Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 72 2004

Книжный знак

Книжный знак

 

Образ Креста в отечественной ставрографии

 

Крест в России : Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова ; Макет и художеств. оформ., подбор ил. - Б. В. Трофимов. - М. : Изд-во "Даниловский благовестник", 2004. - 5000 экз.

 

Попечением священноначалия московского Данилова монастыря и в рамках издательской программы Правительства Москвы в церковном издательстве "Даниловский благовестник" вышла в свет книга-альбом о главном христианском символе - Кресте, запечатленном в уникальных памятниках русской духовной культуры.

Автор книги - видный исследователь церковного декоративно-прикладного искусства кандидат искусствоведения Светлана Витальевна Гнутова в своей работе систематизировала и обобщила классические сведения о российской ставрографии - науке, изучающей образ Креста в Православии, - и удачно соединила их с результатами собственных многолетних исследований почитания и бытования на Руси этого главного символа христианской веры. История Креста в православном художественном творчестве, в контексте Священного Предания и церковной традиции, впервые предстала зримо, разносторонне, хронологически точно, во всем многообразии археологических, архитектурных и других материальных памятников. Кроме того помещение в Приложении к альбому тексты старинных сказаний о чудотворных и почитаемых православными верующими Крестах (большинство из которых опубликовано впервые) существенно дополнили представления и о источниковедении ставрографии, и о распространении отдельных типов Креста, и о художественной истории изображений отдельных памятников.

Книге предпосланы, помимо проникновенного обращения к читателям Святейшего Патриарха Алексия II, и "Размышления о Кресте" виднейшего церковного иерарха нашего времени митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, написанные специально для этого издания. Философско-христианское понимание Креста, сопровождающего православного человека от рождения до смерти, изложено здесь замечательным богословом современности владыкой Филаретом емко, убедительно и вполне доступно пониманию каждого читателя, стремящегося к восприятию глубины христианского мировоззрения и овладению основами православной культуры.

Работа С.В.Гнутовой не претендует на энциклопедичность, на доскональное освещение многообразия типов, видов и форм православного Креста. Автор считает своей задачей показать историю бытования Креста во всех сферах духовной жизни русского православного человека и на различных этапах его жизненного пути. Кресты самого различного назначения - от нательных до поминальных, от обетных до храмовых надглавных - предстают на страницах книги в разнообразных текстовых и изобразительных материалах, в широко распространенных или раритетных образцах, объединенные единым авторским замыслом: показать в крестовой символике путь к постижению внутреннего содержания Креста как важнейшего символа и объекта поклонения в христианстве. Нельзя не отметить с удовлетворением, что С.В.Гнутовой удалось методологически безупречно выделить основные типы классификации Крестов, встречающихся в убранстве и в утвари храмов, в памятниках церковной архитектуры, в произведениях пластики, иконописи, шитья, монументального искусства.

Монография-альбом "Крест в России" начинается с описания монументальных каменных, лапидарных и деревянных резных Крестов первых веков после Крещения Руси и их последующих видоизменений в качестве фасадных и закладных изображений. Особое внимание автором уделено истории появления и почитания на Руси широко распространенных в православном мире деревянных "Иисусовых Крестов-Распятий": Дмитровского (XIII в.), Годеновского (XV в.), Киликийского (XVI в.), Арзамасского (XVII в.) и множества других. Нельзя не отметить приведенное в книге подробное научное описание знаменитого Креста-мощевика, известного под названием "Кийский Крест", изготовленного в Палестине в середине XVII века "в меру Креста Христова" и установленного по повелению Святейшего Патриарха Никона на Кий-острове, в заливе Белого моря (ныне находится в московском храме преподобного Сергия в "Крапивках").

Интересны и содержательны описания крестов-реликвариев, принадлежавших русским святым и известным церковным деятелям прошлого. Отрадно, что в книге нашлось достойное место и меднолитым "Крестам-Распятиям", украшенным разноцветными эмалями, и резным деревянным иконам "Голгофа-Крест с Орудиями Страстей" и "Церковь Соборные" XVIII-XIX вв., особо распространенным и почитаемым в среде старообрядчества.

Трудно перечислить все типы и формы упомянутых в книге Крестов, особенно нательных, во всем спектре материалов и ювелирных приемов для их создания. Автором подвергнуты подробному анализу модификации придорожных, обетных, часовенных Крестов Русского Севера, а также хорошо знакомых каждому читателю металлических надглавных храмовых Крестов. В работе подробно описана их древнейшая символика во всем разнообразии толкований четырехконечных и восьмиконечных изображений. Поражает выявленное автором многообразие типов и декора шитых на ткани изображений Креста, наперсных Крестов священнослужителей, Крестов монашеского подвига, параманов и вериг подвижников благочестия, Крестов из ризниц старинных и современных соборов и церквей: напрестольных, аналойных, выносных и других.

Несомненно, что немалый вклад в создание книги-альбома внесен ее художником, автором художественного образа издания. Борис Владимирович Трофимов, мастер известный и признанный в издательском мире, является достойным партнером автора, глубоко осознавшим творческий замысел Светланы Витальевны Гнутовой и превративший совокупность текста и иллюстраций в выдающееся произведение книжного искусства.

В настоящее время обращает на себя внимание тот факт, что многие иллюстрированные книги и альбомы, выпущенные современными церковными издательствами (синодальными, епархиальными, монастырскими и приходскими) отличаются довольно невыразительным дизайном. Принципы конструирования и структура этих изданий, а также приемы их оформления зачастую механически переносятся с современных журнальных версток или с книг дореволюционных церковных издательств, с их тридиционными буквицами, заставками, орнаментальными рамками и т.д.

Книга "Крест в России", подготовленная к изданию художником Б.В.Трофимовым, - это пример настоящего "прорыва" издательской культуры Церкви в сферу высокого книжного дизайна, к существу современного понимания структуры издания как единства идейного содержания авторского текста и художественного образа, его сопровождающего и организующего. Подлинный профессионализм дизайнера проявился и в заданном им, в концепции макета, четком ритме чередования разделов книги, облегчающем изучение ее содержания, и в тщательном отборе иллюстраций, и в бережной кадрировке и обтравке изображений, и в умелом чередовании контрастных подложек под цветные фотографии объектов описания, и в богатстве палитры шрифтового каталога, и в деликатно сбалансированном размещении, в пределах разворота двух книжных страниц, разных по объему, форме и цвету блоков текстового материала и сопутствующих ему иллюстраций. Большой вклад в культуру оформления книги внесли и замечательные фотомастера, снабдившие художника своими великолепными работами: Сергей Степин, Олег Каплин, Виктор Соломатин и другие. Думается, что внешний облик книги-альбома таков, что она не сможет "затеряться" в любой выставочной книжной экспозиции.

Выход издания "Крест в России", приуроченного издательством "Даниловский благовестник" к 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, явился не только заметным событием для церковной и светской читательской аудитории, но и весомым вкладом в изучение сокровищницы русской православной культуры.

 

Валерий Любартович

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru