1 Левыкин А.К.
Оружейная палата — первый национальный музей русской истории и культуры //
Международная юбилейная научная конференция, посвященная 200-летию Музеев
Московского Кремля, 13-15 марта 2006. Программа. С.5.
2 Евреинов П. Краткое
описание Московской Оружейной палаты. Ч.1. М., 1834. С.I.
3 Богатство казны — основа
могущества державы, демонстрация его — средство повышения престижа государства.
Эти побудительные мотивы проявились в действиях царей Ивана IV
Грозного и Бориса Годунова, которые, подобно своим современникам в Европе,
показывали кремлевские сокровища иностранным гостям в Казне и щедро предъявляли
их на поставцах в дворцовых залах. «Культура поставца» особенно расцвела с
воцарением династии Романовых после 1613 г.
Подробнее
об этом в: Маркова Г. Рассказывает художественное серебро // Мир Музея
2. 1998. С. 14-21; Маркова Г. Серебряный «рассольник» на царском столе
// Мир Музея 3. 2001. С. 12-23; Маркова Г. Серебряные горы и
«птица орел» в сокровищнице Кремля // Мир Музея 8. 2004. С. 24-30.
4 Подробнее об этом в: Павлович
М.К. Оружейная палата и правители Российской империи в XVIII
столетии // Российские императоры и Оружейная палата: Каталог выставки. М.,
2006. С. 13-20.
5 Евреинов П. Указ.
соч. С.IV.
6 В музее представлены
значительные ценности из привозов этих посольств: Дании 1644 г., Швеции 1647 и
1684 гг., Англии 1664 г., Польши 1668 г., Голландии 1648 и 1676 гг.
7 Павлович М.К. Указ.
соч. С.17.
8 Полюбившийся прием
парадного убранства надолго закрепился в практике оформления дворцовых залов в
Москве. Еще и в XIX веке (до конца столетия), в дни больших торжеств и
обязательно при коронациях, было принято устраивать поставец с иностранным
серебром в Грановитой палате и буфеты со старинной русской золотой и серебряной
посудой в Александровском зале Большого Кремлевского дворца. Историческая
традиция показа художественного серебра на уступчатых полках пирамидальных
поставцов по-своему повлияла на поиски формы стендов для экспозиции Оружейной
палаты.
9 Маркова Г.А.
Сокровища Кремля. Шедевры немецкого золотого дела: Каталог выставки. М., 2002.
10 Начало внедрению
натуральных мотивов в творчество серебряников положили рисунки знаменитого
немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471–1528), предназначенные для его
друга, немецкого златокузнеца Людвига Круга. Первый серебряный позолоченный
кубок-яблоко как раз и появился ок. 1510 г. в мастерской Круга (хранится в
Германском Национальном музее города Нюрнберга).
11 Некую этажерку из
ваз-рассольников изобразил на поставце в Грановитой палате в сцене царского
пира русский иллюстратор «Книги об избрании на царство царя Михаила
Федоровича». См.: Маркова Г. Серебряный рассольник на царском столе.
12 Триада — Бахус, Венера,
Церера — раскрывает античную аллегорию, ставшую вновь модной в XVII в.:
«Без вина и хлеба стынет любовь».
13 Король Дании Кристиан IV
увлеченно и со вкусом пополнял свою сокровищницу. В любимой личной резиденции —
замке Розенборг — его окружали избранные произведения европейской живописи,
пластики, серебра. Датский двор имел постоянных эмиссаров в Гамбурге для
закупки художественных изделий златокузнецов. Естественно поэтому преобладание
работ гамбуржцев в составе самого крупного дара, привезенного в Москву
посольством во главе с принцем Вальдемаром и послом Олафом Насбрихом.
Подношения 1644 г. включали 200 серебряных предметов.
14 Подробнее в: Маркова
Г.А. Об употреблении европейского художественного серебра в Московской Руси
в XVI веке // Московский Государственный Музей-заповедник «Московский
Кремль»: Материалы и исследования. XI. М.,
1998. С. 255-267; Seelig L. Höfische Pracht der augsburger
Goldschmiedekunst. München; New-York, 1995.
15 На блюде со сценой
военно-спортивной игры «карусели» с такой точностью воспроизведены различные
виды состязаний (стрельба по цели, «копье в кольцо») и подробности обстановки,
в которой они происходят, что рельеф можно рассматривать чуть ли не как
иллюстрацию к энциклопедии по военно-спортивным играм. Златокузнец скрyпyлезен
в изображении костюмов, причесок и шляп, оружия и обуви. Он искуснейшим образом
передает фактуру разных материалов: камня, ткани, кожи, перьев в плюмажах на
шляпах, локонов в париках. С несомненным удовольствием автор включил в
композицию такую деталь, как серебряные призы победителям — блюдо, вазу,
рукомойный гарнитур, близкие имеющимся в коллекции музея.
16 Подробнее об исторических
участниках сцены и особенностях декора в каталожных описаниях: Silber und Gold II Augsburger Goldschmiedekunst für die Höfe Europas. München,
1994. №32; Маркова Г.А. Немецкое художественное серебро XVI–XVIII
веков. М., 1975. №66.
17 Включение блюда в состав
даров посольства (первого после яркой победы), имевшего целью склонить Москву к
антитурецкой коалиции, позволяет рассматривать это произведение как
своеобразное средство наглядной агитации в пользу миссии дарителя. См.:
Сокровища Оружейной палаты. Посольские дары. М., 1994. №53.
Вообще
роскошные блюда внушительных размеров с разнообразной тематикой изображений на
дне со второй половины XVII века повсеместно утрачивают
свой функциональный смысл и превращаются в предметы великолепной декорации
парадных буфетов и поставцов на торжественных банкетах в дворцах государей
(наподобие праздника коронации императора Леопольда I во Франкфурте в 1658 г.).
См.: Seelig L. Op. cit. S.18.
18 Фигура оленя использована в
очень известной скульптурной группе «Диана на олене». Это кубок, настольное
украшение и механическая игрушка-автомат. Предположительно дорогая эффектная
затейливая вещь предназначалась в качестве приза победителю в охотничьих
соревнованиях, которые устраивались по особым поводам при владетельных дворах.
По модели, созданной в Аугсбурге Матеусом Валльбаумом около 1610 г., сам автор
и еще два аугсбургских златокузнеца неоднократно повторяли ее. Исследователям XX века
удалось разыскать в разных собраниях чуть более тридцати экземпляров (разной
сохранности). Хранящаяся в Оружейной палате редкость эпохи позднего немецкого
Ренессанса — «Диана-автомат» — является работой коллеги Валльбаума —
златокузнеца Иоахима Фриса. Опубл.: Маркова Г.А. Немецкое художественное
серебро XVI–XVIII веков. М., 1975. №35.
19 Фигура всадника — это
сосуд, а голова служит его съемной крышкой. Златокузнец неоднократно
использовал найденную композицию и, заменяя головы фигур, создавал декоративную
портретную скульптуру знаменитых персонажей истории. Иконографически «портреты»
Швестермюллера восходили к современным ему произведениям живописи и скульптуры,
растиражированным в гравюре и благодаря этому распространенным в Европе и легко
доступным мастерским серебряников. С точки зрения скульптурных особенностей
рукомоя интересна постановка всадника. Задние ноги лошади — единственная опора
группы; передние высоко подняты. Эта излюбленная художниками барокко композиция
исключительно динамична. Она с успехом повторена во многих произведениях
немецких златокузнецов, в коллекции блестяще представлена «всадниками» Генриха
Маннлиха и Лоренца I Биллера.
20 В допетровской Руси во
дворцах не устраивали каминов, пользовались печами. Но каминные украшения
всякого рода были известны в царских покоях наряду с сопутствующими им стенными
коврами (шпалерами или гобеленами). О последних можно прочесть в восхищенном
отзыве об убранстве Коломенского дворца царя Алексея Михайловича (написанном
Балтазаром Койэтом, членом посольства из Голландии в 1675–1676 гг.): «Здесь в
аудиенц-зале, очень великолепном, увидели несколько развешанных ковров
и, между прочим, две французские картины, изображение муз или богинь искусств»
(Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С.379).
21 Коллекция располагает
полным серебряным каминным комплектом. Это экран, скульптурные держатели
поленьев, большие каминные подсвечники, прибор: лопатка, щипцы, кочерга. Кроме
того имеется серебряная мебель (столы и геридоны) и роскошные серебряные рамы
для дворцовых зеркал. Фотография начала XX в. запечатлела это серебро
в Серебряной гостиной Апартаментов великих князей в Большом Кремлевском дворце.
См.: Маркова Г.А. Большой Кремлевский дворец архитектора К.Тона. М.,
1994. С.95.
22 Трнек Х. Кунсткамеры
Габсбургов — ранняя форма универсального музея // Кунсткамеры Габсбургов:
Каталог выставки. М., 2005. С.10.
23 Маркова Г.А.
Кунсткамеры Европы и Большая Государева шкатула в Московском Кремле //
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы: Материалы и исследования
Государственного художественного историко-культурного музея-заповедника
«Московский Кремль» XIX (в печати).
24 Подробнее об этом в: Маркова
Г.А. Природа и ювелир. Изделия из натуралий в Оружейной палате // Мир музея
5. 1998. Сентябрь-октябрь. С. 7-8, 34-36.
25 Евреинов П. Указ.
соч. М., 1834. С.IV.