Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 98 2011

«POPOFF & CO»

 

Виктор Файбисович

 

Коллекция галереи — в Эрмитаже!

 

В сентябре 2009 года на арт-рынке разразилась сенсация: аукционный дом Christie’s опубликовал два каталога, содержащие сведения о выставляемой на торги коллекции знаменитой парижской антикварной фирмы «Galerie Popoff et Co».

Эта галерея была основана в Париже в 1920 году Александром Александровичем Поповым (1880–1964). «Родившийся в 1885 году в Твери, он впитал идеалы русского Серебряного века, — свидетельствует преемник Попова г-н Морис Барюш. — В том числе и увлечение культурой столетия “от Петра до Павла”, которая стала одним из главных открытий тех лет. <…> Как многие эмигранты первой волны, Александр Попов видел свое предназначение в спасении духовных и культурных ценностей России, разрушенных революцией. Кадровый офицер, участник Первой мировой войны, в 1919 году он переселился во Францию и в 1920 году открыл в Париже антикварный магазин»1.

На дошедшей до нас фотографии, исполненной около 1925 года, Александр Попов запечатлен в походной форме, опирающимся на трость, с аннинским, «За храбрость», клычем Уральской сотни Л.-гв. Сводно-Казачьего полка на поясной портупее2; наброшенная на плечи шинель позволяет рассмотреть на его безукоризненном обер-офицерском мундире с аксельбантом знаки орденов св. Анны второго класса, св. Анны третьего класса с мечами и бантом, св. Станислава второй степени, св. Станислава третьей степени с бантом и несколько медалей. Единственный диссонанс в этот образ военного щеголя вносит совершенно чеховское пенсне…

Благодаря широким художественным увлечениям Александра Попова его парижская галерея превратилась в некий клуб любителей искусств из среды эмигрантов; к кругу ее посетителей принадлежало целое созвездие громких имен: Александр Бенуа, Сергей Чехонин, Савелий Сорин, Юрий Анненков, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Федор Шаляпин, Константин Коровин, Серж Лифарь, Дмитрий Бушен, Сергей Эрнст, Наталья Гончарова… Непререкаемый авторитет эксперта и связи в элитарных эмигрантских кругах обеспечили Александру Попову первенство среди антикваров, промышляющих произведениями русского искусства. Его коллекции пополнялись шедеврами из собраний князей Салтыковых, Долгоруких, Белосельских-Белозерских, Орлова и герцога Лейхтенбергского; к концу жизни он сделался обладателем настоящей сокровищницы русского искусства.

После смерти А.А.Попова галерея сохранила на вывеске имя ее основателя и именовалась «Galerie Popoff et Co», хотя впоследствии права на нее перешли к фирме «Pearly Gates». Во главе галереи в последние десятилетия стоял г-н Морис Барюш, достойный преемник Александра Попова, внесший огромный вклад в дело изучения и популяризации шедевров его собрания: главные коллекции поповской галереи опубликованы в великолепных альбомах «Русские акварельные портреты» (Париж, 1994) и «Шедевры русского фарфора XVIII века» (М., 2009).

«Галерея А.Попов и Ко», более полувека располагавшаяся на rue du Faubourg St. Honore, 86, в буквальном смысле слова напротив Елисейского дворца, встречала свое девяностолетие, когда кризис подкосил и ее; знаменитому поповскому собранию предстояло разойтись по рукам с молотка...

Торги должны были состояться в Лондоне 12 и 13 октября. В интервью газете «Moscow Times» глава Международного Русского отдела Christie’s А.А.Тизенгаузен заявил, что Christie’s рассчитывает собрать на этих торгах 13.600.000 фунтов стерлингов. «За двадцать пять лет службы, — отметил Тизенгаузен в интервью газете “Moscow Times”, – я не встречал столь значительной и цельной коллекции»3.

Известие о готовящемся аукционе получило в Эрмитаже широкий резонанс: с заявками на приобретение тех или иных лотов в Сектор новых поступлений обратилось несколько хранителей фондов русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Однако сумма, отведенная музеем на пополнение фондов в 2009 году, была к этому времени практически исчерпана, и перспектива участия музея в аукционе представлялась неутешительной.

Однако первый день торгов завершился с весьма неожиданными результатами: из 182 лотов к концу торгов в этот день своих покупателей нашли лишь 78.

Следует отметить при этом, что некоторые из проданных лотов ушли с молотка по астрономическим ценам: так, чайные чашка с блюдцем начала правления Екатерины II, исполненные на Императорском фарфоровом заводе (лот № 110), были приобретены за 157.250 фунтов стерлингов ($ 247.512). Ровно столько же было уплачено за чайные чашку с блюдцем того же производства (периода правления Павла I), украшенные монограммой императрицы Марии Федоровны (лот № 113). Другая чайная пара Императорского завода павловской эпохи (лот № 111) была продана за 133.250 фунтов стерлингов ($ 209.736). Крупные суммы Christie’s выручил за три тарелки из Орловского сервиза, за двадцать лотов, представляющих предметы из орденских сервизов фабрики Ф.Гарднера и отдельные произведения фарфоровой пластики. Несмотря на то что 12 октября торги принесли Christie’s 2.302.675 фунтов стерлингов, в этот день было распродано менее 43% выставленных на продажу лотов. Пытаясь смягчить впечатление от неудачи, устроители торгов заменили в отчете on-line привычную формулу «Unsold» туманным «Track lot».

На другой день на аукцион было выставлено несколько коллекций, а также разрозненные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVIII – начала XX века, общим числом 389 лотов. Главным
событием дня, несомненно, должна была стать продажа собрания из 106 русских акварельных портретов первой половины XIX столетия.

Однако эти торги оказались немногим успешнее предыдущих: 13 октября на аукционе было приобретено менее половины выставленных лотов — всего 185. При этом абсолютное большинство (89%) русских акварельных портретов осталось нераспроданным: из 106 лотов куплено было лишь 12.

Перечислим их:

К.П.Брюллов. Портрет Дж. Пачини. Акварель. Лот № 432.

П.Ф.Соколов. Портрет гр. В.П.Кочубея. Акварель. Лот № 494.

П.Ф.Соколов. Портрет гр. А.А.Бобринского. Акварель. Лот № 527.

П.Ф.Соколов. Портрет гр. С.А.Бобринской. Акварель. Лот № 528.

П.Ф.Соколов. Портрет гр. О.А.Орловой. Акварель. Лот № 540.

В.И.Гау. Портрет детей герцога Лейхтенбергского. Акварель. Лот № 510.

В.И.Гау. Портрет детей. Акварель. Лот № 521.

В.И.Гау. Портрет А. Мордвинова. Акварель, белила. Лот № 538.

В.И.Гау. Портрет гр. Н.В.Адлерберга. Акварель, белила. Лот № 546.

К.Верне. Портрет графини М.И. де Траверсе. Акварель, гуашь. Лот № 426.

К.Робертсон. Портрет девочки. Акварель, белила. Лот № 318.

Неизвестный художник. Портрет неизвестного. Акварель, белила. Лот № 427.

При суммарном эстимейте 326.000–422.000 фунтов стерлингов эти произведения были проданы за 595.500 фунтов стерлингов. Стоит отметить, что портрет Джованнины Пачини кисти К.П.Брюллова был продан за рекордную для всего аукциона сумму 289.000 фунтов стерлингов при эстимейте 100.000–120.000 фунтов стерлингов, тогда как произведения с более высокими начальными оценками покупателей не нашли вовсе. Сошлемся в качестве примера на два ценнейших в художественном и историко-культурном отношении лота: 1) Портрет императрицы Александры Федоровны и великой княжны Марии Николаевны, исполненный П.Ф.Соколовым (эстимейт 100.000–150.000 фунтов стерлингов), и 2) Портрет Н.Н.Пушкиной работы В.И.Гау (эстимейт 120.000–160.000 фунтов стерлингов) — эти акварели проданы не были. Наряду с другими графическими шедеврами коллекции Попова не нашли покупателя 14 произведений П.Ф.Соколова и 28 произведений В.И.Гау.

13 октября выручка Christie’s составила 3.236.600 фунтов стерлингов; всего же за два дня в кассу аукциона поступило 5.539.275 фунтов стерлингов против ожидавшихся 13.600.000 фунтов стерлингов. Финансовые расчеты руководства аукциона осуществились лишь на 40%. 15 октября 2009 года «Экономические известия» № 184 (1182) опубликовали статью под красноречивым заголовком «Galerie Popoff не оправдала ожиданий»… Что послужило причиной этой неудачи? Позволим себе предположить, что она стала следствием двух обстоятельств — цены на произведения русского искусства достигли зенита, а мировой кризис — дна.

Как бы то ни было, из 571 лота в общем итоге 308 были возвращены владельцам парижской галереи. В числе последних оказалось подавляющее большинство лотов, вызвавших заинтересованность хранителей Эрмитажа. Владельцам галереи был немедленно направлен факс с предложением приобретения у них Эрмитажем без посредников ряда произведений, перечень которых был согласован с хранителями фондов Отдела истории русской культуры и соответствовал 30 лотам аукционного каталога Christie’s. 24 лота этого реестра содержали произведения изобразительного искусства XIX и начала XX века; остальные 8 лотов представляли образцы декоративно-прикладного искусства XVIII столетия. Разумеется, Эрмитаж предложил за эти предметы свою цену.

Ответ не заставил себя ждать. Владельцы галереи выступили с встречным предложением: в интересах сохранения цельности двух главных поповских коллекций (собрания русских акварельных портретов первой половины XIX века и собрания русского фарфора XVIII столетия), не потерявших на торгах своей ценности, они готовы были с весьма существенной скидкой продать Эрмитажу всю коллекцию портретов, насчитывающую без малого сто произведений. Цена, запрошенная за это собрание, вдвое превышала сумму, предложенную Эрмитажем за тридцать отобранных им разнородных предметов, но эта цена была вполне реалистичной и не шла в сравнение с эстимейтами Christie’s.

У музея появился уникальный шанс — и он его не упустил.

Необходимые средства были изысканы, состав коллекции — уточнен. По настоянию Эрмитажа в список приобретаемых предметов были внесены некоторые изменения: вместо трех произведений, по разным причинам представляющих для Эрмитажа наименьший интерес, в него был включен академический рисунок мужской фигуры О.А.Кипренского, не входящий в корпус коллекции русских портретов. 30 ноября 2009 года коллекция была осмотрена эрмитажными специалистами в Лондоне и в тот же день отправлена в Петербург. В конечном итоге Государственный Эрмитаж приобрел собрание из 92 графических произведений, совокупный эстимейт которых был определен аукционным домом Christie’s в $ 3.462.000 — 3.907.500.

25 декабря в Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция, посвященная приобретению графической коллекции; М.Барюш торжественно вручил М.Б.Пиотровскому замечательные дары: портрет княгини Надежды Петровны Орловой работы С.Сорина (1917; опубликован в №95 журнала «Наше наследие») и два резных барельефа XVIII века с портретами императриц Елизаветы Петровны (из янтаря) и Екатерины II (из кости). Заметим, что эти произведения входили в первоначальный список из тридцати предметов, готовность приобрести которые Эрмитаж изъявил после торгов на Christie’s. Барельефные изображения Елизаветы и Екатерины, а также портрет княгини Н.П.Орловой были представлены общественности 30 декабря на кратковременной выставке в Павильонном зале.

Между тем, благодаря энергичным мерам, предпринятым руководством Эрмитажа, музей получил возможность сделать новое предложение обладателям собрания А.Попова: им было предложено на аналогичных ценовых условиях продать Эрмитажу коллекцию фарфора в рассрочку. Взаимопонимание, достигнутое при осуществлении первой сделки, облегчило достижение новой договоренности. Специалисты Эрмитажа вылетели в Париж, где в продолжение двух дней — 6 и 7 декабря — ими был окончательно сформирован список отобранных для приобретения произведений Императорского фарфорового завода, завода Ф.Гарднера и Берлинской фарфоровой мануфактуры. Этот список за 96 наименованиями насчитывал 140 предметов. 12 февраля 2010 года поповское собрание фарфора в полной сохранности было доставлено в Эрмитаж4.

21 апреля 2010 года в Эрмитаже состоялось торжественное открытие выставки «Акварельные портреты и художественный фарфор. Новые поступления» — все 92 портрета и все 140 произведений фарфора из собрания галереи «А.Попов и Ко» были выставлены в просторном Аванзале в невской анфиладе Зимнего дворца и заняли его полностью, не оставив в нем свободного пространства. Шедевры парижской галереи экспонировались в течение месяца с огромным успехом; 23 мая выставка была закрыта, и для ее экспонатов началась новая жизнь — на родине.

 

Примечания

1 Барюш М. Сто лет собирательства. Особенности коллекционирования русского фарфора // Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко». М.: Пинакотека, 2009. С.10.

2 Акварель А.Серебрякова, исполненная в 1945 г., запечатлела этот клыч (саблю) висящим на стене парижской квартиры А.А.Попова.

3 Moscow Times. 2009. 13 октября.

4 Все платежи были осуществлены музеем досрочно.

А.А.Попов. Фото около 1925 года

А.А.Попов. Фото около 1925 года

Фасад дома в Париже, где располагалась «Галерея Попов и Ко». Акварель А.Серебрякова. 1946

Фасад дома в Париже, где располагалась «Галерея Попов и Ко». Акварель А.Серебрякова. 1946

Бюст императрицы Екатерины II с ее вензелем на постаменте «Е II». Фарфоровый завод Ф.Я.Гарднера. 1780 – 1790-е годы. Модель Ж.-Ф.-К.Гат-тенбергера (?) по оригиналу Л.С.Буазо 1779 года. Роспись постамента И.Кестнера. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота

Бюст императрицы Екатерины II с ее вензелем на постаменте «Е II». Фарфоровый завод Ф.Я.Гарднера. 1780 – 1790-е годы. Модель Ж.-Ф.-К.Гат-тенбергера (?) по оригиналу Л.С.Буазо 1779 года. Роспись постамента И.Кестнера. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота

Медальон с портретом императора Павла I. ИФЗ. 1798–1801. Модель Ж.Д.Рашетта. Бисквит, лепка; рама — бронза, чеканка, золочение; покрытие — стекло

Медальон с портретом императора Павла I. ИФЗ. 1798–1801. Модель Ж.Д.Рашетта. Бисквит, лепка; рама — бронза, чеканка, золочение; покрытие — стекло

Тарелка глубокая из Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. ИФЗ. Не ранее 1756 – начала 1760-х годов. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота

Тарелка глубокая из Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. ИФЗ. Не ранее 1756 – начала 1760-х годов. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru