Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 127 2019

Эрнест Орлов, Анна Рудник

Писательская коммуналка

Выставка «Квартирный вопрос», прошедшая в Государственном литературном музее, была посвящена судьбам нескольких поколений поэтов и прозаиков, показанным через призму повседневной жизни. Эта выставка представила большой исторический период с 1920-х по 1970-е годы в его противоречиях и характерных особенностях.

Главному художнику ГЛМ Анне Колейчук удалось создать очень компактное пространство, которое вместе с тем оказалось проницаемым, просматриваемым и прослушиваемым. В духе отражаемой эпохи знаковыми стали мотивы подслушивания и подглядывания.

Художественное решение выставки было связано с изначальным замыслом представить абстрактную коммунальную квартиру как развернутую метафору полувековой истории литературы. В этой квартире соседствуют разные писатели, существующие в неодинаковых бытовых условиях, думающие и пишущие по-разному. Эту мысль иллюстрировали мемориальные предметы: письменные столы, личные вещи писателей, множество уникальных документов, которые могут рассказать о творческом процессе и о том, как советский интеллигент стал несвободным. Принципиально важно было отказаться от воссоздания исключительно мемориально-бытовой обстановки. Важнее было создать определенный комплекс мотивов, возникающих в разные эпохи, в творчестве и жизни разных писателей и создающих определенный эмоциональный настрой у посетителей.

Подбор экспонатов выставки был связан с желанием показать символические, знаковые предметы, позволяющие выявить неоднозначность положения многих пишущих в литературной и социальной иерархии, поведенческую двойственность и даже внутреннее, психологическое «раздвоение».

Первая часть выставки была посвящена 1920-м годам — времени относительной свободы творчества, когда еще сосуществовали абсолютно разные литературные группы: от пролетарского РАППа до футуристов, а писателям покровительствовал нарком просвещения А.В.Луначарский, в «приемную» которого мы и попадаем из своеобразного уличного пространства со множеством афиш различных литературных течений.

Далее выставка переносила нас в 1930-е, в особняк М.Горького. На монументальной картине А.Н.Яр-Кравченко и А.П.Зарубина «Ответственность на вас» (1960) отражено реальное событие — встреча писателей 26 октября 1932 года на Малой Никитской. Именно в этот день речь шла о Первом съезде советских писателей, именно здесь прозвучали сталинские слова: «Вы — инженеры человеческих душ! На вас лежит ответственность, чтобы люди отдавали свои силы построению самого передового строя в мире — социализма и защите его от всяких завоевателей». Отсутствие Сталина на полотне вполне понятно. В годы написания картины, после развенчания «культа личности», его изображение не могло появиться.

В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Писателей, подобно крестьянам, которых объединяли в колхозы, согнали в одну организацию в стремлении контролировать творчество и направлять его на служение задачам партии, на объяснение и описание происходящего в стране с официальной точки зрения.

Пророчески звучат слова В.В.Вересаева, адресованные власти еще в 1920-е годы: «Общий стон стоит почти по всему фронту современной русской литературы: “Мы не можем быть самими собою, нашу художественную совесть все время насилуют, наше творчество все больше становится двухэтажным: одно пишем для себя, другое — для печати”.

В этом — огромнейшая беда литературы, и она может стать непоправимой: такое систематическое насилование художественной совести даром для писателя не проходит. Такое систематическое равнение писателей под один ранжир не проходит даром для литературы.

Что же говорить о художниках, идеологически чуждых правящей партии! Несмотря на эту чуждость, нормально ли, чтоб они молчали? А молчат такие крупные художники слова, как Ф.Сологуб, Макс. Волошин, А.Ахматова. Жутко сказать, но если бы сейчас у нас явился Достоевский <…>, то и ему пришлось бы складывать в свой письменный стол одну за другою рукописи своих романов с запретительным штемпелем Главлита»*.

Эта эпоха отражена в залах выставки, где были показаны не только материалы, связанные с жизнью Горького и организацией Союза советских писателей, но и в прямом смысле слова угол, представляющий метафору безбытности Цветаевой, Мандельштама и Ахматовой, признавшейся однажды: «Все свои стихи я написала на подоконнике или на краешке чего-то».

Кабинет писателя — это отдельная тема. Посетители побывали в четырех «кабинетах»: А.Н.Толстого, А.А.Фадеева, М.А.Булгакова и А.П.Платонова. Они образуют своеобразный лабиринт связей и сцеплений, в котором несложно запутаться.

Послевоенное время и недолгая «оттепель» представлены в следующих залах. Это период, с одной стороны, отмеченный развенчанием культа личности Сталина, а с другой — практически сразу же начавшейся кампанией по борьбе с инакомыслием, с преследованием писателей и их высылкой за границу, появлением «самиздата» и «тамиздата» — подпольным распространением запрещенных в СССР произведений. Не секрет, что музейные предметы зачастую сами определяют известные экспозиционные решения. Так произошло и с представлением литературного процесса в Советской России и за рубежом в 1960–1970-е: протоколы многочисленных заседаний и процессов, участники которых осуждали пишущих — от Пастернака до Солженицына, — в своей массе создают впечатление плоского, безжизненного пространства; объем возникает над этой плоскостью — в витрине, где собраны яркие образцы «тамиздата», от Ахматовой и Булгакова до Солженицына и ставших знаковыми для эпохи журналов «Синтаксис» и «Континент», на страницах которых существовала живая литература. Через «самиздат» и «тамиздат» прошли И.А.Бродский, А.И.Солженицын, В.П.Аксёнов, А.Т.Гладилин, Г.Н.Владимов, А.А.Галич и многие другие.

На выставке также представлены две условные писательские библиотеки: официальной и официозной литературы — в рабочем пространстве и неофициальной, запрещенной, однако оставшейся в веках, — в гостиной дома.

Особое место занимал рабочий кабинет А.Т.Твардовского, возглавлявшего до февраля 1970 года журнал «Новый мир» и сумевшего, помимо прочего, напечатать в 1962 году повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — одно из первых официально опубликованных произведений, посвященных лагерной теме.

Выставку замыкало пространство, посвященное личности замечательного поэта и функционера К.М.Симонова, чередовавшегося с Твардовским на посту главного редактора «Нового мира» и участвовавшего в кампании против М.М.Зощенко и А.А.Ахматовой в Ленинграде, в травле Б.Л.Пастернака, в написании письма против А.И.Солженицына. Но при этом именно Симонов стал инициатором реконструкции выставки «20 лет работы В.В.Маяковского» в Государственном литературном музее и способствовал возвращению читателям романов И.Ильфа и Е.Петрова и «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова, открытию музея А.А.Блока в Ленинграде...

Объединение писателей разных стилей и направлений осуществилось не только под эгидой Союза писателей, но и в прямом смысле — под одной крышей — в специально построенных писательских домах. Побывавший в СССР в 1962 году американский поэт Роберт Фрост после посещения писательского городка в Переделкине удивлялся, почему советские писатели живут колониями? Кажется, писатель должен жить среди народа.

Сначала писателям предоставляли комнаты в знаменитом Доме Герцена («Грибоедове») на Тверском бульваре, 25. Вскоре члены творческого союза получают возможность приобрести квартиры в доме на улице Фурманова (Нащокинский переулок), 3/5. Здесь жили М.А.Булгаков, В.Б.Шкловский, К.А.Тренев, В.Е.Ардов, С.И.Кирсанов, М.Залка... Здесь в ночь с 13 на 14 мая 1934 года был впервые арестован О.Э.Мандельштам...

Вступив в кооператив в Нащокинском, Булгаков обнаружил, что первым в списках на получение жилья значится далекий от литературы человек. На вопрос, в чем заслуга сего деятеля перед отечественной словесностью, писатель получил ответ совершенно в зощенковско-булгаковском духе: «Он достал для кооператива 70 унитазов».

В 1933 году в Переделкине появляется писательский городок. А с 1937 года начинается заселение огромного писательского дома в Лаврушинском переулке, 17. Здание было выстроено в том же году по проекту архитектора И.И.Николаева и достраивалось в 1948–1950 годах.

Эта «колониальная» ситуация сохранялась до относительно недавнего времени. В 1957 году на месте старых бревенчатых домиков на улице Черняховского был построен жилищно-строительный кооператив «Московский писатель» (д. 4). В начале 1960-х к нему добавились еще три дома ЖСК «Советский писатель», в результате чего образовался целый писательский квартал с собственной инфраструктурой: детским садом и поликлиникой литфонда.

Здесь жили А.Н.Арбузов, Р.Ивнев, Б.А.Ахмадулина, К.М.Симонов, В.С.Розов, А.А.Тарковский, А.А.Галич, В.Н.Войнович и множество других, известных и не очень, советских авторов. Изображению борьбы за получение более просторной квартиры в доме на улице Черняховского Войнович посвятил сатирическую повесть «Иванькиада».

* Что говорят писатели о постановлении ЦК РКП // Журналист. 1925. № 8-9. С. 30–31. Имеется в виду постановление, принятое 18 июня 1925 г. — «О политике партии в области художественной литературы».

А.П.Могилевский. Кабинет А.Н.Толстого. 1953. Бумага, акварель. ГЛМ

А.П.Могилевский. Кабинет А.Н.Толстого. 1953. Бумага, акварель. ГЛМ

А.А.Зильберштейн. А.Н.Толстой и М.Горький на Первом съезде Союза писателей СССР. Фрагмент. 1934. Бумага, тушь, перо. ГЛМ

А.А.Зильберштейн. А.Н.Толстой и М.Горький на Первом съезде Союза писателей СССР. Фрагмент. 1934. Бумага, тушь, перо. ГЛМ

Стол-бюро А.П.Платонова. Россия. 1900-е годы. ГЛМ. Фото И.Хилько. На стене — портрет А.П.Платонова работы М.Н.Ромадина (1967–1968)

Стол-бюро А.П.Платонова. Россия. 1900-е годы. ГЛМ. Фото И.Хилько. На стене — портрет А.П.Платонова работы М.Н.Ромадина (1967–1968)

А.П.Платонов. Ювенильное море: (Море юности). [До 1934]. Машинопись с авторскими пометами. Фрагмент. ГЛМ

А.П.Платонов. Ювенильное море: (Море юности). [До 1934]. Машинопись с авторскими пометами. Фрагмент. ГЛМ

Письменный стол А.А.Фадеева. Россия. Начало XX века. Карельская береза. ГЛМ. Фото И.Хилько.На стене — портрет А.А.Фадеева работы П.П.Кончаловского (1941)

Письменный стол А.А.Фадеева. Россия. Начало XX века. Карельская береза. ГЛМ. Фото И.Хилько.На стене — портрет А.А.Фадеева работы П.П.Кончаловского (1941)

Депутатский билет А.А.Фадеева. 1951. ГЛМ

Депутатский билет А.А.Фадеева. 1951. ГЛМ

Б.Л.Пастернак. Поздравительная телеграмма А.А.Фадееву. 21 декабря 1951 года. ГЛМ

Б.Л.Пастернак. Поздравительная телеграмма А.А.Фадееву. 21 декабря 1951 года. ГЛМ

Интерьер выставки. «Быт» военного времени. ГЛМ. Фото И.Хилько. Радиоприемник «6Н-1» (Воронеж, завод «Электросигнал». 1939); репродуктор-тарелка «Рекорд-3» (СССР. 1930-е гг)

Интерьер выставки. «Быт» военного времени. ГЛМ. Фото И.Хилько. Радиоприемник «6Н-1» (Воронеж, завод «Электросигнал». 1939); репродуктор-тарелка «Рекорд-3» (СССР. 1930-е гг)

А.Г.Тышлер. Портрет А.А.Ахматовой. Фрагмент. Ташкент. 1943. Бумага, карандаш, уголь. ГЛМ

А.Г.Тышлер. Портрет А.А.Ахматовой. Фрагмент. Ташкент. 1943. Бумага, карандаш, уголь. ГЛМ

Чемодан с вещами Виктора Платоновича Некрасова. ГЛМ. Фото И.Хилько. Пачка сигарет «GAULOISES CAPORAL» (Франция. Середина XX в.); маскировочные брюки В.П.Некрасова (1942–1943); осколок снаряда, привезенный В.П.Некрасовым из окопов Сталинградской битвы (1942–1943); титул книги В.Некрасова «В жизни и в письмах» (М.: Советский писатель, 1971); очки с очечником (Европа. 1970–1980-е гг.); фляжка (Англия. Середина XX в.); нож для открывания бутылок (СССР. 1960-е гг.); ручка фирмы «WEST GERMAN POINT» (Третья четверть XX в.); фотоаппарат «MINOLTA AUTOPAK 430Ex» (Япония. 1970–1980-е гг.)

Чемодан с вещами Виктора Платоновича Некрасова. ГЛМ. Фото И.Хилько. Пачка сигарет «GAULOISES CAPORAL» (Франция. Середина XX в.); маскировочные брюки В.П.Некрасова (1942–1943); осколок снаряда, привезенный В.П.Некрасовым из окопов Сталинградской битвы (1942–1943); титул книги В.Некрасова «В жизни и в письмах» (М.: Советский писатель, 1971); очки с очечником (Европа. 1970–1980-е гг.); фляжка (Англия. Середина XX в.); нож для открывания бутылок (СССР. 1960-е гг.); ручка фирмы «WEST GERMAN POINT» (Третья четверть XX в.); фотоаппарат «MINOLTA AUTOPAK 430Ex» (Япония. 1970–1980-е гг.)

О.Г.Верейский. Вид из окна дома А.Т.Твардовского в Красной Пахре. [1982]. Бумага, тушь, перо. ГЛМ

О.Г.Верейский. Вид из окна дома А.Т.Твардовского в Красной Пахре. [1982]. Бумага, тушь, перо. ГЛМ

Письменный стол А.Т.Твардовского из редакции журнала «Новый мир». 1960-е годы. ГЛМ. Фото И.Хилько

Письменный стол А.Т.Твардовского из редакции журнала «Новый мир». 1960-е годы. ГЛМ. Фото И.Хилько

Письменный стол К.М.Симонова работы В.Е.Татлина. Вторая половина XX века. ГЛМ. Фото И.Хилько

Письменный стол К.М.Симонова работы В.Е.Татлина. Вторая половина XX века. ГЛМ. Фото И.Хилько

Удостоверение члена Правления Союза писателей СССР К.М.Симонова. 15 мая 1968 года. За подписью К.Федина

Удостоверение члена Правления Союза писателей СССР К.М.Симонова. 15 мая 1968 года. За подписью К.Федина

К.М.Симонов. План воссозданной в ГЛМ в 1973 году выставки В.В.Маяковского «20 лет работы». Автограф. ГЛМ

К.М.Симонов. План воссозданной в ГЛМ в 1973 году выставки В.В.Маяковского «20 лет работы». Автограф. ГЛМ

П.Г.Антокольский и В.А.Луговской. Середина 1950-х годов

П.Г.Антокольский и В.А.Луговской. Середина 1950-х годов

Ю.Н. и Л.Б. Либединские с детьми. Лаврушинский переулок, 17. Начало 1950-х годов

Ю.Н. и Л.Б. Либединские с детьми. Лаврушинский переулок, 17. Начало 1950-х годов

Л.Б.Либединская в московской квартире. 2000-е годы

Л.Б.Либединская в московской квартире. 2000-е годы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru