Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 79-80 2006

Дмитрий Швидковский

 

Хранитель Русской Фиваиды

 

Одну из своих бесчисленных статей, опубликованную в 1990 году в журнале «Наше наследие», Герольд Иванович Вздорнов назвал «Русская Фиваида на Севере»; в большем объеме она была напечатана годом позже в третьем Ферапонтовском сборнике под названием «Русская Фиваида на Севере, или Ферапонтово вчера, сегодня и завтра». Когда пытаешься представить себе в целом деятельность этого выдающегося ученого и необычайного человека, слова «Русская Фиваида» как-то неисходно начинают пульсировать в сознании, несмотря на то, что научные интересы Г.И.Вздорнова исключительно широки.

Его «Русская Фиваида» это, прежде всего, монастырский, вологодский Север, в первую очередь — излюбленное Герольдом Ивановичем Ферапонтово, так замечательно и кардинально изменившееся благодаря его усилиям. Я еще помню рассказы родителей, когда, попав в раскрытый и пустующий храм, они нашли валявшийся там том «Минеи», принадлежавший библиотеке Ферапонтова монастыря. Потом в памяти появляется скромный музей, куда мы попали в 1970-х годах вместе со студенческой группой, приехавшей на практику. И тогда, ничего еще не понимая, все же нельзя было не запомнить на всю жизнь озеро, камни на берегу, темнеющий лес и в сравнительно небольшом храме — образы Дионисия, поразившие больше, чем, через много лет, фрески Джотто в капелле делла Арена в Падуе, причем, должен признаться, поразившие несравнимо больше.

Это незабываемое чувство открытия несказанной древней красоты в скромном, но исполненном духовного достоинства захолустье, которое разделяют, вероятно, все, побывавшие в этом месте, душевно объясняет истовое пристрастие Герольда Ивановича к Феропонтову, которому ему удалось вернуть его истинное значение. Он сумел превратить это бесценное и великолепное сокровище мировой культуры прошлого в современный центр этой культуры, известный всем, и не только ставший местом развития науки, с огромной библиотекой и регулярными конференциями, но и превратить его в еще один источник современной художественной жизни. Достаточно сказать, что во многом его усилиями Ферапонтов монастырь и окружающий пейзаж были включены в число памятников Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.

Кроме того, Г.И.Вздорнову удалось выделить тему «Русской Фиваиды» в творчестве замечательных художников ХХ века. Невозможно забыть пронзительные, до боли насыщенные мощным чувством акварели Н.И.Андронова или прекрасные рисунки Л.В.Гудскова и многих других мастеров, выставлявшихся в Феропонтовском музее, а затем повторявших свои выставки в столичных галереях, в том числе и в «Нашем наследии».

Однако, кажется, что понятие «Русская Фиваида» имеет применительно к жизненной работе Герольда Ивановича Вздорнова не только конкретное ферапонтовское значение, но еще и аллегорический смысл. В научной жизни своей он шел по особому «фиваидскому» пути исполнения сотен различных трудов. То не был путь «затвора» в одной избранной теме, но неуклонное движение главной дорогой, при котором сосредоточенность не мешала видеть окрестную красоту и изучать то значительное и не всегда замеченное другими, что встречалось ему. Как это делали в прежние века подвижники, шедшие по пути «Русской Фиваиды», прежде чем основать свой центр «мудрствования» среди северных лесов и озер, он напитал себя тем же, чем и они, — книжной мудростью и живописной культурой Древней Руси.

В конце 1950-х — первой половине 1960-х годов, работая в Сергиево-Посадском (тогда Загорском) историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике, а затем, находясь в аспирантуре Института истории искусств, где его научным руководителем был Виктор Никитич Лазарев, Г.И. Вздорнов опубликовал целый ряд работ, ценных для изучения Саввино-Сторожевского монастыря и Троице-Сергиевой лавры. Он и впоследствии обращался к истории архитектуры и ее взаимодействия с монументальной живописью.

Г.И.Вздорнов стал крупнейшим в мире исследователем красоты и истории древнерусской рукописной книги. Его первая публикация на эту тему — статья 1965 года «Малоизвестные лицевые рукописи Владимиро-Суздальской Руси XIIXIII веков» — не только не потеряла за 40 лет свой интерес, но входит и сегодня в самую сердцевину важнейшей для истории русского искусства проблемы «книжного» содержания монументального убранства древних владимирских храмов. Еще в 1978 году ученый издал монументальный труд « Исследование о Киевской Псалтыри» 1397 года, ставший одним из краеугольных камней в изучении древнерусской книги, а в 1980 году — монографию «Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV века».

Г.И. Вздорнов рассматривал различные темы, всякий раз точно, ново и именно те, что были в тот момент необходимы или вовсе не известны в искусствоведческой науке. Герольд Иванович писал о восточно-христианском влиянии в новгородской живописи, занимался исследованием роли славянских монастырских мастерских Константинополя и Афона в развитии древнерусской книги. И при этом не оставлял ни архитектуры, публикуя статью о Пьетро Антонио Трезини, незаслуженно забытом потомке великого Доменико Трезини, ни живописи — от осмысления общих черт ее развития в России до анализа новооткрытых икон.

Он обращается и к самым прославленным именам мастеров древнерусского искусства, исследует и публикует произведения Андрея Рублева и Феофана Грека, крупнейшие фресковые ансамбли Новгорода. В 1976 году появилось первое издание вздорновской книги о Феофане Греке — «Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (легла в основу расширенной монографии 1983 года «Феофан Грек. Творческое наследие» и докторской диссертации 1985 года). Исключительный интерес вызвала составленная Г.И.Вздорновым антология «Троица Андрея Рублева» (1981), богатая биографическими и библиографическими материалами.

В 1989 году увидела свет его книга «Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода». Она не только позволяла представить себе особенности и значение разрушенной в военные годы стенописи, но и предлагала новый метод исследования, существенно повлиявший на отечественную историю искусства. Здесь каждая композиция или фигура анализировалась и реконструировалась на основании индивидуально и подробно разработанной разнообразной суммы данных и наблюдений над фрагментом фресок.

Г.И.Вздорнов — признанный дуайен отечественной художественной реставрации. Здесь он выступал в разных жанрах: от кропотливых, точных экспертиз до полемических статей, публикаций в защиту гибнущих памятников и обобщающих работ. Он создал фундаментальные труды о теоретических принципах реставрации древнерусской живописи. В то же время Г.И.Вздорнов опубликовал извлеченные из архивов работы незаслуженно забытых ученых XIX — начала XX столетия: Ю.А.Олсуфьева, В.С.Попова, И.В.Федышина и многих других, и, как результат — монографию «История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век» (1986). Однажды взявшись за какую-либо важную тему, Герольд Иванович практически никогда ее не «бросал». В 2002 году он опубликовал монографию «Общество “Икона” в Париже», посвященную продолжению дореволюционной искусствоведческой науки и собирательства в эмиграции. Совсем недавно, ознаменовав юбилейный для ученого год, вышла его новая книга «Реставрация и наука», говорящая об исследовании древнерусского искусства в ХХ веке, героями которой стали реставраторы, коллекционеры и их собрания, ученые и их наиболее выдающиеся книги. Как и всегда, этот труд не только монография, посвященная избранной теме, но и настоящая энциклопедия по бытованию, реставрации, экспонированию, публикации наследия древнерусского искусства в ХХ столетии, изобилующая интереснейшими документами, в которой чувствуется и живое присутствие автора, свидетеля и участника многих описываемых событий.

Признание заслуг Герольда Ивановича Вздорнова обеими старейшими российскими Академиями — наук и художеств, мировым искусствоведческим сообществом, награждение его двумя Государственными премиями — СССР и России, безусловно, не исчерпывают значение его бесконечного, сложно вообразимого в своем масштабе, интенсивности и безупречности труда.

При этом, чем бы Герольд Иванович Вздорнов ни занимался, его мысли всегда предельно отточены и совершенно определенно нацелены. Он настоящий ценитель факта, умеющий наслаждаться точным и бесспорным знанием. В то же время, говоря о том или ином памятнике, ученый создает столь яркую, многостороннюю его характеристику, так точно помещает его в широкий исторический контекст, что за конкретным анализом встает крупное обобщение, не только перспектива или ретроспектива данного жанра или стиля, но целый «поток» художественного времени, позволяющий почувствовать ход отечественного искусства.

Г.И.Вздорнову исполнилось 70 лет. В юбилейный год он не только не замедлился, но, кажется, наполнился новой энергией и планами. Хотелось бы пожелать Герольду Ивановичу исполнения всех его начинаний и желаний, сегодняшних и тех, что возникнут в будущем. Несомненно, это будет важно для развития российской культуры и науки об искусстве, для судьбы памятников и духа «Русской Фиваиды».

Герольд Иванович Вздорнов

Герольд Иванович Вздорнов

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru