Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 62 2002

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Елена Зайцева

 

Династия

 

Династия художников Осиповых-Федоровых насчитывает почти сто лет: в 1903 году старший, Александр Ефимович Осипов (1892—1981), сын крестьянина Кашинского уезда Тверской губернии, начал свою жизнь в искусстве, поступив учеником в иконописную мастерскую. Его родной правнук Даниил Федоров закончил недавно художественный факультет Московского педагогического университета. Между ними — два «средних» поколения. Владислав Георгиевич Федоров (1924—1993), его жена Тамара Александровна Осипова (1924—1989) и их дочь, художник по костюмам Мария Федорова.

Пятерых художников четырех поколений, при различности дарований, жанров и живописных манер, объединяет едва уловимое общее дыхание. Оно проявляется то в особом, «осиповском», всплеске мазка, прорывающемся и в этюде его дочери, и в эскизе внучки, и в натюрмортах правнука. А также в особом ритме, классически-размеренном, но вдруг сломанном, нарушенном какой-то уж слишком смелой линией, ярким всполохом необычного цвета. И еще — в покоряющей искренности: писали, как дышали, как говорили — тихо, но в то же время ни на кого не оглядываясь. Тишина — особое качество этих художников.

Все они представители лирической линии в нашем искусстве. Старшие поколения династии получили отменное художественное образование. Александр Ефимович Осипов окончил Школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством Н.Рериха и А.Рылова, и Петербургскую Академию художеств. Тамара Осипова и Владислав Федоров были однокашниками по Суриковскому институту, который они закончили по самой престижной в те годы мастерской, возглавляемой Сергеем Герасимовым. Герасимов брал к себе только самых талантливых. Владислав Федоров ходил у него в отменных колористах. Действительно, этот художник работал всегда на очень тонких, усложненных цветовых сочетаниях, умело создавая живописное напряжение, усиливающее эмоциональный эффект от картины. В работе «Возвращение стада» (1970-е годы) жанровая сцена приобретает монументальное звучание благодаря контрасту тонов оранжево-красного и бирюзового, создающему эффект теплоты, разлитой по земле заходящим солнцем. Темпераментный мазок, иногда — красочный «удар» по холсту — и при этом ничто не выходит за границы «чувства меры». Ему удивительно точно удавались световые эффекты: солнечные лучи, заливающие траву на летней поляне и светящиеся сквозь листву, свинцовый свет пасмурного дня, фосфоресцирование воды на реке в хмурую погоду. Особенно часто встречаются у него «пред-состояния»: тишина перед закатом, последние минуты перед восходом, самое начало осени, первые признаки весны… Неслучайно его коллегам казалось, что его работы всегда чуть-чуть не окончены. Но советам «пройтись по холсту еще разок» он упорно не внимал. Может быть, поэтому не сделал карьеры: он шел своим собственным путем, не желая ни в чем отходить от собственных представлений о художественной правде. Один из его «Автопортретов» находится в Третьяковской галерее. Выражение лица и мягкое, и волевое одновременно, цвет — почти классический, если бы не тончайшие сдвиги то в холод, то в теплоту.

Палитру жены Федорова, Тамары Федоровой, Сергей Герасимов тоже хвалил, называя «перламутровой». Удивительно, как близки были их работы в конце жизни: разные темпераменты в юности давали себя знать и в мазке, и в композиции — более энергичных и активных у Федорова и изысканно-созерцательных у Осиповой. Но в зрелости их манеры сблизились настолько, что на первый взгляд можно перепутать, где — кто. Но только на первый взгляд — колорит, глубокий и насыщенный у Федорова, и светлый, воздушный у Осиповой, — сохранялся у каждого свой.

Тамара Осипова начинала как маринист. В этом она шла за отцом, который любил писать вздыбленные волны Финского залива, туманные берега Невы, холодные ветреные ясные дни на Балтике. Такими же, как у отца, смелыми и легкими, только еще более открытыми мазками она передавала движение волн, напряжение натянутых парусов, беспокойную рябь на воде, опрокинутое в море небо.

Позже Тамара Осипова стала писать портреты. Известность пришла к ней, когда она стала работать в Большом театре. Писала Галину Уланову, Екатерину Максимову, Владимира Васильева, Наталью Бессмертнову, Мариса Лиепу, Майю Плисецкую. На персональной выставке художницы, приуроченной к 200-летию Большого (1976), Марис Лиепа сказал, что по артистичности и выразительности ее искусство сродни искусству балета. Длинные ноги балерины в розовых атласных туфельках пересекают холст по диагонали. Ломкие руки — под острым углом. В точных жестковатых линиях угадываются черты «сурового стиля». Это их, шестидесятников, сбывшиеся и несбывшиеся надежды, их затаенная нежность — их время — в каждом взмахе кисти.

Время… Каждое поколение династии Осиповых-Федоровых — в своем времени. В каждом, как в точечном фокусе, — целая эпоха. Почти сто лет, весь ХХ век: в 1903-м взял кисть в руки старший, «академик», на рубеже тысячелетий бьется над извечной проблемой цвета и света юный Данила, отважившийся сейчас, в потоке постконцептуальных течений, давно уже отошедших от традиционный пластики, найти свой путь в живописи — путь, требующий мужества и большой веры в свою правоту.

Абсолютно творчески самостоятельна и его мать — Мария Федорова, чья свобода тщательно оберегалась талантливыми родителями, окружившими ее атмосферой, в которой писать красками было так же естественно, как говорить и дышать. Впервые работы Маши были опубликованы, когда «художнице» было пять лет: ее рисунками иллюстрировалась тогда одна из книг Корнея Чуковского. Не от этой ли свободы происходит ощущение непрерывного праздника, которым лучатся все ее листы и холсты — от великолепных костюмов, в которых буйная фантазия переплетается с глубоким знанием традиции, — до изысканных, небольших по формату, живописных опусов. От матери она унаследовала утонченный вкус, от отца — смелость, с которой работает яркими оттенками, — смелость, происходящая от генетически воспитанного чувства цвета.

Александр Ефимович Осипов. 1915

Александр Ефимович Осипов. 1915

Тамара Александровна Осипова и Владислав Георгиевич Федоров. 1948

Тамара Александровна Осипова и Владислав Георгиевич Федоров. 1948

Даниил и Мария Владиславовна Федоровы. 1999

Даниил и Мария Владиславовна Федоровы. 1999

А.Осипов. Портрет жены художника. 1918. Холст, масло

А.Осипов. Портрет жены художника. 1918. Холст, масло

В.Федоров. Колокольчики. 1987. Холст, масло

В.Федоров. Колокольчики. 1987. Холст, масло

Т.Осипова. Портрет балерины. 1967. Холст, масло

Т.Осипова. Портрет балерины. 1967. Холст, масло

М.Федорова. Скоморох с индюком. 1992. Бумага, гуашь

М.Федорова. Скоморох с индюком. 1992. Бумага, гуашь

Д.Федоров. Палитра деда. 2001. Холст, масло

Д.Федоров. Палитра деда. 2001. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru