Э.С.Смирнова,
доктор искусствоведения, профессор
МГУ
О
новооткрытой иконе Христа
Открытие новой иконы, появившейся в
одной из частных коллекций, — выдающееся событие в культурной жизни России. Оно
исключительно важно и для мировой византинистики,
поскольку дает возможность познакомиться с выдающимся по художественному уровню
произведением искусства византийского круга периода его расцвета.
Пропорции
изображения, тип лика Христа и соотношение некрупных черт, характер пластики,
деликатность строения рельефа и его конструкция, колорит и приемы письма не
оставляют сомнения в том, что икона принадлежит к искусству так называемого комниновского периода, который включает в себя вторую
половину XI столетия и весь XII в. Стремясь уточнить датировку, необходимо исключить
вторую половину XII в. как время создания памятника. Для этого периода были характерны
совсем другие признаки, чем присущие новой иконе: это были утрированная
активность живописи («позднекомниновский маньеризм»,
«динамический стиль»), схематизация форм. Нарастание условности и подчинение
форм схематичному ритму ощутимы даже в таких классических, идеалистических
произведениях, как фрески Дмитриевского собора во Владимире конца XII в. или
икона «Спас Эммануил с двумя архангелами» (ГТГ).
На протяжении последней трети XI в. в образе Христа в византийском
искусстве происходят примечательные изменения, которые лучше всего
прослеживаются в монументальных росписях. Единоличные изображения,
размещавшиеся в самых важных частях храма — в куполе, в конхе
апсиды, — подчеркивают тему Христа Вседержителя, могущественного и
величественного (например, мозаика в куполе храма в Дафни
близ Афин, около 1100 г.).
Между тем в это время развивается цикл евангельских сцен, и в них появляется
иной образ Христа — смягченный, находящийся ближе к масштабу человеческих
эмоций (мозаики Дафни, два изображения из
«Евхаристии» в мозаиках Михайловского монастыря в Киеве, около 1112 г.). В XII в. эти новые
качества появляются и в монументальных единоличных изображениях Спасителя. Этот
процесс нельзя не поставить в связь с интересом византийской теологии и
культуры конца XI–XII вв. к теме Христа, единству в его природе божественного и
человеческого. В византийском искусстве конца XI в. единоличные изображения
Христа даже в книжной миниатюре еще даются с монументальным размахом,
внутренним пафосом, пластической энергией (миниатюра на листе из Псалтири 1084 г., хранящемся в
Третьяковской галерее). Между тем в XII в. даже лик Христа в куполе, как мы
увидим, становится смягченным.
Новооткрытая икона отразила описанные
изменения. Ее композиция соответствует иконографии Христа Вседержителя, тогда
как образ — это уже Христос «евангельский», в нем соединяются победоносная сила
и человеческие страдания.
Наиболее вероятно создание иконы
«Спас» во второй четверти XII в. Произведения этого времени в самом
Константинополе не сохранились. Поэтому для уточнения атрибуции следует
обратиться к мозаикам Сицилии, в исполнении которых принимали участие
византийские столичные мастера. Икона «Спас» находит аналогии в трех
изображениях Христа: в Палатинской капелле в Палермо,
около 1132–1140 гг. — в куполе, в конхе алтарной
апсиды и в диаконнике; в изображении Христа на
престоле в куполе церкви Марторана в Палермо, около
1143–1151 гг.; в изображении Христа в конхе собора Чефалу, Сицилия, 1148 г. Особенно велико сходство между
новооткрытой иконой и мозаиками Палатинской капеллы,
оно ощущается несмотря на различие видов искусства —
монументального и станкового, и на различие техники. Между тем мозаики Мартораны и Чефалу выглядят более
схематично, с первыми проблесками стилизации форм.
Среди византийских икон не удается
найти какой-либо точной параллели иконе «Спас», но лишь более отдаленные
соответствия. Так, мозаичная икона «Спас Вседержитель»
(Берлинский музей) была справедливо отнесена Отто Демусом, известным австрийским византинистом, к первой
четверти XII в. Она сходна с рассматриваемой иконой «Спас» своей классической
ориентацией, умеренностью пропорций и уравновешенностью внутренней
характеристики, однако отличается большей контрастностью света и тени, а также
более ярким и интенсивным колоритом, то есть признаками чуть более раннего
этапа. Из византийских икон можно также назвать темплон-эпистилий
в монастыре св. Екатерины на Синае, который получил в
литературе широкую датировку первой половиной XII в.: ср., например,
изображение Христа в сцене «Крещение».
Всем названным произведениям присущи
красота линий, эластичных и словно струящихся, баланс пропорций, в которых
отсутствуют резкие акценты и преувеличенность каких-либо элементов, плавное
построение сравнительно невысокого рельефа и сдержанность эмоциональной
интонации, при глубине и полноте духовной жизни. Названный художественный слой
в искусстве XII в. сыграл важную роль в истории всей византийской живописи, поскольку
с большой полнотой воплотил художественный идеал Византии, стремившейся, чтобы
живописные приемы не отвлекали молящегося от глубинного содержания образа, а
настраивали его на сосредоточенную молитву. В этом смысле традиции данного
художественного круга живут даже в искусстве поздневизантийского периода, в
том числе и в русском, в частности в русской живописи XV в.
(при всей разнице стилистических приемов), включая
икону «Спас Вседержитель» из Звенигорода (ГТГ), приписываемую Андрею Рублеву.
Технологические особенности иконы
«Спас» — характер расчистки и тонировок, вид позднего грунта на фоне и полях,
дублирующая доска, — взятые вкупе, наводят на мысль, что икона происходит не из
коллекции нового времени и не привезена в Россию в XIX–XX вв., в период
развития художественного коллекционирования. Напротив, она давно в России и, не
исключено, прошла руки старых реставраторов, может быть,
собирателей-старообрядцев. Похоже на то, что икона была создана на Руси
византийским мастером (либо русским по национальности, но работавшим в
византийской манере) и происходит из не известного нам древнего русского храма,
и лишь когда-то впоследствии попала в руки собирателей.
Если такое впечатление правильно, то
следует рассмотреть русскую культурную ситуацию 1120–1140-х гг. Исключив Киев и
южные области Руси как не сохранившие своих икон в силу исторических причин,
обратимся к северным областям. Центральной фигурой в церковной и художественной
жизни был в этот период Нифонт, который занимал
кафедру новгородского епископа с 1131 по 1156 г., причем в территорию его епархии входил
также Псков, еще не ведший самостоятельной политической и культурной жизни. Нифонт, грек по происхождению, до рукоположения на
новгородскую кафедру жил в Киеве, в Печерском монастыре и таким образом был в
курсе культуры как Византии, так и Киева. В бытность
на новгородской кафедре, Нифонт сделал исключительно
много для укрепления христианства, храмового строительства и декора.
Новгородская Первая летопись под 1156 г., воздавая должное
только что скончавшемуся епископу, сообщает, что он украсил Софийский собор в
Новгороде, а также построил церковь Спаса Преображения во Пскове (храм Мирожского монастыря) и церковь св. Климента
в Ладоге. Не по его ли заказу создана икона?
Икона «Спас» обнаруживает общее
стилистическое сходство с произведениями, заказанными Нифонтом,
и особенно с некоторыми фресками Мирожского собора,
например, с изображением Христа в центральной апсиде. Совпадают типология,
рисунок, пропорции лика и такая важная особенность, как выражение строгости,
суровости, ярче выявленное во фреске и лишь в виде намека — в иконе, через
рисунок глаз, чуть сдвинутых бровей и надбровных дуг. При этом
икона лишена какого бы то ни было оттенка
провинциальности, она выделяется исключительным художественным качеством и
какой-то чуть большей открытостью, в чем, может быть, сказалось воздействие
русской культурной среды.
Приведенные соображения носят
предварительный характер, икона заслуживает более длительного изучения,
привлечения максимального числа сохранившихся памятников для сравнения. В
рамках ее широкой датировки последней третью XI — первой половиной XII в. (за пределы этого периода она,
бесспорно, не выходит) мы склоняемся к XII в. Ее написание на Руси
представляется весьма вероятным.