Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 99 2011

Экспонат — машина швейная

Лидия Орлова

 

Экспонат — машина швейная

 

Сегодня швейной машиной никого не удивишь, однако полтора века назад это устройство буквально перевернуло жизнь огромного числа людей, занятых в сфере пошива одежды, обуви, галантереи: «Швейная машина облегчает, улучшает и ускоряет шитье в десятки раз. Сколько людей она избавила от слепоты, от чахотки, сколько сохранила времени для других работ <…> Всякий, кто будет пользоваться швейной машиной <…>, не перестанет чествовать изобретателя и благодарить его творчество», — отмечал революционную роль этого устройства К.Э.Циолковский1.

Коллекция, собранная в Политехническом музее, — самое большое и единственное систематизированное на всей территории России и стран СНГ собрание, включающее машины бытового, фабрично-ремесленного и промышленного назначений. Она насчитывает более двухсот уникальных швейных машин.

«В области машиностроения мы обязаны ей расширением наших знаний в области технически возможного: только благодаря ей человек придумал такой способ массового производства, который в настоящее время нашел себе применение и во многих других областях техники. <…> Этих фактов уже достаточно, чтобы обеспечить за ней выдающееся место в истории изобретений» — так определила важность швейной машины в ряду технических достижений XIX века энциклопедия «Промышленность и техника»2.

Первой в России швейные машины стала производить в 1866 году фабрика Роберта Вильгельма Геца. Свои машины он представил на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в С.-Петербурге и получил бронзовую медаль, а экспертная комиссия художественно-промышленной выставки 1882 года отметила, что «можно считать фабрикацию швейных машин правильно и прочно установленную в России <…> Успешные результаты, достигнутые Р.Гецом, должны быть рассматриваемы как значительная заслуга относительно русской промышленности <…> Потребна весьма значительная энергия и предприимчивость для того, чтобы решиться бороться с иностранными производителями в этой отрасли промышленности»3. Продавал Р.Гец свои машины только в С.-Петербурге в собственном магазине на Гороховой улице.

Во второй половине XIX века в России существовали многочисленные агентства и торговые дома, которые распространяли на территории Российской империи швейные машины иностранного производства. В коллекции музея представлены машины американских, немецких, английских и французских фирм 1868–1900 годов. Среди них — уникальная машина «Новая»4 системы Эллиса Гоу. Сделана она в С.-Петербурге во второй половине XIX века и является символом рождения в России новой отрасли промышленного — изготовления швейных машин.

Позже, в 1870 году, открылся Торговый Дом Поповых, который быстро занял главенствующие позиции на рынке швейных машин и стал тогда самым известным в России. (Продаваемые там машины получили название «поповка» и «белоручка», из-за белой керамической ручки привода). К двадцатипятилетию основания Торгового Дома была выпущена так называемая «Юбилейная Поповка». В нашей коллекции юбилейная машина представлена изделием немецкой фирмы «Seidel & Naumann»5 с запатентованным дизайном, поскольку к началу ХХ века эта фирма завладела контрольным пакетом акций Торгового Дома Поповых.

Американская фирма «Зингер» начала выпускать швейные машины в России лишь с 1902 года в Подольске. Сначала машины собирались из деталей и узлов, сделанных в Германии и Шотландии, позже их стали производить в России. Ассортимент бытовых и промышленных машин различного назначения, поступавших в продажу, был огромен, и вскоре АО «Компания Зингер» стала монополистом на российском рынке. Выпускались бытовые машины с ручным и ножным приводом, со скромным декором и украшенные ручной резьбой, с патентованными торсионным механизмом подъема-опускания машины в стол и корпусом «бутылочной» формы.

В коллекции музея около тридцати машин «Компании Зингер» различных классов, среди которых две, изготовленные в 1902–1917 годах в Подольске и предназначенные для сапожных работ6. Принадлежали эти машины сапожнику из костромской глубинки, который шил и ремонтировал обувь всей округе. Обе они в рабочем состоянии.

Успеху «Компании Зингер» в России способствовало то, что она продавала машины в кредит. В музее хранится книжка купли-продажи7 — интереснейший, характеризующий эпоху документ, — в которой приведены сведения о месте проживания и социальном статусе покупателя. Каждый покупатель имел поручителя со стабильным заработком. Оплата осуществлялась в рассрочку, помесячно, в книжку вклеивалась марка с суммой погашенного долга. По ним можно проследить, как менялось материальное положение покупателя за счет заработка, получаемого от использования швейной машины.

Популярность фирмы была настолько велика, что постепенно все в России уверились, что именно Зингер изобрел и изготовил швейную машину. На самом деле, это не так: первыми следует назвать имена изобретателей Элиаса Гоу, Джеймса Гиббса и А.Вильсона, благодаря идеям которых последующие инженеры создали совершенные узлы швейных машин, в результате чего сейчас насчитываются тысячи различных классов таких изделий общего и специального назначения.

Элиас Гоу (Elias Howe) первым отказался от воспроизведения в машине принципа ручного шитья, а для получения шва использовал способ переплетения нитей в ткацком станке. Так появился челночный стежок. 10 сентября 1846 года Гоу составил патентную формулу своего принципа таким образом, что последующие производители челночных швейных машин вынуждены были выплачивать деньги не только ему, но и его потомкам. В коллекции музея находится машина изобретателя8, изготовлявшаяся в США фирмой «Howe Machine C°» в период с 1878 по 1883 годы, на которой установлен торговый знак с изображением Э.Гоу и надписью — «ELIAS HOWE J® INVENTOR & MAKER» (изобретатель и конструктор Элиас Гоу).

Хранится в коллекции и самая старая машина двойного челночного стежка системы Виллера и Вильсона9, сделанная в США в конце 60-х – начале 70-х годов XIX века. В этой машине применен вращающийся челнок, а игла имеет специальный изгиб, поскольку игловодитель перемещается вверх-вниз по дуге. Автор большинства ее оригинальных узлов, А.Б.Вильсон, совладелец фирмы «Wheeler & Wilson», запатентовал их в первой половине 1850-х годов. В конце XIX века подобные машины очень ценились благодаря высокому качеству стежка, считаясь лучшими в белошвейных работах. Производились они в США, а по лицензии — в Германии. Именно такую машину американского производства получила в приданое Софья Андреевна, когда выходила замуж за Льва Николаевича Толстого.

Джеймс Гиббс (James E.A.Gibbs) считается изобретателем цепного стежка. В музее имеются три экземпляра швейных машин системы Гиббса различных годов выпуска, в которых применены запатентованные в Америке конструктивные решения изобретателя10. В 1857 году образовалась фирма «Willcox & Gibbs Sewing Machine C°» с центральным офисом в Нью-Йорке, выпускавшая швейные машины по патентам Гиббса.

Все же следует признать, что мировой бум спроса на швейные машины возник благодаря предпринимателю Исааку Зингеру11. Зингер получил ряд патентов на различные узлы швейной машины, однако большинство из них не имели определяющего значения в ее конструкции. Но за счет умелой и качественной рекламы, благодаря тонкому знанию психологии женщин, выпуск швейных машин фирмы «Зингер» с 1851 по 1861 год вырос более чем в 100 раз. Компания первой в мире затратила миллион долларов в год на рекламу продукции, учитывающую временной и этнографический факторы; разработала чрезвычайно удачный дизайн торговой марки фирмы (1860): овальная пластина с челноком-лодочкой, перекрещенными иголками и нитками, переплетенными в виде буквы «S», эта марка встречается даже на швейных машинах середины ХХ века, имеющих совершенно другой челнок; одна из первых ввела в обиход понятие «system» применительно к типу швейной машины.

«Система» определяется совокупностью собственных патентов и приобретенных у других фирм лицензий на конструкции узлов швейной машины данного типа. Машины «system Singer» с челноком-лодочкой открытого типа, перемещающегося возвратно-поступательно, выпускались во многих странах мира, но наибольшей популярностью, начиная с 1860-х годов, они пользовались в Германии, где их производили фирмы «Seidel & Naumann», «Adler», «Pfaff», Durkopp & K°, «Frister & Rossmann» и другие.

В коллекции музея находится одна из первых серийных швейных машин «системы Зингер» мод.112. Эта машина изготовлена в США в 1870-х годах, но типична она и для германских производителей.

Многие русские изобретатели и подданные Российской империи внесли свою лепту в совершенствование швейной машины. Так, швейная машина «Заря», выпущенная в Варшаве в начале ХХ века13, изготовлена с использованием отечественных изобретений.

После 1917 года восстановление в нашей стране промышленного производства швейных машин началось с завода в Подольске. Сначала машины собирались из деталей, оставшихся после национализации АО «Компания Зингер», затем стали делать собственные. В первые годы советской власти предприятия швейной промышленности были объединены в трест «ГОСШВЕЙМАШИНА», — который попутно стал выпускать и иглы для швейных машин. В нашей коллекции символ того времени, — швейная машина14 с эмблемой «КИМ», изображением герба СССР, лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и надписью «Подарок комсомольцев П.М.З. к 14 годовщине Октября — 1000 швейных машин».

К середине ХХ века швейные машины различного назначения выпускались на заводах: Подольский механический (ПМЗ), Тульский оружейный (ТОЗ), Ростовский литейно-механический, Киевский экспериментально-механический, Новосибирский механический, Оршанский швейного машиностроения (ОЗЛМ, «Легмаш»), Полтавский швейного оборудования, Ржевский швейных машин, Харьковский, Московский экспериментальный, а также в некоторых артелях и на небольших заводах. Отдельные образцы хранятся в музее.

Особую роль в коллекции Политехнического музея играет небольшое собрание — всего девять единиц — швейных машин, выпущенных в 1905–1998 годах для детей. Эти машины не просто техническая игрушка, а рабочие устройства, на которых можно было смастерить не только платье для куклы, но и настоящее швейное изделие. Первая в коллекции — машинка, изготовленная в начале ХХ века в Западной Европе15. Перед войной на Подольском заводе для детей была выпущена высококачественная отечественная швейная машина16.

Уникальная машинка17, сделанная из механической точилки для карандашей и деталей бытовой швейной машины мастером Профтехучилища № 1 Семеном Кирилловичем Ященковым, помогала учащимся понять процесс образования цепного стежка.

Это единственное в Москве профтехучилище, выпускавшее специалистов широкого профиля по ремонту швейных машин, закрылось в 1998 году. Старые мастера долгие годы собирали швейные машины различных классов, которые безвозмездно передали в фонд Политехнического музея. К нам часто поступают предложения по передаче в дар швейных машин конца XIX и начала ХХ веков, однако среди них очень редко попадаются машины специального назначения, уникальные экземпляры с патентованными узлами, интересной конструкцией или судьбой, как, например, машина под номером хранения КП 26603. Эту машину в Торговом Доме Ж.Блока в начале ХХ века купил известный московский булочник Дмитрий Иванович Филиппов для сестры своей горничной Анастасии Алексеевны Колесановой, чтобы деревенская девочка смогла получить профессию.

Швейные машины берегли, часто передавали из поколения в поколение, как самую ценную вещь в доме, помощницу, кормилицу, верного друга на «черный день».

Прогресс производства швейных машин привел к тому, что современные машины, изготовленные массовым поточным методом без ручной доводки, без авторской росписи, полностью потеряли индивидуальность, присущую старым образцам. Они никогда не станут «членом семьи», не будут иметь ни истории, ни ауры предыдущих поколений. Современная машина, снабженная программными управляющими устройствами, микропроцессорами и т.д. настолько сложна, что при отказе какого-то узла ремонтировать ее далеко не всегда целесообразно, да и специалистов по ремонту становится все меньше.

Швейные машины Политехнического музея представляют собой не просто коллекцию воплощенных в металл творческих идей изобретателей середины XIX – первой половины ХХ века, но и собрание «одушевленных» предметов, за индивидуальностью которых нередко угадывается драматическая судьба как отдельных людей, так и целых поколений.

 

Примечания

1 Циолковский К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002.

2 Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний. — СПб.: Товарищество «Просвещение», 1904.

3 Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-57828.html. — 12.04.2011.

4 ПМ 26957.

5 ПМ 14801.

6 ПМ 27559, ПМ 27560.

7 ПМ 26070, 28277.

8 ПМ 4849.

9 ПМ 12079.

10 ПМ 4569 — 1868 г, ПМ 13794 — 1872 г. и ПМ 28805 — 1883–1890 гг.

11 Isaak Merrit Singer (1811–1875).

12 ПМ 13627.

13 ПМ 22277.

14 ПМ 21933/1-2.

15 ПМ 18084.

16 ПМ 28079.

17 НФ 034673.

Намоточный узел с изображением сфинкса ручной работы

Намоточный узел с изображением сфинкса ручной работы

В узлах и деталях старых машин преобладало художественное литье

В узлах и деталях старых машин преобладало художественное литье

Детская швейная машина Подольского завода

Детская швейная машина Подольского завода

Уникальная машина «Новая» системы Элиаса Гоу

Уникальная машина «Новая» системы Элиаса Гоу

Швейная машина «Заря», выпущенная в Варшаве в начале ХХ века

Швейная машина «Заря», выпущенная в Варшаве в начале ХХ века

Книжка купли-продажи фирмы «Зингер»

Книжка купли-продажи фирмы «Зингер»

Ручная роспись каждой швейной машины неповторима

Ручная роспись каждой швейной машины неповторима

Эмблема Подольского механического завода

Эмблема Подольского механического завода

Деталь ручной росписи отечественной машины

Деталь ручной росписи отечественной машины

Торговая марка фирмы «Зингер»

Торговая марка фирмы «Зингер»

Фрагмент корпуса машины, приобретенной Д.Филипповым в Торговом доме Ж.Блока

Фрагмент корпуса машины, приобретенной Д.Филипповым в Торговом доме Ж.Блока

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru