Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 55 2000

Владимир Вейсберг


20 высказываний


I

Мы видим предмет в силу несовершенства нашего зрения. Если бы зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы не видели бы ничего, кроме гармонии.


II

Если б света не было, какой бы ужас был! Нам бы из темноты пришлось делать новую материю.


III

Цвет существует, но он мне мешает. У меня внутри лежит чувство правды, я не могу его, цвет, не сделать. В этом и есть борьба все время.


IV

Композиция имеет колоссальное значение. Сначала я компоную и долго сижу — в голове начинает кружиться, теряюсь. И вот мне кажется, что ни на миллиметр нельзя ничего изменить. В Парфеноне — самое замечательное — соотношение больших масс по отношению к небу. У меня в композиции — все решается по отношению к небу — верхней части картины. Она дает главную идею Композиции. Чтобы интервалы и формы не мешали видеть неба.


V

Мы не можем быть в божественной гармонии. Мы ставим себе зрительные мотивы. Но наша тяга к высокому всегда идет вразрез с нашими непосредственными ощущениями… Я стремлюсь создать такую форму восприятия, где бы мое инстинктивное стремление оторваться от предметного помогло мне создать незримую гармонию, в которой растворился бы весь предметный мир. Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом.


VI

Гармония — это некий единый свет, постепенно нащупываемый через построение. Этот свет — вне наших чувств. Мы его ощущаем, но понять не можем. Этому мешает наше конечное, сенсорное. У некоторых мастеров эта помеха и служила основой их искусства. Вот эта связь между божественным, непознаваемым светом и помехой — это и будет «сопряжение». Это та самая грань, которую я понял на музыке Баха.


VII

Надо писать стену, как парчу Рембрандт. Старик даже не мог себе представить, что может быть такая нечеловеческая задача.


VIII

Обнаженная обладает идеальной геометричностью и математичностью и в то же время соединяется с бесконечным пространством, без всяких разрывов. А всякий разрыв — ведет к экспрессионизму.


IX

Гармония — в неуловимости текучести, флюидности атмосферы.


X

В детстве я видел предмет, ощупывая. А сейчас я его вижу с пространством впереди… Я стараюсь не миновать всей этой оболочки, которая его окружает. Можно это пространство миновать одним махом. А можно — шажками, — и тут видишь, что оно соткано из множества рефлексов света.


XI

Гармония — идейное начало моей работы. Когда есть гармония, все промежуточные стадии теряют свою важность.


XII

В красочной поверхности происходит «обмен веществ». Из нее что-то выплывает, начиная определяться. Но не должно выплыть до конца. Этот ребус не должен быть разгадан.


XIII

Пленэр — это то, что связано с совестью. Когда человека удовлетворяет раскраска, это значит, что его совесть глуха к истине.


XIV

Вне традиции — значит, вне Бога. Традиция — это то, что нас связывает с Ветхим Заветом.


XV

Мои работы были сделаны честно. Я никого не имел в виду. Кроме себя и модели.


XVI

Тезис Машкова-Сезанна — передать пространство и форму цветом — привел меня тогда к самоубийству. Такое понимание цветоформы дает фрагмент мира, это уже не есть космос, уже не есть целое. Это разделительный момент, не приводящий к гармонии. Делимые вещи — пространство, форму, надо уметь соединять.


XVII

Отказ от цвета — это физиологический момент, как наступает нелюбовь к чему-то.


XVIII

Идеальная геометрическая фигура — шар. «Я должен как яблоко быть» — ибо имеются тысячи плоскостей, связывающих шар с бесконечностью.


XIX

Я хочу в ограниченном пространстве найти живописную модель бесконечности.


XX

От живого восприятия рождается идея. Идея накладывается на живое. Я ищу грань умозрительного с непосредственным, там где идея встречается с конечным.1


1 Эти высказывания В.Г. Вейсберга были записаны при разных обстоятельствах и в разное время (в основном, когда я училась у него в вечерней школе живописи при Доме архитекторов, где он преподавал), между 1965 и 1974 годами. Хотя они возникли в процессе длительных диалогов с мастером, сложились они не в форме диалога: это скорее записи размышлений художника вслух о целях, задачах и трудностях его художественного поиска. Читая их, нужно иметь в виду, что приводимые здесь высказывания представляют собой отрывки из более длинных и связных текстов, богатых к тому же различными оттенками, которые им придало настроение художника в тот момент. Выбор и характер этих высказываний был обусловлен, к сожалению, небольшим объемом, предоставленным мне издателями.

Часть этих записей фигурирует в моей статье, сопровождающей каталог выставки В.Г.Вейсберга, проходившей в Музее Тель-Авива в октябре-ноябре 1979 года. Эти записи были использованы и в каталоге выставки В.Г.Вейсберга в Галерее Горки-Басмаджан в Париже в июне-сентябре 1984 года.

В русском оригинале эти записи публикуются впервые.


Ксения Муратова. Париж

А.К., студентка Тимм. 1956. Холст, масло

А.К., студентка Тимм. 1956. Холст, масло

Семья Щегловых. 1959. Холст, масло

Семья Щегловых. 1959. Холст, масло

Обнаженная. Холст, масло. 1974. Архангельский областной музей изобразительных искусств

Обнаженная. Холст, масло. 1974. Архангельский областной музей изобразительных искусств

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru