Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 75-76 2005

Художник Валерий Всеволодович Каптерев (1900-1981)

Сергей Сафонов

 

Живописная формула времени

 

…В комнате у наших детей живет потертый плюшевый медвежонок; с ним когда-то играла жена. Несмотря на то что оба сына скоро окончательно вырастут, когда они собираются, например, на дачу, — обязательно берут мишку с собой. Только теперь выносят его из подъезда тайно, запрятав в сумку, чтобы не заметили приятели по двору.

А еще в детской на стене висит живописная работа художника Валерия Каптерева: «парный портрет» таких же потрепанных игрушечных зверей. Прислонившись друг к другу и словно даже вжавшись в изображенный масляными красками на картоне (в силу трудного материального положения Каптерев нечасто обращался к холсту) угол комнаты, маленький медведь и, кажется, кот беззащитно смотрят на зрителя. Отчетливо прочитываются авторские инициалы «ВК» и, через дробь, дата: «79-й». Если вспомнить, что Каптерев был ровесником ХХ века, это еще и указание на возраст живописца, до последних лет жизни сохранившего детский (а оттого мудрый) взгляд на окружавшую его жизнь.

Этот двойной портрет когда-то подарила художница Елена Колат, волею обстоятельств оказавшаяся хранителем значительной части творческого наследия Каптерева; вместе с ней мы готовили одну из первых, после продолжительного забвения, персональную выставку живописца.1 Время признания Каптерева и художников его поколения постепенно приходит. Но тоненький каталог, выпущенный стараниями Елены Владимировны в 1990 году, пока остается самой фундаментальной публикацией о его творчестве, — если не считать беглых упоминаний в прижизненных изданиях, вроде каталога выставки общества «Бытие» двадцать девятого года. Имя Валерия Всеволодовича Каптерева полтора десятка раз мелькнуло и на страницах недавно изданной книги искусствоведа Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» о пропущенных именах в отечественном искусстве середины минувшего столетия. Сегодняшний интерес к поколению художников — ровесников ХХ века обусловлен не только неизбежным причислением их произведений уже к разряду антиквариата. Просто по прошествии лет становится все более очевидным, какой могучий гуманистиче­ский заряд содержало их творчество, оставшееся нам в наследство. Возможно, это вообще в природе изобразительного искусства – выявлять свои достоинства только по прошествии времени; в который раз вспомним Ван Гога, при жизни не продавшего ни одной работы.

Каптерев — художник сугубо московский, если говорить не о географии сюжетов его живописи, а о принадлежности к определенной художественной традиции. Ясный, внешне немного наивный рисунок, главенство цвета как наиболее сильного художественного средства. Первые профессиональные шаги Каптерев сделал в канун революции в частной художественной студии; потом, начиная с 1918 года, в его биографии был живописный факультет Вхутемаса, учеба у Александра Шевченко. Ройтенберг описывает, как, будучи студентом второго курса, Каптерев совершил свое первое путешествие в манившую загадочностью и романтизмом Среднюю Азию. Молодой живописец просто напросился в помощники к мелиораторам, отправлявшимся в экспедицию. Впоследствии сотрудничество с разного рода исследователями стало «фирменным» приемом Каптерева — в 1928-м он вместе с ботаниками отправился в Джугарское и Заилий­ское Алатау, в 1930-м — в высокогорную экспедицию по Казахстану, еще через год стал на время геологом, потом – участвовал в изучении Памира и Таджикистана. Везде рисовал. К этому времени он успел поучаствовать в создании «Цеха живописцев» и перейти из него в уже упоминавшееся общество «Бытие». Впечатления Востока и Крыма оказались для Каптерева чрезвычайно продуктивны: даже в последние десятилетия жизни в его композициях не раз возникали античные, архаические мотивы — «Жизнь человека», «Архаический Георгий Победоносец», «Раковины, мидии и водоросли», «Читая античных авторов (Ветка маслины)».

А вот многие ранние вещи не сохранились. «Жаловался, что даже в Казах­ской картинной галерее, которой подарил он большинство полотен и листов, основное уничтожили, — вспоминает на страницах своей книги Ройтенберг. — В итоге длительных раскопок на антресолях комнаты, где жил и работал художник, среди материалов этнографического характера, документально запечатлевших природу и обычаи жителей районов Анисая, Торбоготая, берегов Сырдарьи, повезло набрести на два полотна начала 1930-х, что ныне находятся в ГТГ». Помимо небольшого числа предвоенных произведений Каптерева, а также «Осени» и «Альпийских лугов», написанных в сороковые, сегодня известны в основном те его холсты и картоны, что датированы хрущевской «оттепелью» и последующими десятилетиями. К тому времени первая и, как оказалось, единственная при жизни персональная выставка уже состоялась — в Алма-Ате, в 1943-м. А новая — не предвиделась. Временное исключение из творческого союза «за формализм» мало сказалось на творчестве Каптерева. Да и было, скорее, мерой профилактической: ни в каких чрезмерно политизированных художественных группировках Каптерев – романтик, увлекавшийся прозой Александра Грина, музыкой и поэзией (его жена, поэтесса Людмила Окназова, внесла свою скромную лепту в становление «оттепельной» литературы), — не состоял. В то же время Каптерев не остался в стороне от актуальных в ту пору дискуссий между физиками и лириками, а также от экспериментов в области синтеза науки и искусства — просто преломил эти темы в своем творчестве очень индивидуально. Названия его живописных вещей рубежа 1950–1960-х годов могут служить иллюстрацией интереса художника к современности и вечности одновременно: «Математическая формула пространства», «Единство противоположностей», «Читая теорию относительности»…

Долгое время сохранение творческого наследия такого уровня камерности и даже интимности, как живописные картоны Валерия Каптерева, было у нас делом сугубо частным, зависящим не от довольно абстрактной «музейной политики», а от инициативы вполне конкретных людей, считавших это своим профессиональным (да и просто человеческим) долгом. Равноценные реликвии: старинные фотографии, отжившие век игрушки, картины в самодельных рамках, даже не помышлявшие о «настоящих» выставках… На какое-то время похожая судьба была уготована и живописным откровениям Каптерева. Только сегодня — в том числе и после выставки в редакции журнала «Наше наследие» — слышимость его негромких работ стремительно увеличивается.

Художник Валерий Каптерев ушел из жизни 6 мая 1981 года. Одним из его самых последних произведений стал жизнерадостный «Желтый цыпленок» — еще одно неназидательное обращение живописца к миру детских образов и воспоминаний.

 

1 Галерея «Ковчег», Москва, 1993 год.

Валерий Всеволодович Каптерев

Валерий Всеволодович Каптерев

Валерий Всеволодович Каптерев. Жизнь человека. 1966. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Жизнь человека. 1966. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Античный изразец с синей птичкой. 1962. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Античный изразец с синей птичкой. 1962. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Ветка маслины. 1962. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Ветка маслины. 1962. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Старый еврей. 1974. Картон, масло

Валерий Всеволодович Каптерев. Старый еврей. 1974. Картон, масло

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru