Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 96 2010

Вероника Богдан

Вероника Богдан, Алексей Шмелькин

 

Академик живописи из Витебской губернии

 

Художник второй половины ХIХ века, отдававший дань как исторической, так и жанровой живописи, Исаак Львович (или Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 года в г. Дриссе Витебской губернии, в семье купца 2-й гильдии. Семья была религиозной, и, видимо, его отцу стоило тяжелых раздумий решение позволить младшему сыну стать художником. Старший брат Моисей в это время уже начал обучение бухгалтерскому делу в Санкт-Петербурге.

Тем не менее 18 августа 1870 года в Правление Императорской Академии художеств поступает прошение от полоцкого мещанина — купца 2-й гильдии Лейбы Аскназия с просьбой проэкзаменовать его сына Исаака и принять в число вольноприходящих учеников. Найдя выполненный в классах рисунок с гипсовой головы вполне удовлетворительным, Совет Академии разрешает юноше учиться, внося плату за посещение художественных классов в размере 12 рублей 50 копеек каждые полгода. Через два года отец ходатайствует перед конференц-секретарем Академии о том, чтобы, принимая во внимание успешную учебу мальчика, Академия художеств вытребовала свидетельство «об увольнении его из Полоцкого Еврейского Общества»1. Это было необходимо для беспрепятственного проживания в столице. Осенью 1874 года Аскназий перешел в число действительных учеников Академии и перестал платить за свое обучение.

Существовавшая система помесячных дежурств педагогов в художественных классах дала юноше возможность учиться у всех тогдашних ведущих профессоров исторической живописи: А.Т.Маркова, П.М.Шамшина, В.П.Верещагина, К.Б.Венига, а также П.П.Чистякова. Согласно архивным документам, Аскназий проходил академический курс весьма успешно: за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 году — двух больших серебряных наград. В том же году он подал прошение в Совет Академии о допущении к конкурсу на малую золотую медаль.

Тогда же ему и другому ученику — Александру Попову — в здании Академии художеств была предоставлена мастерская, где конкурсанты работали над своими первыми картинами по теме, заданной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом». Исаак Аскназий хорошо справился с ее исполнением, продемонстрировав умение построить композицию, связав фигуры общим действием. Полотно, хранящееся в собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, свидетельствует о стремлении автора как можно лучше овладеть рисунком. Несмотря на то что ему присуща условность, характерная для многих произведений академической школы (более явная в учебных работах), и сухая манера исполнения, в его решении художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил Аскназию уделить довольно значительное место пейзажу.

Согласно существовавшим правилам, ученик, получивший малую золотую медаль и желавший участвовать в конкурсе на большую золотую награду, должен был продолжать упражняться в композиции, подавая эскизы на специальный экзамен. За лучшие учебные штудии присуждали денежные премии. Сохранился интересный эскиз Аскназия на евангельский сюжет «Притча Иисуса Христа о мытаре и фарисее», представленный на экзамен. За этот рисунок юноша получил II премию и 75 рублей. В 1879 году академист блестяще завершил полный курс обучения. Картина «Блудница перед Христом» принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны; звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу. Все это давало ему прочное положение в обществе, гарантировало обеспеченность заказами.

В ожидании ассигнований для далекого путешествия живописец просит Академию художеств предоставить ему мастерскую, в которой пишет картину «В темнице» (второе название «Марранка»2. Как гласит семейная легенда, моделью для героини картины была его будущая жена Софья. Уже в самом название произведения, абсолютно свободном выборе сюжета, художник заложил идею исторического портрета–картины. Молодой живописец обратился к эпохе испанского средневековья: именно в этой стране марранами называли евреев, формально принявших католицизм, но втайне продолжавших исповедовать религию своих отцов. Картина вначале экспонировалась на академической выставке 1881 года, а на следующий год — в Москве, но под иным названием: «В темнице». Через 100 лет это произведение было передано наследниками автора в Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в Петербурге.

В конце октября 1880 года Исаак Аскназий уехал в пенсионерскую поездку. Его путь пролегал через Германию, где он останавливался Берлине и Дрездене, осматривал картинные галереи (отметил, что в Берлине галерея старых мастеров слабее эрмитажной и выделил лишь одно произведение П.Веронезе). По рекомендательным письмам посещал мастерские самых известных художников — в частности директора Высшего художественного училища в Берлине профессора Берлинской Академии художеств А.А.Вернера, живописцев Л.Кнауса и П.Меергейма. Весной 1881 года, с рекомендательным письмом к Х.Маккарту, европейской знаменитости, Аскназий из Праги отправился в Вену. Желая как можно лучше воспользоваться предоставленной пенсионерской поездкой, он собирался поступить в Венскую Академию художеств, где Маккарт уже распорядился приготовить для него место. Этому помешал запрет конференц-секретаря Академии, всесильного П.Ф.Исеева, которому не понравилась излишняя самостоятельность Исаака. Тогда молодой художник, сняв мастерскую, стал брать у Маккарта уроки, работая под его руководством над картиной «Мария Египетская в сознании своей недостойной жизни». В своем очередном отчете он сообщает Совету Императорской Академии художеств, что им сделаны следующие эскизы в красках: «Иоанн Креститель в то время, когда к нему спускается палач с блюдом и мечом», «Палач с головой Иоанна», «Смерть еврейского поэта Иегуды Бен Галеви» по мотивам стихотворения Гейне. Кроме того, он выполнил много карандашных эскизов; а для техники писал этюды и «картинки не важного содержания» (одна из них — «Женщина, стоящая на богатой лестнице, в красном испанском атласном платье, надевает перчатки»).

Из других писем в Академию мы узнаем, что Аскназий старался пользоваться любой возможностью для расширения кругозора и углубления образования. В венском Бельведере он детально изучал собрание живописи, прежде всего итальянской школы. Академический Совет, заслушав доклады конференц-секретаря о его отчетах, разрешил Аскназию — в виде исключения из существующих правил — поступить учеником в Венскую Академию художеств. Однако разрешение пришло с большим опозданием. Кроме того, несколько изменилось его отношение к Х. Маккарту: «…я в восхищении от живописи Г.Маккарта, но не нахожу себя способным к его роду живописи. Все сюжеты мои содержат более внутренний смысл, служащий некоторым образом ущербу красоте, которая у Г.Маккарта на первом плане»3. Молодой художник решает уехать в Италию — конечную и главную цель путешествия. Из всего увиденного в Вене особое впечатление на него произвела галерея князя Ф.Лихтенштейна с прекрасными произведениями Рубенса, Гвидо Рени и других старых мастеров. Задержавшись в очаровавшей его Венеции, художник посвящает все свое время изучению манеры Тициана, Тинторетто, Веронезе. Затем через Падую, Флоренцию и Болонью (где посетил галерею Болонской Академии художеств и осматривал произведения Г.Рени) в декабре 1881 года он прибыл в Рим. Из письма П.Ф.Исееву: «Если бы я писал в последнее время из Вены, то наверно сказал бы несколько похвальных слов относительно моих работ, но после посещения галерей Венеции, конечно, ничего сказать не могу»4. Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать большое внимание на цветовое решение этюдов и картин.

К этому периоду относится долгая и трудная работа над полотном «Палач с головой Иоанна Крестителя». В собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств хранится небольшой эскиз этого произведения, выполненный в Риме, подписанный и датированный. «Палач» — одно из немногих произведений, историю создания которого можно проследить более или менее детально. Известно, что художник приступил к работе над ней в Вене, летом 1881 года. По приезде в Рим Аскназий не сразу смог снять мастерскую — выручила помощь профессора Ф.А.Бронникова. Обогащенный венецианскими впечатлениями, Исаак Аскназий начал переписывать холст, меняя цветовое решение картины. Видимо, не все получалось — в мае 1882 года он оставил «Палача» и переключился на другие работы, вернувшись к нему почти через год. В письме своему ученику художнику-академисту В.Е.Савинскому из Петербурга П.П.Чистяков высказывал свои впечатления от законченного произведения: «Картину г-на Аскназия видел, очень, очень выразительная. И трактование вполне достойное сюжета. Небо плохо, он его теперь переделывает. Хорошо исполнена фигура Спекулятора с головой Иоанна Предтечи. Только нога левая поставлена и нарисована нехорошо. Я торжествую душевно, разумно, конечно, за Аскназия, да вместе и за русское искусство»5. В письме в октябре того же года Чистяков писал Савинскому в Италию: «Аскназий успех имел и достойно получил академика»6. «Палач с головой Иоанна Крестителя», приобретенный для Музея Императорской Академии художеств, в конце XIX века был передан в Харьковский городской музей, а эскиз в 1973 году подарен Научно-исследовательскому музею Российской академии художеств М.Г.Португаловой, одной из наследниц художника.

Получая положенное ему содержание в размере 463 рублей 50 копеек каждые полгода, художник мог позволить себе путешествовать. Летом 1882 года через Флоренцию и Венецию Аскназий поехал на выставку в Вену. Сравнивая достоинства и недостатки работ современных французских и немецких художников, Аскназий отдал предпочтение последним. А лучшей картиной на выставке, по его мнению, была «Чума в Турине» Луи Галле, признанного бельгийского живописца, чье творчество было представлено и в собрании академического музея. Далее через Краков художник направился в Броды, где писал еврейские типы, этюды и небольшие жанровые картины. Это вызвало неудовольствие и выговор от Совета Академии — исторический живописец, в период пенсионерского пребывания за границей, не должен отвлекаться на такие темы. Аскназий оправдывался — он собирает материал для больших картин на библейские темы. Одна из небольших картин, выполненных им в это время в Риме — «Нищий в церкви».

В 1884 году он предпринял новое путешествие: вместе с В.Е.Савинским они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской М.М.Антокольского. На академическую выставку 1884 года художник прислал картины «Две жертвы Тиберия» (приобретенную Музеем Академии художеств за 900 рублей) и «Раздача капуцинами пищи», а на следующую выставку — работу «Сирены». Когда заканчивался срок его пенсионерской поездки, Савинский, остававшийся в Риме, написал погрудный портрет Аскназия. По возвращении художника в Петербург Совет Императорской Академии художеств нашел, что «…пенсионерское пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта» и вполне одобрил две его большие работы — «Палач с головой Иоанна Крестителя» и «Моисей в пустыне». Масштабное полотно «Моисей в пустыне», помещенное на академическую выставку 1885 года, понравилось и президенту Императорской Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу, лично выразившему свое одобрение автору во время посещения экспозиции. После выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым для его галереи.

Исаак Аскназий в том же году получил звание академика.

Сравнивая обе картины, за исполнение которых художник удостоился золотых медалей, с произведениями, написанными в Италии, мы видим, насколько за годы пребывания за границей выросло его мастерство. Аскназий стал зрелым, уверенным в себе художником.

Поселившись с женой и двумя сыновьями в Петербурге на Васильевском острове, художник продолжает работать, участвует в академических выставках, отдает дань жанровой живописи. Академия художеств, покровительствовавшая художественным училищам и музеям всей империи, активно закупала произведения на проходивших в Петербурге выставках, а затем рассылала их в музеи других городов страны. Работы Аскназия были переданы в Одесский городской музей изящных искусств (картина «За одолжением» — в 1895 г.), в городской музей Ростова на Дону («Виолончелист»). Художник, ставший первым евреем-академиком живописи Императорской Академии художеств, на протяжении всей жизни, часто обращался к изображению жанровых сцен, отражающих быт и типы своего народа. Например, в таких работах, как «Жених талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его и невесты», «Канун субботы», за которую на Всемирной выставке в Париже в 1889 году Аскназий получил бронзовую медаль. Таким образом, художник получил признание не только в России. О разносторонности его творчества начала девяностых годов можно судить по двум произведениям из собрания Русского музея — «Еврейской свадьбе» и «Родителям Моисея». «Еврейская свадьба» своим подходом к решению бытовой сцены и повествовательностью близка к жанровой живописи передвижников. По небольшой улице с маленькими домиками идет свадебная процессия с музыкантами во главе. Действие разворачивается на фоне пейзажа. Чувствуется, что Аскназию близки и дороги обычаи предков, переданные им с такой щемящей грустью. Это небольшое произведение очень хорошо встретила община — работ, в которых живописцы обращались к бытописанию еврейского народа, было мало.

Картина «Родители Моисея» написана монументально, широко. Живописец, изобразивший всего три фигуры, смог подняться до высот психологического обобщения, придать сюжету глубоко символическое звучание.

В эти же годы Аскназий писал небольшие жанровые полотна с одним персонажем, исключительно красивые по манере исполнения.

Последние годы его не слишком долгой жизни были по-прежнему связаны с alma mater, а также с Санкт-Петербургским Обществом художников, на выставках которого он участвовал и членом которого стал в год смерти в 1902 году. Это общество, имевшее целью «содействие развитию и распространению искусств в России», объединяло живописцев академического направления и устраивало ежегодные выставки в Санкт-Петербурге и Москве. Среди его членов-учредителей были А.Д.Кившенко, Л.Ф.Лагорио, К.Я.Крыжицкий, Н.А.Самокиш, А.И.Мещерский.

Образцом позднего творчества художника, отразившим черты искусства модерна с его стремлением к повышенной декоративности, является написанное в 1899 году монументальное полотно «Экклезиаст. (Суета сует и всяческая суета)»7. Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи — все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие — это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов8. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Многие его картины попали в российские и западные частные коллекции и были вывезены из России еще до революции, часть картин оказалась утеряна во время Отечественной войны, а немногие из имеющихся в российских музеях зачастую, увы, хранятся в запасниках.

Сейчас художественное наследие мастера представлено в некоторых музейных собраниях — Научно-исследовательском музее Российской академии художеств и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Харьковском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь.

 

Примечания

1 РГИА. Ф.789. Оп.7. 1870. Ед.хр. 143. Л.7.

2 Картина, прошедшая реставрацию, экспонировалась на выставке «По странам Европы. Выпускники Императорской Академии художеств второй половины XVIIIXIX века за границей. Живопись, рисунок, архитектура, скульптура, гравюра из фондов музея» в 2000 г.

3 РГИА. Ф.789. Оп.7. 1870. Ед.хр. 143. Л.55.

4 РГИА. Ф.789. Оп.7. 1870. Ед.хр. 143. Л.56.

5 Чистяков П.П., Савинский В.Е. Переписка 1883–1888 гг. Воспоминания, Л.; М., 1939. С.179.

6 Чистяков П.П., Савинский В.Е. Указ. соч. С.131.

7 Свободным художествам // 240 лет Академии художеств. Русское и западноевропейское искусство конца XVI — начала XX века из фондов музея / Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств: Каталог выставки. СПб., 1997. С. 30-31.

8 Указатель выставки Императорской Академии художеств в 1885 году. С. 25-31.

В.Савинский. Портрет И.Л.Аскназия. 1885. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

В.Савинский. Портрет И.Л.Аскназия. 1885. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Моисей, задумывающий предприятие свое об освобождении израильтян от египтян. 1885. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Моисей, задумывающий предприятие свое об освобождении израильтян от египтян. 1885. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Экклезиаст (Суета сует и всяческая суета). 1889. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Экклезиаст (Суета сует и всяческая суета). 1889. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Марранка (В темнице). 1880. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Марранка (В темнице). 1880. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

И.Л.Аскназий. Родители Моисея. 1891. Холст, масло. ГРМ

И.Л.Аскназий. Родители Моисея. 1891. Холст, масло. ГРМ

И.Л.Аскназий. Нищий в церкви. 1884. Холст, масло. ГРМ

И.Л.Аскназий. Нищий в церкви. 1884. Холст, масло. ГРМ

И.Л.Аскназий. С книгой. 1898. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея имени А.А.Дейнеки

И.Л.Аскназий. С книгой. 1898. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея имени А.А.Дейнеки

И.Л.Аскназий. Старик еврей. 1902. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник

И.Л.Аскназий. Старик еврей. 1902. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник

И.Л.Аскназий. Еврейская свадьба. 1893. Холст, масло. ГРМ

И.Л.Аскназий. Еврейская свадьба. 1893. Холст, масло. ГРМ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru