Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 96 2010

Татьяна Долгодрова

 

Художница цветов и насекомых

 

Гравированные издания семейства Мериан1

 

В РГБ находится очень полно представленное собрание изданий знаменитого семейства Мериан — немецких художников-граверов XVII — начала XVIII века. Это книги, поступившие в «Ленинку» в 1946 году из Саксонской земельной библиотеки (Дрезден) после окончания Второй мировой войны в возмещение ущерба, нанесенного Германией художественным ценностям Советского Союза. Издания книг и альбомов семейства Мериан, хранящихся в РГБ, дают понятие о творчестве его представителей и содержат все знаменитые гравюры, демонстрируя разнообразие применяемых ими технических приемов при изготовлении гравюр и совершенство их раскраски.

Основателем этой художественной династии был Маттеус Мериан (1593–1650), выходец из Швейцарии, получивший образование в Цюрихе, знаменитый гравер, художник и книгоиздатель, унаследовавший прославленную франкфуртскую типографию семьи де Бри. В работах мастера, специализировавшегося на гравюрах с видами городов, есть и гравюры с библейскими сюжетами. Особую известность получило иллюстрированное издание Библии, названной «Мериановой Библией», которая была напечатана в Страсбурге в 1629 году. Нельзя забывать и издания «Плясок смерти» Маттеуса Мериана, первое из которых появилось около 1650 года во франкфуртской типографии Мериана. Предисловие к этой книге, подписанное художником, датировано 1648 годом, отсюда можно сделать вывод, что в этом году работа над гравюрами была завершена и книга была готова к печати. Одновременно были осуществлены издания на немецком и французском языках. Они имели такой успех, что были переизданы, спустя полвека, уже после смерти Маттеуса Мериана в 1696 году. Вышло переиздание во Франкфурте-на-Майне у печатников Иоганна Андреа и Хорта. Гравюры в обоих изданиях напечатаны с одних досок.

 

Талантливыми граверами были и сыновья Маттеуса — Маттеус Мериан-младший и Каспар Мериан. Манера последнего разнится от стиля работ отца. Сделанные им гравюры, самыми известными из которых стали книги эмблемат, отличаются необыкновенной тонкостью линий, изяществом и изысканностью пропорций представленных в них изображений. Но самым прославленным представителем этого семейства стала дочь Маттеуса — Мария Сибилла Мериан.

Замечательная художница-флористка, гравер, издатель своих собственных книг, энтомолог — Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне в 1647 году. Ее имя хорошо известно и в истории искусств, и в истории естествознания. Она — одна из первых женщин, дерзнувшая посвятить себя научной деятельности, первооткрывательница мира насекомых Южной Америки.

Художественная одаренность девочки была замечена ее отчимом художником Якобом Марелем. Вначале Мария обучалась у его ученика Абрахама Миньона. Затем стала ученицей самого Мареля, принадлежавшего утрехтской школе флористики и рисовавшего гуашью цветы, фрукты, птиц и насекомых, — эта тематика стала излюбленной у художницы.

В 1665 году Мария Сибилла Мериан вышла замуж за художника Иоганна Андреаса Граффа, другого ученика ее отчима, и уехала в родной город мужа — Нюрнберг, где от отца Графф унаследовал собственную типографию, — именно здесь уже в 1679 году была напечатана на средства автора первая часть ее знаменитых «Чудесных превращений гусениц» («Der Raupen wunderbare Verwandlung und sonderbare Blumennahrung»). Вторая часть вышла в 1683 году во Франкфурте-на-Майне в собственной типографии семьи Мериан. Третья же часть появилась в Амстердаме в типографии Герарда Валка уже после смерти М.С.Мериан в 1717 году, подготовленная к изданию на основе архива матери ее дочерью Марией Доротеей Генриеттой Графф (род. 1678), также художницей, рисовавшей цветы и насекомых. Таким образом, были изданы все 150 гравюр Марии Сибиллы Мериан на эту, столь занимавшую ее всю жизнь, тему. Известно, что первой книгой Марии Сибиллы была «Книга цветов» в трех частях («Florum fasciculi tres» или «Neues Blumenbuch»), первая часть была издана в Нюрнберге в собственной типографии ее мужа в 1675-м, две последующие части вышли в 1677 году. Это было издание, предназначенное для вышивальщиц и содержащее композиции из цветов и насекомых. Вышивание — «живопись иглой» — в то время было излюбленным занятием всех женщин. «Книга цветов» еще при жизни Мериан стала библиографической редкостью. В ней впервые Мериан использовала гравюры с овальными цветочными венками как титульные листы (впрочем, сами веночки она заимствовала из творчества Якоба Мареля).

В изображении Мериан овальных и круглых цветочных венков усматривается, согласно эмблематике эпохи барокко, символ времени в его извечном круговороте — что и означало кольцо. Такой же аллегорией была свернувшаяся кольцом змея — изображение, помещенное на издательской марке Маттеуса Мериана и по праву унаследованное художницей, — оно присутствует на ее портретах.

Из двух первых прижизненных частей «Чудесных превращений гусениц» сохранились экземпляры с гравюрами, раскрашенными самой художницей, но они очень редки. В Российской государственной библиотеке, в Отделе редких книг, есть экземпляр издания 1-й части на голландском языке, изданной в Амстердаме на средства автора Герардом Валком без указания года издания. Есть также и экземпляр последовавшего в 1717 году издания на латинском языке, где впервые соединены вместе все три части «Чудесных превращений гусениц». Как и все книги Мериан — это альбом гравюр, каждая часть имеет сопроводительный текст, проиллюстрированный пятьюдесятью гравюрами на меди, оставшимися без раскраски, всего их 153, так как каждую часть предваряет лист с гравюрой в виде венков и витающих над ними насекомых, все три заглавные гравюры разные и имеют подпись Мериан. Знаменитая — своего рода визитная карточка Мериан — гравюра с венком тутового дерева, поедаемого гусеницами шелкопряда, и заключенным в него текстом была использована Мериан как титульный лист 1-й части.

Издание всех трех частей «Чудесных превращений гусениц» 1717 года содержит также фронтиспис с портретом Мериан — гравюра на меди Я.Хоубракена, сделанная по известному рисунку сепией художника Г.Гзеля, зятя Марии Сибиллы Мериан. Этот погрудный портрет пожилой Мериан в возрасте 55 лет перегружен символикой и аллегориями разного рода — от издательской марки Маттеуса Мериана до фигуры Фамы, олицетворяющей славу Марии Сибиллы Мериан, вернувшейся с великолепными трофеями из небезопасного путешествия в Суринам. В изображении же Афины Паллады на этой гравюре виден намек на «лабадистские» пристрастия Мериан.

В 1685 году брак Марии Сибиллы Мериан распался, она с двумя дочерьми покинула мужа и переехала в голландскую лабадистскую общину, став ее членом. Секта мистиков-пиетистов, к которой примкнула М.С.Мериан и которая располагалась в замке Валта, основана французским проповедником и поэтом в изгнании Ж. де Лабади (1610–1674). Для его общины характерно то, что превыше церковных догм было религиозное чувство, внутренние эмоциональные переживания и нравственное совершенствование. Сторонницу и помощницу Ж. де Лабади — М. ван Схюрман именовали «второй Палладой» и «апостолом женской эмансипации». Лабадистский мистицизм осуждали и католики, и протестанты. Замком Валта владели сестры ван Соммелсдейк, их брат — губернатор голландской колонии Суринам Корнелиус ван Соммелсдейк — сам был приверженцем лабадистов и помогал лабадистским миссионерам добираться до Суринама. В замке Мериан увидела прекрасную коллекцию южноамериканских насекомых, которую К. ван Соммелсдейк привез из Суринама.

Через пять лет Мериан переехала из Валты в Амстердам. Посвятив себя энтомологии, она в 1699 году вместе с дочерью Марией Доротеей отправилась на корабле в Суринам, изучив для своих научных занятий латинский язык.

Эта местность в Голландской Гвиане в Южной Америке получила свое название по реке Суринам, пересекающей центральную часть этой голландской колонии и впадающей в Атлантический океан. В Суринаме Мериан провела два года, за это время собрала коллекцию насекомых, делала зарисовки с натуры экзотических растений и фруктов. Не ограничиваясь только воспроизведением насекомых и цветов, она наблюдала за их жизнью, изменениями, которые претерпевали разные виды гусениц на разных стадиях существования. Мария Сибилла Мериан была не только талантливой художницей, но и пытливым энтомологом. В 1701 году прибыла в Гамбург, где передала магистрату города часть собранных ею природных сокровищ. Но большую часть своих коллекций она привезла в Амстердам, где была встречена, как национальная героиня.

В Суринаме Мария принялась за свою вторую работу — «Metamorphosis insectorum Syrinamensium» («Метаморфозы суринамских насекомых»), которые стали самым совершенным творением этого рода. Оригинальные рисунки, с которых затем были сделаны гравюры для этого издания, она выполнила на 102 пергаменных листах. Это были огромные альбомы гравюр in-folio, раскрашенных акварелью, первый том которых был издан на ее средства (а надо отметить, что при жизни Мериан все ее книги были изданы на собственные средства) в Амстердаме в 1705 году печатником И.Валком. В РГБ хранится экземпляр этого альбома с текстом на латинском языке, где гравюры, сделанные в технике офорта, бесценны — раскрашены акварелью самой М.С.Мериан. Художница изобразила прекрасные цветы, поедаемые червячками и жучками, очень натуралистично передав все стадии жизни насекомых — от коконов и гусениц до роскошных бабочек. Сравнение насекомого, вылупляющегося из куколки, с душой человека, которая воскресает для вечной жизни, было распространенным в эпоху М.С.Мериан, поэтому нельзя забывать и о религиозно-мистическом подтексте ее работ.

В гравюрах этой главной книги своей жизни Мериан выразительно передает под внешне натуралистическим обличьем рождения и смерти насекомых художественную метафору красоты и трагизма быстротекущей жизни. Не зря в гравюрах этой книги присутствует множество ракушек; кроме их натуралистической трактовки важно и то, что они из-за своей хрупкости являлись символом бренности бытия.

Мериан называют «дитя барокко», но работы художницы отличаются от работ других художников-флористов, также творящих в эпоху барокко, как, например, Якоб Марель, необыкновенной экспрессией. Напряженность линий и форм в гравюрах Мериан — это какая-то ее личностная манера изображения, присущая ей уже в самом начале творчества. Так, в упоминавшейся выше гравюре 1679 года с венком тутового дерева с причудливо изогнутыми листьями с зияющими дырами, которые оставили гусеницы шелкопряда, — выражена столь бурная динамика, что она кажется мало связанной с происходящим метаморфозом из жизни насекомых, что делает эту гравюру в последнюю очередь натуралистическим наблюдением, а на первый план выводит аллегоричность и эмблематичность этого изображения.

Гравюры экземпляра РГБ «Метаморфозы суринамских несекомых» 1705 года содержат подписи граверов, которые перевели акварели Мериан на медные пластины. Из 60 гравюр этого издания, размеры которых колеблются около 34,5 х 28 см и 38,5 х 27,5 см, 3 гравюры (лл. 11, 14, 35), не имеющие подписей, приписываются самой Марии Сибилле, 35 гравюр с подписью П.Слейтера, 21 — И.Мюлдера, 1 гравюра (л.13) Д.Стоопендаала.

Мериан хотела издать 2-й том этого альбома, но, будучи уже старой и слабой, переложила второе путешествие в Суринам, состоявшееся в 1702 году, на свою старшую дочь Иоганну Хелену (род. 1668), которая была замужем за торговцем с Суринамом К.Херолдом. По вновь полученным сведениям о суринамских насекомых Марией Сибиллой Мериан было подготовлено только 12 гравюр, которые вошли в последующие переиздания — прежде всего во второе издание 1719 года, вышедшее в Амстердаме у издателя Иоганна Остервика. В Отделе редких книг РГБ есть это второе издание «Метаморфоза суринамских насекомых», которое представляет собой полную перепечатку, включая и титульный лист, издания 1705 года, куда было добавлено 12 новых гравюр и новый титульный лист в начале книги.

Во втором издании «Метаморфоза суринамских насекомых» 1719 года также есть портрет Марии Сибиллы, сделанный в манере художников, работавших в стиле рококо и сглаживавших признаки старения. Это великолепная композиция, нарисованная и выгравированная Ф.Оттенсом, представляет собой сценку, где молодая Мария Сибилла Мериан показана в окружении шести путти, изучающих цветы и насекомых. В проеме огромного портала в фоне этой гравюры изображен экзотический вид Суринама.

Кроме Отдела редких книг, альбомы Мериан есть также в Отделе изоизданий РГБ. Это второй в РГБ экземпляр издания «Метаморфоз суринамских насекомых» 1705 года, на этот раз на голландском, а не на латинском языке, но главная его особенность — то, что часть гравюр в этом издании заменена акварельными рисунками — всего их 39 — копиями гравюр Мериан. Кроме акварелей, экземпляр имеет раскраску гравюр, более грубую, в отличие от виртуозной раскраски самой Мериан в экзмпляре Отдела редких книг. Гамма строится на преобладании черно-коричневых тонов — этими цветами заменена большая часть зеленых листьев и стеблей, что придает гравюрам и акварелям налет мрачности. В Отделе изоизданий есть второе издание 1719 года, но этот экземпляр включает только 12 гравюр, которые были созданы Мериан для предполагавшегося второго тома суринамских несекомых. Гравюры эти сделаны способом «перевернутой печати». Раскраска же их великолепная, и, в отличие от экземпляра 1719 года из Отдела редких книг, в ней довольно обильно использованы золото, как в буквах титульного листа и в начале текста, так и в гравюре фронтисписа. Также в Отделе изоизданий есть конволют, содержащий более поздние издания Мериан в переводе на французский язык. Это «Насекомые Европы», не изданные при жизни Мериан, переведенные с голландского языка на французский Жаном Марре и изданные в Амстердаме печатником Бернаром в 1730 году. Книга эта содержит 184 гравюры Мериан — это повтор всех 150 гравюр трех частей «Чудесных превращений гусениц». Остальные гравюры взяты, видимо, из «Книги цветов» или из разрозненных листов гравюр Мериан. Все они остались без раскраски. Упоминавшийся уже венок тутового дерева имеет здесь третий вариант исполнения — с гравюрой внутри венка с изображением кокона шелкопряда. Книга имеет приплет альбома «Превращений суринамских насекомых» 1726 года, изданного в Гааге Пьром Госсе с параллельным текстом на латинском и французском языках. Все 72 оставшихся нераскрашенными гравюр этого издания — повтор издания 1719 года.

Все издания Марии Сибиллы Мериан в РГБ, кроме одного («Чудесные превращения гусениц» 1717 года), происходят из фонда перемещенных культурных ценностей — из Саксонской земельной библиотеки (Дрезден).

Хотелось бы, чтобы к 300-летию со дня смерти М.С.Мериан, которое будет в январе 2017 года, был открыт если не реальный, то хотя бы виртуальный музей семейства Мериан. Пора собрать в нем и описать все хранящиеся в России оригинальные рисунки и альбомы гравюр Мериан, чтобы дать полное представление о том, какими своего рода шедеврами мы обладаем.

 

1 Статья продолжает цикл журнальных публикаций на тему «перемещенных культурных ценностей» (см.: Наше наследие. 1994. №32; 1997. №42; 1999. №49; 2000. №55; 2002. №61; 2004. №69; 2005. №73; 2008. № 87–88).

Портрет художницы М.С.Мериан. «Чудесные превращения гусениц». Амстердам, 1717. Издатель Герард Валк. Гравюра на меди Я.Хоубракена по рисунку Г.Гзеля. Собрание РГБ

Портрет художницы М.С.Мериан. «Чудесные превращения гусениц». Амстердам, 1717. Издатель Герард Валк. Гравюра на меди Я.Хоубракена по рисунку Г.Гзеля. Собрание РГБ

Лист с ананасом. Ананас — самый превосходный фрукт из тех, которые едят. Будет справедливо заметить, что он занимает первое место в порядке моих наблюдений. Первое изображение представляет ананас в стадии цветения. (Все иллюстрации воспроизводятся из альбома «Метаморфозы суринамских насекомых». Амстердам, 1705. Издатель Герард Валк. Гравюры на меди и сопроводительные надписи М.С.Мериан. Раскраска акварелью. Собрание РГБ)

Лист с ананасом. Ананас — самый превосходный фрукт из тех, которые едят. Будет справедливо заметить, что он занимает первое место в порядке моих наблюдений. Первое изображение представляет ананас в стадии цветения. (Все иллюстрации воспроизводятся из альбома «Метаморфозы суринамских насекомых». Амстердам, 1705. Издатель Герард Валк. Гравюры на меди и сопроводительные надписи М.С.Мериан. Раскраска акварелью. Собрание РГБ)

Лист с чертополохом. Это чертополох колючий, растущий в лесах Суринама, цветет он желтыми цветами. Он называется здесь Maccai, он вырастает в человеческий рост, его листья очень большие и в них видны белые волокна

Лист с чертополохом. Это чертополох колючий, растущий в лесах Суринама, цветет он желтыми цветами. Он называется здесь Maccai, он вырастает в человеческий рост, его листья очень большие и в них видны белые волокна

Лист с лимоном. На этом дереве в Суринаме растут самые вкусные и большие лимоны. Деревья выше, чем самые большие яблони в Европе. Их листья и цветы такие же, как у обычного лимонника, но они более крупные и густые и с большим количеством плодов. Когда плоды зрелые, они того же цвета, что обычные лимоны

Лист с лимоном. На этом дереве в Суринаме растут самые вкусные и большие лимоны. Деревья выше, чем самые большие яблони в Европе. Их листья и цветы такие же, как у обычного лимонника, но они более крупные и густые и с большим количеством плодов. Когда плоды зрелые, они того же цвета, что обычные лимоны

Лист с гранатовым деревом. Гранатовое дерево считается в суринамском обществе приносящим цветы и плоды. Оно произрастает только на тех территориях, которые ему пригодны, тем не менее туземцы его не очень ценят. Это дерево, как довольно распространенное в Европе, мы описывать не будем

Лист с гранатовым деревом. Гранатовое дерево считается в суринамском обществе приносящим цветы и плоды. Оно произрастает только на тех территориях, которые ему пригодны, тем не менее туземцы его не очень ценят. Это дерево, как довольно распространенное в Европе, мы описывать не будем

Лист с палисандром. На этой гравюре изображена ветвь суринамского дерева, которое называется в этой стране палисандровым. Из него делают доски, и американцы сооружают из них свои дома, по четырем углам которых расположены вкопанные в землю бревна; на них и крепятся эти доски. Это дерево цветет желтыми цветами, густыми и тяжелыми, когда эти цветы опадают, ветка выпрямляется и плодоносит. Стручки, содержащие семена, по форме похожи на березовые сережки, но они раз в 7 больше, чем березовые

Лист с палисандром. На этой гравюре изображена ветвь суринамского дерева, которое называется в этой стране палисандровым. Из него делают доски, и американцы сооружают из них свои дома, по четырем углам которых расположены вкопанные в землю бревна; на них и крепятся эти доски. Это дерево цветет желтыми цветами, густыми и тяжелыми, когда эти цветы опадают, ветка выпрямляется и плодоносит. Стручки, содержащие семена, по форме похожи на березовые сережки, но они раз в 7 больше, чем березовые

Лист с аннона. Это ветка большого дерева, которое голландцы в Америке называют аннона, также плодоносящего. Его листья более зеленые, чем листья лимонника, его цветы зеленовато-желтые, произрастают они довольно густо. Фрукт подобен дыне, а по вкусу немного терпкий, как виноград, кожица его грубая. Мякоть его белая, мягкая, приятная на вкус, едят их сырыми и запеченными. Не нужно оставлять плоды в кожуре, лучше в сахарной воде, тогда они очень хороши на вкус. Туземцы делают из него неплохое вино

Лист с аннона. Это ветка большого дерева, которое голландцы в Америке называют аннона, также плодоносящего. Его листья более зеленые, чем листья лимонника, его цветы зеленовато-желтые, произрастают они довольно густо. Фрукт подобен дыне, а по вкусу немного терпкий, как виноград, кожица его грубая. Мякоть его белая, мягкая, приятная на вкус, едят их сырыми и запеченными. Не нужно оставлять плоды в кожуре, лучше в сахарной воде, тогда они очень хороши на вкус. Туземцы делают из него неплохое вино

Лист с гуммигута. В 1700 году я была в апреле в суринамском саду мадемуазель де Соммелсдейк, называемом Провидение (Providence), где я сделала множество наблюдений над насекомыми. Прогуливаясь, я обнаружила много деревьев гуммигута, я нарисовала здесь его ветку; они похожи на европейские березы — снаружи покрыты корой с белыми полосками. Из них добывают клей гумми, который очень ценится художниками

Лист с гуммигута. В 1700 году я была в апреле в суринамском саду мадемуазель де Соммелсдейк, называемом Провидение (Providence), где я сделала множество наблюдений над насекомыми. Прогуливаясь, я обнаружила много деревьев гуммигута, я нарисовала здесь его ветку; они похожи на европейские березы — снаружи покрыты корой с белыми полосками. Из них добывают клей гумми, который очень ценится художниками

Лист с кашу. Это дерево называется кашу (Caschou) в Америке, а его плод — яблоком кашу. Дерево двух видов — один имеет белые цветы и желтые плоды, другой — красные цветы и такие же плоды. Но зеленые листья у обоих видов одинаковые. Его плоды терпкие и вяжущие, тем не менее они очень вкусны запеченными; вино, которое из них делают в некоторых районах Америки, очень крепкое, от него можно легко запьянеть, поэтому его пьют совсем понемногу. Наросты в форме почки свисают как яблоки, собственно, поэтому оно и называется Caschou, так как можно видеть два висящих яблока. Этот нарост очень острый, а его сок разъедает кожу. Он столь крепкий, что им можно делать прижигание. Если этот плод запечь, он хорош против дизентерии. Листья группируются вокруг ветки на манер короны, как можно здесь видеть.

Лист с кашу. Это дерево называется кашу (Caschou) в Америке, а его плод — яблоком кашу. Дерево двух видов — один имеет белые цветы и желтые плоды, другой — красные цветы и такие же плоды. Но зеленые листья у обоих видов одинаковые. Его плоды терпкие и вяжущие, тем не менее они очень вкусны запеченными; вино, которое из них делают в некоторых районах Америки, очень крепкое, от него можно легко запьянеть, поэтому его пьют совсем понемногу. Наросты в форме почки свисают как яблоки, собственно, поэтому оно и называется Caschou, так как можно видеть два висящих яблока. Этот нарост очень острый, а его сок разъедает кожу. Он столь крепкий, что им можно делать прижигание. Если этот плод запечь, он хорош против дизентерии. Листья группируются вокруг ветки на манер короны, как можно здесь видеть.

Лист с маленькими лимонами. В Суринаме произрастает большое количество маленьких лимонов, которые активно используются в местной кулинарии. Эти маленькие лимоны растут в большинстве лесов, на деревьях, которые в высоту как большая яблоня. Их листья почти вдвое меньше, чем у обычных лимонных деревьев. Цветы маленькие, но они выделяют драгоценное масло. Засахаривают маленькие лимоны, когда они уже созрели; из корок этих фруктов под прессом также выжимают масло. Это дерево цветет круглый год, давая большое количество зрелых плодов, незрелые же напоминают плоды можжевельника в Германии

Лист с маленькими лимонами. В Суринаме произрастает большое количество маленьких лимонов, которые активно используются в местной кулинарии. Эти маленькие лимоны растут в большинстве лесов, на деревьях, которые в высоту как большая яблоня. Их листья почти вдвое меньше, чем у обычных лимонных деревьев. Цветы маленькие, но они выделяют драгоценное масло. Засахаривают маленькие лимоны, когда они уже созрели; из корок этих фруктов под прессом также выжимают масло. Это дерево цветет круглый год, давая большое количество зрелых плодов, незрелые же напоминают плоды можжевельника в Германии

Лист с красным виноградом. Виноград красный, синий и белый хорошо произрастает на земле Суринама. Посаженный в землю черенок через 6 месяцев уже начинает плодоносить, есть сорта, которые дают плоды круглый год. Жаль, что в этой стране не нашлось людей, которые выращивали бы это растение, так как Суринаму необходимо иметь свое виноградное вино. Эта колония могла бы снабжать вином Голландию, ведь собирать виноград в Суринаме можно много раз в году

Лист с красным виноградом. Виноград красный, синий и белый хорошо произрастает на земле Суринама. Посаженный в землю черенок через 6 месяцев уже начинает плодоносить, есть сорта, которые дают плоды круглый год. Жаль, что в этой стране не нашлось людей, которые выращивали бы это растение, так как Суринаму необходимо иметь свое виноградное вино. Эта колония могла бы снабжать вином Голландию, ведь собирать виноград в Суринаме можно много раз в году

Лист с баллиа. Индейцы называют это дерево ballia, оно произрастает в лесу около болотистых мест, достигая в высоту 4 или 5 футов. Его листва зеленая и грубая, как у тростника, его многочисленные цветы красного цвета с тонкими прожилками

Лист с баллиа. Индейцы называют это дерево ballia, оно произрастает в лесу около болотистых мест, достигая в высоту 4 или 5 футов. Его листва зеленая и грубая, как у тростника, его многочисленные цветы красного цвета с тонкими прожилками

Лист с белым виноградом. Я могу повторить здесь о белом винограде, который во множестве произрастает на земле Суринама, только то, что говорила о красном

Лист с белым виноградом. Я могу повторить здесь о белом винограде, который во множестве произрастает на земле Суринама, только то, что говорила о красном

Лист с маниоком. Это растение называется мaниок или мaниот, в Америке его называют также кассава-хлеб, так как из корня этого растения делают здесь хлеб. Растение достигает в высоту от 8 до 9 футов. Его стебли красные. Чтобы его размножать, нужно отрезать черенок — часть ствола длиной с пальмовую ветвь — и посадить, в следующем году будут плоды. Я нашла в июне 1700 года эту коричневую гусеницу на листьях маниока, которыми она питается

Лист с маниоком. Это растение называется мaниок или мaниот, в Америке его называют также кассава-хлеб, так как из корня этого растения делают здесь хлеб. Растение достигает в высоту от 8 до 9 футов. Его стебли красные. Чтобы его размножать, нужно отрезать черенок — часть ствола длиной с пальмовую ветвь — и посадить, в следующем году будут плоды. Я нашла в июне 1700 года эту коричневую гусеницу на листьях маниока, которыми она питается

Лист с папайя. Имеется два различных вида дерева, ветку которого я здесь изобразила. Оно плодоносит, фрукты отделены один от другого. Цветет прекрасными цветами-опылителями, в Суринаме всегда много букетов из этих цветов. Цветы же, дающие плоды, белые и маленькие, разной формы — одни овальные, другие круглые, одни большие, другие маленькие. Когда срезаешь этот фрукт, он наполнен питательной жидкостью и черными косточками. Плод этот восхитителен на вкус, когда он зрелый — он желтый. Также его можно запекать, когда он наполовину созрел, его вкус выше всяких похвал. Фрукт этот варят в воде или просто режут и едят сырым. Ветви этого дерева хороши для украшения дома. Оно быстро растет в высоту, ствол его очень прямой и привлекателен на вид, но он не держится долго. Листья группируются на ветке очень красиво — на манер короны. Называется это дерево папайя

Лист с папайя. Имеется два различных вида дерева, ветку которого я здесь изобразила. Оно плодоносит, фрукты отделены один от другого. Цветет прекрасными цветами-опылителями, в Суринаме всегда много букетов из этих цветов. Цветы же, дающие плоды, белые и маленькие, разной формы — одни овальные, другие круглые, одни большие, другие маленькие. Когда срезаешь этот фрукт, он наполнен питательной жидкостью и черными косточками. Плод этот восхитителен на вкус, когда он зрелый — он желтый. Также его можно запекать, когда он наполовину созрел, его вкус выше всяких похвал. Фрукт этот варят в воде или просто режут и едят сырым. Ветви этого дерева хороши для украшения дома. Оно быстро растет в высоту, ствол его очень прямой и привлекателен на вид, но он не держится долго. Листья группируются на ветке очень красиво — на манер короны. Называется это дерево папайя

Лист с кассава. Этот корень называется кассава; из него делают хлеб, которым в Америке питаются индейцы и европейцы. После того, как корень изотрут, отжимают весь его сок, который ядовит. Нужно этот корень отжимать под металлическим прессом, чтобы не осталось сока. Затем оставшуюся массу запекают на огне, получается вкусней, чем бисквиты в нашей стране. Эта жирная черная гусеница с головой цвета крови, ее тело покрыто черными и желтыми полосками. Этот вид очень распространен на земле Суринама, особенно под этими деревьями. В декабре 1700 года она сбросила кожицу и превратилась в коричневый кокон, через четыре недели — преобразилась в замечательную ночную бабочку, покрытую черными и белыми пятнышками на крыльях и оранжевыми пятнами на туловище

Лист с кассава. Этот корень называется кассава; из него делают хлеб, которым в Америке питаются индейцы и европейцы. После того, как корень изотрут, отжимают весь его сок, который ядовит. Нужно этот корень отжимать под металлическим прессом, чтобы не осталось сока. Затем оставшуюся массу запекают на огне, получается вкусней, чем бисквиты в нашей стране. Эта жирная черная гусеница с головой цвета крови, ее тело покрыто черными и желтыми полосками. Этот вид очень распространен на земле Суринама, особенно под этими деревьями. В декабре 1700 года она сбросила кожицу и превратилась в коричневый кокон, через четыре недели — преобразилась в замечательную ночную бабочку, покрытую черными и белыми пятнышками на крыльях и оранжевыми пятнами на туловище

«Метаморфозы суринамских насекомых». Амстердам, 1719. Издатель Иоганн Остервик. Титульный лист с портретом художницы М.С.Мериан. Гравюра на меди Ф.Оттенса. Раскраска акварелью. Собрание РГБ

«Метаморфозы суринамских насекомых». Амстердам, 1719. Издатель Иоганн Остервик. Титульный лист с портретом художницы М.С.Мериан. Гравюра на меди Ф.Оттенса. Раскраска акварелью. Собрание РГБ

Лист с цветком. Я нашла в пруду цветы, которые здесь нарисовала, я не нашла там листьев, стебли же достигают до 1 локтя (локоть = 120 см. — Т.Д.) в длину. Цветы похожи на фиолетовый крокус, каждый цветок имеет голубой лепесточек с желтыми пятнами, как у ириса

Лист с цветком. Я нашла в пруду цветы, которые здесь нарисовала, я не нашла там листьев, стебли же достигают до 1 локтя (локоть = 120 см. — Т.Д.) в длину. Цветы похожи на фиолетовый крокус, каждый цветок имеет голубой лепесточек с желтыми пятнами, как у ириса

Лист с крессом. Среди водных растений Суринама есть растение, называемое кресс, листья которого густые, причудливые и сочные. Они желто-зеленого цвета, один лист бледно-красный. Кресс напоминает шпинат, его едят как салат

Лист с крессом. Среди водных растений Суринама есть растение, называемое кресс, листья которого густые, причудливые и сочные. Они желто-зеленого цвета, один лист бледно-красный. Кресс напоминает шпинат, его едят как салат

Лист с бананом. Этот фрукт называется в Америке банан, там он занимает то же место, что яблоко у нас, хотя его вкус приятнее, чем у яблок в Нидерландах, его едят как сырым, так и в запеченном виде. Когда он не совсем дозрел — то имеет цвет лимона. У этого фрукта плотная кожура, как у лимона, он имеет форму корня, на каждом дереве созревают грозди плодов на цветоносе, имеющие 9 или 10 рядов бананов, каждый ряд имеет 12 или 14 плодов. Каждая гроздь такова, что человек может унести только одну. Это дерево в одно и то же время цветет и плодоносит. Его очень красивый цветок имеет 5 лепестков

Лист с бананом. Этот фрукт называется в Америке банан, там он занимает то же место, что яблоко у нас, хотя его вкус приятнее, чем у яблок в Нидерландах, его едят как сырым, так и в запеченном виде. Когда он не совсем дозрел — то имеет цвет лимона. У этого фрукта плотная кожура, как у лимона, он имеет форму корня, на каждом дереве созревают грозди плодов на цветоносе, имеющие 9 или 10 рядов бананов, каждый ряд имеет 12 или 14 плодов. Каждая гроздь такова, что человек может унести только одну. Это дерево в одно и то же время цветет и плодоносит. Его очень красивый цветок имеет 5 лепестков

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru