Олег Неверов
Скульптурное собрание Демидовых
Николай Никитич Демидов (1773–1828) стал первым в
семье уральских заводчиков собирателем античной скульптуры. Мы достаточно
хорошо осведомлены, когда было положено начало его собранию
и при каких обстоятельствах. В 1818 и 1819 годах
русский заводчик финансирует раскопки в Тиволи
(«Вилла Квинтилия Вара») и в Риме (местность у Латеранских ворот, близ виллы Санта-Кроче).
Наряду с «Юным Вакхом в львиной шкуре» (ГЭ) и «Сатиром, наливающим вино» (ГЭ),
пожалуй, интереснейшая в этой серии находок статуя так называемой «Сидящей Агриппины», реставрированной в виде музы танцев Терпсихоры
(ГЭ). Раскопками и реставрацией руководил римский скульптор Игнацио
Весковали. В эпоху Римской империи превращенный в
популярный портретный тип, этот вариант может восходить к замечательному
созданию греческой классики, вышедшему из мастерской Фидия — его «Сидящей
Афродите». В демидовской реплике голова не принадлежит статуе. Более подробны
наши сведения о находке 1822–1823 годов остатков древней скульптурной
мастерской, раскопанной Весковали на средства Н.Н.
Демидова на Эсквилинском холме. Отчет о раскопках был
опубликован Пьетро Висконти
в «Актах папской археологической Академии». Исследование фундаментов двух
смежных домов (№ 46-48) на Via dei
Quattro Cantoni привело к
открытию шести скульптур, приготовленных в древности к реставрации, но так и не
востребованных заказчиком ко времени гибели скульптурной мастерской. После
реставрации всех шести статуй И. Весковали половина
находки поступила в папский музей (ныне — в Латеране),
а три мраморных Сатира были куплены Демидовым (ГЭ).
Пожалуй, наиболее интересной частью собрания Демидова
были портретные статуи римских императоров. Первая из них (без головы) была
найдена в Фалериях в 1821году. (ГЭ). Император II
века, по-видимому, Траян или Адриан, представал здесь
в воинском панцире. Разноречивые сведения сопровождали находку одной из
интереснейших скульптур коллекции. Это — редкая бронзовая статуя императора,
считавшаяся в свое время то портретом Мария или Юлия Цезаря, то изображением Гальбы. Ныне в ней видят представителя «эпохи солдатских
императоров» III века — Требониана Галла (Нью-Йорк,
Музей Метрополитен). Эта статуя впервые была опубликована в 1849 году в
Петербурге. Автор ее описания, архитектор О.Монферран,
сообщает следующее: «В юности, когда я учился в Риме, одно важное лицо русского
двора добилось от его святейшества папы Пия VII разрешения провести на свой
счет раскопки в винограднике, расположенном недалеко от собора Святого Иоанна Латеранского. Множество статуй было результатом этих раскопок… Они продолжались два
года, и стоимость их превышала 100 000 пиастров. После столь больших расходов
господин Н.Н.Д(емидов) решил, что следует прервать
исследование… Наша статуя, найденная при этих
раскопках, была скинута с пьедестала и лежала в кусках, погребенная под руинами
зала, центр которого она некогда занимала. Так как следовало опасаться, чтобы
она не привлекла внимание администрации папских музеев, и чтобы ее важность не
вызвала желания приобрести ее, куски были тотчас же упакованы и отосланы во
Флоренцию, где из-за отсутствия ее законного владельца она оставалась еще много
лет…»1. В письмах художественного агента баварского кронпринца
Людвига сохранились несколько иные сведения: в 1820 году князь Станислав Понятовский, племянник покойного польского короля, решает
покинуть Рим. Колоссальный бронзовый бюст «Мария»
(агент Людвига считает его «Гальбою») предназначен к
продаже за 3000 скуди, кронпринц давал лишь 500.
Тогда Понятовский «взял Гальбу
с собой во Флоренцию, где позже он попал в руки князя Демидова и оттуда
переехал в Санкт-Петербург»2. У исследователя ХХ века разногласия
эти вызвали скептическое заключение: «Рассказы об обстоятельствах его находки
немного подозрительны, и сомнительно, базируется ли вся история на фактах…»3
Н.Демидов задумал грандиозный план раскопок Римского
Форума. Если бы он был осуществлен, не понадобились бы дорогостоящие
расследования, начатые Пьетро Розой и занявшие всю
вторую половину XIX века. Воспоминания об этом оставил Стендаль: «Однажды,
когда г. Демидов еще жил в палаццо Русполи, он в моем
присутствии сказал, что, желая оставить воспоминания о своем пребывании в Риме,
он мог бы снять десять или двенадцать футов земли, покрывающей мостовую Форума от
Капитолия до арки Тита. Правительство предоставляло в его распоряжение пятьсот
каторжников, которых г. Демидов должен был оплачивать»4.
Этот план не осуществился, да и сам русский магнат
получил приказ папы Льва XII покинуть Рим. И все из-за того, что его
французские комедианты поставили в демидовском палаццо водевиль, где один из
персонажей назывался Сен-Леоном! Это было воспринято
как намек на его святейшество. Демидов удалился во Флоренцию. Стендаль
заключает эпизод: «Сколько… статуй нашел бы великодушный русский, который хотел
произвести раскопки Форума!… Как бы это украсило память о нем!… Имя Демидова
проникло бы в Америку и Индию вслед за именами Наполеона, Россини и лорда
Байрона»5.
После смерти Н.Демидова его младший сын Павел
становится обладателем скульптурного собрания и редкой бронзовой статуи. Когда
он умирает (в 1840 году), его вдова, А.К.Демидова, приказывает удалить из
парадных апартаментов особняка несколько «нецеломудренную» в ее античной наготе
скульптуру. Монферран, строитель особняка Демидовых
(Б.Морская, 43), видит ее чуть ли не на чердаке и
просит старшего брата умершего, Анатолия уступить статую ему. Из письма,
посланного последним из Флоренции, видно, что редкая
бронзовая скульптура вызывала у знатоков сомнения: «Мне не нужно большего, чем
уверенность в подлинности этого шедевра, и коль скоро это установлено, я даже
аплодирую этому, так как именно я получаю удовольствие прибавить его к Вашей
коллекции»6.
Монферран собирался уступить статую «одному из прекраснейших
музеев Европы», как он не без лести называл Новый Эрмитаж Николая I, но после
его смерти, вдова архитектора увезла ее в Париж, и в 1896 году новый владелец
продает скульптуру представителям Нью-Йоркского музея.
Однако в 1851 году больше полусотни статуй из
демидовского собрания было приобретено для Нового Эрмитажа за 100 000 рублей7. Сохранилось письмо министра Двора П.М.
Волконского обер-гофмаршалу графу Шувалову от 19
января 1851года : «Государь Император изволил
приобрести покупкою у надворного советника Анатолия Демидова для Нового
Эрмитажа за сто тысяч рублей серебром коллекцию древних скульптурных
произведений, состоящую из 53 предметов. Прошу приказать академику Теребенину
принять оную и поместить в Новом Эрмитаже. При сем 28
рисунков с описанием»8. Известно, что торжественное открытие музея
состоялось 5 февраля 1852 года. На акварелях К. Ухтомского «Зал греческой
скульптуры»(1853), «Кабинет скульптуры в Новом Эрмитаже» (1854), Л. Премацци «Зал древней скульптуры» (1856), в «Путеводителе
по античному отделению Эрмитажа» Л.Стефани (М., 1856)
и в описании соответственных залов «Музея Императорского Эрмитажа» Ф. Жиля
(СПб., 1861) все скульптуры из коллекции Демидовых представлены. На плинтусах
статуй и на фонах рельефов имеется своеобразная маркировка — буквы «РА»,
нанесенные резцом, видимо, это — след раздела имущества между братьями, и их
следует расшифровывать как имя «Paul».
Наиболее любопытен торс Афины из зеленого базальта.
Это римское подражание греческой архаической пластике было найдено в руинах
виллы Лукулла близ Неаполя. Мы видим его на акварели К. Ухтомского « Кабинет
античной скульптуры» (1854). У пилона на той же стороне зала размещен
демидовский «Торс императора в панцире».
На акварели К.Ухтомского «Зал греческой скульптуры»
(1853) у стены примыкает к пилону упоминавшаяся «Статуя сидящей Агриппины», ей соответствует «Статуя сидящей царицы». Эта
статуя была найдена в 1819 году в Риме у Латеранских
ворот перед виллою Санта Кроче. В этом же зале
находились, как видим, три сатира из находки в скульптурной мастерской на Эсквилине, а также — «Сатир, наливающий вино» и « Юный Вакх
с доспехами Геракла». Наряду со скульптурами в залах Нового Эрмитажа,
посвященных античной пластике, были выставлены рельефы, канделябры и
декоративные вазы из камня9.
Самыми редкими и ценными были три колоссальные
портретные статуи императоров Адриана, Антонина Пия и
Марка Аврелия. Статуя Адриана
происходит из старого римского собрания в палаццо Санта Кроче.
Она составлена из самых разных кусков реставратором XVIII века. В основе — торс
атлета, который увенчан головой императора позднего времени. Атрибуты
символизируют деятельность Адриана как законодателя и
властителя мира.
Статуя Марка Аврелия была
приобретена в римском палаццо Ланте. Здесь, кажется,
торс — работа XVIII века в подражание греческим статуям атлетов. Император —
философ, совершивший, однако, немало военных подвигов, представлен в образе
римского бога войны Марса. Правой рукой император опирается на копье (ныне
утраченное ), в левой держит большой меч в ножнах.
Хотя статуя буквально «смонтирована» реставратором из отдельных разновременных
кусков, как это было принято в XVII — XVIII веках, в получившемся ансамбле нет
ничего, что было бы чуждо древнему римскому типу. Он восходил к героизированной
греческой скульптуре. О нем писал энциклопедист Плиний Старший: «В старину
посвящались изображения в тогах. Понравились и обнаженные с копьем в руке, по
образцу эфебов в гимнасиях, которые называются
“Ахиллесами”. Грекам свойственно ничего не прикрывать, а римлянам — наоборот,
притом в изображениях воинов придавать панцирь»10.
Колоссальная статуя Антонина Пия, возможно, самая
интересная в этой демидовской иконографической серии. Император предстает
именно в схеме «togatae effigies»,
о которых писал Плиний. Таким представал римлянин вне
войны. Статуя была найдена в 1825 году под Римом, близ Латеранских
ворот, и, кроме мелких деталей, хорошо сохранилась. Известно, что в 158 г.н.э.
император Антонин Благочестивый по случаю 25-летия своего правления получил от
Сената важную почесть — ему была воздвигнута статуя как миротворцу,
прекратившему войны. Этим объясняется тога, мирная одежда императора, и свиток
в его руке — очередной эдикт его миротворческой политики. Статую императора
сопровождала в древности говорящая многозначительная надпись- легенда: «Pacator orbis» — «Замиритель вселенной»11.
Все три колоссальные портретные статуи императоров
зафиксированы в акварели К. Ухтотомского «Зал
греческой скульптуры» (1853). В его же акварели «Так называемая зала Колыванской вазы» (1858) представлен колоссальный
бронзовый бюст — фрагмент неаполитанской статуи «Геракла Фарнезе». Б. Кёне отнес ее к XVI веку12.
Видимо, этот же самый бюст упомянут в 1828 году в
документе, испрашивавшем разрешения на вывоз скульптурного собрания из
Флоренции. В разделе «Bronzi neri» читаем: «Ercole Farnese»13.
В том же зале «Большой вазы» Нового Эрмитажа находился
второй бронзовый бюст колоссальной статуи Антиноя в
образе Вакха. В «Описании» Ф. Жиля 1861 года он представлен
так: «Колоссальный бюст Антиноя-Вакха. Копия со
знаменитой колоссальной статуи, находящейся в Риме в музее Св.
Иоанна Латеранского»14.Поскольку оригинал
был найден в Остии в 1798 году, видимо, копия (как и
в случае с «Гераклом Фарнезе») относится к началу XIX
века. Б.Кёне допустил здесь ошибку: оригиналом демидовского бюста была
колоссальная статуя Антиноя-Вакха из Ватиканских музеев. Она была найдена в 1795 году, так что
наше предположение о времени изготовления статуи остается в силе.
Среди декоративных рельефов, поступивших в Новый
Эрмитаж, — «пастиччио» XVII века «Фавстул, нашедший
Ромула и Рема». Н.Н.Демидов приобрел его в Палаццо Карпенья.
Рельеф, сюжет которого — встреча возвращающихся воинов, при дополнении
недостающих частей справа и слева был отнесен к легенде о начале Рима. В
акварели Ухтомского «Кабинет античной скульптуры» (1854) рельеф предстает вмонтированным в стену в оконном проеме.
В коллекцию скульптур, созданную Н.Н.Демидовым,
попадали и настоящие подделки. Так было с тремя рельефами, якобы найденными в
Кумах в 1823 году, а на самом деле — созданными скульптором Винченцо
Монти. Из них один — «Три парки» в 1835 году еще
находился в демидовском особняке на Б.Морской, 43 (ныне — в ГЭ15).
Второй — «Зевс и Афина» хранится в Мюнхене16. А третий —
скопированный по знаменитому рельефу «Дедал и Икар» из виллы Альбани, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, пройдя
через собрание М.П.Боткина17.
Вместе с античными статуями, в 1851 году
приобретенными для Нового Эрмитажа, поступили в музей и три работы новых
скульпторов. Это — «Три грации» К.Финелли. Эта группа
была отослана в Таврический дворец, а позднее (с 1856 года) мы
ее видим украшающей Зимний сад (см. акварель К.Ухотомского
«Зимний сад» (1860). Вторая группа — «Похищение Ганимеда» А.Тадолини.
И, наконец, — портрет Н.Н.Демидова работы Б.Торвальдсена.
Очень символично, что в эту покупку был включен портрет того, кто являлся
истинным создателем демидовской коллекции древней пластики, ставшей украшением
николаевского Нового Эрмитажа.
1 Мontferrand А. Jules César, Statue antique en bronze faisant
partie de la collection de Mr
de Montferrand. SPbg, 1849. P.9. ff.
2 Urlichs L. Die Glyptothek
Königs Lüdwig I. München, 1867. S.84.
3 Metropoltain
Museum
Bulletin. 1905. November. Р.124.
4 Стендаль.
Собр. соч. М., 1950. Т.12. С.30.
5 Стендаль.
Ук. соч. С. 242.
6 М<ontferrand> А. Op. cit. P.24.
7 РГИА.
Ф.468. Оп. I. Ч.1. Д. №939.
8 РГИА.
Ф.469. Оп.8, Д.218. Л.37.
9 Жиль
Ф. Музей Императорского Эрмитажа.
СПб., 1861. С. 336, 345, 363, 365.
10 Плиний,
XXXIV, 18; Стефани. Путеводитель по античному отделению
императорского Эрмитажа. М., 1856. С.10.
11 Neverov O. Le sculture
antiche nella collezione Demidofff // Cultura e memoria. 1996. №2. Р.164.
12 Жиль
Ф. Ук.соч. Зал большой
вазы и бронзовых статуй. С. 361. № 7.
13 Argeniano R. Le collezioni
di N. Demidoff // Cultura e Memoria. 1996. №2. Р.105.
14 Жиль Ф. Ук. соч. С. 361. № 6.
15 Paul E. Gefälschte Antike. Leipzig,
1981. №99.
16 Paul E. Op. cit. № 97.
17 Vereneule С. Greek and Roman Sculpture in America. Bostоn, 1981, № 33.