Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 99 2011

УБЛЮДОК

Илья Сельвинский

 

Ублюдок

 

(Нимб сонетов)

 

Глава I.

 

1.

Краснел сентябрь. Меж дорог
Ржавели бронзовые листья,
Багряннее и золотистей
Горя по балкам у излог.
Они, звеня, слетали вбок,
Опав в багровые сугробы.
В них рылся рыжеватый бобр,
Ужи переплелись в клубок.
А между сосен моря просинь
И далей сизый кругозор;
Но на заре рябила осень
Туманный матовый простор,
И мертвых водорослей плетья
По берегам тревожил ветер.

 

2.

Порой жужжал в просучьях ветер,
Плыли шары вороньих гнезд;
На мелях птичьих лапок сети,
Камкá и пух резных берез.
О, время виноградных клетей,
И спасских яблок, и отгроз,
И томных горестных соцветий
Поблекших грез… В степи покос
Отжат. И крымские кошницы,
Сползая слитками на спицы,
Рипят1 по пляху на восток.
Горбатый буйвол их повлек,
От пыли сизый, и жижится
В ращеп копыт навозный сок.

 

3.

Обрызганный в закатный сок,
В пески врывался городок
У золотого лукоморья.
И древле бысть — понтийский царь,
Митрид-Евпатор2, в блывах3 моря,
Кобыл жеребых пеня ярь,
Сдёр комоня4 на косогоре —
И се на струж на рысьей скоре5
Орда распялила под жар.
С тех пор ползли тысячелетья,
И кости тавров и авар
Спаялись кровию татар,
И сас6 звенел, кричал базар,
Молились мертвые мечети.

 

4.

Вспылали белые мечети,
Когда на Крым из-за Днепра
Потемкин загремел «ура».
Тогда, схватив лоскутья вретищ,
Татарский хан во весь опор
По алым скалам тигром прыгал,
В солончеках зудел, как дзыга7,
Завязив в ребрах звезды шпор.
И ускакал в гористый бор,
Где скач глушили кучи игол.
А князь Бахчисарай забрал
И ханский меч из серебра
В ландкарте Крыма выслал «Кэтти»
(Тогда любили жесты эти).

 

5.

Как памятник, руины эти
Кой-где доныне остались.
Их черный норд зимою грыз,
Сосал и бриз в истомном лете,
И вековых побоищ быль
Песком запорошила пыль.
Но из нея отрыли вскоре
Митрида лик в тумане моря,
Когда, скосив жестокий дрок,
Гез-лёв8 назвали Евпаторьей.
И тень царя, рекламе вторя,
Биржевикам среди подмог
Пытались, строя санаторий,
Эксплоатировать песок.

 

6.

Дремучий рудяной песок,
Как плáтина, зеленоватый,
Но старо-золотой, как латы,
Когда изийский вихорь жег,
Оплывшей глубью вмиг привлек
Невроз и лень, хандру и шок,
И весь сезон кипел, как кратер,
Внутри столицами разжатый.
Но в октябре, в ветрах неистов,
Он, опустев, глядится вновь
Поселком шумных гимназистов,
Угрюмо-мудрых рыбаков.
И снова муэззина слог
Глотает волн откатный сток.

 

7.

В лиловых мелях влажный сток
Средь красных трав, витых, как вены,
Рождал в разводе пегой пены
Ракушек звездный бережок.
Но их никто не подрывал.
Лишь в корчах белужонок храбрый,
Заброшенный на дюнный вал,
Их втягивал в сухие жабры.
Безлюден пляж. Забиты дачи.
Молчат сквозные жалюзи.
На тэннисной площадке мячик
Разбух под листьями в грязи,
И выл в кабинке старый сеттер,
Которого забыли дети.

 

8.

И в дюнах бронзовые дети
Уже не лепят среди брызг
Песочных замков, и под взвизг
Их море в ямы не развретит —
Теперь все Павлики и Пети
В гранитных корпусах, где скэтинг9,
И елки есть и много киск,
Но где зато и страшный риск,
Что вот-вот спросят междометье
И в чуткой дреме на уроке
Пред ними снова пляж глубокий,
Где сохнет солнышко, где май;
На отмелях морские черти,
И змейной пены водоверти,
И в море полинялый сай10.

 

9.

Октябрь дул. Лоснился сай.
Зверели волны ближних Азий;
И малыши, ругаясь «мразью»,
Чуть зарябится полоса,
Толпились на окне гимназий,
Вопя: «Хамса, хамса, хамса…»
Но рыбы нет. И тускло море.
Ни звука в черном корридоре.
Уроки в классах. Лишь в седьмом
Стыл недогубленный бином —
Там, пропустивши 3 недели,
Был принят новый гимназист;
И проскакал по партам свист:
— «Эге, а это чтó за зелье?!»

 

10.

На синем море свежей зелью11
Косоворотки бичева
Цвела, линяя, как трава.
Но кáк под нею плечи пели,
Как звонко выгненною елью
Холмилась грудь, и голова
На этом изваянном теле
Горела башнею Румелий12.
А в ней заруб короткий носа,
Багровых глаз тугой агат,
И нежный рот, который сжат;
И медный лик распахан оспой,
А наискось по лбу, как спай,
Летел рубец из края в край.

 

11.

Заката золотистый край
Тусклей, чем мех со лба до шеи,
Горящий шлемом Асмодея.
Он рыж, как рысь. Дремуч, как гай.
Но брови гибкие, как змеи,
И взмахи загнутых ресниц
Над вязким взглядом сытых львиц
Истомно сини. Кто он? Что он?
Подстрижен чубчиком, как пай,
Курнос и рыж, но нет, не клоун.
— «Как вас зовут?» — «Георгий Гай!»
(А голос глух, как волчий лай).
И все глядели и глядели,
А он сквозь стекла видел ели.

 

12.

Уж багровел за лесом елей
Осенний день. Уже пески,
Взноздрённые волной с похмелья,
Под изморозью розовели,
Но вдаль по голубой панели
Все спорили ученики,
Будя застывшие отели.
Они толпились и шумели:
«Тяжел как бык» « А грудь!» «А тут?»
«А рожа-то, (не к ночи вспомнить)
Женить его б на нашей Домне»,
— «И задавака». «Просто шут».
«В нем что-то детское» — «Бай-бай».
«Ну, нет — он вождь индейских стай».

 

13.

А над водой гагачьих стай
Кипели голубые крылья.
Но их не видели. Усилья
Постичь весь смысл, весь ад и рай
Чужой тоски, чужих воскрылий
Их мозг расплавом перелили.
Но вдруг вдали за четверть мили
На повороте взвыл трамвай,
Мигнув меж телеграфных свай.
И, взбив дымки лиловой пыли,
Отпрыгнул кто-то на лету,
И двинул к ним. Они галдели.
Алела мгла. И в мясе туч
Продрогнув звезды зазвенели.

 

14.

Отлеты в воздухе звенели.
Вспугнувши их, сопящий буль
Зашлепал по воде в весельи.
Но властный голос крикнул: «Гуль!»
И пес, сифилитичный профиль
К тени смущенно опустив,
Поплелся грузно на призыв,
Двунос, обрублен, бур, как кофе.
Но не заслыша крика: «Halt»13,
Он вновь, царапая асфальт,
Рысцой и почему-то боком
Понес пред кем-то одиноким.
То был Георгий. В зорях гнед,
Он вышел на вечерний свет.

 

15.

И мягко гас усталый свет
Его гранитного обличья,
Когда ватаге гимназичьей
Он [отдал первый свой привет]
— «Я знаю школ святой завет,
Гимназий вековой обычай.
По нем весь класс, шутя, нет-нет,
А новичка на битву кличет.
И вот, чтоб вырвать крепкий мир
Из-под таких топорных фризов,
Вам первый я бросаю вызов
На бой кулачный. И турнир
Да будет свят, как и дуэли
Средневековых цитаделей».

 

16.

У башни древней цитадели
Вступили силачи на бой:
Мамаев, Лебедянь и Стрелиц.
Мамаев с заячьей губой,
С обритой сизой головой,
С глазами узкими, как щели —
Налит и тяжк, как гуннский вой.
Безлик, как поле, был второй;
Таких, как будто бы в сговоре,
Зовут Михайлов иль Григорьев,
А Стрелиц, обрусевший «фон»,
Слащавый, как валет бубен,
Салонный хлыщ и сердцеед,
Он был бы в гвардии корнет.

 

17.

«Зарю»14 грасировал корнет,
Когда в тумане сшиблась пара.
И от гремучего удара
Оглох блистательный валет.
Мамаев брякнул и осекся.
И Юрий выцелил implexus15,
Боксерский выпад, жужж — и вот
Директ в лицо, и хукк в живот16.
За ним и третий, сбитый в кровь,
Под глазом бляхой тер лиловь.
Так. Не в размахе, не в проломе,
Не в тонком знаньи анатомий
Запаян боевой секрет
Богатыря в 17 лет.

 

18.

Тому уж много, много лет,
Как Нахман Гайне, его дед,
Насильно обращенный в выкрест,
В душе же хáсид и антихрист,
Служил царю, как вербовщик.
Он гнал, стегал, ловил и мучил,
Пока не околел на круче,
В степи пробит железом пик.
Сын, Алексей Никитич, в тайне
Переменив на «Гая» — «Гайне»,
Служил поручиком в Москве.
И лишь отца попы отпели —
По всем шантанам на Неве
Заплыло золото без цели.

 

19.

В бреду загубленный без цели,
Он запил, выехал в Тамань,
И с персиянкою под пьянь
Перевенчался. А в апреле
Родился сын Георгий. Так
Из крóвей лютого Кагана,
Пропойцы и иранки рдяной
Был слеплен боевой костяк.
И хоть отец, шатаясь в бар,
Звал с горечью его «Каприз мой»,
Хоть мать, чугунная Хатызма,
Гордилась, видя в нем загар,
Но врыли корни атавизма
По трубам жил свой перегар.

 

20.

Хмелен тяжелый их угар,
Дремуч развив тугих артерий,
Где в черной пене, пене зверя,
Выносит кровь густой удар.
И оттого, когда на берег
Сбегут мальчишки дуться в перья17,
Иль в пуговицы, или в зар18,
Лишь только взвидят меж чинар
Пузана, что так важно катит, —
Сторожевой кричит: «Проклятик»
И вмиг орлянок овода,
И бабки, пуговки, фасоли,
Рассовываясь кто куда,
Уже не взвякивают боле.

 

21.

Так сладки нежащие боли
Руки, уставшей колотить.
Он черной крови ищет сыть,
И в славной богатырской роли,
Что он играл меж этой голи,
Сумел [2 нрзб.]19 излить
Томленья деда. Хором жалоб
К отцу детенышей ведут:
Синяк, подтек и там и тут —
[Буяна] высечь не мешало б!
И капитана мучил грех,
Что сын раст<ет>, как гриб в раздольи.
Но воспитать? Армейский пех
Не мог — не дост<авало> воли.

 

22.

И нет уже той дикой воли
И Жоржик мой в уездной школе
Фиалки сушит меж страниц,
Глотая копья единиц.
Когда б в окне не моря пар,
Скалистый срыв и синий тополь20.
Но тут война. Седой гусар
Был переправлен в Севастополь
Для славной лавы ли, в окопы ль,
Хоть он уже изрядно стар.

 

23

Он был разбит, и слаб, и стар,
Но мира траурный пожар,
Где он, обуглясь, сгинет в поле
Для чьей-нибудь привольной доли,
Его глотнул. Лишь пепл сигар
Да дрожжный запах алкоголя
Хранит угрюмый кабинет,
Окном упершись в минарет.
Сын рос, как все. В пустой гостинной
Бренчал эскизы на пьянино.
Играл с кузинами в крокет,
Зимой носил морские блузки,
Ругался с бонной по-французски
И в лоске гас наследный бред.

 

24.

Кто знает этот серный бред,
Что испаряют камни улиц?
Их гам, реклама, едкий свет,
Плакаты цирковых карет,
Гротеск дешовый и пачули
Кого в себя не затянули?
И Жорж, почти вися на стуле,
Глотал запоем винегрет
Из Поль де Кока, Пинкертона,
Вербицкой и «Сатирикона»,
И отпросясь в иллюзион,
Шел в фарсы смаковать постели,
Взвих кружев, пену панталон
И тел очерченную прелесть.

 

25.

Но есть ли в жизни смысл и прелесть,
Для отроков больной вопрос
Его не мучил. Он и рос
И развивался поздно. Еле
Он постигал сонеты Шелли,
И лишь насвистывал под нос
Бравур шантанных ретурнелей.
И вдруг однажды видел он
Наивный гимназичий сон
О том, что 2 х 2 = 1;
И сон вошел в него, как клин,
Разливши философский бред,
Оставивший глубокий след.

 

26

Не нужно ли, чтоб стерся след
Математичного виденья,
Когда, сквозь это измышленье
Мир21 — сон его, и он, поэт,
Он только клеточка без воли
В плену у ветра, света, солей.
То не был романтичный Шеллинг,
Чей быт есть греза, мир есть миф.
Нет, Гая бред хрипел, как тиф,
Как смерчей желчные метели.
Ага! Он кукла неких Див!
И вот, на зло, плюсна и гриф22
Не одного бойца загрели
За то, что стаяли синели.

 

27.

А дали таяли в синели23,
Из туч лиловый город рос.
Поблекло небо. И синели
Созвездья россыпями рос.
Над выгибью песчаных кос
Арктур дышал в лицо Капелле;
Полет орла был мощно-кос,
И в католической капелле
На черни алого стекла
Звезда царапинкой стекла.
Но океан в китайской туши —
Он к темным дюнам вязко лип,
Купален выпирая туши
На тропы насажденных лип.

 

28.

И Гай бродил в аллеях лип,
А дни, ослизлые, как студни,
Равняя ямы с грудой глыб,
Завязли на болотах будней,
И все анналы школьных стен
Сопровождал тупой рефрен:
— «Аврамов, Бат, Батуев, Беллий,
Богатырев, Бобров, Бухон,
Гагарин, Гай, Каховский, Келлер...»
И так до болта24 «Якобсон»,
А там урок, тоска и стон,
В казармах залы, меж туннелей
Тупых милютинских25 колонн,
Сплошь выписанных испокон
Бесстыдной схемою мамзелей.

 

29.

Встречая уличных мамзелей
С лицом раскрашенных икон
В нарядах, сшитых по модели
Еще столыпинских времен,
Не смея им отдать поклон,
Бросали лепестки камелий —
Ведь девки породнить успели
Весь гимназичий пансион.
И мальчики в истоме блуда
У них теряли книжки грудой,
Вдыхая проституток хрип.
А утром вновь за сканды26 метра,
За формулы тригонометрий
И за преображенья рыб.

 

30

С глазами выпростанных рыб
Писали сочиненья рьянно;
И слог, трескучий и туманный,
Царапал перьев ржавый скрип
На темы: «Веянья романа
«Отцы и дети» иль «Татьяна
Как идеальный женский тип».
Там, на Неве, повстанцев стоны
Обрушили Россию дыб,
И дабы слиться все могли б,
Кровавый ветер гимны грянул —
Но в Крым за степовую ссыпь
Дошли лишь бухи барабана
Оркестра, что в ветрах осип.

 

31

Там орудийный парк осип,
Рыкая на кровавой жатве;
Уж немец Киев перешиб,
Уж вился стяг Кронштадта, Латвий,
Азербейджана, Польш и Литв,
Хлебясь от черной крови битв.
А Крым, позевывая жил,
По школам мелочно карая
Лентяев, кто не зазубрил
Губерний Вислянского Края.
Какая скука...
Школьный клуб
Гай не любил — их лидер глуп,
Он подражая Церетелли27,
Все с пафосом дешовым мелет.

 

32.

И вспомнил он зигзаги мелей,
И к ним однажды ясным днем
Шел в серо-голубой шинели
В фуражке с лаковым ремнем,
Что по-кавалерийски óдуг
Обвил суровый подбородок.
Он грузно брел. И вдруг заметил
В пружинном выпихе песка
Изящный оттиск каблучка,
За ним другой, а дальше третий.
Их пены слизывала зыбь,
Но Гай успел уж догадаться,
Что девушка — ей лет 17,
Прошла туда, где выла выпь.

 

33.

Тогда гудела где-то выпь...
И Гай по влажи следа ломкой
Обдумал каждый ввал и вгиб
Неосязанной незнакомки:
След четок — значит голос громкий;
Она безвольна (в туфле всхлип),
Но и капризна (левый шип
Отбит неправильной каемкой).
Так. Милые мои кружки.
Он любит это ожерелье
Прелестных оттисков. Ужели
Та не прекрасна, чьи слежки
Опарой, солнечной, как гелий,
В морской лилови томно прели.

 

34.

Уж пахло Пасхой. В вешней прели
Косые щурики28 свистели,
Плыли лиловые грачи,
И ошалелые ручьи
В растопе солнца из оттая,
Как пульсы бьют
И там, и тут,
В камнях ворча и вслух глотая.
И, блеща ободами руд,
Колоколов литая стая
Свозь перегам
И перегуд
Весенним дням
Поют — поют.
И засветилось сердце Гая
Об этот безуханный март,
О след, приведший в тень мансард.

 

35.

Она стояла у мансард
В манто, распахнутом кокеткой,
Туманно-красном с бурой клеткой,
С воротником Marie-Stuarte29.
Ея ресницы треугольны,
Как ассирийцев письмена.
Виски по-английски она
К глазам зачесывала вольно,
И оттеняли синий чуб
Заливы ее спелых губ.
По-детски сморщив легкий лоб,
Она глядит на путы троп,
Где светились в парнóм тумане30
Святые пахари — поляне.

 

36.

На незапаханной поляне
Дохлятину свалила смерть
Одром гангреновых развалин.
И на разлившуюся смердь
Малиновый низринул ворон
И вырвал желтую голень.
Но синяя скользнула тень —
То галк жужнул с креста собора,
И, врывшись в выбухшую лошадь,
Еловой шишкою взъерошить
Успевши перья, — вор и гость
Тащили друг у друга кость.
И долго бился с бардом бард,
Картавью оглашая старт.

 

37

И Гай вступил на конский старт,
Как андерсенский королевич;
И птицы взмыли на деревья,
Угрюмо притушив азарт.
А Гай сказал, что конь не стар —
По шлёпи губ ему так... с девять… —
И замолчал. Дыша, как в бег.
Молчали, медленно алея
Златым лицом, ушами, шеей,
Не поднимая смуглых век.
Вдохнул по-детски. Будто труд,
Истомно изогнулся в стане:
«Жорж Гай — вот так меня зовут.
А вас?» — « Я — Лиза Обояни».

 

38

В ея святое обоянье
Безгрешной девушки в мечтаньи
О катафальном серебре
Вливался вкус каштанной пряни
И эль парижских кабарэ.
Не латный рыцарь на горе
Под солнцем панцыря из граней,
Ей сердце терпкое изранит.
О, нет! Увы… Ея роман
Изысканный эротоман
С лицом в измученной прогари —
Недаром же его порок
Сердец засýшенных гербарий
В портфеле опыта берег.

 

39.

А Гай и сердца не сберег —
Он обронил его у ног…
Что ж Лиза? Да плясала, пела —
Ей не было до него дела31.
Но все ж он не был ей чужим,
Он был ея ручной, ну… зубр.
И стиснув голубые зубы,
Курила capstin32 вместе с ним;
Напитанный духами дым
Из губ ему ввевая в губы.
А он, из губ вскормленный голубь,
Уста тянул, как в алый жолоб —
И сердце хлебно-винный ток,
Едва расплавив свой восток.

 

40.

Едва расплавив свой восток,
Роняя капли, вырез лунный
Слегка дымил. Но Гая жег
Его зеленый холодок.
Он с Лизой выбегал за дюны
И в жарком шопоте звеня:
— «Вы любите ль в луне лагуны?»,
А думал — «Любишь ли меня?»
Когда ж, скользнув по гладям слитым,
Она, скучая, скажет «да» —
О, как дробит свой медный ритм
По пульсам рдяная руда,
И как тогда любви виденья
Сгоняют траурные тени.

 

41.

Он опьянялся даже тенью
Ея изящного манто.
Он говорил… И все не то,
Не то, не то… И в легкой смене
Он дни калечил в исступленьи,
Ловя лишь отблеск золотой.
Он ветру в ухо из каприза,
Как песню, петь бессменно мог
Лишь имя — «Лиза, Лиза, Лиза»;
И в классе, под сухой урок,
Писал на парте вязью сизой —
Луиза, Лисавет, Элиза —
Вверх, вниз и вдоль и поперек...
И вдруг: « Гай! Объясните ток».

 

42.

В нем бился исступленный ток
На гимназическом концерте,
Когда Каховский иль Роберти,
Пачулями намуслив кок,
С ней разгов<ор>-полунамек
Сплетали — о любви и смерти.
Там были Тик, Новалис, Блок,
А он хотел вскричать: « Не верьте!»
А мерный вальс, качаясь в лени,
Тягуче стонет. Юрий в сени —
Горжеткою перевито,
Пропахнув в золотой вербене,
Повисло красное манто
Его магнит, его злой гений.

 

43.

В нем зарождался буйный гений,
Но здесь, в проулке меж пальто,
Ротонд и шуб — к ея манто,
Налитый горечью томлений,
Глотая слезы, он припал,
Целуя пуговиц опал.
Вернулся в зал, совсем по-детски
Вздыхая судорожным ртом.
И видел — с Лизою вдвоем
Танцует лейтенант немецкий.
Он вновь к манто. В одно мгновенье
Ссек пуговицы — и в клозет
Их побросал, как горсть монет,
И с ними все свои томленья.

 

44.

И горечь вековых томлений
Не завела шарманкой стон,
Когда он видел в бальной пене
У ног, затянутых в шиффон,
Его противные голени
В багровой коже, в шпорной звени.
Нет! Буйный, в сумашедшей хмели
Он круто к вешалкам ушел
И в полы меховой шинели
Разлил селедочный рассол.
Вот то-то псы вздерутся вклок
За сладость хоть совсем немножко,
Закинув над шинелью ножку,
Ее побрызгать. Он пророк!

 

45.

Он проклинает, как пророк,
Он видит лейтенанта славу:
Хи-хи! Вздыбившейся оравой
За ним дворняга, шпиц, бульдог,
Еще дворняжка, такс и дог,
Хлебясь и рявкая октавой,
И в сваре скаля зев кровавый,
На солонь правят свой наскок,
Как бы за сукой, да! за сукой!..
Так. Немец-перец-колбаса!..
Любовь не зори, не роса,
Но мука, вв... какая мука!
И если хочешь воли, пленник,
Ты в медь впаяй свои колени.

 

46

Он опускался на колени
И бил поклон у Царских Врат!
И мутным золотом оклад
Егорья в лике из корений
И в плесени серебрых лат
Мерцал и таял. И моленью
Цветные стекла тлели в лад.
И две старушки — богомолки,
Одна под тальмой и в наколке,
Другая в вязанном платке,
Вздыхали скорбно в уголке:
— «А гимназист-то». — «Эвва, врезал!
Знать матушка, помилуй Бог,
Преставилася». — «Ох, болезной,
Поди от горя и снемог!»

 

47.

Он весь от страсти изнемог,
А страсть ширяла все раздольней.
И на заре на колокольню
Он поднимался в грохте ног.
Там подогнув пробалок боры,
В прокатах отгибая город
— Меднел тыщепудовый шлем.
И Дрон, звонарь, юродив, нем,
Канат отвязывая споро,
Швырял конец, мыча «Ме-мем!»
И мощно разведя плечами,
Гай вытянется — и налег —
И медный бам лицо обжег,
Зажал виски, зазвякал в храме.

 

48

Так на заре в огромном храме
Гудел Георгий. Гром колол
Стальными иглами и цвел,
Раскачиваясь, в гулкой гамме,
И прах и сор, встопорщив, к яме
В пролеты башни дыхом мел.
А голуби, слетев с карниза,
Плыли назад, — их гуд отнес.
Бам! Бам! Бам! Лиза — Лиза — Лиза…
И красное манто, как ризы,
В расплаве воспаленных грез.
Он видел все: как ястреб снизил,
Как плакал Дрон, но медный рев
Его обвеял ложью снов.

 

49.

В виденьях воспаленных снов
Он богатырь. Колокол в греми33
Помятый вхлобучит, как шлемя,
Жеребцом премахнет ров.
Гой, степи! Могильные степи!
Жальников чобр34. Море зари
Сберите в гробе ссохший пепел,
Панцырные богатыри.
Голубеет с кургана терем.
А земля-то в рубцах подков.
Венед и тáур и скиф и словь
Пропорскают зверем, гой зверем.
Гой, степь! Стервятникам по перьям,
Расклюет он стаю, суров35.

 

50.

Кликушей, угрюм и суров,
Витязь глянет в очи царевне.
Где он видал этот лик древний,
Этот лик, древний, как седь сов!?
В тайге лопочет ручеек,
На дне в нем плюшевые травы.
Он тихую наметит заводь,
Глаза царевны вроет в лог.
И вмякнув в мох, чтобы испить,
Беременные оленихи
На дне увидят образ тихий;
И как придет пора родить —
Всех родят с лизьими глазами.
О, грезы под колоколами!

 

51.

Командуя колоколами,
Он понял — время, наконец,
Иль срезать вервие сердец,
Иль их связать двумя узлами.
И на балконе, лишь луна
Под бриз, иодист и рассолов,
Рекой зеленоватых олов
В заливе вырвалась со дна —
Он ринул: «Мне 17 лет,
Я выжимаю по два пуда.
Не рыцарь я и не поэт,
Но я люблю Вас». — «Да?! Я буду
Мозгóм оценивать любовь».
Он встал, обижен до краёв.

 

52

И, спрыгнувши с тугих краев,
Перил чугунного балкона,
Он прянул вниз. Олёг без стона…
А наверху взвизжал засов.
Так. Рухнула. Без громких слов,
Без театральных мим и тона.
Но гулкий колокольный зов
В нем звал: «Мадонна, о, Мадонна».
Цыц! Попрошайка ты и тля:
Коль сердце срыто — из-железа
Мы туго завинтим протезу.
Он встал. И «Л-О» вензеля
На щебень у зеленых скамий
Впипикал зыбкими ветвями.

 

30/IV 921

 

 

Глава II.

 

1.

В проспектах норд гудел ветвями
Асфальтом залитых грабин36.
И цокал дождь. И мокрый камень
До глуби отражал мазками
Граниты зданий, лед витрин,
Алмаз и жемчуг и рубин,
Что били в хроматичной гамме
Галошам мчащихся машин.
Огни цветили. От опоя
Домов афишные обои
Ослизли дрябло меж окон.
Сек дождь. И рвотою тяжелой
Блевал оскалившийся жолоб,
Водою верхом опоен.

 

2.

Морским туманом напоен
Ощерил в мороси лохматой
Баллоны фонарей театр.
И в хрипе «Бенцы» и «Fiat’ы»,
Разбрызгав грязь, со всех сторон
Стремят, опучеглазясь, гон.
И ката яркий император,
Литой трамвай под нервный звон
Трясет слинявшие плакаты:
«Конъяк Шустова», «Чемпион
Иван Поддубный», «Кино», «Слон» —
И, вымыв лаковые латы,
Отбрасывая красный тон,
По саблям рельс провоет он.

 

3.

На миг покрыл жужжаньем он
Шум улиц. Но под синей сеткой
Рысак отбрякнет в перегон
Свой цокот музыкально-редкий;
Навстречу просмердит обоз
Ассенизационых бочек —
И снова, воя и стрекоча,
Пойдет механика колес.
И небо щупают лучи
Из маяка, кафе и цирка —
Со степи город в черной дырке
Проваливается в ночи,
И лишь излучий плавкий пламень
Короной пыжит над домами.

 

4.

Шум моря в улках меж домами,
Где в мокрой гáванной тиши
Пикассовские апаши37
Скользят сутулыми «котами».
Шум моря здесь, и ветер южный,
Татуировка, якоря,
Арбузы с солью, драки зря,
И кабачок, и крепкий нужник.
И вечером, под пилик тонкий
Топочет «Яблочко» матрос.
И гавани мясистый плес
Лилово-сиз, как селезенка,
В глухом пару, чем дышит в сон
Багрово-черный небосклон.

 

5.

Туман дышал. Но неба склон
Раздавлен глыбами казарм.
Угас за переулком старым
Японский солнечный дракон.
Предместье. Стены. Здесь милльон
Циничных надписей засеян —
И «Бей жидов — спасай Рассею»,
И шарж на Троцкого и трон.
Все благородное и хамье,
Что в матушке-Москве за миг
Осмерчилось в хлебящкий взвих, —
На юге шло в Одессе-маме.
Но хмель плакатов боевых
Напрасно хлещет кровь и пламя.

 

6.

Лимонно-золотое пламя
Разлили лампочки в кафе.
Здесь сизы скатерти. Здесь Даме
Манто набросят голиффе;
Здесь демона облитый фрак
Истомно обнимает ангел;
И оба, изгибаясь в такт,
Томительный танцуют танго:
— «В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Где женщины, как на картине —
Там Джо влюбился в Кло…»38
И он,
Дремучий город средь пустыни,
В веселье пьяно погружен.

 

7.

Гасит, в туманы погружен,
Он яды мыслей и предчувствий,
Его бездумье испокон
Клюет лишь биржевой канон.
Что Русь ему? В гранитный бруствер
Свою культуру впрятал он.
Свой темп и тип, и свой жаргон,
Свои законы и искусство.
Тайга чукчей, абреков горы,
С Москвой кадили больше месс,
Чем этот непокорный город
Горячих женщин и небес.
И не развеять эту память
Ни пушками, ни корпусами.

 

8.

За заводскими корпусами
Буденной конницей огруз;
Григорьев-вор в увалах муз
Зализывая язвы, замер.
Петлюра с дикими ордами
Гадает по зерновью бус —
А в Дерибасовской француз
Трехцветное развеял знамя.
Братаясь с Цацкиными яро
Пьют Тартарены до утра,
Но, сжав глухие шпайера,
Их манят хипесников шмары39
В свой страшный воровской кабак,
Тот, что у мола, где маяк.

 

9.

В откосе высился маяк,
За ним из разноцветных латок
Фонарь навесил на косяк
Притон «Зеленых Чертеняток».
Там воздух густ, там хохот краток,
И глух стаканов тусклый звяк.
На стойке в желтом граммофоне
О Ленском Собинов поет,
И разухабистый «матлёт»40
Визжат для полупьяных Сонек
Зеленые меха гармоник.
А старый «дядя Живоглот»,
Хозяин кабачка свой «Сонник»
Слюнит перстом в корявом склоне.

 

10.

Он прочно оперся на склоне
Под маяком. Его вино,
Как море, крепкое, давно
Из гавани к ним толпы гонит.
И пьют матросы, рыбаки,
Солдаты, шлюхи, сутенеры,
Поэты, сыщики и воры,
Судохозяева, дьяки,
Борцы, студенты, босяки,
И террористы и актеры.
И тянут цепкое вино,
Сквозь дым гася в стаканном звоне
Сознание, пока оно
В мишурных грезах не затонет.

 

11.

Отбившись в Бухтяном затоне,
Нырял маяк. И синий блик
Лизнул в окне печальный лик
Поэта с обликом мадоньим.
Его зеркальные глаза
Сияли на далекий север,
И алых губ рисунок девий
В дыхании шептал «Za-Za».
На нем изящный макинтош
Гамаши, смокинг и перчатки
На столике тетрадь с облаткой
В бюваре из змеиных кож.
Он бредил, но забрел в кабак
Хоть дома и просили: «Сляг».

 

12.

Пред ним краснел соленый сляк
Кружков от донышка стакана.
Он ногтем кровь сотерных влаг41
Мечтая разводил на лак
Клеенки столика. И пьяно
Гудел табачный полумрак.
И вдруг записка на картонке:
— «Collega! Женственный и тонкий,
Одетый, как Victor Françain42,
Зачем Вы здесь, средь этих стен?
Ведь Вас ощиплют, как цыпленка
Итак, допейте свой абсент
Я Вас укрою от погони
И дело в шляпе. Есть?
Студент.

 

P.S. Быстрей, не то в полоне».

 

13.

И в грязево-лимонном лоне
Они пошли. Он глянул вкось:
На том тужурка техноложья43
Наброшенная у дверей,
И ноздри жерлила над ней
Великолепнейшая рожа.
Студент был рыж, ряб и курнос,
Но выпаян, как римский конник,
Он шел бесшумно, словно рысь,
Мурлыча басом Gaudeamus.
Теперь они всходили ввысь.
Он то бросал: «Синьор, здесь яма-с»,
То, прыгнув в черный буерак,
Тащил коллегу из коряг.

 

 

Комментарии

1 Рипеть — скрипеть.

2 Митридат VI Евпатор; правил в 12163 гг. до н. э.

3 Скорее всего, неологизм, обыгрывающий слова «плыть» и «глыбы».

4 Комонь — конь (др.-рус.; укр.).

5 Скора — шкура (устар.).

6 Сас (саз) — струнный щипковый инструмент, распространенный у народов Западной Азии (турков, азербайджанцев, армян и др.) и Северного Кавказа.

7 Дзыга — вертушка (южн.).

8 Евпатория с 1475 по 1784 год называлась Кезлевом, или Гёзлевом (в русифицированном варианте названия — Козлов).

9 Скэтинг — принятое в 1910-х гг. название катка.

10 Сай — галька, галечные наносы.

11 Зеленью.

12 Румелией называли европейское владение Османской империи.

13 Стой! (нем.)

14 Здесь имеется в виду зоря — сигнал к утреннему и вечернего сбору в армии.

15 Солнечное сплетение (implexus — лат. «сплетение»).

16 Директ и хук — удары в боксе.

17 Дуться в перья — играть в ножички.

18 Зар — игральный кубик.

19 Два зачеркнутых слова автор ничем не заменил.

20 Сонет неполный — не хватает второго катрена.

21 В рукописи использована дореформенная орфография: Мiр, указывающая, что слово употреблено здесь в значении «вселенная».

22 Плюсна и гриф — здесь, видимо, ступня и палка.

23 В последней строке 26-го сонета и первой 27-го используются омонимы: в первом употреблении синель — сирень (нар., искаж.), во втором — синева.

24 До болта — здесь, видимо, означает «до последней строки в списке».

25 Нарицательное использование имени Д.А. Милютина, с которым связана военная реформа (в частности реформа военного образования), проведенная при Александре II.

26 Сканды — от скандировать, отчетливо произносить слоги, которые должны быть ударными согласно схеме метра (размера) стиха.

27 Ираклий Церетелли (1881–1959) видный деятель партии меньшевиков.

28 Щурик береговая ласточка (укр.).

29 Кружевной воротник на проволочном каркасе.

30 По-видимому, сознательно введенный перебой ритма — в первоначальном варианте строки: Где светятся в парнóм тумане — размер соблюден.

31 Скорее всего, строка не доработана. Но возможен и сознательно допущенный перебой ритма.

32 Capstan — марка британских сигарет без фильтра.

33 Следует читать с обычными русскими ударениями. Весь сонет построен на сложных нарушениях размера с сильной хореической тенденцией.

34 Жальник — могила, кладбище; чобр — чабер (пряная трава).

35 Намеренное нарушение размера, как и в следующей строфе.

36 Грабина — белый бук.

37 Апаш — хулиган, бандит.

38 Первые строки знаменитой песни «Последнее танго», которую исполняла Иза Кремер, известная певица начала ХХ века.

39 Слова воровского жаргона: шпайер — револьвер; хипесник — сутенер, вор, обкрадывающий посетителей проститутки при ее участии; шмара — любовница вора, проститутка.

40 Матлёт (от фр. matelot — «матрос») — матросский танец и музыка к нему.

41 Сотерн — сорт белого вина.

42 Возможно, здесь идет речь о Викторе Франсене (Victor Francen; 1888–1977), актере бельгийского происхождения, прославившемся в французском и голливудском кинематографе. Однако первый фильм с его участием вышел в 1921 г.

43 По-видимому, речь идет о форме студента технологического факультета Киевского политехнического института. Три политехнических института, созданных по инициативе С.Ю.Витте в Петербурге, Киеве и Варшаве, не входили в систему Министерства народного просвещения, что давало студентам и преподавателям несколько большую свободу.

 

Подготовка текста и комментарии А.С.Красниковой

Илья Сельвинский. 1921

Илья Сельвинский. 1921

Евпаторийская набережная

Евпаторийская набережная

Сельвинский — борец в цирке под именем Лурих III — сын Луриха I (подпись под фотографией рукой И.Сельвинского). 1920

Сельвинский — борец в цирке под именем Лурих III — сын Луриха I (подпись под фотографией рукой И.Сельвинского). 1920

Илья Сельвинский. 1923

Илья Сельвинский. 1923

Евпаторийский пляж

Евпаторийский пляж

Евпатория. Собор Николая Чудотворца

Евпатория. Собор Николая Чудотворца

Сельвинский в Коктебеле. 1931

Сельвинский в Коктебеле. 1931

И.Л.Сельвинский с дочерьми Цецилией и Татьяной в московской квартире. 1930-е годы. Над диваном — картина А.Тышлера

И.Л.Сельвинский с дочерьми Цецилией и Татьяной в московской квартире. 1930-е годы. Над диваном — картина А.Тышлера

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru