Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 79-80 2006

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Юрий Герчук

 

Чувство города

 

Графику Алены Дергилевой вполне можно называть традиционной: по технике — офорт, акварель, по жанрам — городской пейзаж и портрет; наконец, и по ее художественному языку, по честной, без привкуса стилизации, натурности, по конкретности в передаче зрительных впечатлений. Художница не скрывает жадного интереса к тому, что она изображает, к мотиву и к персонажу, будь то живой человек или особняк в каком-либо их московских переулков, у нее тоже по-своему живой, одухотворенный, единственный в своем роде, чудаковатый.

Весь ли дом, или чаще — только малый его фрагмент, какой-нибудь причудливый эркер, массивный подъезд, сквозная арка во двор, «четыре окна в Сверчковом переулке» — все это имеет определенные адреса, все знакомо, узнаваемо и часто любимо. Чаще всего это та тихая Москва, в которой далеко не каждый дом — «памятник архитектуры» какого-нибудь «…надцатого века», зато каждый — уцелевшая страничка жизни города, его не парадной, как прославленные ансамбли, но камерной, интимной истории, хранитель памяти городского и семейного быта.

Как упорно вглядывается художница в эти ветхие стены! Ее пристальность порождает чувство прямого, взаимного контакта с домом — как с живым существом, как с человеком. Вот в этом, я думаю, секрет привлекательности графики Алены Дергилевой, то отнюдь не формальное качество ее работ, которое выделяет их среди тысяч, нарисованных вот так же, «с натуры». Мотивы ее листов — узнаваемые, живые, знакомые, они все — «нашего круга», и с каждым нам будет о чем поговорить.

Вы помните?

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте, как ваше здоровье? И я, слава Богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». Или: «Как ваше здоровье? А меня завтра в починку». Или: «Я чуть не сгорел, и притом испугался» и т.д.».

Так сжился со своим Петербургом герой-рассказчик «Белых ночей» Достоевского. Но сходное чувство, не чуждое и старому москвичу, умеет пробудить в своих зрителях Дергилева. Может быть, чувство несколько болезненное, потому что вон они какие — покосившиеся , осевшие, потрескавшиеся. Художница не скрывает печальных следов времени, напротив, она их довольно резко подчеркивает. Но разве седина и морщины делают для нас менее привлекательными близких людей?

Мы знаем эту неряшливость старухи Москвы, уставшей за собою следить и себя содержать… Однако как беззащитны и хрупки эти ветхие стены, как много у них деятельных врагов, мечтающих соорудить вот на этом самом, никем еще не захваченном месте что-нибудь стеклянно-бетонное с прозрачными лифтами и подземной стоянкой для своих «мерседесов»? Лишь немногие из изображаемых Дергилевой зданий относятся к привилегированной категории охраняемых памятников архитектуры, да и те, как говорит нам печальный опыт, не в безопасности. А прочие… Налаживавшаяся было государственная охрана исторической городской среды старой Москвы, не уникумов, а целостного градостроительного организма, рухнула под напором богатых застройщиков.

Но, впрочем, вернемся к листам Алены Дергилевой. В них нет этой трагической ноты, дома, хоть и покосившиеся, еще стоят и люди в них живут. Художница внимательна к быту, ее город населен и привычен, а потому, вопреки неряшливости, уютен. Ей свойственно чувство города, ощущение обжитого, очеловеченного пространства.

Еще одна область художественных интересов Алены Дергилевой — портрет. Герои художницы — обычно люди ей хорошо знакомые и близкие, нередко друзья-художники, и рисует их она в прямом и близком общении, на офортной доске непосредственно с натуры. «Хороший портрет, — пишет она, — получается далеко не всегда. Это как танец двух партнеров: обе стороны должны принимать активное участие, или ничего не получится». Активность диалога, быть может, острого, его эмоциональная напряженность, не заглаживаемые, резкие черты темперамента, как и внешности персонажа, насыщают энергией лист, не перегруженный притом внешней экспрессивностью. И вопреки сложности многоступенчатой техники офорта, ее оттиски привлекают этой теснотой прямого общения. Пристальностью взгляда, пробивающего путь к внутреннему миру модели.

Алена Дергилева

Алена Дергилева

Алена Дергилева. Яузский бульвар. 2003. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Яузский бульвар. 2003. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Вечер в 1-м Неопалимовском переулке. 2004. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Вечер в 1-м Неопалимовском переулке. 2004. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Четыре окна в Сверчковом переулке. 2004. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Четыре окна в Сверчковом переулке. 2004. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Старые сараи. 1992. Бумага, офорт, акварель

Алена Дергилева. Старые сараи. 1992. Бумага, офорт, акварель

Алена Дергилева. Пречистенка. Прогулка Софи. 2005. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Пречистенка. Прогулка Софи. 2005. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Вечер в Гагаринском переулке. 2006. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Вечер в Гагаринском переулке. 2006. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Красивый угол. Сивцев Вражек. 23. 2006. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Красивый угол. Сивцев Вражек. 23. 2006. Бумага, акварель

Алена Дергилева. Дом в три окна в городе Зарайске. 1992. Бумага, офорт, акварель

Алена Дергилева. Дом в три окна в городе Зарайске. 1992. Бумага, офорт, акварель

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru