Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 79-80 2006

Галина Прохоренко

 

Музей после революции

 

Спокойная творческая деятельность Училища и его музея была прервана в 1915 году: мировая война внесла жесткие коррективы в жизнь России и ее столицы, полностью подчинив ее законам военного времени. В августе 1915 года Совет Училища принимает решение о временном предоставлении помещений музея Российскому обществу Красного Креста для устройства в них мастерских по изготовлению противогазов для действующей армии и перевязочных средств на 900 работниц, а также складских помещений.

События на фронах складывались для России столь неудачно, что необходимо было срочно готовить коллекцию музея к эвакуации в Вятку. 257 ящиков с музейной коллекцией и 55 ящиков с библиотекой Училища (наиболее редкими изданиями, рукописями, гравюрами) были подготовлены к перевозке. Временно их разместили на первом этаже здания, в Готическом и Русском залах, где они простояли вплоть до начала 1920-х годов.

Закрытие музея для посетителей и свертывание экспозиции не означало полного прекращения его жизнедеятельности. Напротив, в период с октября 1915-го и вплоть до 1918 года значительно активизировалась коллекционерская деятельность музея. Например, если в 1915 году Комиссия по приобретениям для музея и библиотеки, возглавляемая А.А.Половцовым-младшим и начавшая свою работу в марте 1911 года, проводит 13 заседаний, то в 1916 году Комиссия собирается 32 раза, а в 1917 году, несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию, Комиссия проводит 12 заседаний. Объяснением этой закупочной активности музея может быть прежде всего политическая и экономическая нестабильность, поразившая русское общество, предчувствие представителями имущих слоев населения революционных событий, вынуждавшее их расставаться со своими фамильными ценностями, семейными реликвиями и художественными коллекциями. В Петрограде в это время процветал как официальный, так и нелегальный антикварный рынок, поэтому огромное число самых разных произведений искусства именно в этот период находило новых владельцев. Но не только большим предложением антикварного рынка объясняется закупочная активность музея Училища, но и очевидной бессмысленностью экономии денежных средств училища в ситуации катастрофической инфляции. Все это, несомненно, способствовало тому, что именно в музее Училища аккумулировалось значительное число художественных ценностей.

Война и революция практически полностью закрыли доступ к антикварным рынкам Западной Европы, поэтому музей на этом этапе своего развития сотрудничал исключительно с российскими торговцами древностями. Среди десятков имен антикваров можно встретить имена известных московских торговцев М.И.Тюлина и Н.С.Какурина, петербургских Л.Л.Гризара, М.Е.Свердлова, Ф.Шилова, Н.Н.Черногубова, Ю.Д.Ессейко и других.

Вплоть до 1919 года руководство Училища приобретало для музея как отдельные экспонаты, так и целые достаточно дорогие коллекции. Так, например, в конце 1915 года у графа А.А.Бобринского за 18000 рублей была приобретена коллекция бронзовых изделий с перегородчатой эмалью, созданных на Кавказе в XIII веке, в 1916 году куплен на аукционе ряд художественных предметов из коллекции известного русского исторического живописца К.Е.Маковского, в октябре 1918 года у заведующего библиотекой Училища, известного в столице собирателя русской старины архитектора И.А.Гальнбека за 18890 рублей приобретена коллекция изделий с финифтью XVIII века, у некого Борка за 20000 рублей куплено собрание русского стекла, состоящее из 160 предметов. Кроме того, первые послереволюционные годы были отмечены пополнением коллекции музея и за счет даров: в июле 1918 года известный исследователь русской архитектуры В.В.Суслов пожертвовал музею коллекцию русского прикладного искусства XVIXIX веков, а в сентябре того же года А.А.Половцов-младший принес в дар музею собрание персидских миниатюр.

Необходимо отметить, что коллекционерская деятельность музея в послереволюционный период не только осложнялась всеми тяготами гражданской войны и послевоенной разрухи, но и проходила на фоне начавшегося в 1918 году процесса реорганизации художественного образования, а по сути — ликвидации старых форм обучения и создания новых, соответствующих духу революционного времени. Училище барона А.Л.Штиглица, как и другие учебные заведения той поры, переживает период реформ. Меняется не только его название (учебное заведение становится Высшим училищем декоративных искусств) и подвергаются корректировке основные направления его деятельности, но и, наконец, в 1918 году вместе с Академией художеств оно реорганизуется в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.

Утрата Училищем самостоятельности неизбежно должна была привести к полному изменению всей учебно-музейной идеи учреждения. Художественно-образовательные и просветительские цели, лежавшие в основе концепции музея, при отторжении от него Училища теряли всякий смысл. Это, видимо, и стало причиной расформирования коллекции музея и ликвидации его в конечном итоге как самостоятельного культурно-просветительского учреждения.

Несмотря на политические и экономические сложности первых послевоенных лет, на неопределенность юридического статуса музея Училища, он оставался одним из главных в Петрограде музейных центров. Именно в этот музей были переданы на хранение крупнейшие частные коллекции города, что, несомненно, спасло их от гибели и разграбления. Так, в августе 1917 года принцесса Е.Г.Саксен-Альтенбургская, видимо, перед отъездом в эмиграцию передала на хранение в музей свою личную коллекцию художественных ценностей, состоящую из 1791 предмета (фарфор, хрусталь, бронза, эмали, мебель, шпалеры). В декабре того же 1917 года из дворца великого князя Николая Николаевича по мандату, выданному А.А.Половцову-младшему наркомом просвещения А.В.Луначарским, в музей было перевезено собрание прикладного искусства — фарфора, хрусталя, резной кости и камня, куда входил 2801 предмет. В 1918 году А.А.Половцов передал в музей часть своего личного художественного собрания и имущество с его дачи на Каменном острове, в 1919 году и несколько позднее на хранение в музей поступили коллекции князей Горчакова, Шаховского, Мусина-Пушкина и других.

В результате, в музее Училища к началу 1920-х годов было собрано до сорока тысяч уникальных произведений прикладного искусства, которым необходимо было создать подобающие условия хранения. Здание же музея за годы послевоенной разрухи находилось в катастрофическом состоянии и требовало безотлагательного капитального ремонта. В марте 1923 года Совет по делам музеев Петроградского управления научно-художественными учреждениями (ПУНУ) решил вопрос о переходе музея Училища из ведения Академии художеств в подчинение ПУНУ. Осенью 1923 года был подписан акт передачи музея «со всеми коллекциями, значащимися в инвентарных книгах» Государственному Эрмитажу. Эта вынужденная акция была спасением для музея, так как только Эрмитаж в то сложное время мог дать гарантии сохранения коллекций для национальной культуры. Так в Петрограде появился новый музей — I Филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей Училища Штиглица), просуществовавший как самостоятельное учреждение до начала 1930-х годов.

Новые испытания выпали на долю музея в годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны от взрывной волны осыпался стеклянный купол Большого выставочного зала, значительный ущерб был причинен зданию от прямых попаданий двух снарядов и авиабомбы. Сотрудники Эрмитажа, измученные блокадной зимой 1942 года, весной начали перевозить и переносить на руках тысячи предметов прикладного искусства в главное здание Эрмитажа на Дворцовой набережной, чтобы спасти их от гибели.

Сразу после прорыва блокады, зимой 1943 года, городскими властями было принято решение об открытии на базе бывшего Училища Штиглица училища по архитектурной отделке зданий для подготовки мастеров-реставраторов: мраморщиков, лепщиков, мозаичистов, краснодеревщиков, живописцев. В трудных условиях войны учебное заведение начало готовить специалистов, которым суждено было в недалеком будущем поднять из руин пригородные дворцы Петербурга и уникальные здания города.

Новый этап в жизни музея наступил 5 февраля 1945 года, когда Совет народных комиссаров СССР принял постановление о воссоздании в Ленинграде художественно-промышленного училища. В 1949 году оно становится высшим учебным заведением, а в 1953 году ему присвоено имя народного художника СССР, скульптора В.И.Мухиной (ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная Академия. Музею, воссозданному одновременно с училищем была возвращена часть его коллекции из Эрмитажа, Русского музея, куда экспонаты попали в 1930-е годы, а также были осуществлены передачи предметов прикладного искусства из других музейных организаций: Музея историии религии и атеизма, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, музея Московского института прикладного и декоративного искусства.

Необходимо признать, что далеко не все из былого великолепия интерьеров музея удалось сохранить до наших дней. За годы безжалостной эксплуатации художественное убранство некогда роскошных залов второго этажа музея: Венецианского и Фламандского залов, залов Фарнезе и Тюдоров, практически полностью утрачено. Причина кроется и в нехватке учебных аудиторий, и недостаточном финансировании вуза. Реставрационные работы, проводившиеся в музее в 1979–1989 годах. возродили к жизни целый ряд парадных залов музея : Вестибюль, Аванзал, Русский зал, Рафаэлевские лоджии (Папскую галерею). Значительный вклад в восстановление исторического облика музея внесла администрация города, выделив немалые средства на реконструкцию купола Большого выставочного зала. Хочется верить, что это начинание будет продолжено и будет разработан план стратегического развития музея и академии как единого учебно-музейного комплекса.

Вышивка «Царство Флоры». Франция. Конец XVII  века. Шерсть, шелк, гобеленовый шов. ГЭ

Вышивка «Царство Флоры». Франция. Конец XVII века. Шерсть, шелк, гобеленовый шов. ГЭ

Аллегория ремесла на правом ризалите фасада здания Училища. Скульптор М.А.Чижов

Аллегория ремесла на правом ризалите фасада здания Училища. Скульптор М.А.Чижов

Стопа. Богемия. Последняя четверть XVI века. Прозрачное, слегка желтоватое стекло, роспись цветными эмалями. ГЭ

Стопа. Богемия. Последняя четверть XVI века. Прозрачное, слегка желтоватое стекло, роспись цветными эмалями. ГЭ

Ткань с цветочным узором по желтому фону. Испания. Середина XVI века. Шелк, серебряная нить. ГЭ

Ткань с цветочным узором по желтому фону. Испания. Середина XVI века. Шелк, серебряная нить. ГЭ

Фрагмент керамического стенного декора зала «Теремок»

Фрагмент керамического стенного декора зала «Теремок»

Вид на стеклянный купол здания музея Училища со стороны Мойки

Вид на стеклянный купол здания музея Училища со стороны Мойки

Вход в здание музея Училища

Вход в здание музея Училища

Стукальце главного входа в музей Училища

Стукальце главного входа в музей Училища

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru