Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 95 2010

Е.А.Чиркова


Неожиданная иллюстрация к «Запискам» Н.А.Качалова


Путешествие цесаревича Александра Александровича по Волге в 1869 году в рисунках А.П.Боголюбова


История отношений, связывавших наследника цесаревича Александра Александровича, впоследствии императора Александра III, с академиком и профессором живописи Алексеем Петровичем Боголюбовым, насчитывала долгие годы и по-своему была замечательной.

А.П.Боголюбов (1824–1896) первоначально учился в Морском корпусе. Ему посчастливилось оказаться в числе офицеров того корабля, на котором совершал путешествие герцог Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. По совету герцога он поступил в Академию вольноопределяющимся. Закончив курс в 1853 г. с первой золотой медалью, Боголюбов был назначен художником Главного морского штаба, но еще до этого был обласкан высочайшими вниманием и наградами. Он писал картины по заказу императора Николая I, который повелел ему «писать все морские события войны 1853 года»1. Герцог Максимилиан Лейхтенбергский и его жена великая княгиня Мария Николаевна, ставшая президентом Академии художеств после смерти мужа, также покровительствовали молодому таланту. Александр II за серию выполненных Боголюбовым картин о морских сражениях удостоил художника ежегодной пожизненной пенсией в 1000 рублей.

В 1866 г. Боголюбов был приглашен участвовать в путешествии второго сына императора Александра II великого князя Александра Александровича, ставшего наследником цесаревичем после смерти старшего брата. В течение года, прошедшего со смерти цесаревича Николая, Александра Александровича спешно подтягивали в науках, дабы обеспечить уровень знаний, достойный наследника престола, и предполагаемое путешествие по России по традиции должно было завершить обучение. Из-за угрозы холеры оно, однако, было прервано в Нижнем Новгороде.

Осенью того же года в Россию прибыла невеста наследника датская принцесса Дагмара, по принятии православия ставшая великой княгиней Марией Федоровной. Благодаря протекции Ф.А.Оома, секретаря цесаревича, Боголюбов был ей представлен и позже стал заниматься с ней рисованием и живописью. Как вспоминал сам художник, «с этой поры я начал быть ее наставником в искусстве и, конечно, никогда не позволял себе быть учителем на жаловании, что дало мне право быть гораздо свободнее с нею в моих беседах об искусстве». Часто в этих сеансах принимал участие и Александр Александрович.

В июле 1869 г. высочайшая чета — наследник цесаревич Александр Александрович и его жена цесаревна Мария Федоровна — совершила путешествие по Волге и Дону. Среди сопровождающих лиц был и А.П.Боголюбов. Именно об этом путешествии достаточно подробно пишет участвовавший в нем по указанию Александра II Н.А.Качалов, ставший одним из персонажей рисунков Боголюбова. В Нижнем Новгороде к путешественникам присоединился великий князь Алексей Александрович со своим воспитателем К.Н.Посьетом. Это путешествие было проиллюстрировано карикатурами Боголюбова, и хотя в альбоме нет ни одного подписанного художником рисунка, авторство карикатур — несомненно. Благодаря дневниковым записям цесаревича некоторые рисунки можно атрибутировать. Вот несколько примеров.

На втором листе альбома2 помещен рисунок, изображающий довольно полного господина с багажом в ожидании поезда на станции Любань. В дневнике Александра Александровича от 10 июля читаем: «…в 8 ч. отправились в дальний путь с нашими спутниками: кн. Куракиной с дочерью, В.В.[Зиновьев], Победоносцев, Козлов, Оом, Боголюбов и Гирш, а на Любанской станции присоединился еще к нам Качалов»3.

На листе 16 альбома — рисунок под названием «Обиженный вельможа», под рисунком указана дата — 20 июля. В дневнике наследника за эту дату имеется следующая запись: «…Пароход Счастливый и Симбирск. … Приходил тоже гр. Орлов-Давыдов и приставал все, чтобы мы заехали к нему в его поместье Усолье, и мы как не отказывались, не могли отделаться от него, и он ко всем приставал, но нас это очень расстраивало, потому что завтрашний день свободный и назначен для отдыха, а граф хотел возить нас целый день с собою. Слава Богу, кое-как отделались от него и, кажется, что дворянство было очень довольно нашим отказом, потому что здесь его недолюбливают…»4

На листе 14 изображены сопровождающие высочайшую чету лица, спящие в кают-компании, каждый в своем закутке за занавеской. Запись в дневнике Александра Александровича от 21 июля / 2 августа могла быть помещена в качестве подписи под рисунком: «Пароход Счастливый. Встал в 8 ч. и, одевшись, отправился на палубу, и еще никого не было, так что я пошел в кают-компанию и застал всех большею частью спящими…»5

Альбом с карикатурами волжского путешествия ныне хранится в Коллекции документов личного происхождения (Ф. 1463) Государственного архива Российской Федерации. Альбом Боголюбова, по всей вероятности, изначально находился в составе коллекции наследника. Об этом сохранилось свидетельство С.Д.Шереметева, который вспоминал в своих мемуарах, что «его [Боголюбова. — Е.Ч.] альбом путешествия по Волге весьма интересен и находился у Цесаревича»5. О дальнейшей судьбе альбома остается только гадать. Возможно, он был подарен Александром Александровичем кому-то из своих приближенных. Так или иначе, попав в конце концов на государственное хранение, альбом украсил архивное собрание и расширил наше представление о многогранном таланте А.П.Боголюбова, вошедшего в историю русского искусства как незаурядный художник-маринист.


Примечания

1 ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 712. Л. 26 об.

2 Там же. Ф. 1463. Оп. 3. Д. 612.

3 Там же. Ф. 677. Оп. 1. Д. 302. Л. 202.

4 Там же. Д. 303. Л. 4.

5 Там же. Л. 4 об.

«Кают-компания» парохода «Счастливый». Внизу — А.П.Боголюбов. Справа снизу вверх: Н.А.Качалов (?), К.П.Победоносцев, В.В.Зиновьев (?); слева снизу вверх: И.К.Бабст (?), Г.И.Гирш, Ф.А.Оом. Рисунок А.П.Боголюбова. 1869

«Кают-компания» парохода «Счастливый». Внизу — А.П.Боголюбов. Справа снизу вверх: Н.А.Качалов (?), К.П.Победоносцев, В.В.Зиновьев (?); слева снизу вверх: И.К.Бабст (?), Г.И.Гирш, Ф.А.Оом. Рисунок А.П.Боголюбова. 1869

Участники путешествия. Рисунок А.П.Боголюбова. 1869

Участники путешествия. Рисунок А.П.Боголюбова. 1869

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru