунова, Наркомпрос РСФСР
направил Александра Батурина для усовершенствования в Италию. Там молодой певец
выступал в театрах Милана, Турина, Палермо. Был удостоен золотой медали Римской
музыкальной академии.
13 Иван Иванович Соллертинский
(1902–1944) — музыковед, литературовед, театровед, профессор Ленинградской
консерватории. Ближайший друг Д.Д.Шостаковича.
14 Нина Васильевна Шостакович
(урожденная Варзар; 1906–1954) — астрофизик, первая жена Д.Д.Шостаковича. Ей
посвящен цикл романсов на стихи японских поэтов (1928–1931).
Нина
Васильевна скончалась скоропостижно в декабре 1954 г. «Со смертью мамы наш отец
потерял не только подругу, мать своих детей, — вспоминает Максим Шостакович. —
Она была его ангелом-хранителем» (Максим и Галина Шостаковичи. Наш отец DSch /
Записал протоиерей Михаил Ардов. М.: Захаров, 2003).
15 Петр Лещенко
(1898–1954) — популярный эстрадный певец русской эмиграции. Много записывался
на пластинки в Латвии и Румынии. Во время Великой Отечественной войны выступал
в Одессе. После войны жил в Бухаресте, в 1951 г. арестован «за измену»,
закончил жизнь в лагере.
16 Александр Николаевич Вертинский
(1889–1957) — артист, поэт, композитор. Пользовался громадной популярностью как
в России, так и за рубежом. Эмигрировал в 1920 г., вернулся в Советский Союз в
1943 г.
17 Иосиф (Юзеф) Гофман
(1876–1957) — польский пианист, блестящий виртуоз; концертировал в России в
1895–1913 гг.; с 1899 г. жил в США; руководитель Музыкального института Кёртис
в Филадельфии (1924–1938).
18 Юрий Федорович Файер
(1890–1971) — дирижер, народный артист РСФСР; с 1916 г. в Большом театре как
скрипач, в 1923–1963 гг. дирижер балетных спектаклей.
19 Александр Шамильевич Мелик–Пашаев
(1905–1964) — дирижер, народный артист СССР, с 1931 г. в Большом театре, в
1953–1962 гг. главный дирижер.
20 Редакционная статья (без
подписи) «Сумбур вместо музыки» напечатана в «Правде» 28 января 1936 г., через
два дня после посещения спектакля «Леди Макбет» Сталиным и членами Политбюро,
которые «осудили оперу», признав ее «вредной». Послужила началом
пропагандистской кампании «против формализма в советском искусстве», с
соответствующими «оргвыводами», травлей и репрессиями.
21 Всеволод Эмильевич Мейерхольд
(1874–1940) — режиссер, народный артист Республики (1923). С 1898 г. актер МХТ,
в 1920–38 гг. возглавлял театр имени Мейерхольда в Москве. Арестован в июле
1939 г., расстрелян 2 февраля 1940 г.
22 Близкие знали: когда
Дмитрий Дмитриевич употребляет какой-нибудь ходячий лозунг, газетный штамп или
официальную канцелярскую фразу, например: «Я уверен, что будущее прекрасно…», —
подобные пассажи понимать следует ровно наоборот.
23 Иван Семенович Козловский
(1900–1993) — певец, лирический тенор, народный артист СССР, с 1926 г. солист
Большого театра. Близкий друг Веры Георгиевны и Александра Иосифовича.
24 Всеволод Вячеславович Иванов
(1895–1963) — писатель, наиболее известны его повесть «Бронепоезд 14–69» и
одноименная пьеса, поставленная Московским Художественным театром в 1927 г.
25 И.Д.Гликман вспоминает:
«…Дмитрий Дмитриевич однажды сказал мне: “Если мне отрубят обе руки, я буду все
равно писать музыку, держа перо в зубах”. Эта грозная фраза, произнесенная как
бы деловито, с какой-то невероятной простотой, без каких бы то ни было
аффектаций, совершенно потрясла меня. Мороз подирал по коже. На один миг я
вообразил эту зловещую фантасмагорию в духе Данте. У меня пропали все слова. Я
растерянно молчал.
Дмитрий
Дмитриевич, не собиравшийся поразить, ошеломить меня своим признанием,
внимательно и подчеркнуто спокойно взглянул мне в глаза и сразу же, без
переходов сменил тему нашей беседы…» («Письма к другу»: Письма Д.Д.Шостаковича
к И.Д.Гликману. М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993. С.9).
26 Алексей Николаевич Толстой
(1882/83–1945) — знаменитый писатель, общественный деятель, академик АН СССР
(1939), депутат Верховного Совета СССР, лауреат Государственных премий.
27 Юрий Александрович Шапорин
(1887–1966) — композитор, народный артист СССР, профессор Московской
консерватории, лауреат Государственных премий.
28 Евгений Александрович Мравинский
(1903–1987) — крупнейший мастер дирижерского искусства ХХ века, народный артист
СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий; профессор Ленинградской
консерватории. С 1938 г. и до конца жизни главный дирижер и художественный
руководитель Заслуженного коллектива Академического симфонического оркестра
Ленинградской филармонии. Один из самых проникновенных интерпретаторов музыки
Д.Д.Шостаковича.
29 А.И.Батурин, будучи в
юности профессиональным шофером, прекрасно водил машину. Позже и Вера
Георгиевна «сдала на права» и иногда садилась за руль. Но в силу огромной
занятости обоих был приглашен «домашний шофер» — Николай Павлович.
30 Евгений Львович Ланн
(настоящая фамилия Лозман; 1896–1958) — писатель, переводчик, автор
исторических романов.
31 Из письма Шостаковича к
И.Д.Гликману от 4.I.1942 г. из Куйбышева: «…Несколько слов о симфонии:
1-я часть длится 25 минут. Закончена она была 3.IX.1941. 2-я часть длится 8
минут. Закончена 17.IX.1941. 3-я часть длится 17 минут. Закончена 27.XII.1941…»
(«Письма к другу». С.35).
32 «Зеленый кофе» — сырые
кофейные бобы. Натуральный кофе среди голода и военной разрухи воспринимался
словно волшебная восточная сказка. Этот кофе Дмитрий Дмитриевич посылал друзьям
и привозил в посылочках от Веры Георгиевны ее матери в Москву.
33 Из разных источников
известны «вариации» на тему этой драматической ситуации. Трехлетнему Максиму
Шостаковичу запомнилось, что пропавшие чемоданы довольно быстро нашлись в
соседнем вагоне.
Административный
директор Большого театра Ф.Л.Петров вспоминал, что при посадке в эшелон царила
жуткая неразбериха. Всю поклажу, ноты и инструменты разместили отдельно, в
багажном вагоне. Отправления состава ждали целый день. Вдруг, уже поздним
вечером, привезли еще всю труппу Московского театра оперетты. В приказном
порядке велели освободить багажный вагон. Все делалось в лихорадочной спешке,
пожитки, ноты, инструменты буквально выбрасывались прямо на платформу: ведь
поезд мог тронуться в любую минуту. Подобранный багаж кое-как рассовали по
тамбурам. Когда Дмитрий Дмитриевич обнаружил пропажу заветного чемоданчика,
разыскать его уже было невозможно. Однако во время долгой стоянки на станции
Рузаевка они с Ф.Л.Петровым долго ходили вдоль состава, приникая к тамбурным
стеклам. И в какой-то момент разглядели угол чемодана, заваленного чужими
узлами и кофрами…
В
Куйбышеве опять — неразбериха, смятение, поиски растолканного по всему составу
багажа. Очевидно, именно в этой сутолоке пропали у Шостаковичей два больших
чемодана с одеждой и бельем, а невзрачный чемоданчик — тот самый, с партитурой!
— кто-то небрежно задвинул под скамейку.
34 Милий Алексеевич Балакирев
(1836–1910) — русский композитор, глава творческого содружества композиторов
«Могучая кучка».
35 Самуил Абрамович Самосуд
(1884–1964) — дирижер, народный артист СССР, в 1936–1943 гг. главный дирижер и
художественный руководитель Большого театра.
36 Но оказалось, что в
Куйбышеве нет нотной бумаги и начать роспись невозможно. В Москву спецрейсом за
ней был отправлен самолет.
37 Первое исполнение «Седьмой
симфонии» состоялось в Куйбышеве 5 марта 1942 г. оркестром Большого театра
под управлением Самосуда. Следом — московские премьеры 29 и 30 марта.
38 Название дано публикатором.
39 «Отар»: прототип этого
персонажа — Сосо Багиашвили, который когда-то учился в Ленинградской
консерватории, а потом стал «хозяйственником» и на этом поприще весьма
преуспел. Каким-то образом он оказался в Куйбышеве и «прилепился» к дому
Дмитрия Дмитриевича. Однако наслышанные об авантюрных коммерческих трюках Сосо,
окружающие относились к нему с опаской.
40 Теща — Софья Михайловна Варзар
(1878–1957) — астроном;
Тесть
— Василий Васильевич Варзар (1871–1960) — юрист;
Паша
— Прасковья Ивановна Демидова, няня Нины Васильевны и потом ее детей
Гали и Максима, преданный друг семьи.
41 Максим Дормидонтович Михайлов
(1893–1971) — певец, бас, народный артист СССР, лауреат Государственных премий,
солист Большого театра в 1932–56 гг.
42 В ресторане куйбышевской
гостиницы «Националь» по спецпропускам кормили скромными обедами «избранных».
43 24 июня 1962 г. Дмитрий
Дмитриевич писал к Д.Гликману: «…Мою жену зовут Ирина Антоновна. Знаю я ее
больше двух лет. У нее есть лишь одно отрицательное качество: ей 27 лет. Во
всем остальном она очень хороша. Она умная, веселая, простая и симпатичная
<…> Думается, что мы с ней будем жить хорошо…» («Письма к другу».
С. 173-174).
Из
воспоминаний Максима Шостаковича: «Невозможно не сказать о той роли, которую
сыграла в жизни нашего отца его жена Ирина Антоновна. Она вышла замуж за
Шостаковича в 1962 году, когда его болезнь была в начальной стадии, и даже
диагноз еще не был поставлен <…> И во все последующие годы Ирина
Антоновна была его главной опорой и поддержкой. Они были вместе во всех
поездках, в больницах и санаториях, она была и секретарем, и шофером, и
сиделкой… Я убежден, что именно благодаря заботе, которой его окружила Ирина
Антоновна, наш отец, несмотря на свои тяжелые недуги, дожил почти до семидесяти
лет. И при этом не должно забывать, что Шостакович оставался творцом до
последних дней своей жизни…» (Максим и Галина Шостаковичи. Наш отец DSch /
Записал протоиерей Михаил Ардов. М.: Захаров, 2003).
Публикация, составление и примечания Е.В.Дуловой