Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 79-80 2006

100 лет со дня рождения Д.С.Лихачева

 

С.М.Миронов,

Председатель Совета Федерации РФ,

Председатель Редакционного Совета журнала «Наше наследие»

 

Свет культуры

 

Юбилей академика Д.С.Лихачева дает нам право и возможность задуматься над ролью и судьбой культуры и русской интеллигенции в XX веке. Почти ровесник века, современник двух революций и двух мировых войн, узник сталинских лагерей, блокадник, крупнейший ученый, глава научной школы исследователей древнерусской и славянских литератур и, наконец, наставник, учитель жизни, возродивший в общественном сознании, казалось, давно забытый образ истинного русского интеллигента — вот, по необходимости схематично, прочерченный жизненный путь Д.С.Лихачева.

Именно русская интеллигенция была тем самым «историко-культурным» феноменом, который не позволил русской культуре полностью раствориться в небытии, исчезнув в трагических катаклизмах минувшего столетия. Основной задачей, главной идеей своей жизни Лихачев считал защиту культуры и сохранение исторического наследия. «Все мои статьи, — писал он, — имеют не “проповедническую” цель, а являются определенными поступками в борьбе за сохранение культуры, не только русской культуры, но и культуры в целом». Рассматривая культуру как фактор, который превращает людей, населяющих определенную территорию, из просто населения в народ, нацию, Дмитрий Сергеевич постоянно и бескомпромиссно отстаивал и утверждал ее основополагающую роль в жизни стран и народов. Не случайно именно он создал новаторскую, беспрецедентную «Декларацию прав культуры», изложив в ее статьях весь комплекс проблем — юридических, нравственных, общественных и т.д., которые охватывают то, что входит в понятие «культура».

Для Лихачева культура была единым, неделимым явлением, заключающим в себе не только искусство — литературу, театр, живопись, музеи и т.д., но и науку, технику, образование, конечно, религию, нравственные и моральные нормы жизни. «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» — в этих словах Лихачева квинтэссенция его философии, твердая нравственная основа его служения и его дел. «У меня не было никакого своего “нравственного учения”, — писал Д.С.Лихачев вскоре после 90-летия, — были поступки согласно велению совести. Совесть, если она есть, объединяет людей».

В защиту культуры он выступал постоянно и последовательно, но лишь во время перестройки и вскоре после нее к слову академика стали особенно прислушиваться, внимать ему — и общество и власть. Симптоматично, что только академик Д.С.Лихачев поднимал насущные проблемы культуры на Первом и Втором съездах народных депутатов СССР, где более никто не осмеливался говорить на эту тему. Он заявлял с трибуны съездов о том, что культура, историческое наследие — это святыни народа, святыни нации, и требовал от общества достойного, бережного и внимательного к ним отношения. Трудно перечислить все объекты культуры, вызывавшие у Лихачева тревогу, те, о которых раздавался его голос на съездах и на телевидении, в газетах и журналах, в самых высоких правительственных кабинетах, на сессиях Академии наук, заседаниях Президиума Фонда культуры, в студенческих аудиториях и т.д. Как-то сам Дмитрий Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его на рубеже двух веков: « <...> Это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные усадьбы (в первую очередь Мураново и Шахматово); фрески Ковалева, Волотова, Нередицы в Новгороде, Воронцовский дворец в Алупке; Лесковицы в Чернигове, парки в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске, Выборге; озеро Байкал... Это научные библиотеки, рукописные собрания, состояние запасников музеев... Это публикации в серии “Литературные памятники” воспоминаний “монархиста” А.Бенуа, житий византийских святых, в “Гослите” — романа Пастернака “Доктор Живаго” и много другого, за что мне неоднократно “попадало”». А были еще погружение в «Слово о полку Игореве» и ставшая классической «Поэзия садов», циклы поразительных документальных телефильмов, потрясающая книга «Воспоминаний» и т.д. и т.д. Здесь названа лишь малая часть того, что изучал, спасал, отстаивал, издавал, а значит — сохранял для народа и истории, сберегал для страны и мира Д.С.Лихачев.

Роль защитника и рачителя культуры, активная просветительская и общественная деятельность не отодвинули в тень сугубо научных, академических достижений Д.С.Лихачева — крупнейшего ученого-гуманитария, посвятившего себя изучению древнерусской литературы. Он не по стечению обстоятельств и воле случая, а по уровню и качеству научных работ, десятков книг, сотен статей и публикаций вошел во второй половине XX века в первый ряд ученых-филологов, заслужил среди коллег авторитет выдающегося специалиста, продолжателя дела его великих предшественников, составивших славу российской гуманитарной науки. Почти всю жизнь проработал Дмитрий Сергеевич в Пушкинском Доме Академии наук, и Сектор древнерусской литературы, который он возглавлял многие годы, стал настоящей школой Лихачева, достигшей многого в сборе, изучении, постижении и публикации памятников литературы Древней Руси, в воспитании новых поколений ученых.

Говоря о Д.С.Лихачеве, нельзя не сказать об отношении его к Петербургу. «Я никогда не думал, — писал он после возвращения Ленинграду старого названия, — что, родившись в Петербурге, я снова окажусь в нем». Он не просто любил великий город на Неве, но, коренной петербуржец, знал его как никто другой. Образ города Пушкина и Гоголя, Достоевского и Блока олицетворял для Д.С.Лихачева европейское начало русской культуры с присущими ей ценностями — «личностным характером, универсализмом, восприимчивостью к другим культурам, терпимостью к чуждым убеждениям, свободой...» Возвращение городу имени Петра Великого стало для Д.С.Лихачева символическим знаком на пути, как он считал, к духовному возрождению России. Символично и то, что именно Лихачев стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга новой эпохи.

Мне посчастливилось встречаться с Дмитрием Сергеевичем в Санкт-Петербурге, и я не забуду того внимания, проницательности и доброжелательности, которые сквозили в его словах и поступках. Мудрость и доброту излучали глаза этого человека, столько пережившего и так многое постигшего и совершившего за долгие годы жизни.

Открывая этими записками номер «Нашего наследия», посвященный 100-летию его инициатора и основателя, руководившего работой журнала в бытность Председателем Президиума Фонда культуры и Председателем Редакционного совета, я хочу отметить, что Лихачев высоко отзывался о работе нашего издания. «...Я слишком ценю “Наше наследие” и мечтаю о том, чтобы выходили сборники лучших статей, объединенных единой тематикой (или темой)», — писал он в 1997 году.

Появление Д.С.Лихачева на телевидении в конце 80-х годов произвело ошеломляющее и просветляющее впечатление на миллионы зрителей. С голубого экрана с людьми стал говорить о культуре истинный русский интеллигент, тонкий и умный собеседник, которому было что сказать и что открыть и школьнику и академику. Так в нашей стране наступила эпоха Лихачева, он стал наставником и выразителем общественного мнения, пожалуй, последним из русских интеллигентов, о котором мы можем это сказать.

Вершиной этого периода явилась для Д.С.Лихачева деятельность во главе Советского, а затем Российского Фонда культуры. Возглавив в 1986 году эту уникальную, совершенно не-обычную для того времени общественно-государственную организацию, академик Лихачев вместе с соратниками и единомышленниками смог сделать за весьма недолгие годы его руководства Фондом необычайно много для спасения духовно бессмертного от материальной смерти. Он привлек к делу активной помощи культуре тысячи людей в самых отдаленных уголках страны, в той провинции с ее многочисленными малыми городами и весями, которую считал фундаментом духовного возрождения России. Фонд создавал музеи, возвращал на родину культурные реликвии, поддерживал и воспитывал молодых музыкантов и художников, активно сотрудничал с зарубежными соотечественниками, помогал и покровительствовал частным коллекционерам, издавал журнал «Наше наследие», книги и т.д. и т.д. Жаль, что того Лихачевского фонда культуры сейчас нет, но дела его не канули в Лету, не растворились в дымке минувшего. «Я рад, что от Фонда осталось немало хороших дел», — отмечал Дмитрий Сергеевич в конце девяностых годов.

Размышляя над эпохой Лихачева, над тем, что удалось ему совершить, несмотря на все сложности времени и личной судьбы, мне представляется, что своим девизом он мог бы взять слова одного из своих предшественников ученых-гуманистов, блестящего ректора С.-Петербургского университета А.Н.Бекетова: «Дать русскому народу света, больше света!» Именно это стремление, характеризующее лучших представителей русской интеллигенции XX века, верных духовным и нравственным традициям отечественной и мировой культуры, нашло свое яркое и полное отражение в делах и научных трудах академика Д.С.Лихачева.

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru