Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 72 2004

Галерея журнала "Наше наследие"

Галерея журнала "Наше наследие"

 

Юлий Перевезенцев

 

Графический каркас мироздания

 

Ирина Казеева - своеобразно мыслящий художник, со своей темой, ярко выраженными художественными пристрастиями и индивидуальной интонацией. В ее работах есть сочетание несочетаемого: сплав интуиции и рассудочности, умозрительного и фантастического. И каждый графический опус рождается между импульсом и размышлением.

 

Ирине достаточно только черно-белой линии, чтобы выразить все, что ей нужно. Это тот случай, когда говорят: "прирожденный график". Она - механик и архитектор, естествоиспытатель и анатом. Препарируя образы действительности, она воссоздает их заново. Эти вновь сконструированные объекты, художественные фантазии - попытка выстроить свой собственный мир, что является целью и счастливым результатом всякого творчества. Линии организуют поверхность  и разрывают пространство листа; клубок линий превращается в сгустки плоти. Ирина одинако- во заворожена образами, созданными Творцом, и рукотворными образами механизмов. Насекомые или птицы превращаются в ее графике в фантастические летательные аппараты. Одухотворение и интеллектуализация технического объекта как одного из феноменов современного мироустройства - основная мотивация ее творчества. Однако работа Ирины не похожа на то, что делали футуристы на заре ХХ ве-ка, когда, восхищенные техническим прогрессом, они вводили изображения механизмов в привычный арсенал художественных образов традиционного пространства живописи и графики. Не похоже это и на технические штудии Леонардо, по сути дела являющиеся, несмотря на пластическое совершенство, чисто инженерными изобретениями. Всеохватывающая конструкция мироздания в целом и каждого отдельного объекта природы, скелет всего сущего, скрытая конструкция всего явного и предполагаемого - вот что является прообразом пластики в ее работах.

Нереальный, автономно существующий предмет - это главный мотив творческих устремлений Ирины. Во всем ей видится каркас, конструктивная первооснова. Под биологическими покровами животных художник угадывает хорошо отлаженный, безупречно сгармонизированный механизм. Так, в серии рисунков "Механические ископаемые" прообразами объектов служат современные и доисторические насекомые. Впервые же Ирина Казеева начала использовать такой графический принцип в своей дипломной работе, иллюстрациях к книге Н.В.Гоголя "Петербургские повести". Единственным предметом изображения стал город как причина всех бед героев повествования, самостоятельный одухотворенный механизм. С величественной архитектуры Санкт-Петербурга были сняты классические покровы. Город предстает как фантастический парад конструкций.

Духовное пространство искус-ства Ирины - это синтез логики и чувства, разума и эмоций. И все-таки чувство в ее работах всегда побеждает размышление. Вероятно, в силу этого она не симпатизирует постмодернизму в актуальных проявлениях, с его скепсисом по отношению к "вечным ценностям" и декларацией "гибели культуры". Будучи по своему мышлению современным человеком, располагая слож-ным арсеналом средств компьютерной графики, Ирина принципиально привержена традиционным методам работы. Она одна из тех редких теперь фигур в графическом пространстве современного рос-сийского искусства, которые владеют многотрудными классическими техниками печати: гравюрой, офортом, литографией.

Интерес к современному состоянию традиционных графических техник способствовал тому, что сразу после окончания Московского государственного университета печати Ирина Казеева становится участником не только российских выставок, но и международных конкурсов гравюры. По ее словам, это прекрасный способ оценить уровень собственного мастерства, что важно, когда имеешь дело с печатным процессом. А иногда просто приятно получить хорошо изданный каталог или премию, как в 2001 году в Бельгии. Кроме того, участие в конкурсах дает, по крайней мере, иллюзию вовлеченности в мировой процесс развития искусства.

Не похоже, чтобы Ирина Казеева остановила свои художественные искания на эксплуатации одних и тех же образов и пластических ходов, производя продукт, соответствующий ярлыку, торговой марке. Это не в ее стиле. Хотя такой путь часто приветствуется арт-рынком. Находясь в постоянном творческом поиске, Ирина пробует свои силы в фотографии и видео, лепит объемные объекты и рельефы, то есть ищет способы выражения, соответствующие новым образам. И это позволяет надеяться на неожиданные решения и повороты в уже найденной ею системе художественных координат.

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос». 1995. Бумага, аэрограф, графитный карандаш

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос». 1995. Бумага, аэрограф, графитный карандаш

Погоня. 1996. Сухая игла

Погоня. 1996. Сухая игла

В тексте статьи — экслибрисы И.Казеевой для: (1) Н.Федоровой, 2002; (2) Марины М., 2001; (3) И.Казеевой, 2000; (4) В.Бальшина, 2003. Сухая игла

В тексте статьи — экслибрисы И.Казеевой для: (1) Н.Федоровой, 2002; (2) Марины М., 2001; (3) И.Казеевой, 2000; (4) В.Бальшина, 2003. Сухая игла

Лист №10 из серии «Механические ископаемые». 2002. Бумага, графитный карандаш

Лист №10 из серии «Механические ископаемые». 2002. Бумага, графитный карандаш

Лист №2 из серии «Ночной полет». 2002. Сухая игла

Лист №2 из серии «Ночной полет». 2002. Сухая игла

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru