Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 126 2018

Евгения Иньшакова

Евгений Иванов… Николай Харджиев…Владимир Маяковский

Предлагаемые читателю воспоминания Евгения Платоновича Иванова (1884–1967) «Маяковский в молодости» появились в собрании Государственного музея В.В.Маяковского в 1989 году. Передал их известный коллекционер, литературовед и исследователь авангарда, а также в течение многих лет член Ученого совета музея Николай Иванович Харджиев (1903–1996)1 — об этом свидетельствует запись в «Книге поступлений»2. И с этим событием связан некий парадокс. Достаточно познакомиться с пометами Николая Ивановича на машинописном экземпляре воспоминаний Е.П.Иванова, чтобы прийти в недоумение. Вот фрагмент самого начала «рецензии» Харджиева: «“Мемуары” Е.Иванова только засоряют о<тдел> р<укописей> Музея Маяковского. Подобное шарлатанское враньё нужно уничтожать. <...> Нужна предварительная экспертиза»3.

Спрашивается, каким образом Н.И.Харджиев «одной рукой» мог передавать материал в собрание музея, а «другой рукой» (пользуясь выражением М.Зощенко) не только писать отрицательную рецензию, но и прямо требовать уничтожения текста? Но факт остается фактом.

Сейчас уже сложно установить, когда Е.П.Иванов написал свои мемуары. Первые упоминания об их существовании относятся к ноябрю 1934 года. Тогда, на «Вечере смычки с рабочими-строителями метро», Иванов выступал с рассказом о своем знакомстве с В.В.Маяковским и его футуристическим окружением. Отметим, что это выступление состоялось за год до того, как Маяковский был объявлен «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи»4, — и до создания музея было еще далеко. Необъяснимо, почему из широчайшего круга своих знакомых как предреволюционного, так и послереволюционного периода Иванов выбрал поэта, жизнь и творчество которого, с точки зрения живущих в начале 1930-х, оценивались неоднозначно. Однако журналистское и писательское предвидение не помогло — воспоминания появились в музее спустя двадцать два года после смерти их автора, а уничтожающие критические замечания Н.И.Харджиева, о которых далее, заставляли исследователей относиться к ним с оттенком ироничного пренебрежения.

Евгений Платонович Иванов5 — журналист, этнограф, коллекционер, юрист (по первому образованию) — родился в Нижнем Новгороде. Его отец, начинавший свою карьеру мальчиком в винной лавке, сумел получить юридическое образование и стать владельцем нотариальной конторы. Мать — урожденная Суслова, двоюродная сестра А.П.Сусловой, музы Ф.М.Достоевского и В.В.Розанова, и Н.П.Сусловой, первой русской женщины-врача. В 1910 году семья переехала в Москву, где отец открыл нотариальную контору на Воскресенской площади. Сам же Е.П.Иванов избирает литературную стезю — печатается в московских журналах и пишет пьесы. В 1913–1914 годах он издает сатирический журнал «Театр в карикатурах». Благодаря этому изданию широкий круг московских обывателей познакомился с русскими футуристами, которым владелец предоставил возможность излагать свои эпатажные идеи на страницах журнала.

В 1915 году Е.П.Иванов поступает в Московский археологический институт, который оканчивает с отличием. Интерес к русской истории, быту развил в Иванове страсть к коллекционированию, а блестящее знание предмета позволило в изменившихся культурно-исторических условиях стать государственным экспертом по антиквариату, председателем совета научных экспертов и художников-реставраторов, специалистом по древним и декоративным тканям и коврам отдела товароэкспертиз Всесоюзной торговой палаты.

При более детальном ознакомлении с текстом воспоминаний нетрудно заметить, что автор часто обращался к своему изданию «Театр в карикатурах»; впрочем, Е.П.Иванов этого и не скрывает, обильно цитируя журнальные заметки. И сейчас, спустя столетие после описываемых им событий, перед нашими глазами предстают эпизоды давно канувшей в Лету эпохи, когда представители так называемого теперь «среднего класса» с удовольствием читают о скандальных выходках богемы, в среду которой уверенно вливаются и футуристы. В том числе благодаря тому, что не гнушаются публиковаться в бульварных изданиях, претендующих на статус юмористических (да простит нас покойный и глубоко почитаемый нами автор за столь нелестное мнение о его детище).

Наверное, самый важный вопрос, возникающий при ознакомлении с воспоминаниями: насколько соответствует истине заявление автора о близком, даже дружеском, его общении с В.В.Маяковским? Четыре шаржа и поэтические посвящения поэта мемуаристу, сохранившиеся в альбоме Е.П.Иванова, казалось, свидетельствуют об этом. То, что Е.П.Иванов знал В.В.Маяковского, встречался с ним, общался с поэтом, помогал материально (даже если это был просто «завтрак» или «чай»), — неоспоримая правда, с которой, как видно из ревнивых и резких комментариев, нелегко смириться придирчивому рецензенту. Это был один круг московской богемы, объединившей в своей среде таких разных персонажей, как журналист, издатель бульварного журнала, и гениальный поэт. Это была одна культурно-историческая среда, одно время — предвоенное, предреволюционное — яркое, многообещающее и во многом жестоко обманувшее своих детей; и Владимир Маяковский, неразрывно связанный с этим временем и так нетерпеливо шагнувший навстречу будущему, в воспоминаниях Е.П.Иванова превращался в некую эпическую фигуру, далекую от своего реального прототипа.

Воспоминания Е.П.Иванова впервые публикуются полностью6 по оригиналу, хранящемуся в Государственном музее В.В.Маяковского. Отрывок из воспоминаний был напечатан в сборнике «Маяковский продолжается» (Сборник научных статей и публикаций архивных материалов. Выпуск 1. М., 2003. С. 18–20). Единственный сохранившийся экземпляр, как уже было отмечено, несет на себе многочисленные пометы Н.И.Харджиева. Текст буквально испещрен подчеркиваниями, вопросами, вопросами и восклицаниями, перечеркиваниями и прочими выражениями возмущения пристрастного рецензента. Воспроизводим лишь некоторые из них, а также все словесно оформленные замечания. Пометы Н.И.Харджиева даются в квадратных скобках в виде вставок меньшего шрифта; пояснения публикатора выделены курсивом.

Конечно, таким способом нельзя передать всей полноты отношения Харджиева к рецензируемым им воспоминаниям: для этого надо было бы или издавать рукопись факсимильно, или использовать форму, примененную текстологами, например, при издании заметок Пушкина на полях сочинений Батюшкова или Вяземского... К сожалению, в данной журнальной публикации мы не можем себе этого позволить.

Тексты печатаются по современной орфографии и пунктуации, с сохранением авторских особенностей; косые скобки везде заменены на круглые; редакторские конъектуры даются в угловых скобках; явные ошибки (описки) исправляются без оговорок. Напечатанное на машинке, а не написанное от руки имя автора в конце текста воспоминаний («Е.П.Иванов») опускаем.

Примечания:

1 См. посвященную Н.И.Харджиеву, а также его многострадальному архиву публикацию директора РГАЛИ Т.М.Горяевой в последнем номере «Нашего наследия» (№ 125. С. 18–31).

2 «24.04.1989. 31019 Иванов Е.П. Воспоминания о Маяковском. Б.д. 44 с. С пометами Харджиева» (ГММ. Книга поступлений № 27742–32512). Помимо воспоминаний Е.Иванова в тот раз Харджиев передал автографы Д.Бурлюка, Н.Асеева (стихи) и письмо В.Чекрыгина Н.Пунину 1920 г. со своими пометами.

3 ГММ. КП-31019. Л. 1об.

4 Записка И.В.Сталина Н.И.Ежову (резолюция на письме Л.Ю.Брик Сталину от 24 ноября 1935 г.).

5 «Наше наследие» в одном из ранних номеров уже помещало его краткий биографический очерк, а также отрывки из его замечательной работы «Красное крылатое словцо» (1988. № 5. С. 70–77).

6 Исключены тексты двух известных стихотворений Маяковского, приводимые мемуаристом (см. далее); пропуски отмечены купюрами.

В.А.Родченко, Н.И.Харджиев и С.Я.Сенькин на выставке Л.Лисицкого в Библиотеке-музее В.В.Маяковского. Москва. 1962. Желатино-серебряный отпечаток. ГММ

В.А.Родченко, Н.И.Харджиев и С.Я.Сенькин на выставке Л.Лисицкого в Библиотеке-музее В.В.Маяковского. Москва. 1962. Желатино-серебряный отпечаток. ГММ

Л.Ф.Жегин. Портрет В.В.Маяковского. 1913. Холст, масло. ГММ

Л.Ф.Жегин. Портрет В.В.Маяковского. 1913. Холст, масло. ГММ

«Рецензия» Н.И.Харджиева на обороте первого листа воспоминаний Е.П.Иванова. [1950–1989]. Автограф. ГММ

«Рецензия» Н.И.Харджиева на обороте первого листа воспоминаний Е.П.Иванова. [1950–1989]. Автограф. ГММ

Первый лист воспоминаний Е.П.Иванова о В.В.Маяковском с пометами Н.И.Харджиева. [1930–1950-е годы; 1989]. Машинопись с правкой. ГММ

Первый лист воспоминаний Е.П.Иванова о В.В.Маяковском с пометами Н.И.Харджиева. [1930–1950-е годы; 1989]. Машинопись с правкой. ГММ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru