Галерея
журнала "Наше наследие"
Юлий
Перевезенцев
Графический
каркас мироздания
Ирина
Казеева - своеобразно мыслящий художник, со своей темой, ярко выраженными
художественными пристрастиями и индивидуальной интонацией. В ее работах есть
сочетание несочетаемого: сплав интуиции и рассудочности, умозрительного и
фантастического. И каждый графический опус рождается между импульсом и
размышлением.
Ирине
достаточно только черно-белой линии, чтобы выразить все, что ей нужно. Это тот
случай, когда говорят: "прирожденный график". Она - механик и
архитектор, естествоиспытатель и анатом. Препарируя образы действительности,
она воссоздает их заново. Эти вновь сконструированные объекты, художественные
фантазии - попытка выстроить свой собственный мир, что является целью и
счастливым результатом всякого творчества. Линии организуют поверхность и разрывают пространство листа; клубок линий
превращается в сгустки плоти. Ирина одинако- во заворожена образами, созданными
Творцом, и рукотворными образами механизмов. Насекомые или птицы превращаются в
ее графике в фантастические летательные аппараты. Одухотворение и
интеллектуализация технического объекта как одного из феноменов современного
мироустройства - основная мотивация ее творчества. Однако работа Ирины не похожа
на то, что делали футуристы на заре ХХ ве-ка, когда, восхищенные техническим
прогрессом, они вводили изображения механизмов в привычный арсенал
художественных образов традиционного пространства живописи и графики. Не похоже
это и на технические штудии Леонардо, по сути дела являющиеся, несмотря на
пластическое совершенство, чисто инженерными изобретениями. Всеохватывающая
конструкция мироздания в целом и каждого отдельного объекта природы, скелет
всего сущего, скрытая конструкция всего явного и предполагаемого - вот что
является прообразом пластики в ее работах.
Нереальный,
автономно существующий предмет - это главный мотив творческих устремлений
Ирины. Во всем ей видится каркас, конструктивная первооснова. Под
биологическими покровами животных художник угадывает хорошо отлаженный,
безупречно сгармонизированный механизм. Так, в серии рисунков
"Механические ископаемые" прообразами объектов служат современные и
доисторические насекомые. Впервые же Ирина Казеева начала использовать такой
графический принцип в своей дипломной работе, иллюстрациях к книге Н.В.Гоголя
"Петербургские повести". Единственным предметом изображения стал
город как причина всех бед героев повествования, самостоятельный одухотворенный
механизм. С величественной архитектуры Санкт-Петербурга были сняты классические
покровы. Город предстает как фантастический парад конструкций.
Духовное
пространство искус-ства Ирины - это синтез логики и чувства, разума и эмоций. И
все-таки чувство в ее работах всегда побеждает размышление. Вероятно, в силу
этого она не симпатизирует постмодернизму в актуальных проявлениях, с его
скепсисом по отношению к "вечным ценностям" и декларацией
"гибели культуры". Будучи по своему мышлению современным человеком,
располагая слож-ным арсеналом средств компьютерной графики, Ирина принципиально
привержена традиционным методам работы. Она одна из тех редких теперь фигур в
графическом пространстве современного рос-сийского искусства, которые владеют
многотрудными классическими техниками печати: гравюрой, офортом, литографией.
Интерес к
современному состоянию традиционных графических техник способствовал тому, что
сразу после окончания Московского государственного университета печати Ирина
Казеева становится участником не только российских выставок, но и международных
конкурсов гравюры. По ее словам, это прекрасный способ оценить уровень
собственного мастерства, что важно, когда имеешь дело с печатным процессом. А
иногда просто приятно получить хорошо изданный каталог или премию, как в 2001
году в Бельгии. Кроме того, участие в конкурсах дает, по крайней мере, иллюзию
вовлеченности в мировой процесс развития искусства.
Не похоже,
чтобы Ирина Казеева остановила свои художественные искания на эксплуатации
одних и тех же образов и пластических ходов, производя продукт, соответствующий
ярлыку, торговой марке. Это не в ее стиле. Хотя такой путь часто приветствуется
арт-рынком. Находясь в постоянном творческом поиске, Ирина пробует свои силы в
фотографии и видео, лепит объемные объекты и рельефы, то есть ищет способы
выражения, соответствующие новым образам. И это позволяет надеяться на
неожиданные решения и повороты в уже найденной ею системе художественных
координат.