Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 95 2010

В.Енишерлов


Торопецкая святыня в подмосковном храме


Где должна находиться древняя икона — в храме как сакральный предмет, созданный для молитвы, или в музее, как памятник древнерусского искусства?

В 2009 году Патриарх Кирилл обратился к министру культуры РФ А.А.Авдееву с просьбой передать на время в новопостроенный храм св. Александра Невского на Новорижском шоссе древнюю икону «Богоматерь Одигитрия Корсунская», хранящуюся с 1930-х годов в запасниках Государственного Русского музея. Эта просьба (подкрепленная обеспеченной строителем храма — бизнесменом и православным меценатом С.Шмаковым страховкой более чем в 10 млн. долларов и его же гарантиями о стопроцентном соблюдении безопасности иконы и необходимых условий ее хранения в новом храме — температурно-влажностного режима, оптимального уровня освещенности и т.д.) была удовлетворена, несмотря на протесты искусствоведов, заявлявших о невозможности не то что перевозить, но даже экспонировать памятник в самом музее. Конечно, им было о чем беспокоиться. «Богоматерь Одигитрия Корсунская», она же «Эфесская», «Полоцкая», «Торопецкая», — одна из древнейших в Русском музее. Некоторые специалисты относят ее к XII веку и приписывают византийскому мастеру, другие, например член-корреспондент РАН Г.И.Вздорнов, доказывают, что это список работы псковского иконописца XIV века, и что чуть ли не с этого памятника началась псковская школа древнерусской живописи. В России икона побывала в Полоцке в основанном Ефросинией Полоцкой Богородицком монастыре, а затем оказалась в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец. По преданию, чудотворный образ Корсунской Богоматери помогал тысячам больных и страждущих, защищал Торопец в войнах и при нашествии неприятелей. Это была чтимая в России святыня, которой поклонялись тысячи и тысячи верующих на протяжении веков. После революции, в 1920-е годы собор в Торопце закрыли, священника зверски убили, колокольню и главы собора порушили. Икону сначала поместили в краеведческий музей, а в 1936 году передали в Ленинград, в Русский музей, где она более или менее благополучно хранилась в запасниках, доступная лишь для специалистов.

И вот отсюда осенью 2009 года ее со всеми предосторожностями доставили в храм св. Александра Невского близ «элитного» коттеджного поселка «Княжье озеро». Лучшего пиар-хода придумать было нельзя. «Солидный Господь для солидных господ», — заметил вслед за Виктором Пелевиным кто-то из моих спутников, когда мы подъехали к этому типично новорусскому месту на Новой Риге. Только что в Москве, Подмосковье, других регионах России закончилась губительная жара, и ветер разогнал удушливый смог. И мы вдруг поняли, что именно в этом новом, почему-то скрытом за так любимой современными русскими богачами гигантской стеной (которых в последние годы построено в Подмосковье сотни километров) храме, Бог уберег чудотворный образ от испытаний жарой и гарью. Как нам потом сказали в запасниках Русского музея, где нет как, впрочем в большинстве наших музеев, даже кондиционеров, температура зашкаливала за 30о С. В храме же св. Александра Невского в специально заказанном саркофаге-киоте, очень сложной и дорогой зарубежной конструкции, начиненной электроникой, неукоснительно поддерживалась постоянная, необходимая температура и влажность. «Таких идеальных условий икона не знала за все время своего существования, — вынужден был признать скептичный Г.И.Вздорнов, — хотя, знаете ли, иконы умеют приспосабливаться к совершенно различным обстоятельствам бытования. И я все же за то, чтобы памятники древнерусского искусства оставались в музеях». Это мнение искусствоведа, музейщика, эксперта.

Конечно, именно идеальные условия хранения в храме Александра Невского в течение года и только они действительно способствовали явному улучшению состояния памятника. Это должны были учитывать эксперты на прошедших в сентябре 2010 года в Госдуме РФ слушаниях законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Но «Новая газета» в номере от 17 сентября 2010 года пишет в материале о слушаниях, что, по словам председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Попова, восьмисантиметровая (?) трещина, образовавшаяся на иконе «Торопецкой Богоматери» при хранении в музее, заросла от прикладывания верующих. И эксперты, по словам «Новой газеты» якобы не смогли сразиться с подобной аргументацией. Кто-то или в газете или в думе будто сошел с ума. А если то, о чем пишет «Новая» правда, то на таком, прямо скажем, примитивном уровне, обсуждать серьезный и необходимый закон о церковной реституции бессмысленно.

Нам кажется, что должен быть выработан некий компромисс. Возвращать древние иконы необходимо в церкви и храмы (если они сохранились и действуют), откуда они были некогда изъяты советской властью. Могут они так же быть помещенными в храмы-музеи, подобные церкви Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее, где в специальном киоте находится величайшая святыня России «Владимирская Богоматерь». В конечном счете, Патриарху и князьям церкви решать, в какой — новой или старой церкви, находящейся при новорусском коттеджном поселке или на сельском погосте, должна быть возвращаемая икона, — но с безусловным учетом мнения специалистов-реставраторов. Конечно, в храме должны быть созданы все условия для хранения памятника, обеспечена постоянная искусствоведческая и технологическая экспертиза.

А в такие церкви, как храм св. Александра Невского на Новорижском шоссе или только что возведенный Спасский храм в Усовском тупике близ Ново-Огарева на Рублево-Успенском шоссе, олицетворяющие новый капитал, новые амбиции современных «хозяев жизни», древние памятники стоило бы помещать временно, чтобы через какой-то срок они в специальных киотах, для них заказанных православными благотворителями, вернулись в родные церковные стены. Как, мы уверены, вернется в Торопец и одна из древнейших святынь русской земли — чудотворная «Богоматерь Одигитрия Эфесская, Корсунская, Полоцкая, Торопецкая».

А церковная реституция тем временем продолжается. Недавно Святейший Патриарх Кирилл передал икону Нерукотворного образа Спасителя «Елеазаровского» XIV века из Псковского музея-заповедника в Спасо-Елеазаровский монастырь. Для взаимодействия с музейным сообществом, дабы объединить усилия по сохранению для потомков культурного наследия, Священный Синод РПЦ создал специальную комиссию во главе с высокопросвещенным наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Это реальный шаг к тому консенсусу, о котором мы говорили выше.

2


Храм св. благоверного Александра Невского на Новорижском шоссе, где временно находится икона «Богоматерь Одигитрия Корсунская». 2010

Храм св. благоверного Александра Невского на Новорижском шоссе, где временно находится икона «Богоматерь Одигитрия Корсунская». 2010

Икона «Богоматерь Одигитрия Корсунская».

Икона «Богоматерь Одигитрия Корсунская».

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru