Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 95 2010

Памяти Антона Куманькова


Больше нет Антона Куманькова, прекрасного графика, живописца, книжного иллюстратора, театрального художника. Он умер внезапно, в расцвете творческих сил, на 53-м году жизни. Его смерть стала настоящей трагедией для родных, близких и почитателей его таланта — для всех, кто знал этого поразительно светлого, доброго, отзывчивого на чужую беду человека. Эти качества высоко ценились всегда, а в наши времена ценность их возросла многократно. Редки живущие среди нас люди, ими обладающие. Среди немногих избранных был Антон Куманьков.

Говорят, природа, отдав сполна родителям, отдыхает на детях. Антон Куманьков был зримым опровержением этого правила. Он родился в интеллигентной московской семье. Мать, Марианна Владимировна Качалова, писательница, автор тонких рассказов, в которых житейская мудрость подкрепляется тонким психологизмом. Отец, Евгений Иванович Куманьков, ветеран Великой Отечественной, выдающийся художник театра и кино, народный художник России, сохранивший в своих полотнах образ исчезающей Москвы. Старший брат, Никита Покровский, ныне всемирно известный социолог. В доме всегда царила атмосфера доброжелательности, взаимопомощи и творчества, что помогло сформироваться характеру Антона. При этом даже недуг — он с детства был лишен слуха — не стал препятствием на пути становления его как личности, обладающей не только большим художническим, но и, что особо следует отметить, общественным темпераментом.

Антон жил с распахнутой душой, всего себя отдавая творчеству, отмеченному печатью добра и щедрости. С ранних лет вращаясь в мире искусства, он вырос в мастера с ярко выраженной индивидуальностью. Его книжные иллюстрации оставили заметный след в искусстве оформления книги. Золотую медаль Суриковского института он получил за иллюстрации к эпопее Р.Роллана «Жан-Кристоф». Ему удалось так ярко выразить душевный мир героя, потому что сам он был наделен схожими чертами. Работая впоследствии в течение нескольких лет в мастерских Академии художеств под руководством замечательного графика О.Верейского, Антон отточил до филигранности свое графическое мастерство. Особых высот он достиг в искусстве портрета. Широко известны выполненные им портреты корифеев отечественной сцены, в том числе актеров Малого театра — М.Царева, Е.Гоголевой, В.Пашенной, Ю.Соломина, И.Смоктуновского, В.Коршунова… Он знал их с раннего детства, ибо буквально вырос за кулисами Малого театра, среди великих мастеров, которые любили маленького рыжеволосого Антона и всегда помогали ему.

И все-таки вершиной творчества Антона Куманькова, визитной карточкой художника со временем становится изображение детей и братьев наших меньших. Графические и пастельные портреты детей поражают своей глубиной и проникновенностью. Беззащитный мир детства открывает взрослому зрителю такие тайны, о существовании которых он, может быть, и не подозревал. Его рисунок был свободен, точен и четок, в работах отсутствовала всякая вычурность и сусальность, что усиливает впечатление от его «детских» работ. Антон проявил себя и как незаурядный анималист. Образы его «зверей» необыкновенно добры и притягательны, очень близки образам детства. В работах Антона они находятся в постоянном взаимодействии и помогают нам постичь органичность их сосуществования.

Кажется, только недавно приходил он в редакцию «Нашего наследия», которую считал своим вторым домом, и мы отбирали его фотографии для очерка о блоковском Шахматове, куда Антон всегда рвался, где все его любили и радовались, когда он появлялся в усадьбе. В тот последний его приезд в Шахматово буйно цвела сирень. Антон с упоением снимал и ее, и дом поэта, и сад, тщательно, как то и положено большому художнику, выбирая лучший кадр, лучшую точку, лучший свет. Теперь кажется, что в тот день он прощался с Шахматовом, стремясь унести с собой хотя бы какую-то его визуальную частицу. Тяга Антона Куманькова к этому месту была объяснима. В нем текла толика блоковской крови. Бабушка Антона — Мария Николаевна Качалова была двоюродной сестрой Александра Блока со стороны отца. И хотя, как писал Блок, «отца он никогда не знал, они встречались лишь случайно», но какие-то тайные нити, видимо, связывали жизнь Антона и судьбу его предков. А «кровь ведь многое объясняет», как говорил один из героев М.Булгакова. Случилось так, что в этом номере журнала печатается материал, в подготовке которого Антон принимал активное участие, — недавно обнаруженные воспоминания его прапрадеда, видного государственного деятеля царской России, тайного советника и губернатора Н.А.Качалова. И только сейчас мы обратили внимание, как поразительно сттью и обликом напоминал наш друг своего пращура.

Людям близко и понятно светлое искусство Антона Куманькова. В своих произведениях он обращается к заветным человеческим чувствам, к душевным порывам, в основе которых доброта и милосердие, так необходимые всем нам для выживания в сложной, порой безжалостной современности.

Антона Куманькова отпевали в храме святителя Николая в Толмачах, домовой церкви семьи Третьяковых, пред святым ликом древнего образа защитницы и заступницы России Владимирской Богоматери. Он ушел, оставив нам в наследство светлый, незапятнанный никакими мерзостями художественный мир. Упокой, Господи, его душу.


«Наше наследие»

Антон Куманьков

Антон Куманьков

In memoriam

In memoriam

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru