Галерея
журнала «Наше наследие»
Надежда
Севастьянова
Цвет,
который затягивает
Слово языка
образует во мне живописное слово.
В саду капля
упала —
мгновение
до рождения замысла новой картины:
улетел цветок
на поле следующего лета… а кругом тишина
—
тишина
собирает все звуки. —
Здесь прямой
переход из прозы жизни в поэзию живописи:
осеннее
мерцанье дней… травяное затишье…
фигура в поле…
красный
платок загорается, как цветок…
Из дневника
В.П.Севостьянова
Если позволительно
делить художников на прозаиков и поэтов,
то с уверенностью можно сказать, что
творчество живописца Владимира
Севостьянова принадлежит поэзии. В его
искусстве многое, что, казалось бы,
хорошо знакомо с детства, преображается
благодаря особому взгляду художника.
Оказывается, что у всех этих простых
вещей, явлений и событий существует
другой, потаенный смысл.
Родился Владимир
Петрович Севостьянов в 1952 году в
Ленинске-Кузнецком Кемеровской области,
окончил Пензенское художественное
училище им. К.А.Савицкого. С 1977 года живет
и работает во Владимире. Здесь, начиная
с 1960-х годов, в искусстве стал доминировать
живописный стиль, которому присуща
открытая цветовая декоративность.
Привлекательность такой живописи
велика, но Севостьянов не поддался этой
популярной традиции.
С первых же
работ, показанных на выставках, стало
очевидно, что художник самодостаточен.
Вот что писал в своих дневниках известный
владимирский живописец Виктор Дынников:
«У этого поэта — я про Володю Севостьянова
— душа чистая, живая, стремительно
воспринимающая и очень долго резонирующая
на те факты, которые затрагивают его в
этом мире. Действующая мягко, поэтично,
неназойливо, очень глубоко зацепляющая,
его живопись не несет в себе ничего
излишне активного и сюжетного. В каждой
работе — только намеки, только удачные,
очень ценные по характеру письма, по
стилистике. Каждая одаривает нас чем-то
невероятно богатым».
Живописный
материал в произведениях Владимира
Севостьянова словно оживает. Когда он
пишет, — его кисть способна откликнуться
на тончайшие душевные переживания. Его
манера письма взволнованная, трепетная,
вибрирующая. Внимательный и зоркий
наблюдатель, он скупыми средствами
может дать характеристику лирическому
мотиву, создать емкий психологический
портрет, проникнутый теплотой сочувствия
к каждому персонажу своих живописных
работ.
Важное место
у Владимира Севостьянова занимает
старый Владимир, его церкви, особнячки,
тихие улочки, милые сердцу уголки. Именно
здесь, в центре древнего города, где
когда-то была первая мастерская художника,
взяла начало серия зимних пейзажей под
общим названием «Белый день», покоряющая
зрителя чистотой и первозданностью
чувств. Тема эта в душе художника живет
и сегодня, несмотря на то что нынешняя
его мастерская находится на территории
современной промышленной зоны.
Интерес ко
всему происходящему, постоянное изучение
череды жизненных моментов в набросках,
натурных зарисовках коренится в глубинных
чертах личности художника. Зарисовки
и этюды эти очень точно подмеченные,
очень пластичные, внимательно и заботливо
собранные. Каждый — гармония, гамма,
мелодия.
Из этих беглых
заметок постепенно рождаются композиции,
интересно осмысленные, ритмически
выстроенные, с прочувствованным
колористическим решением. Здесь важно
выделить появившиеся в последние годы
такие живописные и графические серии,
как «Провинциальный дневник», «Предметы
в мастерской», «Наши встречи», «Час
любви», «Час ожидания». В них художник
показывает, что за повседневностью
быта, за привычными мелочами можно
разглядеть нечто важное, нежное, хрупкое
и выразить это в взволнованных живописных
образах.
Жизнь художника
подчинена искусству. Он творит каждый
миг, где бы он ни был, творит без кисти
и холста: конструирует композиции для
самого себя, спокойно, тихо, углубленно.
В хоре
владимирских живописцев творчество
Владимира Севостьянова ярко индивидуально.
Ему удалось создать собственный
живописный язык, с характерным почерком
и цветовой гаммой. И в то же время оно
несет в себе знаковые для современного
искусства черты. Его лаконичные
произведения, лишенные многословия и
внешней красивости, позволяют заглянуть
в душу этого замечательного мастера.
…Белый цвет
для меня, как белый свет.
Своя
неразгаданность,
своя тайна
составляет картину мира-дня.
Как цветущий
сад за окном,
где бутонам
тесно в сегодняшнем часе.
Как жухлое
увядание в осеннем травоцветенье,
как безграничное
пространство белого цвета зимой
и как
нескошенные луга в летних букетах.
Цвет, который
затягивает и открыто, ясно
воздействует
своей естественностью.
Из дневника
В.П.Севостьянова