Домик в Коломне
"Домик
в Коломне. Рассказ четырех о пяти" - совместный шутливый рассказ Пильняка
и писателей Николая Николаевича Никитина (1895-1963), Ефима Давидовича Зозули
(1891-1941), Михаила Григорьевича Розанова (псевдоним - Н. Огнев; 1888-1938) -
впервые был опубликован в 1923 году в журнале "Эхо" (№ 8. С.1-4) и с
тех пор не переиздавался. В основу его положена бывшая в действительности
поездка друзей-писателей в Коломну в гости к Пильняку, который неоднократно
принимал в своем доме друзей из Москвы (Е.Чирикова, Л.Лунца, О.Форш,
И.Соколова-Микитова, П.Зайцева, А.Перегудова, Е.Замятина и др). В рассказе
также в роли главного персонажа "Лидочки-девочки" присутствует Лидия
Ивановна, сотрудник издательства "Круг", в здании которого и
собираются к поездке писатели.
В
рассказе, героями которого являются сами авторы, упомянуто также издательство
"Круг", организованное летом 1922 года под руководством
А.К.Воронского, и в котором Пильняк был членом правления и редактором
альманаха. В "Круге" вышли произведения И.Бабеля, А.Белого,
Вс.Иванова, В.Каверина, Л.Леонова, Н.Никитина, Б.Пильняка, А.Толстого, К.Федина
и др. (См. также: Литературное наследство. Т.93. М., 1983. С.535-540; Поливанов
К.М. К истории артели писателей "Круг" // Dе Visu. 1993, № 10 (11).
С.5-15).
У
К.Чуковского в дневниках встречается следующее описание "Круга" и его
сотрудников: "Маленькая квартирка, две комнатки, четыре девицы, из коих
одна огненно-рыжая. Ходят без толку какие-то недурно одетые люди - как
неприкаянные - неизвестно зачем - Буданцев, Казин, Яковлев и проч. <...>
Деловой частью ведает Александр Яковлевич Аросев - плотный и самодовольный. В
распоряжении редакции имеется автомобиль, в котором чаще всего разъезжает
Пильняк. <...> Вечно в компании, и всегда куда-нибудь идет предприимчиво,
с какой-то надеждой" (Чуковский К. Дневник 1901-1929. М., 1997. С.238).
Рисунки к
рассказу выполнены сотрудничавшим в 1920-х годах с журналом "Эхо"
Г.П.Гольцем (1893-1946), будущим академиком архитектуры.
РАССКАЗ
четырех о пяти.
ЧЕТЫРЕ - ЭТО:
Ефим
Зозуля, Николай Никитин, Борис Пильняк и Михаил Розанов,
А ПЯТАЯ
Лидочка-девочка,
которой рассказ с восторгом посвящается.
Евг.
Замятин ехать не может, - Зозуля курит папиросу, денег не получил. Место
отъезда - "Круг". Розанов, он же - Николай Огнев - в новых штанах,
воротничке, но без галстука. Билет Замятина свободен. Убеждают ехать Зозулю.
Обедать не ходили, купили колбасы, отъезжающие ели. Когда Зозуля согласился
ехать и пишет записку жене, - колбаса вся, осталась булка, которую он съел в
вагоне. Никитин купил вина. Провожали - Раиса Марковна, Буданцев, Ильина, Елена
Леонидовна. Поцеловались. Розанов шел с валенками подмышкой.
На улице
крикнули:
- Кентавр!
Спросили:
- Господин
Кентавр, скажите, сколько вы намерены взять максимум?
И два
кентавра с синим брюхом и хвостами - уже готовы.
-
Пятиалтынный положите?
И тут - не
было ветра, а только Лидочка-девочка. И каждый хотел Лидочку-девочку посадить
на своего кентавра. Все это потому, что снега таяли, а когда снега тают -
мужское сердце мокнет.
И
случилось так.
Пришлось
ей сесть с Зозулей Ефимом и Николаем Никитиным.
И Никитин
тут сказал:
- Или вы
пух... или же вы сидите только у Зозули. А я вас не чувствую. Страдание мое
ужасно. Берегите портфель...
Лидочка-девочка
сжала портфель.
Но никто
не знал, что было там в портфеле.
И
отношение его к Лидочке довольно странное.
А в
вокзале - откуда идут поезда на Рязань, свет был электрический, смутный. И
рыжие следы у шпал, и гнилые теплые облака, и фонари, совсем заговорщицкие, у
кондукторов - прятали темное.
Темное,
именно - то, что есть у всякого. И в козе, и в женщине, и в жизни. И от этого
темного, от упрятывания темного - можно было ожидать всего.
Ждать же -
значит действительно жить.
...Тут
пора подумать о сюжете. Поэтому, опередив события, посмотрим, что в то же самое
время происходило в Коломне - на покатой улочке у речного ската.
Снега,
действительно, таяли. Не только в Москве, в Леонтъевском переулке, но и там, в
тихой Коломне. Между тем, маленькие и крепкие сердца коломенских мальчишек не
мокли. Мальчишки резвились на снегу веселой ватагой, и один из них -самый
мужественный - сказал:
- Ничего!
Снег хороший, тяжелый - надо дом лепить. А к вечеру примерзнет!
И,
прищурив глаз, он, привыкший руководить и приказывать, указал место:
- Здесь!
И -
работа, кропотливая и трудная, началась...
Этих
сведений о снежном доме, играющем такую важную роль в рассказе, пока
достаточно.
Вернемся к
нити рассказа.
...Зозуля
давно мечтает о кругосветном путешествии. Наконец, ему представился случай
съездить в Коломну. Конечно, он согласился. Еще бы! Он так жаждет впечатлений!
Они
начались в вагоне. Впечатления острые, пряные, экзотические. Он ехал на родину
Пильняка. (Читайте его "Голый год" и другое!). О, теперь Зозуля
понимает его! В вагоне было тесно. И вот тут началось... (Читайте Пильняка!).
Толстая
румяная девка - в чудовищных валенках, в пудовой поддевке, девка-гора,
девка-слон взбиралась на верхнюю полку. Ухватилась руками за нее, занесла ногу
и - сорвалась. Валенок мазнул по стенке. Что-то ухнуло. Горячее дыхание со
стоном вылетело из ее могучей груди. Она опять полезла и - опять сорвалась!
Борьба
тяжелого тела с высотой и деревом разгоралась.
Слоновьи
ноги скреблись по гладкой стенке, руки хватались за потолок и багажные полки.
Лицо было пунцовое. Пар валил от него.
Движения
девки были упрямы. Молодое тело напрягалось под пудовой поддевкой.
Зозуля
замер... К чему кругосветное путешествие?! Такого не увидишь и в Африке...
Дорога в
Коломну - пряная дорога. Читайте Пильняка, и вы поймете его, Коломна - его
родина.
Сидевшие в
вагоне с Лидочкой-девочкой писатели, значит, люди с ущербленной психикой,
значит, не очень понятные другим, значит, не очень понятные самим себе, -еще
там, в Москве, еще в "Круге" решили, а это бывает редко, - стукнуться
душой о душу так, как стукаются яйцами на пасху на церковном дворе ребятишки. И
вот, - что за странная мысль, - среди мужиков, баб и укутанных до бровей девок
они, на глазах у всех, достали и распили из горлышка бутылку Абрау. Девка под
потолком икнула, густо-усатый мужчина укоризненно двинул валенком пустую
бутылку под скамейкой, и стало ясно, что писатели и Россия, Московской губернии
Россия, это два разных слоя, может, даже наслоения двух различных геологических
эпох. Тогда один из писателей, - человек, может, с наиболее, а может и с
наименее ущербленной душой, - вышел на площадку вагона и лицом к лицу
столкнулся с черным существом, молчаливым и неподвижным. Поезд остервенело
рвался по рельсам в Коломну.
- А на тот
вагон как бы перейти? - спросило старушечьим простуженным голосом существо. -
Боязно, шлепнешься.
- Что ж, -
жизни жалко? - спросил Розанов.
- Пожила,
да и довольно, матушка, давай место молодым.
- Нет,
пожить-то хочется, - ответила, явно работая под Чехова, старушка. - Это
действительно что - о прошлом годе хоть в гроб ложись. А нынче жить можно. За
это надо благодарить бога и, конечно, наших добрых товарищев...
Поезд
рвался в Коломну, в Коломну! - и Лидочка-девочка, не зная, что же собственно
будет дальше, скучала до челюсти, раздирающей зевоты. Лидочка-девочка, милая,
пуховая, в шкурках - из Коломны в Москву - в круженье, во все прекрасное,
необыденное, неузнанное, что в кругосветном путешествии Коломна - Москва, как
свеча Яблочкова. - Ну, да, души писателей ущерблены, всех, кроме Розанова:
недаром Никитин - каждой юбке гвоздь.
С перрона
полез мужчинище, с мешчищами, бац в вагон, горой стал над девочкой-Лидочкой,
поту и мраку в вагоне прибавилось.
- Иди, иди
дальше - там свободней - это Пильняк.
- Ей,
валенок, - что храпишь?
- Ну, и
народ российский, арапы, торчат ногами вверх, а храпят.
- А девки
вот, пока не женаты, не храпят.
- Враки
это, думаю.
- А мне
жена говорила, не храплю я.
Поезд
станциями, станциями, - как собачка к столбышкам. И Ефим, и Борис, и Михаил -
на площадке, за железками, в стремленьи, ибо писатели - всегда стремленье.
Никитин у ног Лидочки-девочки.
...Ну, а
что делали мальчишки в Коломне на узкой покатой улочке у речного ската?
Все еще
лепили снежный домик! Да как работали! С какой страстью сжимали рыхлый мокрый
снег их твердые, закаленные в боях и торговле, руки!
Было
темно. Плотный утрамбованный мрак стоял над Коломной, а они все работали, эти
безвестные труженики, эти случайные и прекрасные подготовители чужого
счастья...
И - пока -
довольно о снежном доме.
Рассказ
продолжается.
... - Ах,
Лидочка! - с рукой мягкой, теплой и так благоухающей, так, что в руке
Лидочки-девочки - весь мир: весь мир, как Розанову в стремленьи, стремленьи...
И он
говорит ей:
Завтра...
И она
отвечает:
- Завтра.
И опять он
ей:
Мы
скатимся с горы... на санках. Быстро-быстро...
И она.
- Будет
ветер...
Он
смеется.
- Конечно,
ветер...
А когда
эти слова - ветер, - конечно, ветер, - прозвучали еще затаенней, еще родней у
самого завитка лидочкиного уха, и осталось только дохнуть, может быть, - то,
одно, то, чего не выразишь никакими словами
- Поезд,
спутав все расчеты, движения в затаенности - встал стремглав на дыбы, сделал
курбет, упершись паровозными буферами в землю, взгремел крышами, площадками,
колесницами, смешал в чудовищной гойевской амальгаме лица, смрад, девку под
потолком, устроил винегрет из Пильняка, Зозули и Розанова, одним словом -
перекувыркнулся и стал, тяжело дыша, у станции "Коломна".
-
Слезайте, шшштоб вас черррти разодрали, - сказал Вестингауз из-под вагонов.
Так они
приехали в Коломну.
Коломна
спала. Кто спал?
Спали
квадратные толстые женщины в широчайших кроватях.
Дремали
вокруг них в пузатых буфетах недоеденные пироги, остатки жирной пищи, сладких
вин, настоек, варений. Непочатые запасы хранились в кладовках, чуланах и
сундуках - крепко закрытых и обвешанных замками.
Спали
мужья, отцы, братья. От времени до времени вставал кто-нибудь, ходил в
кальсонах щупать засовы - не открыл ли вор. Нет, не открыл.
- О-о-ох,
господи...
Это сытые
коломенцы. Их немного. Но и остальные - спали, не сытые, спали в узких комнатах
приземистых домишек, храпели, сопели, стонали на тысячу ладов и присвистов.
...И спали
- сладко и крепко - славные коломенские мальчишки, так много потрудившиеся над
сооружением снежного домика...
Он был
готов только наполовину - этот дом, давший столько счастья одному из...
Впрочем,
об этом будет сказано в надлежащем месте.
А пока
рассказ продолжается.
Ночь. У
Николы, где венчался некогда Дмитрий Донской, - было темно. Застучали, вошли.
Изба у Пильняка, в сущности, нищенская - изба в четыре окошка, - а Марья
Алексеевна сказала в смущении, когда потребовали спанья вместе:
- Да там и
пола не хватит на всех.
В
кабинете, где был стол, диван и книги - было холодно, пыльно, беспорядочно, как
в нежилой комнате. Из углов Пильняк вычищал кучи Драпового черта, псенка
маленького. Ночь шла черная, темная. Пили молоко, расстилали медведя,
расставили кровать, кидали жребий, где кому лечь. На столе, в обрывках бумаги,
в окурках, в пыли валялась горка темная писем, и конверты были свежие,-и
Пильняк страшился их распечатывать:-быть может потому, что письма свежие, и
пыль всюду в той комнате, где как диван, на котором колко лежать - и есть
Пильняк, его душа, где ему же, большому ребенку, трудно догнать самого себя,
бегая вокруг стола.
Кинули
жребий, легли. Пошутили перед сном и заснули, - заснули с тем, чтобы на другой
день лазить по башням, - днем устроить концерт, начав его "Гимном
Пионеров", так что изба и Никола взвыли к небу, - чтоб вечером пойти за
Оку, в Рязанскую губернию, на цементный завод к инженерам, - чтоб возвращаться
оттуда на розвальнях, в метелицу, оставив там шум, веселье, беззаботность и
грусть - как всегда зимами в медвежьей глуши, где хорошие люди должны
медвежить;
- Заснули,
и над Коломной, над башнями, в древнем месте, где Москва сливалась с Окою, над
древнейшим ключом государства Российского (теперь над Россией -метели
октябро-декабрьские) - шла черная ночь.
Кто из
писателей думал тогда, что вот здесь на полу - культура российская.- И о том,
что Россия скрещена из трех душ- России, Расеи и Руси? - Россия - Зозуля, Расея
- Никитин, Русь - Розанов. Пильняку не спалось - как Расею с Россией смирить и
где Русь. Как Расея - стали квадратные жены. Россией по Руси прополз поезд. А
Лидочка растворилась во всех трех. Что же: - Лидочка - Пильняку? - Нет, не
стоит Пильняк Лидочки.
И пришло
утро.
...И с
самого утра принялись коломенские мальчишки достраивать снежный дом... С
усердием муравьев, с беззаветностью пчел лепили они это гнездо чужого счастья,
этот неожиданный очаг радости для одного из...
Но об этом
будет сказано своевременно.
...Всю
ночь выли собаки и скулил Драповый черт. Россию аршином не измеришь: бывает,
иной раз Русь - какаду: и через каждые два часа надевал Розанов валенки, чтоб
сходить под Николу.
Конечно, в
этом Николе у избы все: то есть тихость, мудрость и счастье. Никола Русский -
как ветер, неожиданный и легкий. И прав был мой товарищ, сказав, - что мы трое
думали о Лидии. Пусть и теперь она будет просто девочка-Лидочка. От
девочки-Лидочки сразу вспомнишь Коломну, дома розовые и прутики, и ручей, где
мельница. Она милее пухлого, нежного солнца. И в один из вечеров, во второй,
кажется, вечер, все решилось. То есть я, Никитин, в пильняковских валенках и
его же куртке, как ярославский парнишка, вез салазки, а в салазках -
девочку-Лидочку.
Мы были у
перевоза.
Заметенный
снегом, встал перед нами мост. И Москва-река, оплетенная снегами, лежала, как
степь. А в степи, где-то за ватными белыми перелогами, мимо строгих перелесков,
там - в черных облаках, в самой глуби за рекой стоял Барбеньев Монастырь.
С дороги в
реку шел скат - наезженный и скользкий. Кривою лентой скат уводил на лед. И по
скату - я с девочкой-Лидочкой летали в салазках. И от салазок бежала снежная
пыль. И мы смеялись - и, может быть, смех наш был так же крепок и радостен, как
эта снеговая пыль. Не весна и не ландыши - это старая романтическая сосулька
говорят о любви и о радости. Нет! О радости говорит снег, зима - легкая и
пахучая, как сирень.
Еще скажу
- мы катались.
И я шептал
девочке-Лидочке, когда мы летали вместе с ней. О чем, не знаю. Наверное, - о
поцелуе. Ведь и у Чехова шептал ветер, когда летали двое с горы на санках. Там
ветер шептал о любви.
Там ветер
бросил слова:
- Я люблю
вас.
Я люблю
вас... Я люблю ва-ас...
Это хорошо
петь.
В тот
вечер - я понял многое. И девочка тоже. Много ли, когда сердце молодо, как
верба, когда воздух точно из снега и пахнет воздух этот цветами. А о любви -
что же говорить. О любви все сказано. Лучше молчать о любви.
Вы
понимаете...
Я знаю: вы
поняли.
Это тайна
моя: коломенский вечер, облака, снега, тишина льда.
Девочка-Лидочка
тоже поняла прелесть этого вечера.
Вот все.
Счастье
мое минутами.
Горе -
годами.
Но пусть
будет благословенна судьба - иной раз приходит так, что минута милее года.
Вот все,
еще раз скажу, все - о любви, о ветре, о Лидочке. И, может быть, все обо мне,
Николае Никитине.
...Мрак
стоял над Коломной, когда гуляли, взявшись об руки, все четверо, а
Лидочка-девочка шла впереди, по снегу, легкой поступью надвьюжной, как Христос
в великой поэме Блока...
Мрак стоял
над пустыми улицами, над снежными пустырями, над слепой впадиной замерзшей реки
- но было весело всем четырем, настолько весело, что неважно было, о чем думал
каждый...
Может
быть, Пильняк думал о России, Расее и Руси.
Может
быть, Никитин думал о ветре, облаках и тишине коломенской.
Может
быть, Розанов думал об ущербленных душах писательских.
И, может
быть, Зозуля о том, о чем всегда думает, что хорошо жить на свете...
Но важно
то, что все остановились на покатой улочке у речного ската -остановились перед
большим, двухаршинным снежным домом, преграждавшим путь...
- Какая
прелесть! - сказала Лидочка-девочка. - Смотрите, - есть и дверь и какая
большая! И - окна!
Да,
снежный дом был сооружен на диво: в дверь мог пролезть человек, а в окна можно
было свободно просунуть руку.
И, вот,
тут произошло то счастье, которое так редко бывает в жизни... Ибо счастье
бывает минутами, а горе годами...
Один из
четырех писателей - писателей, которые мало думали о том, что они - культура
российская - один из них пролез в снежный дом, а Розанов просунул руку в окно,
и тот, кто пролез вовнутрь дома, схватил эту руку и покрыл ее поцелуями -
горячими и нежными - ибо думал, что это - рука Лидочки-девочки...
Да,
счастье редко бывает в жизни человеческой, одинаково редко оно и в России, и в
Расее, и на Руси и даже в РСФСР.
И никто из
четырех оставшихся - трех писателей и Лидочки-девочки не разрушил этого
счастья, этого неожиданного счастья, которое дал одному из четырех милый,
чудесный снежный домик, дом, который так заботливо, не ведая что творят,
соорудили коломенские мальчишки...
И
никто-никто не разоблачил сладкой тайны руки Розанова и счастливых влюбленных
губ...
Это осталось
тайной коломенской ночи, ветра, тишины, снега, льда, облаков...
Кто же был
этот счастливец, целовавший руку Розанова - руку, оказавшуюся свободной только
потому, что валенки остались у Пильняка?..
Кто? Кто?
Кто?
О, этого
ни один из нас не скажет - не скажет девочка-Лидочка, потому что она скромна и
нежна, и не скажет никто из четырех, ибо все хорошие товарищи - нет, нет, никто
не скажет, - ни за что
ни Ефим
Зозуля,
ни Николай
Никитин,
ни Борис
Пильняк,
ни Михаил
Розанов.
Коломна,
Декабрь
1922 год