Галерея журнала «Наше наследие»
Мария Некрасова
Нести свет
В условиях разрушающегося духовного пространства — образа
искусства как воплощенного Слова — выставка произведений Марии Владимировны
Фаворской-Шаховской покоряла своей безыскусственностью, живым чувством, светом.
Целостностью, присущей творчеству художника.
Представленные на выставке произведения керамики от самых
ранних до нынешних, разнообразные по темам, мотивам и техникам — скульптура,
предметные формы с росписью, живописные рельефы — все объединяет дух традиций
русской культуры. Всё проникнуто утверждением духовного единства с ней. Это
главное, что выделяет художника и выставку, проходившую в редакции журнала
«Наше наследие». Но в чем суть целостности,
чем она определяется как правда
искусства художника.
Мария Владимировна — одна из лучших представителей
Московской школы керамики, которая продолжает ее традицию синтеза скульптуры и
живописи, единства классицистических и народных начал. При этом художественная
оригинальность имеет еще и свой исток — духовную преемственность дочери от
отца-учителя, известного художника-графика Владимира Андреевича Фаворского, от
дедов и прадедов этого славного рода и еще по линии матери от
художника-архитектора Владимира Осиповича Шервуда, автора памятника героям
Плевны. Преемственная сила родового источника определялась
духовно-нравственными ценностями православия, носители их представляли коренной
слой русской культуры.
Целостность искусства для Марии Владимировны стала жизненным
и творческим принципом. Чувствовать себя преемником традиционных нравственных
ценностей — значит верить и быть за них ответственным, что неразделимо для
православного и национального самосознания. Для В.А.Фаворского это значило
бороться за правду в искусстве, через всю его нелегкую жизнь в советское время,
когда отстаивать правду было чревато многими опасностями. Дочь не только
восприняла от отца дух цельности, но и запечатлела его в своем творчестве как
противостояние света — злу, насилию, разрушению. Одно из ранних произведений
посвящено памяти войны. Крупным планом на круглом блюде изображены два лика —
матери и ребенка; вокруг словно нимбом света кружат просторы русских снегов.
Композицию замыкает движение солдат, изображенных по краю круга. Метафоричность
образа — уподобление солдат деревьям леса — придает произведению
героико-эпическое звучание: словно воинством своим поднялась земля России.
Война унесла любимых братьев Никиту и Ивана — «надежду и опору семьи». Боль
потерь и воинский пыл выплеснулись в надписи, конкретизирующей содержание
образа: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна, идет война народная,
священная война». Слово, как и в народном искусстве, дополняет пластический
образ.
Память пережитого находит выражение в образах эпического
обобщения. Это — и дух народного созидания послевоенных лет, преодоление
разрухи, принесенной войной, и противостояние духовно-нравственное — жестокости
сталинских лагерей, где загублены были миллионы невинных людей. Вот —
«Последний барак». В безответной леденящей пустынности обречен находиться один
на один человек, согбенный непосильным трудом. Круговой ритм изобразительного
пространства создает ощущение протяженности этого состояния, как
множественности того, что переживали народ, страна.
Эпическая обобщенность образа характерна для произведений
М.В.Фаворской, будь то общественно-значимая тема или тема из повседневной
жизни, лирический мотив: детские игры, купание детей, охотник — «Ранняя весна»,
«Осенний пейзаж», «Март сороки», «Старое кресло». «Изображаю я все то, —
говорит художник, — что люблю: людей, птиц, родную природу, песни»1…
Песни в семье пелись «всегда хором».
Через всё творчество Марии Владимировны проходит в самых
разных образных выражениях античная форма вазы. Амфора выступает как форма связи, символ времени, соединяющий вечное с прошлым и с настоящим. Это
может быть горшочек с амуром на сливе и вторящей ему птицей на ручке. Малая
пластика, соединяясь со скульптурным образом предмета, приобретает масштаб
большой формы. Эпический образ праздника «Яблочный спас» разворачивается в
композицию малой скульптуры на тулове амфоры — символ пространства и времени.
На четыре стороны света ориентирована квадратура круглой вазы, что говорит о
вселенском смысле Праздника.
В зависимости от пространственных задач используется цвет.
Роспись глазурями, солями, эмалями позволяет достигать тонких живописных
эффектов; нюансировкой цвета создавать тончайшие пространственные отношения.
Линия силуэта формы определяет движение. Но особую выразительность в решении
образа имеет сияющая белизна белого фаянса, позволяющая художнику образно
использовать его свечение. То это полусферическая форма, увенчанная птицей,
обтекаемая светом белизны материала, с мягкими кобальтовыми начертаниями
деревьев, она ассоциируется со снежными просторами Родины, выражает целостность
мира. Та же идея пластической целостности раскрывается в традиционном образе
мирового Древа. Белая поверхность фаянсового блюда так организуется голубыми
линиями ветвей развесистой кроны дерева, что не только соединяет в целое
изображение небесного и земного пространства, но и создает впечатление
(изображение соединяется с белой поверхностью), что дерево на ветвях своих
несет свет. На вершине две птицы венчают образ. В этом чувстве целостности
выразилась философия пространства; и ощущение себя в нем. «Цельность, —
говорил В.А. Фаворский, — это понятие нравственное»2. Оставаясь
верной заветам отца, Мария Владимировна видит мир из светлых начал, из
реальности Господнего мира. Для выражения его бытийственности, его звучаний
художник ищет свои формы, ритмы и методы выражения. Круг, круговые ритмы в ее
творчестве выступают как корректирующие изображение созвучиями с целостным
пространством, где одно входит в другое, где все связано и зависимо, из чего и
рождается гармония. «Всякое цельное изображение, — говорил Владимир Андреевич,
— приводит нас к Красоте и тем самым к добру»3. «У него, очевидно,
было ощущение себя в России, как в своем доме, где надо делать все, что можешь,
для лучшего разумного устройства этого дома. А если дом разрушен, тем более
надо строить заново»4. Следуя завету отца, Мария Владимировна своим
творчеством противостоит разрушению ценностей — распаду образа единства,
моральной деградации в сфере искусства, потери им памяти культуры. Как бы ни
уходило декоративное искусство в сторону артефакта, абстрактных структур, Образ
— Изображение никогда не потеряет своей актуальности.
Выставка произведений художника Марии Владимировны
Фаворской-Шаховской дала тому свидетельство, оставив теплое ощущение
присутствия Света.
1 Фаворская-Шаховская М.В. Маленькие
тексты. Б/м., 2009. С.34.
2 Фаворский В.А. Литературно-теоретическое
наследие // Сост. Е.Б.Мурина, Д.Д.Чебанова. М., 1980. С.252.
3 Там же. С.254.
4 Фаворская-Шаховская М.В. Указ. соч. С.1.