Музей Училища барона
Штиглица
Подвиг российской
благотворительности1
Фото: Ирина Туминене,
Владимир Теребенин
Галина
Прохоренко
Учебное пространство нового
типа
Строительство нового здания
музея Училища барона А.Л.Штиглица началось в июле 1885 года, и уже на первой
стадии работы архитектор проекта М.Е.Месмахер привлек к работе над эскизами
декоративного убранства интерьеров будущего музея воспитанников школы. Эта
работа стала для будущих художников настоящей школой профессионального
мастерства. Возведение здания шло довольно быстро. К концу 1888 года здание
музея было подведено под крышу, а главный фасад облицован.
Для обеспечения стройки
материалами Месмахер заключил контракты с различными зарубежными и
отечественными фирмами: в 1886 году с берлинской фирмой «Пауль Виммель и К»,
которая поставила серый силезский песчаник и почти весь мрамор, в 1889–1892
годах — с Ф.К.Сан-Галли, владельцем чугуно-литейного и механического заводов в
Петербурге и Москве, изготовившем для здания музея железные балки, стропила,
кровельное железо, оконные переплеты, железные решетки для окон первого этажа.
На заводах Ф.К.Сан-Галли была выполнена и металлическая основа двойного
стеклянного перекрытия Большого зала музея. Расписные стекла для покрытия этого
купола изготовила известная мюнхенская фирма Цеттлера. Плитка для облицовки
пола музея поставлялась из Меттлаха от фирмы «Виллеруа и Бох», деревянная
резная отделка интерьеров выполнялась на мебельно-паровой фабрике А.Вунша и
мастерской Клоц и Франц2.
К оформлению интерьеров приступили
в 1890 году. Их декоративное убранство включало в себя все возможные виды
художественных работ: скульптурный декор, полихромные росписи, позолотные
работы, резное дерево. Над созданием скульптурного оформления внешнего облика и
интерьеров здания трудились скульпторы М.А.Чижов, А.П.Бауман, В.И.Жилкин,
А.И.Лапин; живописное убранство залов музея было выполнено в основном
выпускниками и преподавателями училища Штиглица — М.Д.Салтыковым и
Н.И.Блиновым. Кроме того, в этой работе принимали участие М.Е.Михайлов,
И.Д.Шелощенков, П.И.Долгов, Н.К.Прозоров, С.И.Садиков, А.Н.Новоскольцев и др.
Торжественное открытие
нового здания музея Училища состоялось 30 апреля 1896 года в присутствии
императорской четы.
Архитектурная концепция здания, его
декоративно-художественное и объемно-планировочное решения были обусловлены
общим направлением развития архитектуры зданий западноевропейских музеев этого
периода: Южно-Кенсингтонского музея в Лондоне, построенного в 1857 году по
проекту инженера Ф.Фоука, австрийского Музея искусства и промышленности в Вене,
здание которого было возведено в 1867 году по проекту архитектора Г.фон
Ферстеля и Берлинского художественно-промышленного музея, построенного в
1877–1881 годах по проекту директора рисовальной школы архитектора М.Гропиуса.
Используя наработанные
западноевропейскими зодчими композиционные и художественные приемы, развивая и
дорабатывая их, программно придавая своему творению черты сходства с
крупнейшими художественно-промышленными музеями, Месмахер обдуманно ставил свое
творение в один ряд с новейшими достижениями музейной архитектуры Европы,
подчёркивая, что новая петербургская художественная школа со своими
педагогическими устремлениями и ее грандиозный музей являются выразителем
европейской культуры и ее проводниками на российской почве.
Здание музея предстаёт как
уникальный памятник позднего периода историзма, времени, когда в качестве
главных творческих ориентиров, вдохновлявших архитекторов и художников,
выступало искусство эпохи Ренессанса. При формировании архитектурно-художественного
облика здания музея М.Е.Месмахер обращается к вершинным достижениям мирового
зодчества и тем самым стремится еще более усилить и подчеркнуть дидактические
функции музея.
В качестве исторических
аналогов здания музея Училища можно назвать несколько известных памятников
итальянского Возрождения: творения представителя высокого Ренессанса,
венецианского зодчего Я.Сансовино — Библиотека Сан Марко и палаццо Корнер делла
Ка-Гранде, и произведения ярчайшего представителя позднего Возрождения
А.Палладио — Базилика (или палаццо делла Раджоне) и палаццо Тьене в Виченце.
Библиотека Сан Марко в
Венеции — хранилище знаний, заключенных в собрании редких книг, музей тоже
хранилище знаний, но сосредоточенных в произведениях искусства — вот логика,
которой следовал М.Е.Месмахер выбирая прообраз своего произведения. Взяв за
основу планировочную схему флорентийского дворца, зодчий использует опыт
Сансовино и развивает идею не архаичного, замкнутого и недоступного
дворца-крепости, а ориентируется скорее на образ богато декорированное
венецианское палаццо, олицетворяющего открытый и праздничный образ жизни
Венеции.
Пространство парадных
интерьеров музея раскрывается перед посетителями логично и последовательно.
Нарядный вестибюль характером своего архитектурно-планировочного решения и
декоративного убранства напоминает Сикстинский зал библиотеки Ватикана,
оформленный в 1580-х годах Д.Фонтана. В убранстве вестибюля Месмахер
использовал натуральный полированный гранит и мрамор в сочетании с полихромными
росписями. В его прихотливом рельефном декоре гротескные мотивы соседствуют с
аллегорическими изображениями художественных ремесел.
Открывал экспозицию музея
Аванзал, глубокие своды которого покрывают яркие декоративные росписи,
воскрешающие в памяти убранство плафона Виллы Мадама в Риме, спроектированной в
начале XVI века Рафаэлем и оформленной его учениками Д.Романо и Д. да Удине.
Строгая колоннада Аванзала и ступенчатые переходы направляли посетителя музея
через широкий мраморный портал в Большой выставочный зал, как бы оставляя в
стороне от этого главного парадного маршрута залы 1-го этажа, в большей степени
ориентированные на учебные задачи школы: Греко-римский зал и Коптскую галерею,
Готический зал и Романскую галерею, залы Раннего итальянского Возрождения и др.
Большой Выставочный зал,
высотой в два этажа, доминирует в объемно-пространственном решении здания и
является композиционным центром всей постройки. В архитектурном решении зала
Месмахер использовал традиционную схему внутреннего двора итальянского палаццо
с двухъярусной аркадой, выполненной в характерных для итальянской ренессансной
архитектуры формах. Пространство зала перекрыто огромным стеклянным куполом.
Поднявшись по роскошной мраморной лестнице, на
верхней площадке которой стояла скульптура А.Л.Штиглица работы
М.М.Антокольского, можно было попасть в одно из главных парадных помещений
музея — Венецианский зал, или Зал Тьеполо. Главным композиционным элементом
этого помещения, определившим стилистику его убранства, были пять великолепных
живописных полотен известного итальянского художника XVIII века Д.-Б.Тьеполо,
приобретенных для музея А.А.Половцовым в Вене в 1886 году и ведущих свое
происхождение из палаццо Дольфино в Венеции. В декоративном оформлении зала
явственно просматривается один из основополагающих творческих принципов
Месмахера, когда композиционной диминантой художественного убранства интерьера
является подлинное произведение (в данном случае — живописные полотна), которое
своим художественным строем определяет его стилистику. Используя
архитектурно-художественные формы прошлого, зачастую почти цитаты, совмещая
разные по времени, но близкие по стилистическим характеристикам эпохи, через
целый ряд визуальных художественных ассоциаций, Месмахер стремился пробудить
память и воображение зрителя, включить его в процесс восприятия, обучения,
познания. Так, в качестве отправной точки в поисках исторического прототипа для
оформления Венецианского зала Месмахер взял за основу и доработал в
соответствии с общим композиционным замыслом принципы декоративного оформления
зала Антиколлегии Дворца дожей в Венеции, стены которого украшены полотнами
Тинторетто и Веронезе, а весь комплекс художественного убранства был выполнен в
1570-е годы архитекторами Палладио и Витториа.
Интерьер еще одного из
парадных залов венецианского Дворца дожей — зала Коллегии, спроектированного А.
да Понте в 1574 году, возможно, повлиял на выбор композиционного решения
оформления другого зала музея — Зала Совета. Основной композиционной доминантой
зала явилась серия шпалер XVI века «Времена года»,
выполненная в мастерских Фландрии и приобретенная для музея Училища в 1885 году
у петербургского антиквара Якобсона. В их художественном строе, в стилистике
центральных медальонов с изображением античных богов, олицетворяющих времена года,
в сложных гротескных узорах, заполняющих основную часть композиции, четко
просматривается влияние итальянского искусства или авторство итальянских
мастеров. Само помещение выполняло функции актового зала, а также было местом
заседания Совета Училища. Подчеркивая эту его главную роль, Месмахер расположил
по периметру зала деревянную панель со скамьями, декорированными копиями резных
филенок скамей зала Конференций в церкви Святого Августина в Перудже3.
Ренессансные формы нашли
отражение и в других залах музея — в Рафаэлевских лоджиях, Зале Фарнезе, Зале
Тюдоров, (выполненном в характере английского возрождения), а также в
великолепном оформлении зала Генриха II, открывающего анфиладу
залов французского искусства, в его декоративном оформлении угадываются элементы
убранства галереи Генриха II в Фонтенбло, а также зала
Дианы де Пуатье в замке Ане, построенных архитектором Ф.Делормом в середине XVI
века.
Небольшой, камерный, но
вместе с тем очень нарядный зал Людовика XIII, расположенный за залом
Генриха II, был оформлен в соответствии со вкусом времени
правления этого монарха и поражал ослепительным великолепием позолоты и
живописного декора стен и потолка. Главным композиционным акцентом следующего
помещения — Зала Людовика XIV, представлявшего большой
стиль французского искусства, была серия французских настенных ковров XVII
века «Месяцы, или Королевские резиденции», созданная на знаменитой мануфактуре
Гобеленов по эскизам художника Ш.Лебрена и приобретенная для музея в 1887 году
у парижского антиквара М.-А.Лово. Прекрасным дополнением коврам служил
изысканный по колориту декор потолка и полихромные росписи стен, воскрешающие в
памяти орнаментальные композиции Ж.Берена — придворного художника
Короля-Солнце.
Поистине великолепным,
поражающим своей цельностью и богатством, было художественное оформление
Фламандского зала. Композиционной доминантой этого просторного, разделенного на
три части поперечными резными порталами помещения была серия фламандских шпалер
XVII века «Семь свободных искусств», приобретенных для музея А.А.Половцовым
в 1889 году у парижского антиквара Шути4.
М.Е.Месмахер стремился к
созданию эстетически адекватного обрамления уникальных экспонатов, поэтому вся
«архитектурная декорация» работала на эту главную идею: кессонированный
потолок, резные панели порталов, тисненные золотом кожаные обои, которыми были
затянуты межоконные пространства, и, наконец, массивные, специально
спроектированные для этого зала витрины.
С момента открытия 30
апреля 1896 года музей Училища оказался в самом центре художественной жизни
Петербурга и стал одним из наиболее посещаемых мест в городе. В его Большом
выставочном зале проходили блистательные выставки: журнала «Мир искусства»
(1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной
старины» (1915) и другие. Но главное, музей стал одним из важнейших элементов
эстетического воспитания будущих художников.