Галерея
журнала «Наше наследие»
Елена Зайцева
Династия
Династия художников Осиповых-Федоровых насчитывает
почти сто лет: в 1903 году старший, Александр Ефимович Осипов (1892—1981), сын
крестьянина Кашинского уезда Тверской губернии, начал
свою жизнь в искусстве, поступив учеником в иконописную мастерскую. Его родной
правнук Даниил Федоров закончил недавно художественный факультет Московского
педагогического университета. Между ними — два «средних» поколения. Владислав
Георгиевич Федоров (1924—1993), его жена Тамара Александровна Осипова
(1924—1989) и их дочь, художник по костюмам Мария Федорова.
Пятерых художников четырех поколений, при различности
дарований, жанров и живописных манер, объединяет едва уловимое общее дыхание.
Оно проявляется то в особом, «осиповском», всплеске
мазка, прорывающемся и в этюде его дочери, и в эскизе внучки, и в натюрмортах
правнука. А также в особом ритме, классически-размеренном, но вдруг сломанном,
нарушенном какой-то уж слишком смелой линией, ярким всполохом необычного цвета.
И еще — в покоряющей искренности: писали, как дышали, как говорили — тихо, но в
то же время ни на кого не оглядываясь. Тишина — особое качество этих
художников.
Все они представители лирической линии в нашем
искусстве. Старшие поколения династии получили отменное художественное
образование. Александр Ефимович Осипов окончил Школу Общества поощрения
художеств, занимаясь под руководством Н.Рериха и А.Рылова, и Петербургскую
Академию художеств. Тамара Осипова и Владислав Федоров были однокашниками по Суриковскому институту, который они закончили по самой
престижной в те годы мастерской, возглавляемой Сергеем Герасимовым. Герасимов
брал к себе только самых талантливых. Владислав Федоров ходил у него в отменных
колористах. Действительно, этот художник работал всегда на очень тонких,
усложненных цветовых сочетаниях, умело создавая живописное напряжение,
усиливающее эмоциональный эффект от картины. В работе
«Возвращение стада» (1970-е годы) жанровая сцена приобретает монументальное
звучание благодаря контрасту тонов оранжево-красного и бирюзового, создающему
эффект теплоты, разлитой по земле заходящим солнцем. Темпераментный
мазок, иногда — красочный «удар» по холсту — и при этом ничто не выходит за
границы «чувства меры». Ему удивительно точно удавались световые эффекты:
солнечные лучи, заливающие траву на летней поляне и светящиеся сквозь листву,
свинцовый свет пасмурного дня, фосфоресцирование воды
на реке в хмурую погоду. Особенно часто встречаются у него «пред-состояния»:
тишина перед закатом, последние минуты перед восходом, самое начало осени,
первые признаки весны… Неслучайно его коллегам казалось, что его работы всегда
чуть-чуть не окончены. Но советам «пройтись по холсту еще разок» он упорно не
внимал. Может быть, поэтому не сделал карьеры: он шел своим собственным путем,
не желая ни в чем отходить от собственных представлений о художественной
правде. Один из его «Автопортретов» находится в Третьяковской галерее.
Выражение лица и мягкое, и волевое одновременно, цвет — почти классический,
если бы не тончайшие сдвиги то в холод, то в теплоту.
Палитру жены Федорова, Тамары Федоровой, Сергей
Герасимов тоже хвалил, называя «перламутровой». Удивительно, как близки были их
работы в конце жизни: разные темпераменты в юности давали себя знать и в мазке,
и в композиции — более энергичных и активных у Федорова и
изысканно-созерцательных у Осиповой. Но в зрелости их манеры сблизились
настолько, что на первый взгляд можно перепутать, где — кто. Но только на
первый взгляд — колорит, глубокий и насыщенный у Федорова, и светлый, воздушный
у Осиповой, — сохранялся у каждого свой.
Тамара Осипова начинала как маринист. В этом она шла
за отцом, который любил писать вздыбленные волны Финского залива, туманные
берега Невы, холодные ветреные ясные дни на Балтике. Такими же, как у отца,
смелыми и легкими, только еще более открытыми мазками она передавала движение
волн, напряжение натянутых парусов, беспокойную рябь на воде, опрокинутое в
море небо.
Позже Тамара Осипова стала писать портреты.
Известность пришла к ней, когда она стала работать в Большом театре. Писала
Галину Уланову, Екатерину Максимову, Владимира Васильева, Наталью Бессмертнову,
Мариса Лиепу, Майю
Плисецкую. На персональной выставке художницы, приуроченной к 200-летию
Большого (1976), Марис Лиепа
сказал, что по артистичности и выразительности ее искусство сродни искусству
балета. Длинные ноги балерины в розовых атласных туфельках пересекают холст по
диагонали. Ломкие руки — под острым углом. В точных жестковатых линиях
угадываются черты «сурового стиля». Это их, шестидесятников, сбывшиеся и
несбывшиеся надежды, их затаенная нежность — их время — в каждом взмахе кисти.
Время… Каждое поколение
династии Осиповых-Федоровых — в своем времени. В каждом, как в точечном фокусе,
— целая эпоха. Почти сто лет, весь ХХ век: в 1903-м взял
кисть в руки старший, «академик», на рубеже тысячелетий бьется над извечной
проблемой цвета и света юный Данила, отважившийся сейчас, в потоке постконцептуальных течений, давно уже отошедших от
традиционный пластики, найти свой путь в живописи — путь, требующий мужества и
большой веры в свою правоту.
Абсолютно творчески самостоятельна и его мать — Мария
Федорова, чья свобода тщательно оберегалась талантливыми родителями,
окружившими ее атмосферой, в которой писать красками было так же естественно,
как говорить и дышать. Впервые работы Маши были опубликованы, когда «художнице»
было пять лет: ее рисунками иллюстрировалась тогда
одна из книг Корнея Чуковского. Не от этой ли свободы происходит ощущение
непрерывного праздника, которым лучатся все ее листы и холсты — от великолепных
костюмов, в которых буйная фантазия переплетается с глубоким знанием традиции,
— до изысканных, небольших по формату, живописных опусов. От матери она
унаследовала утонченный вкус, от отца — смелость, с которой работает яркими оттенками,
— смелость, происходящая от генетически воспитанного чувства цвета.