Елена
Матвеева, Александр Аземша
Взгляд из минувшего
История Филофея Сорокина,
крепостного живописца
Перед нами материалы, чудом
уцелевшие в годы мировых войн, революций, социальных смут и потрясений
двадцатого столетия.
Это почти вековой давности дневник
фотографа, сотрудника журнала «Старые годы» Анатолия Павловича Дитриха,
откомандированного летом 1914 года в Солигаличский уезд Костромской губернии с
редакционным заданием: собрать материалы для статьи о старой усадьбе князей
Шелешпанских, в то время еще существовавшей. Сказать точнее, это «дневник в
дневнике», потому что заметки Дитриха, его впечатления об увиденном и анализ событий
постоянно перемежаются с переписанными им отрывками из дневника управляющего
имением Карла Ивановича Майера, — управлявшего им еще в 30-х годах XIX века.
Молодому сотруднику «Старых
годов» повезло: в усадьбе он обнаружил произведения неизвестного художника,
установил имя и занялся сбором материалов о его жизни и творчестве. Именно
Дитриху принадлежит честь этого открытия. Анатолий Павлович не смог привезти в
Петербург работы Филофея Сорокина, но он сфотографировал живописные полотна и
рисунки крепостного мастера, благодаря чему они и дошли до наших дней.
Можно представить себе чувства
молодого исследователя, обнаружившего в провинции, в настоящем «медвежьем
углу», картины неизвестного художника первой половины девятнадцатого столетия.
Нетрудно вообразить душевный трепет, когда в руки ему попали старые тетради, в
которых управляющий имением Карл Иванович Майер записывал события
восьмидесятилетней давности. Читая записки управляющего, Дитрих оценивал и
комментировал события, описанные в них.
Материалы А.П.Дитриха хранились в
архиве математика и физика, профессора Ленинградского электротехнического
института Радецкого. Павел Степанович Радецкий был близок к творческой
интеллигенции, дружил со многими писателями, художниками, журналистами. В 1935
году Радецкий был репрессирован и сослан в город Тургай. Перед ссылкой часть
своих бумаг он оставил у близких. Когда архивы НКВД были рассекречены, удалось
узнать из следственного дела, что в 1938 году Радецкий был арестован вторично,
обвинен в участии «в контрреволюционной шпионско-диверсионной террористической
организации немецкой разведки», «разработке плана террористического акта в отношении
тов. Орджоникидзе» и на основании этих нелепых обвинений тогда же расстрелян. А
бумаги его благополучно пережили все трудные времена.
О жизни Анатолия Павловича
Дитриха известно немногое. Он был начинающим сотрудником журнала и работал для
него, вероятно, только как фотограф, ибо во всем комплекте «Старых годов» за
десять лет не удалось обнаружить его имени. На страницах журнала должна была
появиться статья Дитриха о Филофее Сорокине, которая так и не была написана. В
августе 1914 года редакция «Старых годов» обратилась к читателям со следующим
заявлением:
«Редакция ежемесячника «Старые
годы» имеет честь известить г.г. подписчиков, что выход летнего и последующих
выпусков журнала отсрочен на неопределенное время. Война за отечество захватила
все наши мысли и чувства, жизнь в области искусства замерла, интерес к нему в
среде читателей тоже, естественно, заглушен…»
Анатолий Павлович Дитрих
отправился на фронт. Сначала был вольноопределяющимся, потом офицером, воевал в
Галиции, был ранен под Тернополем. Революцию встретил в лазарете. Не остался он
в стороне и от Гражданской войны, только где и как воевал, неизвестно. Жизнь
его оборвалась в тифозном бараке где-то под Новороссийском.
Со страниц публикуемых записок
сквозь века возникают живые люди: художник Филофей Сорокин, театральный искусник
Осип Варфоломеевич Маратти, княжеский борзятник Иван Рябов, дворовая девка
Марфа, протоколист судебной палаты Урванцев… Сколько их было — этих безвестных
маленьких людей, не оставивших по себе памяти? Памяти, которую В.И.Даль
определял как «…способность помнить, не забывать прошлого; свойство души
хранить сознание о былом…» Филофей Сорокин — один из таких людей. Только его
история гораздо драматичнее, потому что он — художник и потому что он — крепостной.
Разумеется, сегодня трудно
говорить о том, какое место мог бы занять Филофей Сорокин в русском искусстве XIX века — подлинников его
картин не сохранилось. Фотографии, пусть и хорошего качества, не дают
исчерпывающего представления о мастере. Однако многие петербургские искусствоведы
и художники считают — это работы талантливого, вполне профессионального
живописца. Говорил об этом и Дитрих:
«Сохранилось не так уж много имен
крепостных живописцев, еще менее известны их произведения и судьбы. Вряд ли я
ошибаюсь: здесь художник не без навыков, по-моему, интересный…»
Дитрих вернул нам имя Филофея
Сорокина. Художник ожил на страницах дневника, как в той андерсеновской сказке,
о которой вспоминает Анатолий Павлович. Мы даже можем встретиться с ним
взглядом. «Взгляд из минувшего времени, через века» — то, что Дитрих так метко
назвал «эффектом Патерсена».