Музей Училища барона Штиглица
Галина Власова
Фото Ирина Туминине, Владимир Теребенин
Подвиг российской
благотворительности
Пускай не одни дворцы и палаты останутся
хранителями предметов, увеселяющих глаз, возвышающих душевное настроение;
пускай, напротив, всякое жилище русского труженика и семьи его озарится светлым
лучом искусства… Такова цель стремлений нашего
училища.
А.А.Половцов
Проходя
по залам Государственного Эрмитажа, посетители вряд ли подозревают, как много
уникальных произведений прикладного искусства, украшающих экспозицию этого
крупнейшего в миремузея, еще в начале XX века являлись частью
собрания другого, тогда не менее знаменитого не только в России, но и в Европе
музея. Ныне этот музей, как и учебное заведение, при котором он был открыт,
совершенно забыты. А имя известного
российского финансиста и промышленника последней трети XIX века, первого управляющего
Государственным банком Российской империи, железнодорожного магната, автора
смелых финансовых операций, купца I гильдии, действительного тайного советника, потомственного
придворного банкира барона Александра Людвиговича Штиглица,
сегодня ассоциируется только с названием основанного на его средства
художественного учебного заведения — Училища технического рисования, которое
носило его имя. Благодаря беспрецедентной финансовой поддержке Штиглица в Петербурге, где он родился и прожил всю жизнь,
основанное им училище просуществовало полвека, заложив основы школы
профессиональной подготовки дизайнеров.
Училище Штиглица в отличие от многих учебных заведений России имело
в своем распоряжении огромные по тем временам средства на организацию учебного
процесса, оплату труда преподавателей, стипендии учащимся, оборудование
мастерских, пенсионерские поездки учеников за границу, организацию четырех филиалов,
строительство учебного и музейного корпусов, и, конечно, на приобретение
экспонатов для своего учебного музея. Музей представлял материал, иллюстрировавший
историю развития художественных ремесел разных стран, эпох и стилей. Его
экспонаты служили образцами для создания современных произведений прикладного
искусства.