Примечания
1 Гиппиус З.Н. Задумчивый странник (О Розанове) // Гиппиус З.Н. Живые лица /
Ред. В.П.Енишерлов. Тбилиси: Мерани, 1991. С.118. В отрывке неточность:
О.А.Флоренская умерла в возрасте 23 лет.
2 Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные.
СПб.: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. С.287.
3 «О суеверии» (1903. №8), «О
символах бесконечности» (1904. №9), «Спиритизм как антихристианство» (1904.
№3).
4 «Я должен быть в
Православии и должен бороться за него, — пишет П.А.Флоренский Д.С.Мережковскому
в 1904 г. — Если Вы будете нападать на него, то быть может, я буду бороться с
Вами». Цит. по кн.: Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи.
Переписка // Сост., подгот. текста и коммент. Е.В.Ивановой. М.: Языки славянской
культуры, 2004. С.515.
5 Так, в статье «Историческая
церковь», опубл. в «Церковном обновлении» (1907. №11), В.Ф.Эрн писал: «В наше
время очень любят играть такими странными соединениями слов, как “историческая
церковь”, “историческое христианство”. Д.С.Мережковский, можно сказать, всю
свою гностически-религиозную философию базирует на противопоставлении Церкви
исторической, Петровой — Церкви мистической, Иоанновой. Вся его диалектика,
весь литературный пафос исходят из этого противоположения. Не будь его,
Д.С.Мережковскому просто не о чем было бы писать. Ибо он хочет быть ни
литератором, ни критиком, ни художником, ни поэтом, а непременно проповедником
Церкви Иоанновой. А между тем все противоположение вымышлено, придумано,
есть ens rationis» (лат. — мыслимое
сущее; здесь — воображаемое сущее). И далее: «Церковь одна, как один Христос, и
христианское сознание не может даже отвлеченно представлять Ее дробной. Церковь
как Божия мысль есть уже то Богочеловечество, видимое начало которому в
определенное историческое время положил Христос… Таким образом, с
выражением историческая Церковь верующим приходится расстаться… Вместе с тем
должна рухнуть и вся цепь аргументов, основанных на «исторической Церкви», и
защитники всякого хлама и рухляди, с одной стороны, и проповедники Церкви
Иоанновой, с другой, — пусть ищут себе опоры в чем угодно, только не в
бесценной и полной бесконечного смысла идее Церкви».
6 В письме, указанном в
примеч. 4, П.А.Флоренский пишет: «… предметом подозрений была Ваша
интимнорелигиозная жизнь, таинства. Пишу это не в качестве вопрошений. Я понял,
что раз Вы сами не считаете себя принадлежащими к Православной Церкви, то нет
ни смысла, ни основания судить Вас по канонам Православной Церкви». Черновик
этого письма хранится в архиве П.А.Флоренского. Неизвестно, в таком ли варианте
отправил он письмо, потому что Д.С.Мережковский неоднократно цитирует Ольге из
письма ее брата фразу «Мережковский чуточку неправославен», которой нет в
указанном черновике письма.
7 См. об этом подробнее: Шутова
Т.А. К истории создания диалога «Эмпирея и Эмпирия» // Владимир Соловьев и
культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф.Лосева.
М.: Наука, 2005. С. 392-398.
8 Сборник под таким названием
и с таким авторским составом не вышел. Вместо него был опубликован: Mérejkovsky D., Hippius Z., Philosophoff Dm. Le Tsar
et la Révolution. Paris, 1907. Также были опубликованы: Гиппиус З. Алый меч. СПб.,
1906; Мережковский Д. Меч // Собр. соч. 1914. Т. XIII.
9 Флоренский П.А.
Столп и утверждение Истины. М.: Путь, 1914. С. 128-129.
10 Там же. С.138.
11 Там же. С.448.
12 Гиппиус З. О бывшем
// Дневники. Т.I. М.: НПК «Интелвак», 1999. С.163.