В.Енишерлов
Торопецкая
святыня в подмосковном храме
Где
должна находиться древняя икона — в
храме как сакральный предмет, созданный
для молитвы, или в музее, как памятник
древнерусского искусства?
В
2009 году Патриарх Кирилл обратился к
министру культуры РФ А.А.Авдееву с
просьбой передать на время в новопостроенный
храм св. Александра Невского на Новорижском
шоссе древнюю икону «Богоматерь Одигитрия
Корсунская», хранящуюся с 1930-х годов в
запасниках Государственного Русского
музея. Эта просьба (подкрепленная
обеспеченной строителем храма —
бизнесменом и православным меценатом
С.Шмаковым страховкой более чем в 10 млн.
долларов и его же гарантиями о стопроцентном
соблюдении безопасности иконы и
необходимых условий ее хранения в новом
храме — температурно-влажностного
режима, оптимального уровня освещенности
и т.д.) была удовлетворена, несмотря на
протесты искусствоведов, заявлявших о
невозможности не то что перевозить, но
даже экспонировать памятник в самом
музее. Конечно, им было о чем беспокоиться.
«Богоматерь Одигитрия Корсунская», она
же «Эфесская», «Полоцкая», «Торопецкая»,
— одна из древнейших в Русском музее.
Некоторые специалисты относят ее к XII
веку и приписывают византийскому
мастеру, другие, например член-корреспондент
РАН Г.И.Вздорнов, доказывают, что это
список работы псковского иконописца
XIV
века, и что чуть ли не с этого памятника
началась псковская школа древнерусской
живописи. В России икона побывала в
Полоцке в основанном Ефросинией Полоцкой
Богородицком монастыре, а затем оказалась
в Корсунско-Богородицком соборе города
Торопец. По преданию, чудотворный образ
Корсунской Богоматери помогал тысячам
больных и страждущих, защищал Торопец
в войнах и при нашествии неприятелей.
Это была чтимая в России святыня, которой
поклонялись тысячи и тысячи верующих
на протяжении веков. После революции,
в 1920-е годы собор в Торопце закрыли,
священника зверски убили, колокольню
и главы собора порушили. Икону сначала
поместили в краеведческий музей, а в
1936 году передали в Ленинград, в Русский
музей, где она более или менее благополучно
хранилась в запасниках, доступная лишь
для специалистов.
И
вот отсюда осенью 2009 года ее со всеми
предосторожностями доставили в храм
св. Александра Невского близ «элитного»
коттеджного поселка «Княжье озеро».
Лучшего пиар-хода придумать было нельзя.
«Солидный Господь для солидных господ»,
— заметил вслед за Виктором Пелевиным
кто-то из моих спутников, когда мы
подъехали к этому типично новорусскому
месту на Новой Риге. Только что в Москве,
Подмосковье, других регионах России
закончилась губительная жара, и ветер
разогнал удушливый смог. И мы вдруг
поняли, что именно в этом новом, почему-то
скрытом за так любимой современными
русскими богачами гигантской стеной
(которых в последние годы построено в
Подмосковье сотни километров) храме,
Бог уберег чудотворный образ от испытаний
жарой и гарью. Как нам потом сказали в
запасниках Русского музея, где нет как,
впрочем в большинстве наших музеев,
даже кондиционеров, температура
зашкаливала за 30о
С. В храме же св. Александра Невского в
специально заказанном саркофаге-киоте,
очень сложной и дорогой зарубежной
конструкции, начиненной электроникой,
неукоснительно поддерживалась постоянная,
необходимая температура и влажность.
«Таких идеальных условий икона не знала
за все время своего существования, —
вынужден был признать скептичный
Г.И.Вздорнов, — хотя, знаете ли, иконы
умеют приспосабливаться к совершенно
различным обстоятельствам бытования.
И я все же за то, чтобы памятники
древнерусского искусства оставались
в музеях». Это мнение искусствоведа,
музейщика, эксперта.
Конечно,
именно идеальные условия хранения в
храме Александра Невского в течение
года и только они действительно
способствовали явному улучшению
состояния памятника. Это должны были
учитывать эксперты на прошедших в
сентябре 2010 года в Госдуме РФ слушаниях
законопроекта «О передаче религиозным
организациям имущества религиозного
назначения, находящегося в государственной
или муниципальной собственности». Но
«Новая газета» в номере от 17 сентября
2010 года пишет в материале о слушаниях,
что, по словам председателя Комитета
ГД по делам общественных объединений
и религиозных организаций Попова,
восьмисантиметровая (?) трещина,
образовавшаяся на иконе «Торопецкой
Богоматери» при хранении в музее, заросла
от прикладывания верующих. И эксперты,
по словам «Новой газеты» якобы не смогли
сразиться с подобной аргументацией.
Кто-то или в газете или в думе будто
сошел с ума. А если то, о чем пишет «Новая»
правда, то на таком, прямо скажем,
примитивном уровне, обсуждать серьезный
и необходимый закон о церковной реституции
бессмысленно.
Нам
кажется, что должен быть выработан некий
компромисс. Возвращать древние иконы
необходимо в церкви и храмы (если они
сохранились и действуют), откуда они
были некогда изъяты советской властью.
Могут они так же быть помещенными в
храмы-музеи, подобные церкви Святителя
Николая в Толмачах, при Третьяковской
галерее, где в специальном киоте находится
величайшая святыня России «Владимирская
Богоматерь». В конечном счете, Патриарху
и князьям церкви решать, в какой — новой
или старой церкви, находящейся при
новорусском коттеджном поселке или на
сельском погосте, должна быть возвращаемая
икона, — но с безусловным учетом мнения
специалистов-реставраторов. Конечно,
в храме должны быть созданы все условия
для хранения памятника, обеспечена
постоянная искусствоведческая и
технологическая экспертиза.
А
в такие церкви, как храм св. Александра
Невского на Новорижском шоссе или только
что возведенный Спасский храм в Усовском
тупике близ Ново-Огарева на Рублево-Успенском
шоссе, олицетворяющие новый капитал,
новые амбиции современных «хозяев
жизни», древние памятники стоило бы
помещать временно, чтобы через какой-то
срок они в специальных киотах, для них
заказанных православными благотворителями,
вернулись в родные церковные стены.
Как, мы уверены, вернется в Торопец и
одна из древнейших святынь русской
земли — чудотворная «Богоматерь
Одигитрия Эфесская, Корсунская, Полоцкая,
Торопецкая».
А
церковная реституция тем временем
продолжается. Недавно Святейший Патриарх
Кирилл передал икону Нерукотворного
образа Спасителя «Елеазаровского» XIV
века из Псковского музея-заповедника
в Спасо-Елеазаровский монастырь. Для
взаимодействия с музейным сообществом,
дабы объединить усилия по сохранению
для потомков культурного наследия,
Священный Синод РПЦ создал специальную
комиссию во главе с высокопросвещенным
наместником московского Сретенского
монастыря архимандритом Тихоном
(Шевкуновым). Это реальный шаг к тому
консенсусу, о котором мы говорили выше.