Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 86 2008

С.В.Лазарева.

Жизнь музея, связь времен

Государственному музею Природы и Человека Ханты-Мансийска — 75 лет

 

Старейший в Ханты-Мансийском автономном округе — Государственный музей Природы и Человека отметил 75-летие. В суровом северном краю, преодолевая трудности, подвижники музейного дела создавали, хранили и приумножали уникальное музейное собрание. (См.: Лазарева С.В. Жизнь музея в зеркале истории // Наше наследие. 2007. № 82. С. 152-157.)

В середине 90-х годов XX века окружной музей переживал не лучшие времена. Музейный коллектив постепенно распадался, нарастали технические проблемы со зданием, отсутствовали оборудованные фондохранилища.

Между тем, Ханты-Мансийский автономный округ, с приобретением в 1993 году самостоятельности, стремительно развивался. Ханты-Мансийск из поселения, похожего на большую деревню с несколькими пятиэтажными постройками, коровами, пасущимися в центре города, на глазах превращался в современный, привлекательный город. Появились и первые уникальные культурные объекты.

На пороге третьего тысячелетия начался качественно новый этап развития окружного музея: 7 мая 1998 года губернатор Югры А.В.Филипенко подписал постановление о создании музейного комплекса «Государственный окружной музей Природы и Человека» и утвердил концепцию его развития.

Принятию этого важного документа предшествовала большая подготовительная работа. Творческая группа, состоящая из музейщиков Л.В.Степановой и С.В.Лазаревой и группы молодых этнографов из Тобольска, возглавляемая авторитетным ученым А.В.Головневым, очень скоро стала командой единомышленников. Проект реконструкции музейного здания выполнил молодой архитектор А.В.Белоусов, а разработчиком новой стационарной экспозиции стало тобольское «Этнографического бюро».

Идеи, предложенные авторами, с трудом пробивали себе дорогу — ведь для реализации задуманного требовались новейшие технологии, качественные материалы и немалые средства, так что у музея нового поколения находились и упорные оппоненты. Первые общественные слушания состоялись в ноябре 1997 года. Многим из участников обсуждения предложения авторов показались несбыточной фантазией — Ханты-Мансийску предлагался не просто современный музей, а уникальный музейно-туристический комплекс, превращающий город в историко-культурный и туристический центр региона. Весь музейный комплекс должен был строиться на объединяющей экокультурной панораме — истории взаимоотношений человека и природы в таежном Обь-Иртышье. Манифестацией генеральной идеи и украшением всего комплекса могли бы стать экспозиции под открытым небом музеефицированных памятников археологии с реконструкциями древних городков: остяцкого — Самаровского и русского — Обского; реконструированный фрагмент Самаровской ямской слободы; «живые» экологические и этнографические музеи, галереи и музеи — мастерские художников Владимира Игошева и Геннадия Райшева. Тогда в состав комплекса предлагалось включить девять новых музейных объектов, что для пятидесятитысячного города казалось явно избыточным.

За прошедшее десятилетие очень многое изменилось: одни «несбыточные фантазии» стали реальностью, другие — проектами и программами, которые, без сомнения, будут реализованы.

В июле 2000 года в здании музея начались работы по его радикальному преобразованию: предстояло надстроить третий этаж, пристроить залы для палеонтологической экспозиции, произвести перепланировку, устройство фондохранилищ, мастерских и лабораторий в цокольном этаже; установить современное техническое обурудование и произвести отделку всего здания.

Фонды временно разместили в разных местах, а сотрудники музея продолжали свою работу в полуподвальных и подвальных помещениях и даже в бане-сауне. Научным сотрудникам музея, большая часть которых были выпускниками вузов и не имели практического опыта, предстояло в рекордные сроки наладить научно-исследовательскую работу, пополнить фондовые коллекции по палеонтологии, археологии, этнографии, региональной и естественной истории. Надежными партнерами музея стали Уральский государственный университет им. А.М.Горького и Институт истории, археологии и этнографии УрО РАН (г. Екатеринбург); Томский государственный университет; Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), Институт экологии растений и животных УрО РАН (г. Екатеринбург), Палеонтологический институт РАН (г. Москва).

На территории округа стали ежегодно проводиться десять-двенадцать научно-исследовательских экспедиций, пополняющих музейные фонды и делающих важные открытия. Так с 1997 года музей ведет палеонтологические исследования на одном из крупнейших в мире местонахождений мамонтовой флоры «Луговское». Там в 2002 году обнаружен позвонок мамонта, пробитый наконечником копья с застрявшим осколком каменного лезвия. По заключению ученых — это уникальное свидетельство охоты палеолитического человека на мамонта. (Наше наследие. 2007. № 77. С. 190-191.)

Период реконструкции с 2000 по 2004 год был чрезвычайно трудным, но и очень плодотворным для музея. За это время окончательно сформировался образ музея будущего и концепция его постоянной экспозиции. По словам А.Головнева: «… роль музея как машины времени реализуется в трех измерениях, создавая полифонию восприятия и многомерность, иногда на грани парадокса, образов и явлений». Экспозиция под общим названием «Связь времен» объединяет три времени-пространства: мифологическое, историческое и ритм биосферы.

Презентация нового музея началась за несколько лет до его воплощения. На первом фестивале «Интермузей — 99» интерактивный проект «Путь на прародину» был признан «Самым оригинальным музейным проектом». Музей начал получать признание музейного сообщества.

В 2002 году Музей Природы и Человека внедряет автоматизированную систему учета КАМИС-2000 и одновременно совместно с ООО «Альт-Софт» (г. Санкт-Петербург) начинает работу над созданием комплексной интерактивной мультимедийной электронной версии будущей экспозиции. Музей Югры стал пионером создания в России виртуальной экспозиции, адаптированной к музейной базе данных. Посетителю предоставляется возможность получать представление о различных областях научных исследований, сведения как о тех объектах, которые он видит в витринах и на стендах, так и о хранящихся в фондах музея. Созданная система обеспечивает оперативное обновление и расширение информации.

Изданы альбомы-каталоги «Мифологическое время» и «Историческое время»; завершающий серию альбом «Ритм биосферы» уже подготовлен к изданию.

Фирменный стиль и эксклюзивная сувенирная продукция фирмы «Фабрика культуры» стали характерными приметами Музея Природы и Человека как современного и динамичного культурного центра.

В октябре 2003 года посетители всемирной книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне восторженно принимали выставку «Окно в мифологическое время. Сибирский шаманизм XIX–XX вв.». В Музее мировых культур, Музее кино и культурно-образовательном центре Франкфурта были представлены выставка, цикл этнографических фильмов «Телефевраль» и образовательная программа «Шаманские тропы». Они привлекли необычайное внимание прессы и конкурировали с сенсационной выставкой «Скифское золото».

Благодаря этнографическим, издательским, научным и образовательным проектам о музее Югры узнавали задолго до его открытия.

Сегодня в списке изданий музея насчитывается более пятидесяти названий. С 1999 года ежеквартально выходит полноцветная газета «Музейное дело».

Ежегодно музей организует один-два научных форума, в работе которых принимают участие музейные работники, российские и зарубежные ученые. В сентябре 2005 года музей совместно с Уральским государственным университетом провел международный симпозиум «Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница». Организованная в рамках симпозиума научно-просветительская акция «По следам Великой Северной Экспедиции» позволила его участникам, в том числе ученым из Германии и Дании, пройти по Оби и Иртышу маршрутом отряда Г.Ф.Миллера 1740 года — от Ханты-Мансийска (бывшего Самаровского яма) до Березова.

В ноябре 2004 года стартовала «Первая Югорская полевая музейная биеннале», включающая научно-практическую конференцию и разнообразные творческие мастерские: фестиваль экспозиционных идей и визуальной антропологии, презентацию мультимедиа и издательских проектов, мастер-классы и методический семинар. Вторая биеннале в 2006 году собрала более 125 участников: ученых, музейных работников, краеведов, журналистов, преподавателей и студентов высшей школы, от Карелии до Приморского края. Более 20 музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Омска, Петрозаводска, Новосибирска, Владивостока, поселений Югры обнародовали итоги своих полевых исследований и обсудили новые идеи.

В экологических и этнографических программах музея важная роль отведена телевизионным проектам. Фильм «Когда оживают музейные экспонаты» был удостоен Диплома Международного фестиваля телевизионных фильмов «Спасти и сохранить»; фильм «Земля соболиных коленей. Легенды и были земли Казымской» и анимационный фильм «Самая красивая песня» на «Интермузее — 2007» стали финалистами в конкурсной номинации «Музей — дом Муз».

Завершения реконструкции все ждали с нетерпением. Наконец 8 декабря 2005 года экспозиции «Историческое время» и «Мифологическое время» распахнули свои двери для посетителей. В дни открытия экспозиции часто звучало: «Это — прорыв». По словам министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколова — «это удивительная попытка вникнуть в суть жизни как тайны, жизни как смысла, соединив времена. Сделано это талантливо, сделано это необычно. Здесь воздействие оказывает не только зрительный ряд, но и ряд звуковой, очень тонко и точно попадающий в цель… Все это вместе — великое явление искусства в музейном деле, и дух творчества, который здесь витает, это то, что я выношу как первое впечатление и как желание вернуться и подольше побыть в этих удивительных залах».

Реконструкция здания была проведена в соответствии с современными музейными требованиями и международными стандартами; музей получил новейшее выставочное, фондовое и лабораторное оснащение. Для участия в разработке технической части проекта были приглашены лучшие специалисты ведущих музеев России. На «Смотре лучших архитектурных произведений 2002–2004 годов» архитектор А.В.Белоусов за реконструкцию окружного краеведческого музея в г. Ханты-Мансийске в своей номинации был удостоен высшей награды.

Проекты Музея Природы и Человека становились победителями и финалистами ряда конкурсных номинаций «Интермузея»: «Наша профессия — музей», «Самая красивая музейная экспозиция», «Музей — дом Муз», «Музей ХХI века» и др.

В дни 75-летия Государственного музея Природы и Человека гости праздника смогли оказаться в завораживающем мире северной природы. «Ритм биосферы» — завершающая часть экспозиции «Связь времен» — представляет природный мир Обь-Иртышья с глубокой древности до наших дней. В просторных залах на трех уровнях, как сквозь «Holoscreen» (волшебное стекло), посетители могут заглянуть в мир природы, не потревожив, не распугав его обитателей. Экспозиция оснащена электронной системой, попадая в зону которой человек начинает влиять на экспозицию, пространство вокруг него «оживает», сменяются зрительные и звуковые образы.

Компьютерные демонстрационные программы позволяют получать разнообразную полезную информацию — от перечня видов растений до описания биологии каждого из них; познакомиться с картами ареалов, фонотекой голосов птиц и животных. В небольшом видеозале посетитель по своему выбору может посмотреть увлекательные фильмы о природе Югры и адаптационных особенностях человека на Севере.

Особенно сильное впечатление производит включение в экспозиционное полотно живых представителей мира природы. Раздел «Времена изначальные» открывается большими аквариумами с древнейшими морскими обитателями — электрическими скатами, а в разделе «Мозаика природы» установлен вольер с белками.

В создании стационарной экспозиции принимали участие многие специалисты, но все эти годы ключевые позиции в творческой группе оставались за директором музея Л.В.Степановой, заместителем директора по науке С.В.Лазаревой, автором проекта А.В.Головневым, главным дизайнером Н.П.Гариным, главным экспозиционером Е.В.Переваловой, главным менеджером С.В.Лёзовой, арт-директором М.В.Южаниновой, руководителем группы разработчиков виртуальной экспозиции Ю.М.Лошаком.

Свой 75-летний юбилей Государственный музей Природы и Человека встретил полностью обновленным, прекрасно оснащенным исследовательским и музейным центром; открыты новые филиалы: музейно-туристический комплекс «Луговское», «Музей-усадьба сельского торговца» в с. Селиярово. За последнее десятилетие неузнаваемо изменилась и культурная среда города: построены новые здания и созданы экспозиции окружной картинной галереи фонда Поколений, Дома-музея народного художника СССР В.А.Игошева, Музея геологии, нефти и газа; строится новое здание Музея-галереи хантыйского художника Г.С.Райшева; на территории природного парка «Самаровский Чугас» создается палеокомплекс «Мамонты» с масштабной скульптурной композицией и информационным центром, где с помощью современных медийных технологий можно будет совершить захватывающее виртуальное путешествие в древнюю эпоху. Здесь же, в Самаровском Чугасе, в ближайшие несколько лет планируется создание Музея леса, а на базе памятников археологии — археодрома, или археологического музея под открытым небом. Проект предусматривает и создание архитектурно-археологического комплекса на исторических местах в городской черте столицы округа — Самаровской горе (одном из семи Ханты-Мансийских холмов), где был расположен средневековый городок-крепость, являвшийся центром остяцкого княжества. Разработан проект и уже ведется реконструкция в устье Иртыша первого русского острога, именуемого Мансуровым (Обским) городком. Как мечталось когда-то энтузиастам, Ханты-Мансийск превращается в центр округа с мощным культурным потенциалом, с замечательными музеями, уникальными художественными, научными, образовательными, спортивными учреждениями, сохраняющими духовное, историко-культурное и природное наследие Югры.


Государственный музей Природы и Человека. Город Ханты-Мансийск. Официальный сайт музея.
Новое здание Государственного музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске

Новое здание Государственного музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске

Семиухий котел – образ земного мира. Фрагмент экспозиции «Мифологическое время»

Семиухий котел – образ земного мира. Фрагмент экспозиции «Мифологическое время»

Губернатор ХМАО – Югры  А.В.Филипенко, автор научной концепции музея А.В.Головнев и директор музея Л.В.Степанова на открытии экспозиции «Историческое время»

Губернатор ХМАО – Югры А.В.Филипенко, автор научной концепции музея А.В.Головнев и директор музея Л.В.Степанова на открытии экспозиции «Историческое время»

Поклонение «Золотой бабе». Фрагмент экспозиции «Мифологическое время»

Поклонение «Золотой бабе». Фрагмент экспозиции «Мифологическое время»

Виртуальная реальность эпохи мамонтов в палеонтологическом разделе экспозиции

Виртуальная реальность эпохи мамонтов в палеонтологическом разделе экспозиции

Медвежий праздник. Фрагмент экспозиции «Мифологическое время»

Медвежий праздник. Фрагмент экспозиции «Мифологическое время»

Художник-косторез М.Темиргазеев – один из первых посетителей новой экспозиции «Ритм биосферы»

Художник-косторез М.Темиргазеев – один из первых посетителей новой экспозиции «Ритм биосферы»

Директор ГМПиЧ  Л.В.Степанова с сотрудниками-участниками дефиле коллекции народного костюма

Директор ГМПиЧ Л.В.Степанова с сотрудниками-участниками дефиле коллекции народного костюма

Фрагмент экспозиции «Ритм биосферы»

Фрагмент экспозиции «Ритм биосферы»

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru