Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 127 2019

Мария Нащокина

Новая жизнь творения архитектора А.В.Кузнецова

Дом Арсения Морозова в Глухове

Судьба сохранившегося дома знаменитого фабриканта и благотворителя Арсения Ивановича Морозова в Глуховском парке — достопримечательности Ногинска (бывшего Богородска) — последние 20 лет тревожила историков и любителей русской архитектуры. Это уникальное, единственное в своем роде сооружение было создано в 1907–1908 годах молодым талантливым московским архитектором Александром Васильевичем Кузнецовым (1874–1954). Начав самостоятельную практику в 1900 году, он выполнил несколько заказов семьи Морозовых на жилые и промышленные постройки. В их числе были поразительная по своим новаторским архитектурным формам и оборудованию Глуховская Ново-ткацкая фабрика (1906–1908), знакомая по популярному советскому фильму «Светлый путь», а также особняки Арсения Морозова и его сыновей Петра и Сергея в Глуховском парке. Из двух деревянных особняков сохранился только дом Арсения Ивановича, который, к счастью, был недавно бережно, с любовью реставрирован, став музеем своего владельца.

Арсений Иванович Морозов (1850–1932) — правнук основателя великой промышленной династии Саввы Васильевича Морозова, потомок его второго сына. Унаследовав половину отцовского капитала, Захар Саввич сделал «столицей» своего ткацкого дела подмосковный Богородск. Берег Клязьмы и воды впадавшей в нее быстрой речки Черноголовки оказались очень удобны для фабричных целей.

Успех работы прядильной фабрики, заложенной в 1847 году1 и вскоре получившей название Богородско-Глуховской мануфактуры, во многом обеспечивал особый контингент рабочих — на этом крупном текстильном предприятии трудились, в основном, строгие и работящие старообрядцы, ведь Богородский уезд имел едва ли не самый большой процент старообрядческого населения в России. Старообрядцем белокриницкого поповского согласия был и глава предприятия с 1880-х годов — председатель правления Компании Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов.

Это был поистине незаурядный человек, олицетворявший лучшие черты российской промышленной элиты конца XIX — начала XX века: мануфактур-советник, коллекционер русской и европейской живописи, крупнейший жертвователь российского старообрядчества — истинный созидатель национальной экономики и культуры. Он был щедрым попечителем нескольких училищ, приютов и больниц, вдохновителем журнала «Старообрядческая мысль», создателем духовного Морозовского хора, наконец, издателем уникального шеститомного собрания древних церковных знаменных распевов.

В 1907 году Арсений Иванович заказал проект своего нового дома на берегу обширного Черноголовского пруда архитектору Кузнецову, уже известному семье Морозовых. Одной из первых построек зодчего стал старообрядческий собор в Белой Кринице2, выстроенный в 1900–1903 годах на средства хлеботорговца Г.С.Овсянникова — брата жены Арсения Морозова.

Новый дом, обращенный одним из фасадов на пруд, был выстроен в стиле, не имевшем аналогов в России. Его особенностью было необычное применение дерева. На ослепительно белых оштукатуренных стенах выделялись окна с глубокими сандриками и карниз из темного, почти черного дерева. Центральная — входная часть дома была выделена выразительной мансардой, изобретательно отделанной по фасаду таким же темным деревом и покрытой крышей с переломом. Эта часть дома имела для хозяев важное назначение — в мансардном помещении находилась моленная, где у Морозова бывали иерархи старообрядческой церкви. Эффектное применение контрастных фактур и обилие дерева в интерьерах напоминают искусное использование древесины в постройках едва ли не самого знаменитого в те годы венского зодчего Йозефа Ольбриха — мастера австро-германского модерна. В то же время отдельные детали внутренней и наружной отделки, в частности, многократно повторяющиеся перспективные филенки в виде прямоугольных рамок, отступающих от плоскости внутрь, заставляют вспомнить работы еще одного великого венца — Йозефа Хоффмана, стоявшего у истоков раннего европейского ар деко.

Особняк Арсения Ивановича состоял из жилой деревянной части с двумя остекленными верандами и выстроенной из кирпича — хозяйственной. Стены жилой половины дома были не оштукатурены, в отличие от хозяйственных помещений первого этажа и подвала. Самыми нарядными предметами убранства интерьеров были печи, облицованные цветной или белой керамической плиткой. Наиболее эффектно был оформлен центральный каминный зал, в котором Кузнецов использовал приемы отделки средневековых фахверковых домов. Темный деревянный балочный потолок и делящий стену карниз из темной древесины очень выразительно сочетались с белыми стенами и большим камином, также отделанным темным деревом в нижней части, белой штукатуркой — в верхней и яркой красно-оранжевой керамической плиткой — в средней.

В этом доме Арсений Иванович жил до 1917 года, после чего скитался по квартирам знакомых и единоверцев3. До 1980-х годов в доме располагался детский сад Глуховского хлопчатобумажного комбината. Вплоть до 2015 года здание неуклонно разрушалось: печи были разбиты, большинство дверей утеряно, оконные рамы обветшали. Наконец в апреле 2016 года примечательное своей историей и архитектурой здание было выкуплено ООО «Глуховский парк» (учредитель и директор В.В.Фомичев), который с помощью руководимого им же Военно-технического музея очень профессионально восстановил дом семьи Морозовых в Глуховском парке. В основу работ легли обмерные чертежи, тщательно выполненные в 1995 году кооперативом «Ризалит» (рук. Е.Н.Маслов), а также бережно скопированные мастерами-реставраторами сохранившиеся элементы отделки фасадов и интерьеров.

В хозяйственной части возрожденного дома, где прежде находилась кухня, устроен выставочный зал для рассказа о семье Морозовых и об Арсении Ивановиче как ее выдающемся представителе. Коллектив под началом В.В.Фомичева сумел за короткий период собрать интересную музейную экспозицию, дополненную документами из Центрального исторического архива Москвы. Дом-музей А.И.Морозова начал новый отсчет времени.

1 Дроздов М.С., Маслов Е.Н. Будущий дом-музей А.И.Морозова в Глуховском парке г. Ногинска (Богородска) // Русская усадьба: Сборник ОИРУ. Вып. 23 (39). СПб., 2018. С. 235.

2 Белая Криница (сейчас Черновицкая область Украины) — село на австрийской Буковине, где с XVIII в. селились бежавшие из России старообрядцы. Оно стало центром русской старообрядческой диаспоры поповского толка.

3 Долгое время А.И.Морозов жил у просфорницы выстроенного им в Богородске старообрядческого храма пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии.

Интерьер дома-музея

Интерьер дома-музея

Одна из реставрированных печей

Одна из реставрированных печей

Фасад дома-музея А.И.Морозова в Глухове

Фасад дома-музея А.И.Морозова в Глухове

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru