Юрий Курбатов,
фото автора, Н.Рахманова,
В.Некрасова
«Голландия» в центре Петербурга
Очерк доктора архитектуры,
профессора Ю.И.Курбатова о Новой Голландии, уникальном архитектурном
сооружении, расположенном на крохотном, образуемом Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским
каналами, острове, в самом центре Петербурга, не случайно публикуется в выпуске
журнала, посвященном 100-летию Д.С.Лихачева. Неустанно защищая от поругания и
забвения исторические памятники в городах и весях, утверждая, что
«преемственность культуры, долговечность самой жизни народов гарантированы лишь
при условии, что народ обладает хорошей памятью, если прошлое его работает
вместе с настоящим для будущего»,
академик Лихачев всегда оставался истинным петербуржцем. Он не только
изумительно знал родной город, прекрасно писал
о его дворцах и музеях, садах и парках, Неве, каналах, набережных,
проспектах и улицах, площадях, соборах и т.д., но и жестко протестовал против
сноса и перестройки исторических зданий, искажения сложившегося облика Петербурга.
Много лет назад Д.С.Лихачев опубликовал в нашем журнале статью «Небесная линия
города на Неве», в самом названии которой
сформулировал классическое определение его градостроительной идеи,
придающей фантастическому городу особое очарование, подчеркивающей
запоминающуюся величественность его силуэта, значимость немногих выразительных
вертикалей – шпилей, куполов и колоколен будто прорисованных на фоне свободного
северного неба.
Но ему, радетелю и защитнику
исторического Петербурга, нерушимости его ансамбля, и в страшном сне не могли
привидеться новации, обрушившиеся на город в начале XXI века, — планируемый
300-метровый монстр-небоскреб «Газпрома», долженствующий по чьему-то замыслу
стать «новой доминантой Петербурга» на правом берегу Невы, на Охте, напротив
шедевра Растрелли — Смольного собора; спроектированный французом Д.Перро
золотой купол над новым зданием Мариинского театра; фестивальные кинопавильоны
и неминуемо сопровождающий их шоу-балаган под стенами Эрмитажа на Дворцовой
площади; «реконструированная и приспособленная» верным сыном архитектурной
глобализации Норманном Фостером Новая Голландия и т.п. К сожалению, из Москвы
на Петербург вослед за огромными деньгами необратимо надвигается строительное
цунами. А то, что тюремный замок Кресты, узилище, где томились и превращались в
лагерную пыль тысячи и тысячи петербуржцев, петроградцев, ленинградцев, у стен
которого мучились в сталинские годы в трагической неизвестности матери, жены,
дети невинно осужденных, намереваются превратить в гостинично-развлекательный
центр, говорит о вопиющем отсутствии чувства народной боли и исторической
памяти у чиновников, принимающих подобные решения. И некому их образумить. Но
ведь есть же в Петербурге пример музеефикации казематов Петропавловской
крепости. И слава Богу, что Ахматовой не поставили у Крестов памятник, как
завещала она в «Реквиеме». В скором времени, видимо, в Петербурге разухабистые
русские купчики и «бизнесмены» с путанами будут тусоваться в политых кровью и
слезами Крестах. Большей пошлости и придуметь нельзя. Словом, как говорил
Д.С.Лихачев, Петербург благополучно «трусит вслед за Москвой».
Тихий, твердый голос академика Лихачева мог
бы, как это не раз бывало прежде, прозвучать в защиту великого города. Но жизнь
не знает сослагательного наклонения, и нет в нашей стране сейчас
интеллигентного, авторитетного человека, чьим аргументам вняли бы сильные и богатые мира сего. Поэтому,
печатая уже после официального утверждения проекта Н.Фостера материал о Новой
Голландии, единственном в своем роде градостроительном историческом памятнике,
нам остается лишь напомнить давние слова Д.С.Лихачева, актуальность которых
очевидна: «Утраты памятников культуры невосполнимы, ибо они всегда
индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными
мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, и он совершенно беззащитен».
На небольшом, всего в
шесть гектаров, острове, омываемом водами Мойки и каналов, расположен
выдающийся по своей историко-культурной значимости архитектурный ансамбль
Петербурга XVIII
века — «Новая Голландия». Тогда этот производственный комплекс «Лесных складов»
был одним из существенных звеньев в строительстве судов Военно-морского флота
России, он донес до нас память о Петровской эпохе и особой любви Петра к
Голландии. Ансамбль сохранился во многом благодаря тому, что принадлежал
морским ведомствам и все советское время был закрыт для социально-хозяйственной
жизни города. Суровые и в то же время архитектурно выразительные корпуса вдоль
Мойки и Крюкова канала всегда придавали ему крепостной и романтический
характер, и сравнение «Новой Голландии» с арсеналами в Тулоне и цитаделью в
Лилле, отмеченное еще в начале прошлого столетия исследователями петербургской
старины Л. и М. Рудницкими, не случайно1. Особенно выразительный
фрагмент Новой Голландии — портал с аркой со стороны Мойки — сделал ансамбль
«Лесных складов» чрезвычайно привлекательным для художников, влюбленных в
Петербург. В начале XIX
века Новую Голландию изображал А.Е.Мартынов (раскрашенная литография около 1820
года). В начале ХХ века — О.Браз (литография «Вид на канал и арку»). Портал
Новой Голландии стал хорошо известен благодаря гравюрам на дереве
А.П.Остроумовой-Лебедевой. Из живописцев ХХ века свое восхищение порталом и
аркой запечатлел А.А.Осмеркин.
В трудах историков русского искусства и архитектуры
начала ХХ века — в том числе в работах И.Э.Грабаря и В.Я.Курбатова ансамбль
Новой Голландии всегда оценивался как одно из серьезных достижений раннего
русского классицизма. Наши современники — известные искусствоведы А.Н.Петров и
А.Ф.Крашенинников успешно продолжали исследование этого уникального ансамбля,
уточняя его авторство, все глубже раскрывая его культурную значимость.
Примечательна история рождения «Новой Голландии». По
обоснованному мнению А.Н. Петрова, в начале XVIII века вся территория от Невы
до Мойки и вниз по Неве от Адмиралтейства до взморья была одной верфью, «где с
раннего утра до позднего вечера не умолкал стук топоров, визг пил, где запах
свежераспиленного леса и горячей смолы был сильнее запахов еще невырубленных
сосновых и березовых рощ и лугов…»2. Городок судостроителей, конечно
же, напоминал Петру Голландию, что и послужило основанием для названия этого
места уже в то время «Новой Голландией». В послепетровское время название
сохранилось только за островом между Мойкой, Крюковым каналом и Глухим
протоком. Потребность в создании на этом острове лесных сараев возникает в 1732
году. Место было в высшей степени удобное. В своем представлении в Сенат,
Воинская Морская комиссия указывает на эти удобства: «Для строения оных гдеб
ближе и удобнее к Адмиралтейству, лутше не изобретаетца…»3.
Остров, окруженный водой, был безопасным местом и в
пожарном отношении. Единственной пожарной угрозой оставались деревянные дворы
жителей Шлевенской слободы, находящейся вдоль северного берега Глухого протока4.После
передачи острова в ведение Адмиралтейств-коллегии были осуществлены три
мероприятия, которые заложили градостроительные основы производственного
комплекса XVIII века: преобразование Глухого протока в
Адмиралтейский канал; переселение жителей Шлевенской слободы; строительство
семи деревянных сараев для хранения корабельного дубового леса.
Все проектные работы выполнил архитектор
Адмиралтейств-коллегии Иван Кузьмич Коробов. Строительство закончили к 1738
году. Так завершился первый — коробовский — этап застройки острова. На
фрагменте Второго единого проектного генерального плана Санкт-Петербурга («План
И.Ф. Трускота», 1748–1749 годы) мы видим уже Новую Голландию с построенными на
ней деревянными складами.
В условиях болотистого грунта, высокой влажности,
плохой проветриваемости территории, деревянные сараи оказались недолговечными.
К началу 1750-х годов они пришли в негодность. Потребность быстро растущего
флота в полноценной древесине — главном строительном материале — вызвала
необходимость строительства новых долговечных и лучше функционирующих складских
помещениях. Адмиралтейская контора разрабатывает концепцию нового
строительства. В предписании конторы отмечалось: «Сараи построить надлежит
невысокие, на каменных столбах, которые б столбы вышиною были фут семь, и
строились оные сараи в длину того острова, а шириною в четыре или пять сажен»5.
В переводе на современную терминологию это было архитектурно-планировочное и в
какой-то мере техническое задание. Разработка проекта была поручена Савве
Ивановичу Чевакинскому, уже известному тогда главному архитектору
Адмиралтейств-коллегии и ученику Коробова6. Начался второй этап
создания принципиально новых складских помещений. Два варианта проектных
материалов, один — 1752 года и другой — 1763-го, не получили реализации.
Принципиально новым в техническом и технологическом
отношении стал третий проект С.И.Чевакинского, относящийся к 1765 году. Вместо
обычной системы хранения леса в штабелях он предложил вертикальный способ
хранения. Новый метод хранения древесины с рекомендованными параметрами сараев
и их техническими характеристиками, безусловно, определил новаторский характер
их архитектуры. Внутренние отсеки сараев для сушки древесины стоймя были
образованы мощными столбами с контрфорсами и арками, связывающими их в единую и
достаточно прочную конструктивную систему. На контрфорсы опирались деревянные
решетки, к которым прислонялись стволы деревьев. В результате каждый отсек,
представляющий как бы ажурную клетку для древесины, напоминал конус, обращенный
вершиной к деревянному настилу на земле. Этот уникальный каркас, вызывающий
ассоциации с гравюрами Пиранези, хорошо виден сегодня на сгоревшей секции
складов, находящейся на стыке корпусов по Крюкову каналу и Мойке. Проектом
предусматривалось отдельное хранение высоких, средних, коротких и ветвистых
деревьев. Со стороны водных путей проектировались пологие деревянные помосты
для втаскивания деревьев в сараи. Такие же помосты предусматривались и со
стороны двора. По ним деревья должны были перетаскиваться во двор для
обработки, а также для сборки мелких судов. Таким образом, внутренний двор
должен был стать важным технологическим пространством, а внутренняя гавань и
каналы — коммуникационными путями.
Но тут началось беспардонное вмешательство
чиновников и власти в реализацию проекта Чевакинского. Архитектор предлагал
идентичную объемно-пространственную композицию корпусов как вдоль Мойки, так и
вдоль Крюкова канала. При этом он выделял центральную часть каждого из корпусов
высотой в 8 саженей для хранения высокого леса, а крылья, примыкающие к ним, —
в 6 саженей — для хранения средней по высоте древесины. Адмиралтейская коллегия
предписывает высокие корпуса строить по Мойке — для красоты города, а средние —
по Крюкову каналу. К счастью, эти указания не были выполнены. В противном
случае была бы нарушена композиционная целостность острова-крепости. Возможно,
Чевакинский не успел этого сделать, а, может быть, и не желал. Во всяком
случае, известно, что у него для этого не было времени. Замечания
Адмиралтейств-коллегии при рассмотрении проекта были сделаны 21 марта 1765
года, а уже 15 июля того же года, то есть через 2,5 месяца Коллегия утверждает
проект фасадов корпусов, выполненный уже другим архитектором — Валлен
Деламотом, к этому времени уже ставшим элитным архитектором, любимцем графа
И.Г.Чернышева, вице-президента Адмиралтейств-коллегии7. Для
Екатерины II и вельмож ее ближайшего окружения значительно
важнее были свои прихоти и стремление угнаться за модой, чем переживания
почтенного мастера. Чевакинский — старый, заслуженный зодчий елизаветинского
времени — был унижен.
Так появляется третья фигура, которая внесла свой
существенный вклад в художественный образ Новой Голландии. Главный результат
участия Деламота — великолепный портал — арка со стороны Мойки, что в известной
мере и делает Новую Голландию памятником раннего классицизма России XVIII
века.
Однако начало реализации проекта невольного
соавторства Чевакинского и Деламота было отмечено двумя ошибками. Берега Мойки
были завалены лесом, и точные обмеры их конфигурации были невозможны. После
расчистки берегов и сноса старых сараев выяснилось, что совмещение двух
корпусов Чевакинского и портала Деламота, связывающего их, не соответствует
месту. В то же время выяснилось, что и арка оказалась уже того канала,
который она пропускала внутрь острова.
В мае 1766 года Чевакинский отстраняется от
производства работ. Исполнителем назначается талантливый инженер Иоганн Герард
с помощниками8.
Так появилась четвертая,
очень важная фигура, сумевшая преодолеть отмеченные неувязки, внести в проект
геометрические и технические коррективы, благодаря которым гениальное
произведение Чевакинского и Деламота было реализовано без изменения его
художественного содержания. Но путь к достижению желаемых результатов был
чрезвычайно сложным, а история потери Гарардом подлинных чертежей Деламота до
сих пор носит детективный характер, порождая различные мифы.
Герард не сумел убедить Адмиралтейств-коллегию
отказаться, в силу сложившихся обстоятельств, от арки, заменив ее открытым
проездом. Начальство не согласилось. Категорическое требование
Адмиралтейств-коллегии о создании портала и арки Деламота появляется 4 июня
1766 года9. А за два дня до этого — 2 июня, Герард заявляет о потере
подлинного чертежа фасадов Деламота10. О пропаже было объявление в
«С.-Петербургских Ведомостях»11. Чертеж не был найден. Но
сохранилась копия, сделанная Чевакинским.
Следуя настойчивым требованиям
Адмиралтейств-коллегии, Герард вынужден был проделать тяжелую, кропотливую и
непрестижную работу по изменению проектных размеров портала и арки с
сохранением их пропорциональных характеристик и архитектурно-художественных
достоинств.
Самой трудной частью задачи стало ограничение высоты
портала, так как размеры соседних корпусов уже были регламентированы. Но и это
Герарду удалось. Увеличив ширину арки с 3-х саженей 2-х футов до 4-х саженей,
он увеличил проектируемый им портал немногим более, чем на одну сажень.
Возникли проблемы и по реализации второго портала и
арки над каналом, ведущим во внутренний бассейн Крюкова канала. Деламот считал
их второстепенными. Так, канал имел ширину всего 2,5 сажени. Естественно, что
и арка и портал над ним были значительно меньше тех, которые должны были быть
со стороны Мойки. Интендантская экспедиция, представляющая проекты
Адмиралтейств-коллегии, считала возможным сохранить проект Деламота для Крюкова
канала. Коллегия настаивала на повторении более высокого портала и арки,
которые украшали Мойку.
В мае 1767 года проекты Герарда были утверждены. При
этом коллегия предписала обработать берега каналов гранитом, а скаты к бассейну
и двор замостить булыжником. Еще в июне 1765 года началось строительство. В
начале 1781 года завершено строительство 6 больших и 19 малых отсеков
(«конусов») на Мойке. По Крюкову каналу — 8 больших и 18 малых «конусов». Из
двух порталов построен только один — на Мойке.
Интересна история заполнения арочных проемов
складских корпусов. Вначале они были открытыми. Каждый из них обозначал ячейку
проектируемого «конуса». Потом они завешивались парусиновыми завесами,
предохраняющими интерьер от дождя и снега. В 1786 году эти завесы были сняты и
заменены ажурными деревянными воротами и окнами по проекту Герарда.
С началом войны с Турцией и Швецией в 1788–1789
годах основные работы по строительству каменных складов внутреннего бассейна,
каналов и аппарелей для втаскивания бревен, начатые Чевакинским и продолженные
Герардом и его преемником архитектором Михайлом Ветошниковым, прерываются и,
таким образом, гениальная работа невольного совместного творчества Чевакинского
и Деламота была осуществлена лишь частично. Даже кирпичные стены остались
неоштукатуренными.
Прошло уже более двух столетий, но до сих пор
ансамбль складов и портала поражает своей мощью и брутальностью. Главная
выразительность протяженных корпусов вдоль Мойки (240 м) и вдоль Крюкова канала
(260 м) — ритм высоких арочных проемов, повторяющих пространственную структуру
строений. Элегантные архивольты с замковыми камнями, опирающиеся на небольшие
тонко прорисованные импосты, охватывают каждую арку. Кирпичная кладка
простенков имитирует рустику — деление стены на плоские прямоугольники, что
подчеркивает раннеклассицистический характер архитектуры. Конструкции «конусов»
и внешних стен, опирающиеся на добротно сделанные фундаменты из плитняка на свайном
основании, достаточно хорошо сохранились
Оригинально решены углы корпусов. Они скруглены, как
бы обозначая переход от одного фасада к другому, обработаны парными колоннами,
поддерживающими раскрепованный антаблемент. Многие специалисты обращали
внимание на идентичность в обработке углов Новой Голландии и Гостиного двора. И
это сходство закономерно. Ибо их архитектором был Деламот.
Мощному порталу с аркой почти нет равных в
Петербурге. Две пары колонн тосканского ордера из тесаного гранита опираются на
гранитный цоколь. Колонны несут раскрепованный антаблемент с невысоким аттиком.
Сдержанные и немногочисленные украшения кирпичных стен — медальоны с венками и
ниши — придают порталу изысканную декоративность. Арка портала, пропускающая
канал, опирается на колонны малого тосканского ордера. Ее детали хорошо
прорисованы. На определенное сходство портала и арки Новой Голландии с
композицией другой работы Деламота — католической церкви святой Екатерины —
одним из первых обратил внимание известный историк А.Н. Петров12.
Как уже говорилось, начавшиеся войны оборвали
процесс завершения архитектурного ансамбля Чевакинского и Деламота.
Строительные работы XIX века были связаны с перепрофилированием складов
корабельной древесины, достройками незавершенного и возведением дополнительных
зданий утилитарного назначения. Так, складские корпуса к западу от портала
переделываются под мундирные магазины, корпуса к востоку и по Крюкову каналу
стали использовать под экипажные магазины.
В 1828 году по проекту архитектора военного ведомства
А.Е.Штауберта на западной оконечности острова начинается строительство здания
тюрьмы. Кольцеобразное, трехэтажное, из кирпича — оно не нарушило
складывающийся ансамбль. Более того, став композиционным «шарниром» на стыке
берегов Мойки и Адмиралтейского канала, оно способствовало в последующем
закономерному присоединению к ансамблю калейдоскопа утилитарных зданий по
периметру Адмиралтейского канала. Существенной частью ансамбля стала достройка
оставшегося незавершенным северо-восточного корпуса по Крюкову каналу. Так
появился еще один очень важный закругленный деламотовский угол, оформленный
спаренными колоннами. Строительными работами здесь руководил военный инженер
М.А.Пасыпкин с помощниками — военными инженерами Шеном и Валуевым.
Во второй половине XIX века позади здания тюрьмы
строится одноэтажное дугообразное здание кузницы. Его автор — инженер Пасыпкин.
А затем возводится ряд утилитарных построек вдоль Адмиралтейского канала. Самое
значительное среди них — одноэтажное, протяженное, с бассейном для испытания
моделей судов.
Волна интереса к Новой Голландии искусствоведов,
историков, художников в начале ХХ века окончательно привела к признанию ее
высокой историко-культурной ценности. И после 1917 года это послужило основой
для включения Новой Голландии в число памятников, находящихся под
государственной охраной. Однако никаких серьезных реставрационных работ не
производилось. Были текущие ремонты — замена кровель и водосточных труб.
Территория острова оставалась закрытой, военные ведомства построили несколько
производственных корпусов, которые не привнесли ничего принципиально нового в
структуру низких зданий вдоль Адмиралтейского канала.
В настоящее время памятниками архитектуры и
градостроительства федерального значения являются следующие объекты ансамбля
«Новая Голландия»: Лесные склады с аркой, здание тюрьмы («Арестантская башня»),
бассейн (очертаниями напоминающий ковш) и внутренние каналы, кузница13.
Еще в начале ХХ века к острову проявляет интерес
бизнес. Намечалась продажа этой территории. К счастью, она не состоялась. Имели
значение и протесты истинных петербуржцев. Так, Л. и М. Рудницкие в те годы
предупреждали о возможных для Петербурга культурных утратах: «Мы имеем пример
продажи в 1871 году мест внутри Адмиралтейства. Кто теперь не жалеет об этой
продаже и о постройке здесь частных домов, нарушивших целое Адмиралтейства и
испортивших вид на него со стороны Невы?»14.
Новая волна интереса к ансамблю Новой Голландии
возникла в конце ХХ века. Ее первоначальным стимулом стала выдвинутая в 1977 году
идея архитектора Вениамина Борисовича Фабрицкого и Галины Александровны
Ковалевой о превращении острова Новой Голландии в центр культуры и
сотрудничества15.
Одновременно Фабрицким разрабатывается и первая
проектная версия сохранения и развития этого уникального памятника. В ней
присутствовала необходимая гармония между реконструкцией-реставрацией
исторических зданий и созданием новых — вдоль Адмиралтейского канала,
повторяющих архитектуру и высотные характеристики существующих. И с тех пор,
вот уже около 30 лет вокруг идеи бушуют страсти, в которых вольно или невольно
находит отражение недавняя драматическая история нашего государства.
Уже в 1977 году проектная идея Фабрицкого была
поддержана властями Ленинграда. Но в те годы ударной стройкой была Дамба. С
Новой Голландией решили подождать. Только после письма В.Б.Фабрицкого
президенту СССР М.С.Горбачеву начинаются переговоры по выселению военных с
острова и передаче его городу. Ускорение этому процессу сообщил А.А.Собчак,
ставший председателем Ленсовета в мае 1989 года. Интерес к проекту
раскручивается: массовая печать, телевидение, выставка в корпусе Бенуа Русского
музея. Французский концерн Си-Би-Си делает Фабрицкому предложение о покупке
проекта для реализации. Архитектор отказывается (в те времена такое было
невозможно). Проект перевозят в Париж и демонстрируют около трех недель.
Приезжает А.А.Собчак с делегацией. Договаривается с французами о создании
совместного предприятия «Петерфранс». Одно из условий договора — выселение
военных к 1993 году. Этого не происходит. Далее следуют драматические события
1993 года, связанные с противостоянием у Белого дома. Это ускоряет разрыв
договора с французами. После их ухода Санкт-Петербургское отделение Союза
архитекторов России проводит конкурс на преобразование Новой Голландии.
Побеждает проект архитектора Ю.К. Митюрева, который приглашает Фабрицкого к
дальнейшему сотрудничеству. В 1996 году появляется английская фирма «Тармак».
Дефолт 1998 года прерывает сотрудничество с ней.
Последний многообещающий этап — международный инвестиционный конкурс на
преобразование острова. Итоги были подведены 14 февраля 2006 года. Лучшим из
трех представленных признан проект ООО «СТ Новая Голландия», автор — англичанин
Норманн Фостер и его бюро «Фостер и партнеры». При последующей разработке
проекта Фостер пригласил к сотрудничеству архитекторов Фабрицкого и Митюрева.
При бережном отношении к памятникам архитектуры он заполняет внутреннее
открытое пространство острова Дворцом фестивалей и открытым амфитеатром,
охватывающим внутренний водоем острова. Распорядителем дворца станет Мариинский
театр, но — нужна ли ему еще одна сцена?
За помощь в подготовке
материалов этого очерка автор выражает особую признательность ведущему
специалисту КГИОП Андрею Сергеевичу Сокольцеву и сотруднице архива КГИОП Юлии
Ивановне Кашаверской.