Людмила Маркина,
заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи
Приобретения Третьяковской
галереи
Конец 2001 года был необычайно щедр для Третьяковской
галереи: ее коллекции удалось пополнить двумя подлинными шедеврами русской
живописи XIX века. Однако этому событию предшествовали почти
пятнадцать лет надежд и ожиданий.
Весной 1987 года в ГТГ оказались любительские
диапозитивы, на которых были запечатлены четыре портрета членов семьи
Яковлевых, предположительно написанные Боровиковским.
Полотна хранились в частном собрании в Париже, у архитектора В.Р.Гофмана. А уже
в июне Владимир Ростиславович приехал в Москву и посетил фонды Третьяковской
галереи. Тогда-то и зашла речь о возвращении этих произведений в Россию, о
возможном даре их Советскому фонду культуры. Но, как выяснилось, В.Р.Гофман,
чья семья эмигрировала во Францию в 1920-е годы, обладал не всеми портретами
Яковлевых. Самый лучший из этого цикла находился у известного
галерейщика Гарига Басмаджяна, который показал выставку своего собрания летом
1988 года в залах Третьяковской галереи на Крымском валу. Тогда и был
впервые представлен «Портрет Д.С.Яковлевой» — подлинная жемчужина коллекции.
«Портрет Д.С.Яковлевой», написанный в 1801 году,
относится к зрелому периоду творчества В.Л.Боровиковского.
Он отличается оригинальностью композиции и совершенным исполнением. На фоне
густой зелени парка мы видим яркое и характерное лицо кареглазой красавицы с
нежным румянцем на щеках. Ее темные, «что смоль», волосы перехвачены светлым
прозрачным шарфом, повязанным наподобие тюрбана. Дарья Семеновна одета по
последней моде: на ней жемчужно-голубое ампирное платье с большим декольте и
укороченной талией. Но она не похожа на чувственно-томных и меланхоличных
девушек и молодых женщин, запечатленных Боровиковским
в 1790-е годы. Перед нами — жизнерадостная натура, отличающаяся повышенной
эмоциональностью и природной пылкостью.
Дарья Семеновна Баратова происходила из древнего
княжеского грузинского рода. В середине 1790-х годов она вышла замуж за
богатейшего заводчика Н.М.Яковлева и имела от него пятерых детей. Как следует
из дневников Боровиковского, он был тесно связан с
семейством Яковлевых, писал для них иконы, заказные портреты императора. В
начале XIX века живописец портретировал трех братьев Ивана,
Савву и Николая Яковлевых, а также членов их семейства.
Во время проведения выставки Г.Басмаджян
изъявил желание расстаться с некоторыми экземплярами своей коллекции. Начались
переговоры дирекции Третьяковской галереи с Министерством культуры СССР о
предоставлении денег для их покупки (речь шла и о
портрете кисти Боровиковского). Однако тогда они не
увенчались успехом.
Тем не менее я продолжила
работу по выявлению архивных данных о портретах кисти В.Л.Боровиковского,
итогом которой стала статья в журнале «Наше наследие»1. История
бытования произведений оказалась весьма интересной. Семейные изображения
Яковлевых бережно хранились в частном собрании доктора И. М. Яковлева в
Петербурге. В 1905 году, в связи с подготовкой грандиозной выставки русских
портретов в Таврическом дворце, устроитель выставки С.П.Дягилев обратил
внимание на эти произведения и отобрал их для экспонирования, предварительно
включив в обширный каталог. Однако обнаружить их воспроизведения среди
старинных негативов, запечатлевших экспонаты выставки и ее интерьеры, нам не
удалось. Объяснение этому факту нашлось в отделе рукописей Третьяковской
галереи. Из сохранившегося письма А. П. Боткиной, дочери П. М. Третьякова, к
художнику и члену Совета галереи И. С. Остроухову выяснилось, что портреты
Яковлевых не были выставлены из-за несогласия владельца с суммой страховки.
«Давно, еще во времена выставки Таврического дворца, —
писала Александра Павловна, — Дягилев мне рассказал про одного богатого и
странного человека, имеющего 5 портретов Боровиковского,
который их не дал на выставку <…> т.е. для
страховки он их оценил в 40 000. Тогда Великий князь нашел, что платить и 400
р. страховки слишком дорого и портреты не пошли на выставку»2. По
прошествии трех лет, в 1908 году И.М.Яковлев решился все-таки расстаться со
своими фамильными реликвиями. Он вновь обратился к С.П.Дягилеву, а тот
информировал А.П.Боткину и настоятельно рекомендовал их к приобретению в
Третьяковскую галерею. «На днях Дягилев телефонировал мне, — сообщала
А.П.Боткина И.С.Остроухову, — что этот тип думает их продать и что, если я
хочу, то можно посмотреть. Мы съехались у владельца знатных
предков… Он хочет, чтобы они были в музее, и именно в Третьяковской
галерее, и делает уступку в 15 000. И продает их по пяти тысяч за штуку, все
или ни один»3.
Осмотрев произведения, А.П.Боткина выбрала только два
портрета Н.М.Яковлева и его жены Д.С.Яковлевой. По мнению Боткиной, они
выделялись среди остальных лучшей сохранностью и более высоким качеством
исполнения. Такой скупой отбор работ старых мастеров не был прихотью дочери
известного собирателя. Объяснялся он определенной позицией совета галереи.
Преданный делу пополнения коллекции И.С.Остроухов в ответном послании напомнил
о материальном положении совета. «О Боровиковском,
повторяю: попытайтесь купить 2 портрета, которые вам
очень нравятся, за цену по 5000. Попытка не пытка, а спрос не беда. Положение
наше финансовое теперь таково, что следует действовать с оглядкой. У нас всего
в кассе около 25000 р. на весь год. Конечно, сумма изрядная, но все же она
определяется размером покупок»4.
Третьяковская галерея располагала к тому времени
двенадцатью произведениями кисти В.Л.Боровиковского,
среди которых были такие шедевры, как портреты М.И.Лопухиной и сестер
Гагариных. Приобрести одновременно еще пять произведений мастера, истратив при
этом всю годовую сумму, было невозможно. Владелец же, справедливо не
соглашавшийся делить семейные изображения, не пошел ни на какие уступки.
В дальнейшем холсты оказались за границей, где с ними
произошло то, чего опасался И.М.Яковлев. Переходя из рук в руки, они утратили
имена изображенных и были разобщены. В начале 1980-х годов картины продавались
на одном из парижских аукционов как семейные портреты Лазаревых и были
приобретены тремя различными владельцами, в том числе Гофманом и Басмаджяном.
Прошло почти десять лет. В середине 1990-х годов я
узнала, что Владимир Гофман продал три портрета другому парижскому
коллекционеру, В.В.Царенкову, а тот в свою очередь
предложил два из них к продаже в Третьяковскую галерею. Это были изображения
супруга Дарьи Семеновны и ее дочери Марии Николаевны. В 1996 году портреты
Н.М.Яковлева и его дочери были куплены Министерством культуры России и
переданы: мужской — в Третьяковскую галерею, а женский — в
Ростовский художественный музей. Однако мечта о
возвращении портрета Дарьи Семеновны оставалась неосуществленной.
В 2000 году этот портрет оказался в руках известного
парижского антиквара Мориса Борюша, с которым у
галереи дружеские связи. И вот теперь, наконец, благодаря финансовой помощи
Министерства культуры РФ полотно было приобретено для ГТГ. Осуществилось
желание дочери П.М.Третьякова. Парные изображения супругов Яковлевых
воссоединились и вскоре займут самое достойное место в экспозиции.
* * *
Не менее интересна история поступления к нам картины
А.Г.Венецианова «Сенокос». В конце 1980-х годов в галерею пришло письмо из
Англии, в которое была вложена фотография с пропавшего из поля зрения
музейщиков и искусствоведов этого замечательного полотна венециановской
кисти. Владелец, крупный коллекционер и артдиллер
Виктор Проваторов, обратился с просьбой «опознать»
доставшуюся ему по случаю картину; он купил ее за бесценок как работу
«венгерского художника Хвощинского» в 1970-е годы на
второстепенном аукционе. Известный исследователь русской живописи Т.В.Алексеева
воспроизвела «Сенокос» в своей книге «Художники школы Венецианова» и датировала
работу не позднее, чем 1827 годом. Она указывала также, что ранее произведение
находилось в бывшем собрании А.Б.Хвощинского,
российского атташе в Риме.
Известно, что важное место в творчестве Венецианова
занимали картины с изображением повседневного труда русских крестьян.
Современник художника А. Ф. Воейков писал в одной из
рецензий: «Он целую жизнь провел в деревне, с поселянами, срисовывал сельские
виды, беспрестанно учился в поле, размышлял в лесах, на гумне подсматривал
природу на месте — и сделался сильным в перспективе, рисовке, в умении дать тон
краски, самый точный, самый истинный»5.
В начале 1820-х годов Венецианов написал картину «На
жатве. Весна», в середине 1820-х — «На жатве. Лето». Осенью 1827 года в
Петербурге на выставке в Академии художеств экспонировалась его картина
«Девушка на сенокосе», которая позднее стала ассоциироваться с полотном
«Сенокос». Таким образом, Венецианов завершил работу над циклом произведений,
представляющих собой картины сезонных полевых работ русских крестьян. В
дальнейшем искусствоведы стали рассматривать эти картины как аллегории времен
года.
П.М.Третьяков формировал свою коллекцию живописи прежде всего из произведений реалистического
направления. Поэтому он был заинтересован в приобретении полотен Венецианова,
стоявшего у истоков русского жанра. В 1871 году он купил у Ф.Топпелиуса
картину «На жатве. Лето». Около 1893-го — была куплена картина «На пашне.
Весна». Обе картины были включены в первый каталог Третьякова «Опись» 1893, №
56-57. К сожалению, третью картину «Сенокос» Третьяков не приобрел
и она оказалась в руках А.Б.Хвощинского, сначала в
его петербургском собрании, а затем и в римской резиденции. После революции
судьба этой коллекции сложилась печально. Она перестала существовать, а полотна
разошлись по свету.
В начале 1990-х годов Виктор Проваторов
приехал из Великобритании в Москву, посетил Третьяковскую галерею и в приватном
разговоре с директором Ю.К.Королевым и сотрудниками
отдела живописи XVIII — первой половины XIX века высказал свое пожелание завещать полотно
сокровищнице русского искусства. Каково же было удивление музейщиков, когда
через два года они узнали о распродаже его коллекции на аукционе «Кристи». Но
владелец установил свою, и при том столь высокую цену за полотно, что оно не
было продано. А через год В.Проваторов скончался. По
прошествии времени Третьяковскую галерею посетили его душеприказчики с
сообщением, что В.Проваторов все-таки сдержал слово и
завещал произведение нам. Между тем дело было непростое, к нему подключились
российские дипломаты. В короткий срок произведение было перевезено в наше
посольство в Лондоне. Однако возникли дополнительные сложности — Национальный
комитет Великобритании не давал разрешения на вывоз из страны такого ценного
произведения искусства. И вот только недавно, после почти двухлетних
переговоров, договоренность была достигнута и картина вернулась, наконец, на
родину своего создателя и пополнила Третьяковскую галерею — сокровищницу
русского изобразительного искусства.
1 Маркина Л.А. Портреты из Парижа // Наше
наследие. №6. 1990. С.7-11.
2 ОР ГТГ.
Ф.10. Ед.хр.1712. Л.4.
3 Там же.
Л.4об.
4 ОР ГТГ.
Ф.48. Ед.хр.512. Л.1об.
5 Русский
инвалид. 1830. №248. С.990.