100 лет со дня рождения
Д.С.Лихачева
С.М.Миронов,
Председатель
Совета Федерации РФ,
Председатель Редакционного Совета журнала «Наше наследие»
Свет культуры
Юбилей академика Д.С.Лихачева дает нам право и
возможность задуматься над ролью и судьбой культуры и русской интеллигенции в
XX веке. Почти ровесник века, современник двух революций и двух мировых войн,
узник сталинских лагерей, блокадник, крупнейший ученый, глава научной школы
исследователей древнерусской и славянских литератур и, наконец, наставник,
учитель жизни, возродивший в общественном сознании, казалось, давно забытый
образ истинного русского интеллигента — вот, по необходимости схематично,
прочерченный жизненный путь Д.С.Лихачева.
Именно русская интеллигенция была тем самым
«историко-культурным» феноменом, который не позволил русской культуре полностью
раствориться в небытии, исчезнув в трагических катаклизмах минувшего столетия.
Основной задачей, главной идеей своей жизни Лихачев считал защиту культуры и
сохранение исторического наследия. «Все мои статьи, — писал он, — имеют не
“проповедническую” цель, а являются определенными поступками в борьбе за
сохранение культуры, не только русской культуры, но и культуры в целом».
Рассматривая культуру как фактор, который превращает людей, населяющих определенную
территорию, из просто населения в народ, нацию, Дмитрий Сергеевич постоянно и
бескомпромиссно отстаивал и утверждал ее основополагающую роль в жизни стран и
народов. Не случайно именно он создал новаторскую, беспрецедентную «Декларацию
прав культуры», изложив в ее статьях весь комплекс проблем — юридических,
нравственных, общественных и т.д., которые охватывают то, что входит в понятие
«культура».
Для Лихачева культура была единым,
неделимым явлением, заключающим в себе не только искусство — литературу, театр,
живопись, музеи и т.д., но и науку, технику, образование, конечно, религию,
нравственные и моральные нормы жизни. «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает
перед Богом существование народа и нации» — в этих словах Лихачева квинтэссенция
его философии, твердая нравственная основа его служения и его дел. «У меня не
было никакого своего “нравственного учения”, — писал Д.С.Лихачев вскоре после
90-летия, — были поступки согласно велению совести. Совесть, если она есть,
объединяет людей».
В защиту культуры он выступал постоянно и
последовательно, но лишь во время перестройки и вскоре после нее к слову
академика стали особенно прислушиваться, внимать ему — и общество и власть.
Симптоматично, что только академик Д.С.Лихачев поднимал насущные проблемы
культуры на Первом и Втором съездах народных депутатов СССР, где более никто не
осмеливался говорить на эту тему. Он заявлял с трибуны съездов о том, что
культура, историческое наследие — это святыни народа, святыни нации, и требовал
от общества достойного, бережного и внимательного к ним отношения. Трудно
перечислить все объекты культуры, вызывавшие у Лихачева тревогу, те, о которых
раздавался его голос на съездах и на телевидении, в газетах и журналах, в самых
высоких правительственных кабинетах, на сессиях Академии наук, заседаниях
Президиума Фонда культуры, в студенческих аудиториях и т.д. Как-то сам Дмитрий
Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его на рубеже двух веков: «
<...> Это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные
усадьбы (в первую очередь Мураново и Шахматово); фрески Ковалева, Волотова,
Нередицы в Новгороде, Воронцовский
дворец в Алупке; Лесковицы в Чернигове, парки в
Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске, Выборге;
озеро Байкал... Это научные библиотеки, рукописные собрания, состояние
запасников музеев... Это публикации в серии “Литературные
памятники” воспоминаний “монархиста” А.Бенуа, житий византийских святых, в “Гослите” — романа Пастернака “Доктор Живаго” и много
другого, за что мне неоднократно “попадало”». А были
еще погружение в «Слово о полку Игореве» и ставшая классической «Поэзия садов»,
циклы поразительных документальных телефильмов, потрясающая книга
«Воспоминаний» и т.д. и т.д. Здесь названа лишь малая часть того, что
изучал, спасал, отстаивал, издавал, а значит — сохранял для народа и истории,
сберегал для страны и мира Д.С.Лихачев.
Роль защитника и рачителя культуры, активная
просветительская и общественная деятельность не отодвинули в тень сугубо
научных, академических достижений Д.С.Лихачева — крупнейшего
ученого-гуманитария, посвятившего себя изучению древнерусской литературы. Он не
по стечению обстоятельств и воле случая, а по уровню и качеству научных работ,
десятков книг, сотен статей и публикаций вошел во второй половине XX века в первый
ряд ученых-филологов, заслужил среди коллег авторитет выдающегося специалиста,
продолжателя дела его великих предшественников, составивших славу российской
гуманитарной науки. Почти всю жизнь проработал Дмитрий Сергеевич в Пушкинском
Доме Академии наук, и Сектор древнерусской литературы, который он возглавлял
многие годы, стал настоящей школой Лихачева, достигшей многого в сборе,
изучении, постижении и публикации памятников литературы Древней Руси, в
воспитании новых поколений ученых.
Говоря о Д.С.Лихачеве, нельзя не сказать об отношении
его к Петербургу. «Я никогда не думал, — писал он после возвращения Ленинграду
старого названия, — что, родившись в Петербурге, я снова окажусь в нем». Он не
просто любил великий город на Неве, но, коренной
петербуржец, знал его как никто другой. Образ города Пушкина и Гоголя,
Достоевского и Блока олицетворял для Д.С.Лихачева европейское начало русской
культуры с присущими ей ценностями — «личностным характером, универсализмом,
восприимчивостью к другим культурам, терпимостью к чуждым убеждениям,
свободой...» Возвращение городу имени Петра Великого стало для Д.С.Лихачева
символическим знаком на пути, как он считал, к духовному возрождению России.
Символично и то, что именно Лихачев стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга
новой эпохи.
Мне посчастливилось встречаться с Дмитрием Сергеевичем
в Санкт-Петербурге, и я не забуду того внимания, проницательности и
доброжелательности, которые сквозили в его словах и поступках. Мудрость и
доброту излучали глаза этого человека, столько пережившего и так многое
постигшего и совершившего за долгие годы жизни.
Открывая этими записками номер «Нашего наследия»,
посвященный 100-летию его инициатора и основателя, руководившего работой
журнала в бытность Председателем Президиума Фонда культуры и Председателем
Редакционного совета, я хочу отметить, что Лихачев высоко отзывался о работе
нашего издания. «...Я слишком ценю “Наше наследие” и мечтаю о том, чтобы
выходили сборники лучших статей, объединенных единой тематикой (или темой)», —
писал он в 1997 году.
Появление Д.С.Лихачева на телевидении в конце 80-х
годов произвело ошеломляющее и просветляющее впечатление на миллионы зрителей.
С голубого экрана с людьми стал говорить о культуре истинный русский
интеллигент, тонкий и умный собеседник, которому было что сказать и что открыть
и школьнику и академику. Так в нашей стране наступила эпоха Лихачева, он стал
наставником и выразителем общественного мнения, пожалуй, последним из русских
интеллигентов, о котором мы можем это сказать.
Вершиной этого периода явилась для Д.С.Лихачева
деятельность во главе Советского, а затем Российского Фонда культуры. Возглавив
в 1986 году эту уникальную, совершенно не-обычную для
того времени общественно-государственную организацию, академик Лихачев вместе с
соратниками и единомышленниками смог сделать за весьма недолгие годы его
руководства Фондом необычайно много для спасения духовно бессмертного от
материальной смерти. Он привлек к делу активной помощи культуре тысячи людей в
самых отдаленных уголках страны, в той провинции с ее многочисленными малыми
городами и весями, которую считал фундаментом духовного возрождения России.
Фонд создавал музеи, возвращал на родину культурные реликвии, поддерживал и
воспитывал молодых музыкантов и художников, активно сотрудничал с зарубежными
соотечественниками, помогал и покровительствовал частным коллекционерам,
издавал журнал «Наше наследие», книги и т.д. и т.д. Жаль, что того Лихачевского
фонда культуры сейчас нет, но дела его не канули в Лету, не растворились в
дымке минувшего. «Я рад, что от Фонда осталось немало хороших дел», — отмечал
Дмитрий Сергеевич в конце девяностых годов.
Размышляя над эпохой Лихачева, над тем, что удалось
ему совершить, несмотря на все сложности времени и
личной судьбы, мне представляется, что своим девизом он мог бы взять слова
одного из своих предшественников ученых-гуманистов, блестящего ректора
С.-Петербургского университета А.Н.Бекетова: «Дать русскому народу света,
больше света!» Именно это стремление, характеризующее лучших представителей русской
интеллигенции XX века, верных духовным и нравственным традициям отечественной и
мировой культуры, нашло свое яркое и полное отражение в делах и научных трудах
академика Д.С.Лихачева.