Галерея журнала «Наше наследие»
Александр Рюмин
Диалог со своим временем
Графический дизайн, если воспринимать его сквозь призму
искусства, — область деятельности с неисчерпаемыми возможностями самореализации
художника. Начиная с лаконичных фирменных знаков, графически артикулированных и
образно осмысленных, роднящих их с произведениями минималистского искусства, и
заканчивая сложносочиненными композициями, своеобразными иконостасами больших
общественных пространств и улиц современного города, стилистически
провокационных, как объекты актуального искусства, — все это источник для
аналитического умозрения, метафорических вымыслов и усовершенствования
профессиональных знаний и умений. И все это, конечно же, испытание на
художническую востребованность, значимость, способность быть в диалоге со своим
временем, культурной традицией, формирующей неслучайное будущее. Эти черты, мне
кажется, присущи многим работам дизайнера нового поколения Александра Васина.
В разветвленном родословном древе Васиных многие связаны
узами графического искусства и прикладного в том числе. Его дед Александр
Андреевич Васин, полный его тезка, был блистательным рисовальщиком и художником
книги эпохи «шестидесятников». Становление Васина-младшего произошло
стремительно. Учеба в Университете печати у профессора А.Б.Коноплева, работа в
издательском доме «Коммерсантъ» в пору его расцвета под руководством известного
мастера дизайна А.Ю.Гусева — сначала вторым дизайнером, затем главным
художником журнала «iOne». И, наконец, free-lance со своей устоявшейся
репутацией и заказчиками, которые доверяют его раскрепощенным творческим
исканиям и в конечном счете результатам, зачастую непредсказуемым. Сегодня
А.Васин успешно сочетает работу свободного художника с преподаванием в
alma-mater, помогая уже своим ученикам освоить профессию дизайнера.
Александр Васин — художник парадоксального мышления. Стоит
посмотреть его ироничные гротескные формулы-рисунки, на протяжении ряда лет
регулярно публиковавшиеся в таких изданиях, как «Столичная вечерняя газета», «Элитный
персонал», «Бизнес», «Секрет фирмы», «Норильский никель», «РЦБ», «Коммерсантъ.
Власть», «Hello! Icons», чтобы оценить артистизм намеренно огрубленной манеры,
подобной граффити или лубку. Бойкие, как фольклорные интонации,
разоблачительные, как частушка, выразительные, как уличное сленговое словцо, в
них тем не менее просматривается логика определенной художественной системы,
подобной обэриутовской. Эти васинские графические миниатюры вполне вписываются
в ряд образцов современной смеховой культуры.
Актуальность дизайна А.Васина видится в умении сочетать
новаторство с архаикой, классическую стройность с ритмическими конфигурациями
конструктивизма, соединять рафинированный эстетизм с графическим языком,
происходящим из «низовой» культуры. Он свободно оперирует поверхностью листа
любого формата, пространственной структурой книги, буклета, календаря,
концертной программки, превращая типографику в увлекательное драматургическое
действо и находя свежие, небанальные дизайнерские эквиваленты материалам, поддающимся
не каждому. Например, перевод музыкального сочинения в
пространственно-графическую композицию.
В книге Артема Варгафтика «Партитуры тоже не горят»
авторская интерпретация событий подсказала художнику остроумную игру масштабами
изображаемого, композиционными смещениями, графическими наложениями.
Многочисленные прижизненные портреты композиторов, героев повествования,
инициальные буквы, фразеологические акценты, контрастные линейки и
подчеркивания варьируются разнообразно, не повторяясь ни в одном из структурных
узлов книги. «Рихард Вагнер: еще раз о “грязных технологиях”». «Франц Иозеф
Гайдн: господин стандарт». «Георг Фридрих Гендель: госзаказ и шоу-бизнес». Вот
лишь три из девятнадцати взятые подряд названия глав, характеризующие это
издание.
Вообще музыка (от добаховской до Мартынова) в самых разных
ее инструментовках и само звукоизвлечение — важнейшие составляющие мироощущения
художника А.Васина. Тактильное прикосновение к звуку через инструмент, а он,
кажется, сможет играть на любом из них (во всяком случае, гитара, труба,
барабан и аккордеон есть в его арсенале), способность воспринимать музыку очень
разную и по времени создания и по звуковому строю, дают ему возможность
трансформировать ее в запоминающиеся образы дизайна. Этому во многом способствует
его многолетнее продуктивное сотрудничество, переросшее в дружбу, с Мишей
Рахлевским, руководителем камерного оркестра «Kremlin». Помню поразившую меня
когда-то условно-документальной вещественностью первую работу А.Васина,
сделанную для исполнения музыкантами М.Рахлевского гайдновских «7 последних
слов Христа». Большой четырехгранный кованый гвоздь, найденный художником
согнутым в виде семерки в одном из разрушенных монастырей, и аккомпанирующий
ему на черном фоне антиквенный шрифт — таков был концепт графического
оформления.
Дизайн для Александра Васина, как я это понимаю, не только
работа у компьютера, которым он владеет виртуозно, но полнокровный образ жизни.
Визуальная организация пространства, коллизия переплетения в нем различных
материальных слоев, сопряжение человека с окружающим многомерным информационным
потоком — вербальным, вещным, звуковым, — вот темы, которые четко обозначены в
его интерактивном проекте «Пятая точка», придуманном первоначально для
сотоварищей по профессии, ведущих сидячий образ жизни. Это целенаправленные
велосипедные маршруты, где динамика движения неотделима от зрительных
впечатлений и реального ощущения не умозрительной, а живой сегодняшней среды
обитания: величественной в своей светотеневой лепке пространства в ранние утренние
часы, когда она словно очищена от будничной городской мишуры; курьезной в своих
нередко безграмотных нелепых нагромождениях визуальных символов и знаков;
трагичной в следах безвозвратного разрушения сложившегося
культурно-исторического контекста; ностальгически печальной в своей кричащей
немоте, обращенной к тем, кто способен считывать информационный посыл
быстротекущего времени российских реалий XXI века. Эта
художественно-документальная фиксация взаимоотношений человека и среды
обитания, схваченная фотообъективом, выложена на сайте Александра Васина
www.vasin.ru.
Линия отечественного дизайна, начатая Малевичем, Лисицким,
Родченко, Телингатером, Фаворским и подхваченная спустя полвека Акоповым,
Аникстом, Жуковым, Трофимовым, Калининым, а затем и их более молодыми
коллегами, например Чайкой и Гуровичем, продолжается сегодня и в деятельности
дизайнеров нового поколения. Александр Васин — из их числа. В его творчестве
хочется акцентировать одно важное качество. Он наделен даром такого чуткого
мировосприятия, которое Блок называл единым музыкальным напором.