1 Левыкин А.К. Оружейная палата — первый национальный музей русской истории и культуры // Международная юбилейная научная конференция, посвященная 200-летию Музеев Московского Кремля, 13-15 марта 2006. Программа. С.5.

2 Евреинов П. Краткое описание Московской Оружейной палаты. Ч.1. М., 1834. С.I.

3 Богатство казны — основа могущества державы, демонстрация его — средство повышения престижа государства. Эти побудительные мотивы проявились в действиях царей Ивана IV Грозного и Бориса Годунова, которые, подобно своим современникам в Европе, показывали кремлевские сокровища иностранным гостям в Казне и щедро предъявляли их на поставцах в дворцовых залах. «Культура поставца» особенно расцвела с воцарением династии Романовых после 1613 г.

Подробнее об этом в: Маркова Г. Рассказывает художественное серебро // Мир Музея 2. 1998. С. 14-21; Маркова Г. Серебряный «рассольник» на царском столе // Мир Музея 3. 2001. С. 12-23; Маркова Г. Серебряные горы и «птица орел» в сокровищнице Кремля // Мир Музея 8. 2004. С. 24-30.

4 Подробнее об этом в: Павлович М.К. Оружейная палата и правители Российской империи в XVIII столетии // Российские императоры и Оружейная палата: Каталог выставки. М., 2006. С. 13-20.

5 Евреинов П. Указ. соч. С.IV.

6 В музее представлены значительные ценности из привозов этих посольств: Дании 1644 г., Швеции 1647 и 1684 гг., Англии 1664 г., Польши 1668 г., Голландии 1648 и 1676 гг.

7 Павлович М.К. Указ. соч. С.17.

8 Полюбившийся прием парадного убранства надолго закрепился в практике оформления дворцовых залов в Москве. Еще и в XIX веке (до конца столетия), в дни больших торжеств и обязательно при коронациях, было принято устраивать поставец с иностранным серебром в Грановитой палате и буфеты со старинной русской золотой и серебряной посудой в Александровском зале Большого Кремлевского дворца. Историческая традиция показа художественного серебра на уступчатых полках пирамидальных поставцов по-своему повлияла на поиски формы стендов для экспозиции Оружейной палаты.

9 Маркова Г.А. Сокровища Кремля. Шедевры немецкого золотого дела: Каталог выставки. М., 2002.

10 Начало внедрению натуральных мотивов в творчество серебряников положили рисунки знаменитого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471–1528), предназначенные для его друга, немецкого златокузнеца Людвига Круга. Первый серебряный позолоченный кубок-яблоко как раз и появился ок. 1510 г. в мастерской Круга (хранится в Германском Национальном музее города Нюрнберга).

11 Некую этажерку из ваз-рассольников изобразил на поставце в Грановитой палате в сцене царского пира русский иллюстратор «Книги об избрании на царство царя Михаила Федоровича». См.: Маркова Г. Серебряный рассольник на царском столе.

12 Триада — Бахус, Венера, Церера — раскрывает античную аллегорию, ставшую вновь модной в XVII в.: «Без вина и хлеба стынет любовь».

13 Король Дании Кристиан IV увлеченно и со вкусом пополнял свою сокровищницу. В любимой личной резиденции — замке Розенборг — его окружали избранные произведения европейской живописи, пластики, серебра. Датский двор имел постоянных эмиссаров в Гамбурге для закупки художественных изделий златокузнецов. Естественно поэтому преобладание работ гамбуржцев в составе самого крупного дара, привезенного в Москву посольством во главе с принцем Вальдемаром и послом Олафом Насбрихом. Подношения 1644 г. включали 200 серебряных предметов.

14 Подробнее в: Маркова Г.А. Об употреблении европейского художественного серебра в Московской Руси в XVI веке // Московский Государственный Музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. XI. М., 1998. С. 255-267; Seelig L. Höfische Pracht der augsburger Goldschmiedekunst. München; New-York, 1995.

15 На блюде со сценой военно-спортивной игры «карусели» с такой точностью воспроизведены различные виды состязаний (стрельба по цели, «копье в кольцо») и подробности обстановки, в которой они происходят, что рельеф можно рассматривать чуть ли не как иллюстрацию к энциклопедии по военно-спортивным играм. Златокузнец скрyпyлезен в изображении костюмов, причесок и шляп, оружия и обуви. Он искуснейшим образом передает фактуру разных материалов: камня, ткани, кожи, перьев в плюмажах на шляпах, локонов в париках. С несомненным удовольствием автор включил в композицию такую деталь, как серебряные призы победителям — блюдо, вазу, рукомойный гарнитур, близкие имеющимся в коллекции музея.

16 Подробнее об исторических участниках сцены и особенностях декора в каталожных описаниях: Silber und Gold II Augsburger Goldschmiedekunst für die Höfe Europas. München, 1994. №32; Маркова Г.А. Немецкое художественное серебро XVIXVIII веков. М., 1975. №66.

17 Включение блюда в состав даров посольства (первого после яркой победы), имевшего целью склонить Москву к антитурецкой коалиции, позволяет рассматривать это произведение как своеобразное средство наглядной агитации в пользу миссии дарителя. См.: Сокровища Оружейной палаты. Посольские дары. М., 1994. №53.

Вообще роскошные блюда внушительных размеров с разнообразной тематикой изображений на дне со второй половины XVII века повсеместно утрачивают свой функциональный смысл и превращаются в предметы великолепной декорации парадных буфетов и поставцов на торжественных банкетах в дворцах государей (наподобие праздника коронации императора Леопольда I во Франкфурте в 1658 г.). См.: Seelig L. Op. cit. S.18.

18 Фигура оленя использована в очень известной скульптурной группе «Диана на олене». Это кубок, настольное украшение и механическая игрушка-автомат. Предположительно дорогая эффектная затейливая вещь предназначалась в качестве приза победителю в охотничьих соревнованиях, которые устраивались по особым поводам при владетельных дворах. По модели, созданной в Аугсбурге Матеусом Валльбаумом около 1610 г., сам автор и еще два аугсбургских златокузнеца неоднократно повторяли ее. Исследователям XX века удалось разыскать в разных собраниях чуть более тридцати экземпляров (разной сохранности). Хранящаяся в Оружейной палате редкость эпохи позднего немецкого Ренессанса — «Диана-автомат» — является работой коллеги Валльбаума — златокузнеца Иоахима Фриса. Опубл.: Маркова Г.А. Немецкое художественное серебро XVIXVIII веков. М., 1975. №35.

19 Фигура всадника — это сосуд, а голова служит его съемной крышкой. Златокузнец неоднократно использовал найденную композицию и, заменяя головы фигур, создавал декоративную портретную скульптуру знаменитых персонажей истории. Иконографически «портреты» Швестермюллера восходили к современным ему произведениям живописи и скульптуры, растиражированным в гравюре и благодаря этому распространенным в Европе и легко доступным мастерским серебряников. С точки зрения скульптурных особенностей рукомоя интересна постановка всадника. Задние ноги лошади — единственная опора группы; передние высоко подняты. Эта излюбленная художниками барокко композиция исключительно динамична. Она с успехом повторена во многих произведениях немецких златокузнецов, в коллекции блестяще представлена «всадниками» Генриха Маннлиха и Лоренца I Биллера.

20 В допетровской Руси во дворцах не устраивали каминов, пользовались печами. Но каминные украшения всякого рода были известны в царских покоях наряду с сопутствующими им стенными коврами (шпалерами или гобеленами). О последних можно прочесть в восхищенном отзыве об убранстве Коломенского дворца царя Алексея Михайловича (написанном Балтазаром Койэтом, членом посольства из Голландии в 1675–1676 гг.): «Здесь в аудиенц-зале, очень великолепном, увидели несколько развешанных ковров и, между прочим, две французские картины, изображение муз или богинь искусств» (Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С.379).

21 Коллекция располагает полным серебряным каминным комплектом. Это экран, скульптурные держатели поленьев, большие каминные подсвечники, прибор: лопатка, щипцы, кочерга. Кроме того имеется серебряная мебель (столы и геридоны) и роскошные серебряные рамы для дворцовых зеркал. Фотография начала XX в. запечатлела это серебро в Серебряной гостиной Апартаментов великих князей в Большом Кремлевском дворце. См.: Маркова Г.А. Большой Кремлевский дворец архитектора К.Тона. М., 1994. С.95.

22 Трнек Х. Кунсткамеры Габсбургов — ранняя форма универсального музея // Кунсткамеры Габсбургов: Каталог выставки. М., 2005. С.10.

23 Маркова Г.А. Кунсткамеры Европы и Большая Государева шкатула в Московском Кремле // Декоративно-прикладное искусство Западной Европы: Материалы и исследования Государственного художественного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» XIX (в печати).

24 Подробнее об этом в: Маркова Г.А. Природа и ювелир. Изделия из натуралий в Оружейной палате // Мир музея 5. 1998. Сентябрь-октябрь. С. 7-8, 34-36.

25 Евреинов П. Указ. соч. М., 1834. С.IV.