Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 126 2018

Людмила Марц

Скульптор из времени «оттепели»

Выставка произведений скульптора Юлии Устиновой продолжает традицию журнала «Наше наследие» знакомить с творчеством интересных, талантливых, но подчас мало известных художников, возвращая тем самым их имена в историю отечественной культуры.

Юлия Устинова родилась в 1936 году в Москве, в Дмитровском переулке близ Петровки. Ее отец, деятель Коминтерна, в 1938 году был арестован и расстрелян.

Ее жизнь — как «магический кристалл», сквозь который можно увидеть судьбу поколения рожденных в 1930-х, чье детство пришлось на тяжелейшие военные годы, и уделом многих стала «безотцовщина». Еще страшнее была участь детей «врагов народа». Кто-то не выжил, многие сломались. И хотя для Юли отсутствие отца осталось навсегда колоссальной травмой, она не ожесточилась, из борьбы с самой собой вышла победителем. Должно быть, правда, что в творчество идут и для того, чтобы что-то изжить. И не случайно тема детства, ее боль стала основной в ее искусстве.

Семье удалось выжить во многом благодаря помощи сестры матери. Выпускница Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ), она оставила мужа, профессора МГУ, чтобы не портить его карьеру, и безоглядно посвятила себя заботе о двух девочках-племянницах. В ее соседней, такой же, как у них, семиметровой комнатке одна стена была сплошь увешана иконами. Не раз любовно и благодарно обращалась скульптор Устинова к образу своей «тети Клавы», а иконографическая пластика впоследствии своеобразно сказалась в ее скульптурных произведениях.

Юля смогла поступить в замечательную Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), принеся на просмотр коробку с фигурками животных, вылепленными из хлеба. На занятия в Лаврушинский переулок ходила пешком, а выданные ей на трамвай одиннадцать копеек экономила для поездок на лекции по истории искусства А.А.Губера в МГУ.

Затем был Суриковский институт, где ей повезло с наставниками: рисунок преподавал Дмитрий Жилинский, а скульптуру — Андрей Древин. Сын прекрасных художников А.Древина и Н.Удальцовой, блестящий профессионал, «педагог от Бога», Андрей Древин воспитал многих выдающихся скульпторов-шестидесятников. Везение продолжалось и дальше, после окончания института. В 1966 году Древин ввел Юлю Устинову в мастерскую Н.А.Лавинского, ставшую с послевоенных 1940-х годов неформальным учебным и духовным центром, своеобразным оплотом матвеев-ских традиций, чрезвычайно притягательным для творческой молодежи.

Формирование художника продолжалось и в Доме творчества имени Д.Н.Кардовского в Переславле-Залесском, где неоднократно работала Юля Устинова и где впоследствии сама не раз бывала руководителем собиравшихся там групп скульпторов со всей страны.

Там же, в деревне под Переславлем, был куплен дом, где они с мужем Николаем Устиновым, одним из мэтров российской книжной графики, одноклассником по художественной школе, прожили, «как одна душа», более 50 лет. «Я ее взял стихами, читал ей сонеты Шекспира, а в ритме качелей — “Вересковый мед”», — вспоминает Николай, знаток литературы и поэзии, способный читать стихи без устали.

Как творческая личность Юлия Устинова органично вошла в художественную жизнь 1960-х, освободившуюся к тому «оттепельному» времени от прежних штампов и стереотипов, со своей тематикой, с острым интересом к человеку-современнику, готовая к формотворческим пластическим исканиям.

Лаконизм и строгость композиционных построений, образная выразительность представленных на выставке небольших скульптур, созданных «для себя», пробуждают острое ощущение времени, пронзительную память детства. Стайка детей, прильнувших к женщине, ищущих в ней защиты то ли от воздушной тревоги, то ли от детдомовского сиротства. Композиционные портреты матери и тетки, в которых считываются стоические образы целого поколения женщин, прошедших лихолетье войны, переживших годы репрессий. А рядом фантазийные, яркие сказочные сюжеты и библейские темы: «Встреча Марии и Елизаветы» и напряженные, неожиданные по решению варианты «Возвращения блудного сына». Камерное пространство выставочного зала не позволило, к сожалению, показать крупномасштабные произведения, скульптурные портреты близких ей по духу Рахманинова, Маяковского, Толстого, как не могли войти в экспозицию и ее многочисленные монументальные работы.

Та же одухотворенность, выверенность композиционных решений видна в прекрасных натурных рисунках — пейзажах, выполненных графитным карандашом, поражающих филигранным графическим мастерством и особой монументально-лирической величавостью, свойственной жизнеощущению этого мастера.

Юлия Устинова

Юлия Устинова

Дети. 1941 год. 1996. Шамот

Дети. 1941 год. 1996. Шамот

Встреча Марии и Елизаветы. 2001. Шамот

Встреча Марии и Елизаветы. 2001. Шамот

Облака. 2010. Бумага, карандаш

Облака. 2010. Бумага, карандаш

Закат. 2009. Бумага, карандаш

Закат. 2009. Бумага, карандаш

Тетя Таня. 1998. Дерево

Тетя Таня. 1998. Дерево

Блудный сын. 2001. Шамот

Блудный сын. 2001. Шамот

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru