Сергей Сафонов
Ну что сказать вам, москвичи,
на прощанье?
Выставка «Мы жили в
Москве» в галерее «Ковчег»
На холсте московского
живописца Ивана Полиенко «Ночной город» — Арбат и прилегающие к некогда
прославленной, с известным всякому приезжему названием, улице кварталы,
увиденные как бы немного сверху. Помимо живописных достоинств, картина,
написанная в 2006 году, имеет ценность и сугубо документальную: взгляд и рука
художника зафиксировали темный треугольник стройплощадки на месте, где сегодня
по соседству с рестораном «Прага» уже громоздится не соразмерный окружающему
пейзажу офисный центр. Летом 1931 года об этом старом московском районе говорил
на партийном пленуме сталинский столичный премьер Лазарь Каганович: «Когда
ходишь по московским переулкам и закоулкам, то получается впечатление, что эти
улочки прокладывал пьяный строитель». А вот еще цитата из знакового, 1938 года,
выпуска сборника «Новая Москва. Площади и магистрали» о грядущих
преобразованиях российской столицы: «Социалистическая Москва — столица могучей
советской державы, огромный индустриальный центр, город кипучей общественной
жизни — не может мириться со старой планировкой… В этом городе мы не увидим ни
одной ветхой лачуги, ни одного темного подвала. Под тенистыми деревьями, у
бьющих серебряными струями фонтанов, на удобных скамьях трудящиеся найдут отдых
после работы. Нового, социалистического человека будут окружать красивые
здания, где все, вплоть до дверной ручки, будет сделано добротно и красиво. Эти
здания будут воспитывать в людях чувство красоты и художественного вкуса.
Впервые в истории мира новое социалистическое общество созидает новый город для
новых людей, навсегда сбросивших ярмо капиталистического угнетения».
К слову, в начале 1960-х
строительство Нового Арбата (в ту пору — проспекта Калинина) и крушение Арбата
прежнего воспринималось отчасти и как смелое, прогрессивное начинание. «Тогда
Куба стала совсем советской, — вспоминают Петр Вайль и Александр Генис на
страницах книги “60-е. Мир советского человека”. — В пивных расшифровывали ее
имя: Коммунизм У Берегов Америки. Фиделя звали Федей. А главное — 60-е взяли
Кубу на вооружение для борьбы с внутренними врагами. Стране мешали бюрократы и
чиновники — им противодействовали демократичные коммунисты Западного полушария.
Сталинисты зажимали новое искусство — Фидель нес абстракционизм в массы. Наши
лидеры бубнили по бумажке — их молодые майоры выдавали речи экспромтом.
Ортодоксы любовались фонтаном “Дружба народов” — из Гаваны пришла идея Нового
Арбата».
Что не удалось
«усовершенствовать» в оттепельные шестидесятые, оказалось беззащитным в наши
дни. Тема утраченного Арбата стала вообще, если только можно в данном случае
так сказать, чрезвычайно плодотворной для нынешней выставки. Крушение и
«модернизация» былой арбатской застройки возникают то в оттепельных
фотографических хрониках Александра Потресова, то в живописном триптихе
Эммануила Визина «Чистый переулок» (1954) или в недавних графических листах
Светланы Егоровой — художника не слишком известного публике, но чрезвычайно
увлеченного фиксацией образов уходящего города. Среди ее сюжетов — деревянные
дома с цветущими садами в переулках у Остоженки, дворики на Волхонке,
Зачатьевский переулок, Гоголевский бульвар. А также другие прежние московские
адреса: магазин «Рыба» у Петровских ворот, Кадаши, строительство гостиницы на
Балчуге, перестроенный ныне Фалеевский переулок в окрестностях легендарного
Дома на набережной или просто очередь в закрытый теперь пивной бар на углу
Петровки и Столешникова переулка.
«Помнится прежний Арбат:
Арбат прошлого; он от Смоленской аптеки вставал полосой двухэтажных домов, то
высоких, то низких; у Денежного — дом Рахманова, белый, балконный, украшенный
лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки, три этажа. В нем я
родился; в нем двадцать шесть лет проживал. Дома — охровый, карий,
оранжево-розовый, палевый, даже кисельный, — цветистая линия вдоль убегающих
зданий, в один, два и три этажа; эта лента домов на закате блистала оконными
стеклами; конку тащила лошадка и фура, “Шиперко”, квадратная, пестрая,
перевозила арбатцев на дачи», — вспоминал Андрей Белый в книге мемуаров «Начало
века». «Я выселен с Арбата и прошлого лишен», — спел Булат Окуджава в 1982-м.
Судьба воспетого Андреем
Белым, Окуджавой и десятками других писателей и поэтов Арбата — не единственная
тема выставочного проекта, реализованного при участии московских коллекционеров
Александра Балашова, Павла Устименко, Инны Баженовой, Стеллы и Вадима Аминовых,
а также многочисленных художников или их потомков. Название выставки подсказала
одноименная книга мемуаров Раисы Орловой и Льва Копелева, посвященная
обстоятельствам жизни московской интеллигенции времен хрущевской оттепели и
брежневского застоя. «Люди тянулись друг к другу. Образовывались как бы клетки
новой общественной структуры. Впервые возникало настоящее общественное мнение,
— вспоминает Орлова. — В квартирах, а тогда еще в комнатах коммунальных
квартир, у столов, заставленных разнокалиберной посудой, за едой, которая чаще
всего сводилась к водке с селедкой и винегретом, а потом к чаю с печеньем,
происходили многочасовые роскошные пиршества мысли, создавались и оспаривались
теории, ниспровергались старые авторитеты, утверждались новые».
Для нынешней экспозиции
удалось разыскать несколько визуальных свидетельств того коммунального московского
быта: это и холст Михаила Рогинского «Ужин», написанный художником по
воспоминаниям в 1990-е годы уже в эмиграции во Франции, и серия работ на
бумаге, выполненная Александром Максимовым в начале 1970-х. Один из главных
пропагандистов жанра современной аранжировки традиционного русского лубка,
мастер соединения изобразительного и литературного рядов, можно даже сказать —
стихийный концептуалист, Максимов много и обстоятельно выступал бытописателем
жизни отдаленного от столичного центра городского района Бескудниково. А
регулярные поездки через весь город в мастерскую, расположенную у другой
отдаленной станции метро, «Новогиреево», просто вынуждали Максимова наблюдать
жанровые сцены из жизни горожан и подарили художнику множество сюжетов для
рисунков, холстов и литографий. В 1976-м посещение новогиреевского продмага
вдохновило Максимова, чрезвычайно любившего экспериментировать (но при этом
нисколько не занятого карьерой художника-нонконформиста), на создание
композиции «Чек из универсама». При желании, в ней можно обнаружить отсыл к
кинематографическим раскадровкам с их сменами ближних и дальних планов. И даже
— к иконописной традиции, с условным пространством изображения и локальными
красным, белым и зеленым цветами. В центр своего произведения автор поместил
реальный кассовый чек, по соседству изобразив себя с полной авоськой, а по
периметру — купленные им продукты, с точным указанием цены каждой покупки. Вот
два треуголных пакетика со сливками по тридцать семь копеек, вот — пакет риса
за семьдесят восемь копеек и сетка с яблоками по цене один рубль тридцать
девять копеек за килограмм… Еще один повод вспомнить былое.
Но надо же объяснить, что
вместе обозначает такой широкий — от лирических, 1920-х еще годов, пейзажей
Евгения Окса и Антона Чиркова, посвященных Парку культуры офортов Зои Куликовой
(1935) или опять-таки арбатских послевоенных акварелей Николая Гришина до
брутальной максимовской «Драки в магазине на улице Солянка» (1965) и
современной живописи Юрия Фатеева — набор экспонатов. Москва, когда она
становится предметом художественного исследования, чаще всего предстает в
образе порта пяти морей, столицы великой державы, вообще своеобразной «точкой
схода». Дело не в том, что в этот раз кураторам хотелось непременно
организовать экспозицию как-то иначе — лейтмотив выставки принципиально другой.
Сперва даже планировалось назвать экспозицию вслед за циклом акварелей
Александра Лабаса «Уезжают из Москвы», изобразившего людей в вагоне поезда,
покидающих столицу в самом начале войны. Москва — город не только
центростремительный, но и центробежный. Тема удаления от «лучшего города земли»
— на фронт, в лагерь, в эвакуацию, в эмиграцию или хотя бы в провинцию (не
говоря уж о новых московских районах) — со временем может стать темой
отдельного искусствоведческого исследования. Нынешняя ковчеговская выставка
отчасти способна считаться его прообразом.
С нежностью относятся к
своему городу и его обитателям и Наталья Нестерова, и Екатерина Григорьева.
Если бы для того, чтобы дополнительно подчеркнуть их негромкие авторские
интонации, непременно потребовалось выбрать соответствующую сопроводительную
фонограмму, бравурные мелодии с идеологически выверенными текстами вряд ли бы
подошли — скорее, сгодились бы голоса Марка Бернеса, Юрия Визбора, даже Алексея
Кортнева. Мемуары Орловой и Копелева, проза Юрия Трифонова и Василия Аксенова,
стихи Геннадия Шпаликова, произведения представленных в этот раз в «Ковчеге»
художников сохранили и донесли до наших дней не только архитектурные образы
прежней Москвы, но и определенные, сегодня также зачастую утраченные, стандарты
человеческого общения, представления о масштабах личностей наших — вчерашних и
отчасти сегодняшних — земляков-москвичей. Возможно, поэтому в окружении
столичных пейзажей убедительно смотрится сугубо портретная серия рисунков
Николая Дронникова: изображены Александр Солженицын, Мстислав Ростропович,
Алексей Баталов и другие знакомые лица. Этим показом художник, перебравшийся в
1972-м, как и Рогинский, во Францию, начинает свое возвращение к московскому
зрителю: впервые за много лет, специально для выставки в «Ковчеге» его
графические листы, а также несколько бодрых по цвету давних живописных работ
привезены из Парижа. Кстати, уже после вернисажа устроителям стало известно,
что Дронников, Егорова и Рогинский — в прошлом однокашники, одновременно
делавшие первые шаги на профессиональной художественной сцене.
Город — не музей. От
десятилетия к десятилетию он неизбежно меняется; иногда, к сожалению, до
неузнаваемости. Очередная выставка о Москве — не только «плач по утраченному»,
но и свидетельство профессиональной и человеческой несгибаемости ее участников.
Зачастую насильно изъятые из привычной городской среды, переселенные из
исторического центра города в его новые, далеко не всегда эстетически
совершенные и изобразительно освоенные районы, художники-москвичи вынужденно
брались за пластическое осмысление пустырей и бетонных коробок. Экспозицию
выставки открывает холст Алексея Айзенмана «В саду»: уголок старого зеленого
московского двора, девушка, читающая книгу… Вряд ли в тот первый послевоенный
год автор предполагал, что всего через несколько десятилетий ему предстоит
живописать совершенно иную натуру, новостройки. А вот — акварели и рисунки
Ольги Эйгес, воспитанницы Александра Дейнеки, искренне пытавшейся проникнуться
образами «космических» пустырей и стройплощадок в районе будущей станции метро
«Юго-Западная». Овраги, строительные котлованы и арматура, самосвалы, узорчатые
мачты пока не установленных высоковольтных линий. Ее акварельный пейзаж с
нарядными москвичами, запечатленными в воскресный день у давно уже не
существующего бассейна «Москва» или выразительные спины пассажиров крошечного
по нынешним меркам городского автобуса — чем не послание потомкам из прошлого
века, помогающее реконструировать не только архитектурный образ города, но и
отчасти утраченные стандарты человеческого общения прежних москвичей? Возможно,
не только человек способен повлиять на окружающий его пейзаж, но и наоборот, —
вот почему так фантасмагоричны персонажи офортов Гарифа Басырова из серии
«Пригород» (1976), нелинейные сюжеты которых разворачиваются на фоне безликих
домов-параллелепипедов. Вместе с изменениями архитектурной «среды обитания»
нечто необратимое происходит с обитателями российской столицы. Как пел
Окуджава, «там те же тротуары, деревья и дворы, но речи несердечны и холодны
пиры». Выставка «Мы жили в Москве» — попытка повествования о том, что сегодня
другие «мы» обнаруживаются вдруг в городе, расположенном на том месте, где
когда-то бурлила «наша Москва».