Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 96 2010

НАСЛЕДИЕ1

Ирина Палтусова

 

Подарок русского француза

 

Минул век, как один из крупнейших московских коллекционеров оружия начала XX века Александр Катуар де Бионкур подарил свою коллекцию Российскому Историческому музею.

«Желая предоставить общественному пользованию собранную мною в течение долгих лет в России и за границей обширную коллекцию огнестрельного оружия, представляющую собой историю развития этого оружия со времени появления кремневого оружия и до настоящего времени, а также собрание древнего русского холодного оружия, а также русских военных приборов, значков, блях и прочего, я, как уроженец г. Москвы, решаю передать все это в Императорский Российский Исторический Музей Императора Александра III»1, — объявил о своем решении Катуар де Бионкур 25 февраля 1909 г.

10 марта 1909 г. коллекция, «упакованная в двадцать два ящика и два тюка», поступила в Исторический музей.

 

Александр Андреевич Катуар де Бионкур (Catoire de Bioncourt) принадлежал к старинному и знатному роду, который известен во Франции с середины XIII в.2 Родоначальником российских Катуаров был Жан-Батист-Мари-Август Катуар де Бионкур, который покинул Францию в начале XIX в. В России Жан-Батист-Мари-Август Катуар де Бионкур при получении российского подданства в 1825 г. был вынужден отказаться от своего высокого социального статуса и перейти в торговое сословие. С этого времени он стал Иваном Катуаром. Бесспорно, что в перспективе он надеялся восстановить свое утраченное привилегированное положение традиционными для России путями — выслугой, получением чинов и званий, дающих право на дворянство. После женитьбы на Анне Ивановне Леве, дочери известного московского виноторговца, Иван Катуар открыл собственное дело, занявшись торговлей чаем, сахаром, вином, а также москательными товарами. Однако он не успел добиться заметных результатов в торговле и осуществить амбициозные планы вернуться в дворянское сословие. Иван Катуар умер в 1831 г., оставив вдову с четырьмя малолетними детьми. Анна Катуар оказалась женщиной энергичной и предприимчивой. Она не только поставила своих детей на ноги, но и продолжила дело мужа, создав собственное дело — торговый дом «Вдова А.И.Катуар».

С конца 60-х годов XIX в. Катуары были хорошо известны в торгово-промышленных кругах Москвы. Торговый дом Катуаров имел процентные бумаги на полмиллиона рублей, располагал значительным недвижимым имуществом, торговал в Китайском ряду в Москве и на Нижегородской ярмарке. По всем признакам собственности и деятельности торговый дом «Вдова А.И.Катуар с сыновьями» был типичным семейным предприятием. Вместе с тем Катуары охотно сотрудничали с другими российскими предпринимателями в сфере инвестиций.

С 70-х годов XIX в. Катуары стали инвестировать капитал семейного торгового дома в промышленное производство. В 1873 г. они учредили Товарищество Московского сахарорафинадного завода, а также совместно с А.Абрикосовым и торговым домом «Вогау и Ко» были соучредителями Товарищества Троицко-Кондровского писчебумажного общества. В 1875 г. торговый дом «Вдова А.И.Катуар с сыновьями» при участии торговых домов «Вогау и Ко», «Петра Боткина сыновья», К.Т.Солдатенкова и А.Абрикосова выступили в качестве учредителей Товарищества по продаже цемента. В 90-е гг. на берегу реки Котловка в двух верстах от деревни Верхние Котлы Катуары купили участок земли и построили там кирпичный завод. Из кирпича, произведенного на этом предприятии были, в частности, построены здания Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ) и Музея изящных искусств императора Александра III (ныне — ГМИИ им. А.С.Пушкина).

После смерти отца, в 1887 г. Александр Катуар, студент историко-филологического факультета Московского университета, унаследовал состояние в 1,2 млн. рублей. Став обладателем огромного богатства, молодой предприниматель создал в Москве фирму по продаже анилиновых красок. Однако предпринимательская деятельность его занимала мало и он вскоре отошел от дел. Переломным моментом в жизни Александра Катуара стала его встреча с Жилонной-Генриеттой д,Аркур, представительницей французского аристократического рода. Намереваясь вступить с ней в брак, Александр в 1891 г. добился возведения в российское потомственное дворянство с правом носить фамилию Катуар де Бионкур3. С 1890-х гг. деятельность Катуар де Бионкура была сосредоточена в основном на исполнении дворянских сословных обязанностей, благотворительности и коллекционировании. Он был почетным мировым судьей Бронницкого и Звенигородского уездов, Нижегородским уездным предводителем дворянства. Катуар де Бионкур состоял членом многих благотворительных обществ, в частности, входил в Совет Елизаветинского благотворительного общества, был попечителем Елизаветинского приюта и Нижегородского дворянского института, состоял синдиком Римско-католической французской церкви св. Людовика, являлся действительным членом Московского художественного общества и Московского общества охоты имени императора Александра II. В 1895 г. он учредил три пенсии для служащих Московского общества охоты имени императора Александра II.

Наследство, полученное Александром Катуар де Бионкуром от отца, в немалой степени стимулировало его интерес к коллекционированию. Но идея систематического создания коллекции созрела у него не сразу. Первоначально он увлекся собиранием гравюр и редких книг. Возможно, именно это увлечение побудило его к изданию в 1901 г. первого в России факсимильного воспроизведения двух рукописей А.С.Пушкина — «Русалки» и «Скупого рыцаря». В полную меру талант коллекционера проявился у Бионкура в собирании памятников оружейного искусства. В течение 25 лет он собирал одну из крупнейших частных оружейных коллекций в России. Особую ценность в его коллекции представляли охотничьи ружья и целевые пистолеты. И это не случайно. Дело в том, что Катуар де Бионкур был страстным охотником, увлекался спортивной стрельбой, участвовал во многих состязаниях, был одним из учредителей Всероссийской стрелковой дружины, автором книги «История пулевой стрельбы в Западной Европе, Америке и России».

Любимым местом охоты Бионкура в России был Алтай. За границей он часто охотился в прирейнских провинциях Германии, а также во Французских и Швейцарских Альпах. О пристрастии Катуар де Бионкура к охоте свидетельствует его переписка с друзьями. Одним из постоянных его корреспондентов был сотрудник Императорского Российского Исторического музея Е.Ф.Корш. «Многоуважаемый и дорогой Евгений Федорович, — пишет ему Катуар де Бионкур в мае 1912 г. — В начале октября я буду охотиться с собакой… Мной арендованы три “охоты”: 1500 дес. между Франкфуртом и Майнцем, 2500 дес. между Дармштадтом и Мюнхеном, 4500 дес. между Дармштадтом и Франкфуртом. Аренда кончается в этом году, поэтому всюду я буду охотиться загоном, что бывает лишь каждые 5 лет. Вот почему мне хотелось бы, чтобы Вы воспользовались этим исключительным случаем и посмотрели охоту в разных местах и видах: будут охоты “трейфом” в линию, без собак; охоты с собакой, охоты в поле и обыкновенные облавы в лесу. И все довольно разнообразной дичью: будут и косули, и зайцы, и кролики, куропатки, и фазаны, утки и бекасы, попадаются лисицы и вальдшнепы»4. В другом письме он делится своими ближайшими охотничьими планами: «В воскресенье я еду на охоту в Баден-Баден, а потом в Гессен (на козлов)»5.

О первых коллекционных приобретениях Катуар де Бионкура у нас нет документальных свидетельств. Сохранившаяся переписка позволяет определить круг современников, с которыми Катуар де Бионкура связывали дружеские и деловые контакты, выяснить источники приобретения экспонатов. Катуар де Бионкур имел добрые отношения со многими коллекционерами, но особенно с Петром Ивановичем Щукиным, дорожил его дружбой и знаниями, радовался его успехам. Он также поддерживал тесные связи с владельцами оружейных магазинов Москвы.

Оружейные магазины и фирмы были не единственным источником пополнения коллекции Катуар де Бионкура. Свои услуги предлагали коллекционеру и торговцы антиквариатом. Одним из его агентов был М.Угрюмов из Самарканда. «Милостивый Александр Андреевич! С особым удовольствием посылаю Вам обещанное ружье, — сообщает Угрюмов 17 мая 1904 г. — Ружье это мне было доставлено из арсенала Его Высочества эмира Бухарского в 1896 г. в г. Бухаре. Выбирая ружья на Нижегородскую выставку, я остановился на этом экземпляре... так как это ружье сравнительно ценное, я не рискнул отправить без доклада. После доклада Его Высочеству, ружье это было любезно уступлено мне. Ружье (по местному “мушкет”), по определению знатоков, — бухарское, очень старое и когда-то принадлежало телохранителям нынешнего Эмира»6.

С конца XIX в. Катуар де Бионкур много времени стал проводить в Европе. Это дало ему возможность близко познакомиться с антикварным оружейным рынком и установить полезные контакты со многими известными фирмами, такими как «Анри Форе-Лепаж» и «Гастин-Ренетт» в Париже, «Джеймс Перде» в Лондоне и др. В начале ХХ в. на антикварных рынках Парижа и Амстердама существовал огромный спрос на памятники оружейного искусства. Обширным было и их предложение. Здесь были сосредоточены наиболее серьезные антикварные магазины и оружейные фирмы, имели хождение наиболее ценные произведения старых мастеров и известных оружейных центров. Конкуренция на антикварном оружейном рынке была весьма высокой. Европейских коллекционеров уже стали теснить состоятельные американцы. «Я ничего хорошего за доступные цены больше не нахожу, — с сожалением констатировал Катуар де Бионкур. — Америка нас преодолевает в искусстве, закупая все: для них цена не есть препятствие и если надо, они выкидывают сотни тысяч, лишь бы иметь желаемое...»7

Между тем знание конъюнктуры и личные связи с антикварами помогали приобретать уникальные образцы оружия. Так, на состоявшемся в декабре 1903 г. в парижском отеле «Друо» аукционе, на котором было выставлено оружие из частной коллекции М.Олсуфьева, Катуар де Бионкур приобрел 14 первоклассных охотничьих ружей и три пистолета работы испанских, французских и итальянских мастеров на общую сумму 4355 франков. Среди них — такие раритеты, как кремневое ружье, изготовленное в Мадриде в 1731 г., ружья испанских оружейников М.Сегарра и Р.Сулоаги, ружья парижских мастеров XVIII в. Ж.-Б.-К.Аллевена, Н.-Ж.Дельпира, Ж.Лепажа, итальянский пистолет с колесным замком середины ХVII в.

Долгое пребывание в Европе, забота о будущей судьбе своей коллекции постепенно привели Катуар де Бионкура к мысли о передаче своего собрания Императорскому Историческому музею, что и осуществилось в 1909 году. Тогда же Катуар де Бионкур пожертвовал 10 тысяч рублей на обустройство помещения, предназначенного для размещения коллекции.

В 1910 г. управление музея приняло решение разместить коллекцию в гостиной бывшей квартиры князя Н.С.Щербатова. Катуар де Бионкур согласился с этим, но высказал пожелание, чтобы данное помещение было «отделено от частных квартир, не служило для каких-либо нужд Музея, кроме научных знаний, было в возможно близком будущем соединено с самим Музеем и стало доступным для обозрения публики»8.

В знак признания заслуг Катуар де Бионкура он был избран действительным членом музея.

Несмотря на то что Бионкур жил тогда за границей, он внимательно следил за подготовкой помещения для своей коллекции.

В 1912 г. коллекция Бионкура была открыта для обозрения. Большую помощь в подготовке ее к экспонированию оказал хранитель исторического отдела Е.Ф.Корш. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Бионкур в знак благодарности за хлопоты по устройству «комнаты» послал ему в подарок ружье известной английской оружейной фирмы «Д.Перде», о чем он сообщал Коршу в письмах от 8 апреля и 2 мая 1912 г.: «...Я приобрел очень хорошее бескурковое садочное Пердэй, в отличном виде и чудного боя, которое отправляю на этих днях Силину. Прошу это ружье осмотреть, и, если оно Вам понравится, примите его от меня в знак дружбы и сердечной благодарности за все Ваши хлопоты по устройству моей “комнаты”. Ружье это куплено для Вас, и если Вы этот скромный подарок примете от меня и будете на охоте, при удачах, вспоминать меня добрым словом, то искренне порадуете Вашего старика-сотоварища по страсти. Пройдут годы, земля покроет прах мой, забвение — мое существование, а Вы, когда далеким выстрелом срежете бекаса в небесах, или русака в поле, нет-да-нет вспомните обо мне!... Мне скоро 50 л(ет). Мои родители не дожили до 60; быть может, и мне подходит близкий конец, и единственная у меня теперь радость — доставлять удовольствие молодому поколению. Если мой подарок немного порадует Вас, то я буду сердечно рад: не лишайте меня этой радости»9.

В Париже Катуар де Бионкур был постоянным клиентом многих оружейных магазинов и прежде всего Анри Форе-Лепажа. Дружеские и деловые контакты с антикваром позволяли коллекционеру приобретать ценные образцы оружия. В мае 1912 г. Бионкур сообщал своему другу, сотруднику Российского Исторического музея Е.Ф.Коршу о результатах аукционных распродаж коллекции Балашова. «Ваше письмо, касающееся продажи коллекции Балашова, получил во вторник утром, как раз в первый день аукциона. Но в этот день я выезжал в деревню и потому участвовать на продаже не мог и поручил это Форе-Лепажу (самому старику), вручив ему Ваше письмо, на котором отмечены были желаемые №№. Я ему открыл кредит в тысячу рублей, т.е. 2650 фр., с просьбой купить арбалеты и те ружья, которые, по его мнению, не превысят на аукционе их действительной стоимости: как эксперту и лучшему знатоку старинного оружия, я мог быть в его оценке вполне спокоен. Накануне я был на выставке и ничего выдающегося не нашел. Хороши были холодное оружие и рыцарские доспехи, но в ружьях и пистолетах почти все было или второклассного качества, или с такими реставрациями, что истому знатоку ничего нельзя было приобрести. Но кроме того цены оказались неподступные... Форе купил лишь три штуки, из тех, на которые Вы указали: жалею, что не сумел лучше исполнить Вашего желания... Я Вам высылаю, кроме этих трех ружей (неважных), еще одно очень забавное, с автоматической подачей пистонов. Я его нашел у Форе-Лепажа, который его купил для меня за 200 франков»10. О всех своих приобретениях за границей Бионкур подробно информировал сотрудников музея. В апреле 1913 г. он сообщал о покупке для музея кремнёвого двуствольного ружья: «Дорогой Евгений Федорович, в музей высылается мной кремнёвое двуствольное ружье. Мне кажется, это будет нашим лучшим экземпляром по качеству и сохранности. Это ружье, очевидно, никогда в употреблении не было — оно в ящике и при нем сумка из зеленой шагрени с серебр. пряжкой. Оно происходит из коллекции Форе-Лепажа, который продал свой магазин и хочет ликвидировать старинное оружие. За это ружье я заплатил фр. 2500 (около 1000 руб.). Форе-Лепаж мне пишет, что он ждет моего возвращения в Париж, прежде чем приступит к полной распродаже своих старинных ружей и я думаю, что я у него еще приобрету кое-что»11.

В мае 1913 г. Форе-Лепаж начал распродажу своей коллекции. Катуар де Бионкуру удалось купить у него несколько великолепных изделий на сумму 3000 франков. Среди них: охотничье двуствольное ружье с капсюльными замками Лепажа, двуствольное казнозарядное ружье системы Поте, принадлежавшее герцогу Орлеанскому, и дуэльный гарнитур Анри Форе-Лепажа12.

Крупным центром антикварного оружия наряду с Парижем был и Амстердам. Здесь регулярно проводились аукционы произведений оружейного искусства. Катуар де Бионкур внимательно отслеживал коньюнктуру на этом рынке и информировал сотрудников музея о ситуации в голландской столице и своих новых приобретениях. 15 апреля 1911 г. он писал князю Н.С.Щербатову: «Дорогой князь Николай Сергеевич, надеюсь, что Вы своевременно получили каталог состоявшегося на этих днях аукциона в Амстердаме. Сегодня считаю приятным долгом уведомить Вас, что мне удалось приобрести №№306, 307, 308, 309, 312, 315 и №1380. Вы найдете все эти вещи в рисунках, в каталоге, за исключением №1380, который есть пара “русских” пистолетов XVIII столетия и фигурирует в другой коллекции. Все эти экземпляры будут высланы в музей в мае месяце…»13. Там же, на амстердамском аукционе, Катуар де Бионкур приобрел ценные образцы фитильного и колесного оружия. «Сегодня честь имею уведомить Вас, — сообщал он князю Н.С.Щербатову, — что купленные... в Амстердаме для музея вещи мною были осмотрены и распоряжение о высылке для музея сделаны. Задержка происходит от того, что я хочу их предварительно вычистить и сильно смазать во избежание ржавчины и порчи в столь продолжительном путешествии. Экземпляры очень хороши и интересны по разнообразию типов замков... Вся эта партия обошлась [в] 2155 гульденов, что по курсу биржи в 78 за гул. составило по русским деньгам около 1685 руб.»14. Среди купленного при распродаже — фитильный мушкет, охотничьи аркебузы и карабины с колесными замками, выполненные немецкими и австрийскими оружейниками в XVII в.

Несколько прекрасных экземпляров оружия Катуар де Бионкур приобрел в оружейной фирме «Д.Перде», широко известной в Англии и за ее пределами.

До конца своих дней Катуар де Бионкур заботился о пополнении переданной музею коллекции. Сохранился черновик письма Н.С.Щербатова, датированного 13 сентября 1913 г., в котором князь благодарил Катуар де Бионкура за присланные в том же месяце в дар музею оружейные памятники. «Ваше Превосходительство, Милостивый государь Александр Андреевич! Управление Императорского Российского Исторического музея с глубокой благодарностью извещает Вас о получении Вашего ценного дара для пополнения собрания оружия Вашего имени, а именно: охотничьего двуствольного ружья системы Pauly, охотничьего двуствольного ружья системы Robert, охотничьего двуствольного ружья ударной системы Соignet, охотничьего двуствольного ружья системы Роttet в ящике с прибором, одноствольного духового ружья и пары пистолетов роскошной работы Fore le Page в ящике с прибором»15. Александр Катуар де Бионкур скончался 17 сентября 1913 г. в Париже.

Состав коллекции Бионкура отражает личные вкусы и пристрастия ее собирателя. Она насчитывает более 400 образцов огнестрельного оружия крупнейших оружейных центров Франции, Англии, Германии, России, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Чехии, Италии, Испании, Турции. Тематически в коллекции Бионкура можно выделить охотничье оружие, дуэльные и целевые пистолеты, дорожные гарнитуры, военное строевое оружие. Бесспорными фаворитами коллекции являются охотничьи ружья, дуэльные и целевые пистолеты. Это образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремнёвые, капсюльные, оружие под унитарные патроны — шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения. Все эти образцы представляют значительный историко-технический и художественный интерес. Особенность коллекции состоит в том, что в ней представлено много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. Ранние образцы охотничьего оружия представлены работами немецких и австрийских оружейников — мушкетами, аркебузами, седельными пистолетами, приобретенными на аукционе в Амстердаме. С художественной и конструкторской точки зрения наибольший интерес представляют карабин с колесным замком личной гвардии герцога-епископа Зальцбурга Вольфа Дитриха фон Райтенау, изготовленный в Зальцбурге мастером Георгом Цельнером в 1590-е гг., и двуствольный карабин с колесными замками, созданный аугсбургским мастером Николаусом Карпфом в начале ХVII в. На ружье имеется герб саксонского курфюрста Иоганна Георга II (1613–1680).

Лучшую и самую многочисленную часть собрания Катуар де Бионкура составляют произведения французских оружейников. Основная часть французской коллекции оружия Катуар де Бионкура была приобретена в Париже. Именно здесь в 1903 г. при распродаже коллекции Олсуфьева Катуар де Бионкур купил ружья известных парижских мастеров XVIII в. Ж.-Б.-К.Аллевена, Ж.Лепажа, Н.-Ж.Дельпира, а также произведения версальских, руанских и марсельских оружейников начала XIX в.

Творчество одного из самых дорогих оружейников середины XIX в. — парижского оружейника Гастин-Ренетта представлено в коллекции Бионкура охотничьими капсюльными, шпилечными, казнозарядными ружьями и капсюльными пистолетами. На парижских промышленных выставках 1839 и 1844 гг. работы Гастин-Ренетта удостоились серебряных медалей. Он носил почетное звание «оружейник короля Испании» и «оружейник императора Наполеона III». Ружья этой фирмы в России встречались сравнительно редко. Дело в том, что фирма Гастин-Ренетта специализировалась в основном на нарезном оружии, охота с которым в России была распространена значительно меньше, чем с гладкоствольным. Во-вторых, изделия этой фирмы стоили очень дорого; цена отдельных экземпляров достигала 40 тыс. франков. Но тем не менее Катуар де Бионкур приобрел четыре великолепных охотничьих ружья этой фирмы.

Богато и разнообразно представлено в коллекции Бионкура английское оружие. Оно включает работы таких мастеров, как Дж.Ментон, Д.Твиг, Г.Нок, Х.У.Мортимер, Д.Перде, Ч.Ланкастер, Т.Босс, У.Беквит, В.Ричардс и другие.

Одним из лучших оружейников рубежа XVIIIXIX вв. был Джозеф Ментон. Он родился в 1766 г., оружейному мастерству обучался у своего старшего брата Джона Ментона. В 1789 г. Джозеф Ментон начал работать самостоятельно, специализируясь на изготовлении охотничьего оружия. Джозеф Ментон оказался талантливым изобретателем, придумал ряд технических новшеств, которые в значительной степени повысили надежность кремнёвого ружья. Ружья Ментона отличались эстетическим и техническим совершенством, что впоследствии стало неотъемлемой чертой всего английского оружия. Специалисты считают Джозефа Ментона «отцом» английских оружейников. У него работали в подмастерьях такие известные мастера, как Д.Перде, Ч.Ланкастер и Т.Босс. Д.Перде поступил к Ментону в 1803 г. и в течение нескольких лет резал ложи к ружьям. В 1813 г. он основал свое дело. Чарльз Ланкастер, величайший английский оружейник, долгие годы работал у Ментона ствольщиком.

В коллекции имеются и образцы российского охотничьего оружия, московских и тульских оружейников. Здесь привлекают внимание образцы оружия, выполненные московским мастером Артари-Коломбом. Это — двуствольный капсюльный штуцер в комплекте с охотничьим ножом, капсюльное ружье, казнозарядная капсюльная винтовка, дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами, пара целевых капсюльных пистолетов и пара нарезных дорожных пистолетов под патрон Лефоше. Эти изделия были приобретены в Париже в 1912 г. Они отличались высоким качеством исполнения, великолепной отделкой и оригинальными конструкторскими решениями.

Петербургская оружейная школа представлена в коллекции Бионкура такими именами, как И.Грекке, И.Пермяк, А.Тон, Ф.Поппе, Г.Кнот, С.Лееман, Ф.Вишневский, Ж.-М.Лардере, Н.Ф.Гонно. В Северной столице были сосредоточены лучшие мастера. Близость императорского двора давала им реальную возможность получать выгодные заказы. В плеяде блестящих оружейников, работавших в России во времена императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, видное место принадлежало Ивану Пермяку и Иоганну Адольфу Грекке. Имя оружейного мастера Ивана Пермяка впервые упоминается в архивных документах 1740 г. Он числился в штате придворной охоты как замочный мастер и рисовальщик.

И.А.Грекке происходил из семьи потомственных шведских оружейников. Его первым учителем был отец, И.И.Грекке. И.А.Грекке, как и его отец, стал первоклассным оружейным мастером, оставившим множество образцов богато декорированного охотничьего оружия. Как придворные оружейники Иван Пермяк и И.А.Грекке создавали образцы, предназначенные для высших слоев общества, а также подарочное оружие. Екатерина II часто преподносила произведения своих придворных оружейников приближенным, иностранным послам, военачальникам. Так, в 1768 г. она подарила барону Т.Димсейлю, сделавшему ей прививку от оспы, охотничий гарнитур, выполненный Иваном Пермяком.

Среди работ петербургских оружейников первой четверти XIX в. можно выделить также двуствольное кремнёвое охотничье ружье Г.Кнота и пару кремнёвых пистолетов Ф.Поппе.

В середине XIX в. появляются новые талантливые мастера. Достижения в оружейном искусстве столицы стали связывать с именами Ф.Вишневского, Ж.-М.Лардере и Н.Ф.Гонно.

Флориан Вишневский выполнял заказы на изготовление ружей для цесаревича Николая Александровича, великого князя Владимира Александровича и императора Александра II, а также поставлял ко двору патроны, дробь, картечь и порох. 25 лет он безупречно выполнял обязанности придворного оружейника, за что получил почетное звание «оружейного мастера Его Императорского Величества». Работы Ф.Вишневского были экспонентами и лауреатами престижных выставок. На Всемирной выставке 1867 г. в Париже работы Вишневского были отмечены почетным отзывом.

Оружейный мастер Жан-Мари Лардере носил звание «поставщика высочайшего двора» и выполнял заказы для императора Александра II с 1862 г. Он одним из первых петербургских оружейников начал активно сотрудничать с известными зарубежными фирмами и мастерами, покупая у них готовые стволы, замки и ложи. Лардере имел тесные контакты с известной бельгийской фирмой «Август Лебо», которая по заказу петербургского мастера изготавливала образцы охотничьего оружия, наиболее полно отвечающие специфике российского рынка и условиям русской охоты.

Современником Лардере был самый известный петербургский мастер второй половины XIX в. Н.Ф.Гонно. Жемчужиной коллекции Бионкура является ружье Гонно, изготовленное в 1892 г. Это двуствольное охотничье ружье системы Ланкастера с парой стволов букетного дамаска. Один из них сделан с овальной сверловкой — модным в то время изобретением, позволявшим применять как пулю, так и дробь.

Важное место в коллекции Катуар де Бионкура занимали дуэльные и целевые пистолеты. Именно при подборе этих видов оружия его художественный вкус проявился в полной мере. В собрании представлены произведения французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров. В нем преобладают дуэльные гарнитуры с капсюльными пистолетами. Дуэльные пистолеты комплектовались, как правило, с аксессуарами, предназначенными для заряжания и поддержания их в чистоте и сохранности.

Пара пистолетов с принадлежностями составляли единый гарнитур и помещались в специальный деревянный футляр («ящик»). Ящики изготавливались из сосны, липы, ореха, березы, ясеня, дуба, красного и черного дерева или палисандра. Наиболее известные оружейники инкрустировали их костью, латунью, лазуритами, украшали металлическими накладками, а изнутри отделывали бархатом, муаром, сукном, кожей и помещали на обивке ящика надпись, включающую имя мастера и адрес мастерской.

Коллекция Катуар де Бионкура включает и дорожные гарнитуры. Путешествия, жизнь в дороге требовали особых навыков, определенных знаний и подготовки. Для безопасности и самозащиты путешественники всегда брали дорожные пистолеты

А.А.Катуар де Бионкур был одним из первых коллекционеров, обративших внимание на образцы русского огнестрельного строевого оружия середины XIX в. В его собрании представлены строевые ружья Сестрорецкого, Ижевского и Тульского оружейных заводов.

Интересовало коллекционера и холодное оружие. Он собрал свыше 146 образцов строевого и произвольного колющего, рубящего и ударного оружия из России, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Турции.

Среди образцов русского холодного оружия преобладает типичное национальное оружие основных видов и конструкций. Это — бердыши, топоры, сабли, шпаги, тесаки, охотничьи ножи. Особого внимания заслуживают легкокавалерийские офицерские сабли образца 1798 г., в том числе с надписью «За храбрость». В начале XIX века в качестве наградного оружия начали использоваться не только шпаги, но и сабли, о чем свидетельствует Указ от 7 марта 1808 г., подтверждавший постановление о выдаче высочайших рескриптов на золотое оружие. К этому времени окончательно выработался внешний вид золотого оружия. Офицерское оружие и оружие генерал-майоров, а также равных им морских чинов имело на эфесе надпись: «За храбрость». На оружии генерал-лейтенантов и более высоких чинов надпись была более пространной, объясняющей причину награждения. С 1844 г. золотое оружие без украшений стало выдаваться из Капитула российских орденов, а украшенное драгоценными камнями — из кабинета императора. С 1849 г. золотое оружие изготавливалось только по образцам, состоявшим на вооружении. Лицам, награжденным ранее золотым оружием старого образца, разрешалось его носить вне строя. С этого же времени рукояти золотого оружия должны были покрывать позолотой (за исключением пехотных и кавалерийских шпаг).

В коллекции Бионкура есть разнообразные виды оружия горских народов Северо-Западного Кавказа и Закавказья: ружья, пистолеты, сабли, шашки, кинжалы, а также образцы турецкого холодного оружия. В XIX в. произведения восточного оружейного искусства были в России в большой моде и часто использовались для украшения стен курительных комнат или кабинетов. Подтверждение этому мы находим в произведениях русских писателей. Так, в 1836 г. М.Ю.Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская» писал: «Я опишу вам комнату, в которой мы находимся. Она была вместе и кабинетом и гостиной и соединялась коридором с другой частью дома. …Против окна стоял письменный стол, покрытый кипою картинок, бумаг, книг, разных видов чернильниц и модных мелочей… На полу под ним разостлан был широкий ковер, разрисованный пестрыми арабесками; другой персидский ковер висел на стене, находящейся против окон, и на нем развешаны были пистолеты, два турецких ружья, черкесские шашки и кинжалы»16.

Многообразная и богатая коллекция оружия А.А.Катуар де Бионкура является чрезвычайно редким для России примером систематического, целенаправленного и осознанного собирательства. Как писал один из первых исследователей бионкуровской коллекции Е.Ф.Корш: «Богатое собрание, отданное им для общественного и научного пользования, обеспечивает за ним навсегда благодарную память»17.

 

Примечания

1 Научно-ведомственный архив (далее — НВА) ГИМ. Оп.1. Д.102. Л.1.

2 РГИА. Ф.1343. Оп.23. Д.2268. Л. 25-25об. Родословная рода Катуар де Бионкура.

3 Там же. Л. 25-25об. Указ Правительствующему Сенату.

4 ОПИ ГИМ. Ф.281. Оп.3. Д.189. Л.4.

5 Там же. Л.29об.

6 НВА ГИМ. Оп.1. Д.102. Л.228.

7 Там же. Л.31.

8 Там же. Л.32.

9 Письма А.А.Бионкура Е.Ф.Коршу от 8 апреля и 2 мая 1912 г. поступили в ОПИ ГИМ от потомков Е.Ф.Корша недавно и находятся в процессе инвентаризации.

10 ОПИ ГИМ. Ф.281. Оп.3. Д.189. Л.2.

11 Там же. Д. 123. Л. 28-28об.

12 Там же. Д.189. Л.51.

13 НВА ГИМ. Оп.1. Д.102. Л.51.

14 Там же. Л. 52-53.

15 НВА ГИМ. Оп.1. Д.102. Л.101.

16 Лермонтов М.Ю. Собр.соч. В 4 т. Т.4. М., 1976. С.265.

17 Отчет Императорского Российского Исторического Музея имени Императора Александра III в Москве за 1913 г. М., 1914. С.72.

А.А.Катуар де Бионкур с женой Э.Хабихт. Висбаден. Фотография 1890-х годов

А.А.Катуар де Бионкур с женой Э.Хабихт. Висбаден. Фотография 1890-х годов

Сабля легкой кавалерии (фрагмент). Россия. 1762–1796. Сталь, дерево, кожа, стальная проволока; литье, золотая всечка

Сабля легкой кавалерии (фрагмент). Россия. 1762–1796. Сталь, дерево, кожа, стальная проволока; литье, золотая всечка

Пистолет колесцовый, длинноствольный. Германия, Нюрнберг. 1575–1600. Сталь, дерево, кость, перламутр; ковка, инкрустация, гравировка

Пистолет колесцовый, длинноствольный. Германия, Нюрнберг. 1575–1600. Сталь, дерево, кость, перламутр; ковка, инкрустация, гравировка

Пистолет колесцовый кавалерийский. Германия, Аугсбург. 1580. Cталь, дерево, кость, рог; ковка, гравировка

Пистолет колесцовый кавалерийский. Германия, Аугсбург. 1580. Cталь, дерево, кость, рог; ковка, гравировка

Карабин колесцовый личной гвардии герцога-епископа Зальцбурга Вольфа Дитриха фон Райтенау. Священная Римская империя германской нации. Архиепископство Зальцбург. Зальцбург. Около 1594 года. Мастер Георг Цельнер. Сталь, дерево, кость; ковка, инкрустация, гравировка

Карабин колесцовый личной гвардии герцога-епископа Зальцбурга Вольфа Дитриха фон Райтенау. Священная Римская империя германской нации. Архиепископство Зальцбург. Зальцбург. Около 1594 года. Мастер Георг Цельнер. Сталь, дерево, кость; ковка, инкрустация, гравировка

Н.С.Самокиш. Охота на оленей. 1900-е годы

Н.С.Самокиш. Охота на оленей. 1900-е годы

Аркебуза охотничья (парадная). Австрия, Вена. Мастер Антон Меркель. После 1716 года. Сталь, дерево, латунь; ковка, инкрустация, золочение, гравировка, оброн

Аркебуза охотничья (парадная). Австрия, Вена. Мастер Антон Меркель. После 1716 года. Сталь, дерево, латунь; ковка, инкрустация, золочение, гравировка, оброн

Мушкет охотничий двуствольный детский парадный с колесцовыми замками. Германия, Аугсбург. Мастер Николаус Карпф. Около 1620 года. Сталь, черное дерево, слоновая кость; ковка, гравировка, травление, золочение, инкрустация, гравировка по кости, резьба. Принадлежал саксонскому курфюрсту Иоганну Георгу II (1613–1680). Карабин приобретен А.А.Катуар де Бионкуром в 1911 году на аукционе в Амстердаме

Мушкет охотничий двуствольный детский парадный с колесцовыми замками. Германия, Аугсбург. Мастер Николаус Карпф. Около 1620 года. Сталь, черное дерево, слоновая кость; ковка, гравировка, травление, золочение, инкрустация, гравировка по кости, резьба. Принадлежал саксонскому курфюрсту Иоганну Георгу II (1613–1680). Карабин приобретен А.А.Катуар де Бионкуром в 1911 году на аукционе в Амстердаме

Пистолет кремнёвый четырехствольный. Англия. Середина XIX века. Сталь, дерево; ковка, литье

Пистолет кремнёвый четырехствольный. Англия. Середина XIX века. Сталь, дерево; ковка, литье

Каталог восточного и европейского оружия XVII, XVIII и XIX вв.: Сабли — шпаги и кинжалы, различные предметы, арбалеты и аркебузы, охотничьи ружья и пистолеты, принадлежавшие покойному г-ну Олсуфьеву […]. [Париж, 1903]. Каталог аукциона — дар А.А.Катуар де Бионкура. ГИМ

Каталог восточного и европейского оружия XVII, XVIII и XIX вв.: Сабли — шпаги и кинжалы, различные предметы, арбалеты и аркебузы, охотничьи ружья и пистолеты, принадлежавшие покойному г-ну Олсуфьеву […]. [Париж, 1903]. Каталог аукциона — дар А.А.Катуар де Бионкура. ГИМ

А.А.Катуар де Бионкур на охоте в предгорьях Алтайского хребта. Фотография 1910-х годов

А.А.Катуар де Бионкур на охоте в предгорьях Алтайского хребта. Фотография 1910-х годов

Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами. Франция, Париж. 1855. Мастер Луи-Франсуа Девим. Сталь, серебро, орех, бархат; литье, резьба, травление, инкрустация

Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами. Франция, Париж. 1855. Мастер Луи-Франсуа Девим. Сталь, серебро, орех, бархат; литье, резьба, травление, инкрустация

А.С.Степанов. Охота на лисицу. 1900-e годы

А.С.Степанов. Охота на лисицу. 1900-e годы

А.А.Катуар де Бионкур в одной из своих поездок по России. Фотография 1910-х годов

А.А.Катуар де Бионкур в одной из своих поездок по России. Фотография 1910-х годов

Ружье охотничье двуствольное капсюльное. Франция, Париж. 1858. Мастер Гастин-Ренетт. Сталь, орех; ковка, инкрустация золотом, воронение, гравировка

Ружье охотничье двуствольное капсюльное. Франция, Париж. 1858. Мастер Гастин-Ренетт. Сталь, орех; ковка, инкрустация золотом, воронение, гравировка

Штуцер охотничий двуствольный с кремнёвыми замками. Франция, Версаль. Около 1810 года. Версальская оружейная мануфактура. Сталь, серебро, дерево; ковка, гравировка, таушировка золотом, инкрустация

Штуцер охотничий двуствольный с кремнёвыми замками. Франция, Версаль. Около 1810 года. Версальская оружейная мануфактура. Сталь, серебро, дерево; ковка, гравировка, таушировка золотом, инкрустация

Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами. Германия, Регенсбург. 1855–1860-е годы. Мастер И.А.Кюхенрейтер. Сталь, серебро, дерево; ковка, литье, резьба по дереву, оброн

Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами. Германия, Регенсбург. 1855–1860-е годы. Мастер И.А.Кюхенрейтер. Сталь, серебро, дерево; ковка, литье, резьба по дереву, оброн

Штуцер капсюльный. Англия, Лондон. Чарльз Ланкастер. 1862–1877. Дамасская сталь, дерево; ковка, синее воронение, гравировка, резьба

Штуцер капсюльный. Англия, Лондон. Чарльз Ланкастер. 1862–1877. Дамасская сталь, дерево; ковка, синее воронение, гравировка, резьба

Ружье кремнёвое охотничье. Италия, Брешиа. Начало XVIII века. Мастер Лазарино Коминаццо. Сталь, орех; ковка, резьба

Ружье кремнёвое охотничье. Италия, Брешиа. Начало XVIII века. Мастер Лазарино Коминаццо. Сталь, орех; ковка, резьба

Шпага гражданская в ножнах. Россия. Первая половина XIX века. Сталь, латунь, перламутр, кожа; литье, гравировка, позолота

Шпага гражданская в ножнах. Россия. Первая половина XIX века. Сталь, латунь, перламутр, кожа; литье, гравировка, позолота

А.А.Катуар де Бионкур на охоте. Фотография 1890-х годов

А.А.Катуар де Бионкур на охоте. Фотография 1890-х годов

Пистолет казнозарядный капсюльный. Бельгия. Середина XIX века. Сталь, черное дерево; гравировка, ковка, литье

Пистолет казнозарядный капсюльный. Бельгия. Середина XIX века. Сталь, черное дерево; гравировка, ковка, литье

А.С.Степанов. Волки. 1900-e годы

А.С.Степанов. Волки. 1900-e годы

А.А.Катуар де Бионкур. Фотооткрытка 1910-х годов

А.А.Катуар де Бионкур. Фотооткрытка 1910-х годов

Каталог коллекции г-на де Б… из Санкт-Петербурга: Оружие и доспехи XV, XVI, XVII и XVIII вв. […]. Париж, 1912. Каталог аукциона — дар А.А.Катуар де Бионкура. Коллекция, которой посвящен этот каталог, была сформирована вначале из наследства графа Кушелева-Безбородко и постепенно дополнена предметами из кабинетов оружия князя Воронцова, князя Волконского, Щепочкина, Мятлева-Яковлева и других. Аукцион состоялся в Париже в Hotel Drouot с 21 по 23 мая 1912 года. ГИМ

Каталог коллекции г-на де Б… из Санкт-Петербурга: Оружие и доспехи XV, XVI, XVII и XVIII вв. […]. Париж, 1912. Каталог аукциона — дар А.А.Катуар де Бионкура. Коллекция, которой посвящен этот каталог, была сформирована вначале из наследства графа Кушелева-Безбородко и постепенно дополнена предметами из кабинетов оружия князя Воронцова, князя Волконского, Щепочкина, Мятлева-Яковлева и других. Аукцион состоялся в Париже в Hotel Drouot с 21 по 23 мая 1912 года. ГИМ

Тесак пехотный солдатский образца 1798 года, с темляком, подвесом и портупеей. Россия. 1799. Сталь, латунь, кожа, шерсть; литье, ковка, гравировка, плетение

Тесак пехотный солдатский образца 1798 года, с темляком, подвесом и портупеей. Россия. 1799. Сталь, латунь, кожа, шерсть; литье, ковка, гравировка, плетение

Нож охотничий с кремнёвым пистолетом. Германия. Вторая половина XVIII века. Сталь, кость, латунь; ковка, литье, резьба, гравировка, позолота

Нож охотничий с кремнёвым пистолетом. Германия. Вторая половина XVIII века. Сталь, кость, латунь; ковка, литье, резьба, гравировка, позолота

Сабля легкокавалерийская офицерская образца 1798 года, золотое оружие «За храбрость». Россия. Первая четверть XIX века. Сталь, латунь; литье, гравировка, позолота

Сабля легкокавалерийская офицерская образца 1798 года, золотое оружие «За храбрость». Россия. Первая четверть XIX века. Сталь, латунь; литье, гравировка, позолота

Кираса. Россия, Златоуст. 1843. Латунь, сталь, краска, холст, кожа; литье, штамп, резьба, плетение

Кираса. Россия, Златоуст. 1843. Латунь, сталь, краска, холст, кожа; литье, штамп, резьба, плетение

Сабля гусарская офицерская в ножнах. Россия. Третья четверть XVIII века. Сталь, медь, дерево, кожа; литье, чеканка, гравировка

Сабля гусарская офицерская в ножнах. Россия. Третья четверть XVIII века. Сталь, медь, дерево, кожа; литье, чеканка, гравировка

Н.С.Самокиш. Травля зайца. 1900-е годы

Н.С.Самокиш. Травля зайца. 1900-е годы

Сабля кавалерийская офицерская образца 1827 года (парадный вариант). Россия. Златоуст. Вторая четверть XIX века. Сталь, латунь, дерево, кожа, медная проволока; литье, ковка, полировка, травление, позолота, гравировка

Сабля кавалерийская офицерская образца 1827 года (парадный вариант). Россия. Златоуст. Вторая четверть XIX века. Сталь, латунь, дерево, кожа, медная проволока; литье, ковка, полировка, травление, позолота, гравировка

А.А.Катуар де Бионкур. Фотография 1912 года. С автографом: «Молодому сотруднику Е.Ф.Коршу от старого собирателя на добрую память. Бионкур. 1.11.12»

А.А.Катуар де Бионкур. Фотография 1912 года. С автографом: «Молодому сотруднику Е.Ф.Коршу от старого собирателя на добрую память. Бионкур. 1.11.12»

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru