Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 125 2018

Людмила Савинская

Первая общедоступная картинная галерея России

Картинная галерея Голицынской больницы в Москве

О картинной галерее Голицынской больницы известно, на первый взгляд, немало. Несмотря на то что галерея просуществовала непродолжительное время, с 1810 по 1817 год, она оставила значительный след в художественной жизни Москвы и в истории коллекционирования в России. Это была первая публичная, общедоступная картинная галерея России; и это был единственный значительный художественный центр Москвы, выполнявший важную роль в воспитании и образовании людей из разных слоев общества. Сохранившееся до наших дней здание картинной галереи входит в архитектурный комплекс Голицынской больницы. В наши дни это Городская клиническая больница № 1 имени Н.И.Пирогова, постройки которой расположены вдоль Ленинского проспекта (дом 8). Корпус, где размещалась картинная галерея, стоит и по сей день. На фасаде здания установлена мемориальная доска в память о первой в Москве публичной картинной галерее. Как достопримечательность Москвы, галерея привлекала внимание многих авторов, оставивших ее описания, однако даже в публикациях последних лет очень поверхностно говорится о произведениях, выставленных в ней. Исследования архивных материалов позволили составить более ясную картину истории формирования собрания, бытования и распродажи картин галереи, а также установить или уточнить происхождение целого ряда произведений.

Историография картинной галереи Голицынской больницы невелика. Ее основу составляют две публикации М.С.Гастева и И.И.Сейделера1, посвященные истории Голицынской больницы, включающие материалы о создании и распродаже картинной галереи. Ценные сведения об отдельных произведениях содержат публикации П.П.Свиньина2 и А.Н.Андреева3. Они использованы А.Чаяновым при описании московских частных собраний XIX века4. Этими немногочисленными источниками пользуются все авторы изданий более позднего времени: Н.М.Полунина, А.И.Фролов5, С.Р.Долгова6. Основные архивные материалы о собраниях картин Д.М. и А.М. Голицыных, составивших картинную галерею Голицынской больницы, хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, фонд Голицыных, № 1263) и в Отделе рукописей Государственного Эрмитажа, куда они поступили после покупки Эрмитажем в 1886 году Голицынского музея в Москве. В ОР ГЭ находятся также рукописные каталоги собраний Д.М.Голицына7 и А.М.Голицына8.

Основатели галереи — двоюродные братья Голицыны: вице-канцлер Александр Михайлович (1723–1807) и чрезвычайный посол в Вене Дмитрий Михайлович (1721–1793). Картинная галерея входит в архитектурный ансамбль больницы, инициатором возведения которой был князь Д.М.Голицын. Его деятельность на посту русского посла в Вене — уникальное явление в истории международных художественных связей и коллекционирования. Более 30 лет он прожил в столице Австрийской империи, где снискал широкую известность и любовь за свою благотворительность и покровительство ученым и художникам. Живописное собрание Д.М.Голицына подробно освещалось на страницах журнала «Наше наследие»9.

Идея создания в Москве больницы связана с его единственной супругой, Екатериной Дмитриевной, рожденной Кантемир, скончавшейся в Париже в 1761 году. Вместе они прожили более десяти лет. По завещанию Екатерины Дмитриевны был составлен проект нового лечебного заведения. Дмитрий Михайлович в 1769 году намеревался «построить на Москве каменный за городом пристойный дом, назвав шпиталь “Екатерина”», «для больных… без платы и содержать немощных пищей, постелями, топлением, и всем протчим нужным безденежно…»10. До конца своей жизни он так и не осуществил этого замысла. Д.М.Голицын скончался в Вене 19 сентября 1793 года и был похоронен на своей вилле Предигштуль (Predigstul). Детей у него не было, и по завещанию душеприказчиками назначались его двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны; и два племянника: Николай Петрович и Сергей Петрович Румянцевы — известные государственные деятели, представители просвещенной российской аристократии, которые и должны были исполнить его волю — учредить в Москве больницу. На строительство и содержание больницы Дмитрий Михайлович среди прочего назначал «920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами»11. Позднее исполнение завещания душеприказчики возложили на одного А.М.Голицына. В завещании князя особо отмечалось: «Повелеваю отдать двоюродному брату моему господину обер-камергеру князю Александру Михайловичу Голицыну <…> все мои картины, эстампы и рисунки, большие порцелиновые вазы, бронзою оправленные, две поясные, мраморные статуи…»12. Подтверждением исполнения воли Дмитрия Михайловича стал «Каталог картин, отправленных из Вены, находящихся теперь в Галерее вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына в Москве»13.

Александр Михайлович Голицын — сын генерал-адмирала Михаила Михайловича Голицына Меньшего, как и двоюродный брат, начинал службу по дипломатической части: вначале в Голландии в 1742–1749 годах, затем в 1755–1762 годах — во Франции, в 1762 году — в Англии. По возвращении в Россию 9 июля 1762 года он был назначен Екатериной II вице-канцлером и в этой должности оставался до 2 апреля 1775 года. В 1765 году он был принят в почетные члены Петербургской академии художеств. Выйдя в отставку, в 1778 году покинул Петербург и жил в Москве, занимался благотворительной деятельностью, был «почетным опекуном Воспитательного дома и попечителем Павловской больницы»14.

Среди документов, связанных со строительством больницы и созданием при ней картинной галереи, особое место занимает текст генерального плана больницы, утвержденный в Петербурге 6 марта 1794 года Екатериной II: «Покойный действительный тайный советник князь Голицын, отличивший себя в жизни долговременным усердным служением отечеству, оказал наконец и отличную любовь к оному, оставя духовным его завещанием знатный капитал на заведение в Москве больницы. Родственники покойнаго и исполнители последней воли его Наш обер-камергер князь Александр и брат его князь Михайла Голицыны представили Нам на утверждение генеральный план сея больницы, который Мы удостоив конфирмации Нашей, препровождаем его к вам в оригинале, соизволяя чтоб оный произведен был в действо, и чтоб сие толико полезное и Богу угодное заведение сохраняемо было на вечные времена в ненарушаемости. Впрочем объявите помянутым князьям Голицыным Наше благоволение, с каковым и к вам пребываем всегда благосклонны. На подлинном подписано собственною Ея Императорскаго Величества рукою — Тако Екатерина в С.П.бурге марта 6-го 1794 года»15.

Из представленных пунктов плана отметим следующие: «1-е. Для помещения больных до пятидесяти человек, а потом смотря по ценам вещей и доходу умножать оное, выстроить приличной и спокойной каменной и прочной дом, со всеми к оному принадлежностями <…> 2-е. Внутри оного для всегдашняго исправления Божественной Службы поставить церковь с приличным украшением, утварью, книгами и протчим. <…> 7-е. Все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечимы в сей больнице будут без денежно, как иностранные, вольные, так монашеского и духовного чина, кроме господских и достаток имеющих людей <…> 8-е. Больница сия имеет состоять под начальством и управлением Главного директора родственника и однофамильца покойного основателя, имеющего пребывание свое в Москве, начиная теперь обер-камергером Князем Александром Голицыным, которой при жизни своей должен назначить себе достойного и способного к сему званию преемника, и так далее. <…> 11-е. На содержание означенного заведения взносится на вечные времена в Императорский Московский воспитательный дом от шести до семи сот тысяч рублей с ежегодным получением со ста по пяти процентов вперед, шестой же оставляется в подаяние дому»16. К больнице также был приписан ряд деревень, принадлежавших Голицыным, из которых набирался штат служителей и поступал денежный доход. На основании утвержденного императрицей генерального плана для строительства больницы в мае 1795 года была куплена земля близ Донскогомонастыря, принадлежавшая барону Строганову17. Документы на приобретение земли утверждены в Московском губернском правлении 16 мая 1795 года18.

Сведения, опубликованные С.Р.Долговой вслед за автором текста в юбилейном издании «100 лет Голицынской больницы в Москве» и использованные в позднейших публикациях, о том, что «возведение первых корпусов больницы возглавил известный русский архитектор В.И.Баженов, а непосредственно наблюдал за постройкой выдающийся зодчий Матвей Казаков»19, не находят документального подтверждения. Еще в 1841 году в публикации М.С.Гастева отмечается: «План, фасад больницы составил и постройку производил архитектор М.Ф.Казаков. Постройка началась, главного корпуса в 1795 г., других после, в разные годы»20. В Эрмитаже (ОИРК) хранятся два альбома с чертежами Голицынской больницы. Под одним из них имеется надпись: «Оную больницу прожектировал и строение производил арх. М.Казаков». Чертеж фасада здания больницы со стороны парка архитектора М.Ф.Казакова хранится также в Государственном историческом архиве в Петербурге21.

Закладка здания больницы состоялась 20 июля 1796 года22. Строительство больницы между Калужской улицей и Москвой-рекой велось до 1802 года; тогда возник гармоничный архитектурный ансамбль. Казаков умело использовал рельеф окружающей местности, создав на большом участке дворцово-парковый ансамбль в стиле неоклассицизма. Перед зданием больницы находится парадный двор, а боковые флигеля выходят на красную линию улицы. Центр протяженного двухэтажного здания выделен ротондой церкви под сферическим куполом. Ее портик в центре организует протяженный фасад. Со стороны парка от здания к берегу Москвы-реки спускаются террасы со стрижеными деревьями и цветочными клумбами. Такой пейзажный вид на Голицынскую больницу запечатлен на акварели Матвея Матвеевича Казакова (1781–1819)23, среднего сына архитектора Казакова. Голицынская больница — одно из лучших творений Матвея Федоровича Казакова (1738–1812) — стала его последним осуществленным проектом24. В год окончания постройки больницы он вышел в отставку.

Встает вопрос: где размещались картины, перевезенные в Москву из Вены? Известно, что Александр Михайлович, живший на Тверской, чтобы находиться ближе к строившейся больнице, возвел загородную усадьбу на Девичьем поле (снесена до конца 1880-х). Владение состояло из 14 небольших построек, размещавшихся между Девичьим полем и Оболенским переулком25. В городе Александр Михайлович имел дворец «в Тверской части 3-м квартале под № 192 между Тверской и Никитской у Успения на врашке»26. Для его реконструкции он привлекал М.Ф.Казакова. Трехэтажное здание с высокими окнами второго парадного этажа располагалось в глубине двора и имело Г-образную форму, торцом флигеля выходя на красную линию улицы. Парадная анфилада залов дворца заканчивалась входом в протяженный зал, находившийся в угловом флигеле и имевший одну протяженную глухую стену и противоположную стену с окнами. Из всех залов это помещение наиболее подходит для размещения картинной галереи.

В конце 1800 года Москву посетила знаменитая французская портретистка Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842). В своих воспоминаниях она описывает обед у князя Голицына, где, «прежде чем сесть за стол, имела удовольствие обозреть очень хорошую галерею, в которой, правда, прекрасные картины выдающихся мастеров находились вперемешку с картинами довольно посредственными»27. Хотя мемуаристка не указывает имени князя Голицына, владельцем такой галереи в Москве тогда мог быть только Александр Михайлович. Более 15 лет картины из собрания Д.М.Голицына находились у Александра Михайловича; были ли они объединены с его собственной галереей — неизвестно.

22 сентября 1801 года состоялось освящение церкви Св. царевича Димитрия28. Событие имело большой общественный резонанс. Церемонию посетил император Александр I с семьей29. В Москве проходили коронационные торжества; коронация императора состоялась неделей ранее (15 сентября 1801 года). На освящении присутствовало более 150 знатных гостей, цвет российской аристократии, известные государственные деятели, дипломаты, благотворители и коллекционеры разных поколений. Кроме представителей рода Голицыных и их близких родственников, среди них были князь Александр Борисович Куракин, княгиня Екатерина Романовна Дашкова, князь Николай Петрович Румянцев, граф Павел Александрович Строганов с супругой, барон Григорий Александрович Строганов, граф Николай Петрович Шереметев, князь Николай Борисович Юсупов, князь Иван Сергеевич Барятинский, Григорий Аполлонович Хомяков, Павел Никитич Каверин, а также Салтыковы, Остерманы, Воронцовы, Апраксины, Вяземские, Щербатовы, Нарышкины, Панины, Мятлевы, Головкины30.

15 мая 1802 года останки Д.М.Голицына, привезенные в Москву, были перезахоронены в склепе под алтарем церкви Голицынской больницы. Тогда же установили надгробие, выполненное в 1799 году скульптором Ф.Г.Гордеевым: саркофаг с восседающими женскими фигурами, символизирующими Щедрость и Веру. Венчает композицию бюст Д.М.Голицына работы венского скульптора Ф.Цаунера31.

Больница открылась 22 июля 1802 года, в день памяти Св. Марии Магдалины и тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны, покровительницы благотворительных и богоугодных заведений России. Спустя год на территории больницы началось строительство двухэтажного здания для картинной галереи. А.М.Голицын испрашивал разрешение на открытие галереи в Москве у императора Александра I, обратившись к нему с письмом, в котором сообщал: «Имея у себя знатное собрание оригинальных картин, скульптуры мраморной и бронзовыя литья фигур с их пьедесталами, которые яко редкости собирал я долговременно, получал случайно и от других, основателя больницы двоюродного брата князя Дмитрия Михайловича Голицына и приобретал оные не малым иждивением кои по охоте моей занимают и доставляют мне удовольствие, и которую знатоки картин ценят в пять сот тысяч рублей, оставляю я по смерти моей также при Голицынской больнице без раздробления по имеющемуся всему сказанному каталогу. Сие чиню я не столько для удовольствия желающих оныя видеть, сколько для пользы российских художников живописи в Москве обретающихся, кои не имея случая видеть хороших оригиналов, а паче для копирования, чем многие и ныне пользуются и чрез то приобретали лутчее познание и достигают в оном художестве успешно совершенства. На каковой конец избрал я при Голицынской больнице близ саду особое и приличное место, где уже и выстроил в черне каменной двухэтажной со сводами корпус, сделав в оном три Галлереи из коих в двух поместятся лутчия картины, а в третей по предложению моему заниматься будут художники копированием с оных»32. Упомянутый в тексте каталог картин хранится в Отделе рукописей Эрмитажа и представляет собой опись, объединяющую живописные коллекции двоюродных братьев.

Строительство «галлерейного корпуса» продвигалось медленно, и А.М.Голицыну не суждено было увидеть его завершение и открытие картинной галереи. Он скончался 13 октября 1807 года и похоронен под алтарем церкви Голицынской больницы33. Александр Михайлович не вступал в официальный брак и не имел прямых законных наследников. Во главе больницы встал его племянник, Сергей Михайлович Голицын, сын упомянутых выше Михаила Михайловича и Анны Александровны Голицыных. В это время он являлся «старшим в роде всех вообще Князей Голицыных, ныне существующих»34. 6 декабря 1807 года был издан именной указ Александра I о вступлении С.М.Голицына в управление Голицынской больницей35. В 1809 году Сергей Михайлович завершил строительство здания картинной галереи, стоимость которой составила 47 904 руб. 28 коп. ассигнациями36. Планы здания галереи после перестройки, выполненной около 1820 года, опубликовал в 1865 году И.И.Сейделер.

Картинная галерея занимала двухэтажное здание простой прямоугольной формы со входом в пристройке к торцовой части, оформленным четырьмя колоннами, поднятыми над цокольным этажом, и десятью окнами на каждой протяженной стороне помещения галереи. На первом, цокольном полуэтаже находились две анфилады вдоль фасадов, по три зала в каждой, с печами на центральной глухой стене. Второй этаж с высокими окнами разделялся на три помещения. С верхней площадки лестницы центральный вход вел в зал, занимавший по горизонтали всю ширину здания. Из него две симметрично расположенные двери выводили в протяженные галереи, в каждой с одной стороны находилась глухая стена, с другой — по восемь больших окон; напротив двери в конце галереи располагалось еще одно окно. Вверху гладкие стены украшал лепной карниз, потолок имел сводчатую (цилиндрическую) форму. Архитектура залов типична для помещений картинных галерей конца XVIII – начала XIX веков37.

В мае 1810 года галерея была открыта для посетителей разных социальных слоев, «кроме крестьян и в лапти обутых, совсем не понимающих изящности художества»38. Устанавливался регламент работы галереи: «Вход для публики по воскресным дням, а молодым художникам для копирования назначались особые дни и часы. <…> Для присмотра определен особый чиновник из художников живописи, с одним помощником и нужным числом служителей»39. Имя первого смотрителя галереи не установлено; в 1818 году ее смотрителем состоял А.Г.Дубровин40. Александр Григорьевич Дубровин (даты жизни неизвестны) — профессиональный живописец, с 1792 года он частным образом учился в Петербургской академии художеств, в 1807 году получил от Академии звание «назначенного». Известны его картины на исторические сюжеты и портреты41.

В галерее разместили 477 картин42, мраморные и бронзовые статуи и вазы, изделия из яшмы, происходившие из коллекций Д.М. и А.М. Голицыных. В 1810-х годах Картинная галерея Голицынской больницы была крупнейшим живописным собранием Москвы. Каждое из собраний имеет каталог картин. Следовательно, несостоятельными оказываются сожаления авторов словаря «Коллекционеры старой Москвы» о том, что «каталога собрания картин не существовало и выделить принадлежащие когда-то Дмитрию Михайловичу Голицыну картины из общего собрания Голицынской больницы невозможно»43. Безосновательно и заключение о том, что «большинство картин голицынского собрания бесследно исчезло»44.

Картинная галерея Голицынской больницы стала достопримечательностью Москвы. В 1814 году, летним воскресным днем, Голицынскую больницу посетили Г.Р.Державин и В.Л.Пушкин, они отстояли службу в церкви и поклонились «бюсту основателя». О ней как о «признаке истинного просвещения» и человеколюбия упоминает М.Н.Загоскин в записках «Москва и москвичи» (1842)45, а драматург С.П.Жихарев в «Дневнике студента» отмечает: «Сказывали, что эта неоцененная галерея когда-нибудь поступит в продажу, ибо считается мертвым капиталом. Многие охотники до картин острят зубы»46.

В 1812 году, когда Москва была занята французами, Голицынская больница и ее картинная галерея не пострадали. И.И.Сейделер сообщает, что еще до Бородинского сражения «церковная утварь, ризница, запасное больничное белье и все картины были помещены, в последних числах августа, в 4 кладовыя, находящиеся в нижнем и верхнем этажах флигелей, расположенных по правую и левую стороны главного корпуса, двери кладовых заделаны кирпичем и заштукатурены под лице корридорных стен, так что нельзя было заметить нахождение кладовых»47. При вступлении французских войск в Москву «вице-король итальянский Евгений прислал охранительный корпус для больницы»48, и она стала убежищем для многих лишившихся при пожаре своего жилья и оставалась главной для раненых. В ней оказывали помощь офицерам французской и русской армий. С.М.Голицын в это время находился в Казани, и когда в ноябре 1812 года вернулся, то «в Москве, обратившейся в пепелище, стояла его больница, благодаря благоразумным распоряжениям Цынгера (эконом. — Л.С.) и присутствию духа Анкудинова (помощник эконома. — Л.С.) и аптекаря Винтера, невредима; все внутри здания находящееся не было ни разграблено, ни расхищено»49.

В 1813–1814 годах в больнице значительно увеличилось количество принимаемых больных (до 114). По просьбе С.М.Голицына 18 апреля 1816 года больница поступила под покровительство императрицы Марии Федоровны. Она приезжала навещать больных, дарила в церковь ризы на иконы, а для больницы «ящик отличных хирургических инструментов»50. Больницу неоднократно посещали император Александр I и великий князь Николай Павлович. В том же 1816 году, сообщает Сейделер, было решено использовать для так называемых летних палат (летняя мужская больница) здание Картинной галереи, а «сумма, вырученная от продажи картин, могла бы служить на издержки для больных. 28 ноября 1816 г. последовало высочайшее разрешение продавать картины с аукционного торга»51.

Начавшиеся аукционные торги на ближайшие три года стали главным событием в жизни Москвы — событием беспрецедентным. Эта распродажа волновала многих в Первопрестольной и за ее пределами, привлекая к сокровищам галереи широкий круг любителей и коллекционеров. Впервые на российский художественный рынок поступало столь обширное собрание живописи, содержащее значительное число произведений высокого художественного уровня.

С 20 февраля 1817 по 29 декабря 1819 года на 28 аукционных торгах и заключительной лотерее было продано порядка 450 картин (по разным подсчетам, 445–451). По поводу распродажи галереи журналист, художник и коллекционер Павел Петрович Свиньин писал: «Нельзя не пожалеть об утрате сей галереи: быв публичною и полною, она была весьма полезна для образования художников…»52 Там же — в журнале «Отечественные записки» за 1820 год — он упоминает важный, упущенный в более поздних публикациях факт. Речь идет о коллекции князя Михаила Михайловича Голицына (1731–1806) — одного из упомянутых выше душеприказчиков, которая «отказана им была больнице, но в прошлом году (т.е. в 1819-м. — Л.С.) частию продана с аукциону, частию розыграна в лотерею»53.

Примерно половину картин галереи составляли произведения из собрания Д.М.Голицына. «Каталог картин, отправленных из Вены»54, содержит довольно полную информацию о произведениях и позволяет документально подтвердить их принадлежность собранию Дмитрия Михайловича Голицына. Каталог мог быть подготовлен между 1793-м — годом смерти Д.М.Голицына — и 1801-м — годом освящения Голицынской больницы. Он составлен на французском языке по систематическому принципу и состоит из двух частей: в первой картины систематизированы по алфавиту сюжетов, во второй — по алфавиту художников. В каталоге указаны: номер картины, название, автор, материал и размер, что дает возможность точно идентифицировать произведения. Всего в каталог включено 297 произведений: 290 картин маслом, пять миниатюр, одна пастель и одна гуашь. Отметим, что А.Чаянов в описании собрания Д.М.Голицына указывает другое количество работ — 323 картины55, а А.Н.Андреев пишет, что она состояла «более чем из 500 первоклассных художественных произведений живописи»56, явно объединяя две коллекции двоюродных братьев.

Состав картинной галереи Д.М.Голицына в целом соответствовал художественным вкусам коллекционеров второй половины XVIII века. Это одно из тех собраний, в которых произведения, объединявшие мастеров «во фламандском вкусе», преобладали над работами итальянских художников. Однако главная особенность собрания — коллекция картин художников, непосредственно связанных с Веной и австрийской школой живописи. Ни один русский коллекционер того времени не проявил такого интереса к мастерам живописных школ, находившихся на периферии основных художественных процессов XVIII столетия и малоизвестных широкому кругу ценителей искусства. Подавляющее большинство произведений собрания Дмитрия Михайловича (около 170) принадлежит мастерам северных школ: голландской, фламандской, немецкой. Наибольшим числом произведений представлена голландская школа (более 60), лишь незначительно ей уступает итальянская, затем следуют фламандская, немецкая и австрийская, французская.

В каталоге фламандская школа представлена произведениями художников XVI–XVIII веков, наиболее полно — мастеров XVII столетия. Среди работ фламандской школы многие приписаны великим художникам: Рубенсу, Ван Дейку, Йордансу. Все шесть работ Рубенса, если основываться на их названиях, по нашему мнению, являются копиями с известных произведений мастера. Среди произведений начала XVII века отметим пейзажи Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и Йоса Момпера, а также жанровые картины Давида Тенирса Младшего, любимого коллекционерами того времени.

Ряд произведений из собрания Дмитрия Михайловича поступил в 1928 году в московский Музей изящных искусств в составе коллекции Д.И.Щукина, в том числе картина Антониса Ван Дейка «Купидон». Она включена в каталог картин Д.М.Голицына под № 244, и такое ее происхождение упоминается в списках собрания Д.И.Щукина57, там же имеется уточнение: «…не достов. ван Дейк», — что подтверждается атрибуцией (1998) К.С.Егоровой, поставившей авторство Ван Дейка под вопрос58. По мнению современных исследователей, картина представляет собой стилизацию, выполненную подражателем Ван Дейка в конце XVII – первой трети XVIII века59. Таким образом, в провенанс картины можно внести уточнение: она происходит не из коллекции Ю.А.Головкина (как указано в полном каталоге фламандской живописи ГМИИ 1998 года), а из собрания Д.М.Голицына. Она была разыграна в лотерею картинной галереи Голицынской больницы с оценкой в 400 рублей и поступила в 1819 году в собрание Н.С.Мосолова-старшего60; из собрания Мосоловых ее и приобрел Д.И.Щукин.

Разнообразием имен и жанров отличается и голландская часть коллекции, свидетельствующая о хорошей осведомленности собирателя о ведущих живописцах XVII века. Кроме картин Рембрандта («Портрет женщины» и «Пишущий человек (Архитектор)») и учеников Герарда Доу и Герарда ван дер Экхаута, в каталоге перечислены исторические картины мастеров классицизирующего направления в голландской живописи второй половины XVII – начала XVIII века: Герарда де Лересса и Герарда Хута, а также популярного в XVIII веке Адриана ван дер Верфа. Разнообразно, многими работами представлены художники-пейзажисты: Ян ван Гойен, Якоб Исакс ван Рейсдал, Паулюс Поттер, Филипс Вауверман, Николас Берхем, Ян Бот, Хендрик Моммерс и другие. Многими работами представлены и знаменитые голландские мастера бытового жанра: Питер ван Лаар (Бамбоччо), Адриан ван Остаде, Габриэл Метсю, Виллем и Франс ван Мирисы. Отметим также натюрморт «Цветы» популярной художницы Рахели Рейсх и портреты работы Михила Янса ван Миревелта и Каспара Нетшера.

Итальянские картины представляют все основные школы XV–XVIII веков; среди авторов произведений — выдающиеся мастера: Рафаэль, Андреа дель Сарто, Тициан, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, Джулио Романо, Людовико и Агостино Карраччи, Гвидо Рени, Доменикино, Гверчино, Карло Дольчи, Карло Маратта, Сассоферато, Пальма Веккио, Якопо Бассано и другие.

Среди картин французской школы, перечисленных в каталоге, есть произведения Никола Пуссена («Венера и Амур», «Фигура художника») и Себастьяна Бурдона («Святое семейство»), но лучшую часть французской коллекции составляют портреты, написанные по заказу Дмитрия Михайловича Ж.М.Наттье, А.Росленом, Ф.Г.Друэ-младшим, Л.М. ван Лоо.

Испанская школа, картины которой еще только начали проникать на европейский художественный рынок, у Голицына была представлена единственным полотном. В России того времени произведений испанской школы практически не знали, совсем немного их было даже в императорском собрании. Среди испанцев Бартоломео Эстебан Мурильо (1617–1682) единственный был тогда широко известен. Именно ему приписана картина из голицынского собрания «Два нищих, кушающих фрукты» (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева) — копия с картины Мурильо «Мальчики-нищие (Едоки дыни и винограда)» (около 1650) из Старой Пинакотеки в Мюнхене.

Несомненно, главное украшение собрания Д.М.Голицына — коллекция картин, созданных художниками, работавшими в Вене. Собрание Д.М.Голицына содержало 59 работ немецких и австрийских живописцев XVII и (в основном) XVIII веков. Этот раздел, безусловно, свидетельствует о разносторонности интересов князя и хорошем знании им художественной культуры Австрии и Германии. В коллекции были представлены картины почти всех знаменитых тогда художников: А.Р.Менгса, Я.Купецкого, Б.Деннера, Г.Фюгера, А.Брауна, П.Брандля, Х.В.Э.Дитриха, Иоганна Генриха и Филиппа Петера Роосов, Ф. де Паула Ферга, Х.Г.Шютца, А.Кверфурта, Я.Ф.Хаккерта, Ф.В.Тамма, К.Унтербергера и И.Гауцингера.

Состав коллекции раскрывает вкусы человека второй половины XVIII столетия. Князь Голицын, несомненно, обладал ученостью и тонким художественным вкусом, отражавшим характерные черты своего времени. Он следовал моде, царившей в аристократической европейской среде, но вместе с тем интересовался искусством художников немецкоязычных стран, где он провел бульшую часть своей жизни; судя по жанровому составу коллекции, он увлекался главным образом пейзажной живописью.

В настоящее время идентифицирован ряд картин из собрания Д.М.Голицына: Якоб Исакс ван Рейсдал «Речной пейзаж» (ГМИИ); Йос де Момпер «Гористый пейзаж с упавшим ослом» (ГЭ) и «Пейзаж с часовней на холме» (ГМИИ); Э. де Витте «Внутренний вид церкви» (ГМИИ); Ян Фейт «Охотничья добыча» (ГЭ); Балтазар ван ден Босх «Мастерская живописца» (ГЭ) и «Мастерская скульптора» (ГЭ); Пьер Жозеф Верхаген «Великодушие Сципиона» (ГЭ); Андриес Корнелис Ленс «Регул, возвращающийся в Карфаген» (ГЭ) и «Кориолан» (ГМЗ «Петергоф»), Герард Хут «Вертумн и Помона» (ГЭ); Хендрик ван Бален «Отдых на пути в Египет» (ГМИИ); Франц Иосиф де Паула Ферг — два «Приморских пейзажа» (ГЭ); Карл Андреас Рутхарт «История Товия» (ГЭ); Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих «Жертвоприношение Авраама» (ГЭ); Адам Браун «Обольститель» (Саратовский гос. художественный музей им. А.Н.Радищева); Мартин Фердинанд Квадаль «Автопортрет» (ГМИИ); круг Лудовико Джиминьяни (в голицынском каталоге Карло Маратта, затем — Пьер Сюблейра) «Крещение Константина Великого» (ГМУА); мастерская Паоло Веронезе (в каталоге Паоло Веронезе) «Отдых на пути в Египет» (ГМУА); Джованни Баттиста Ланджетти (в каталоге Сальватор Роза) «Св. Себастьян» (ГМИИ); Сальватор Роза «Истина» (частное собрание, Европа).

О собрании Александра Михайловича Голицына упоминает Якоб Штелин в «Записках об изящных искусствах в России»: «Г-н вице-канцлер князь Александр Михайлович Голицын начал собирать картины и благодаря своей корреспонденции выписывать из разных стран. В 1776 году Его сиятельство уже собрал такую большую коллекцию прекрасных картин знаменитых мастеров, что смог устроить пристойную галерею между своим кабинетом и библиотекой. Ее каталог см. <…>»61. Каталог в бумагах Я.Штелина отсутствует.

Сохранившаяся регулярная переписка А.М.Голицына с его двоюродным братом Д.М.Голицыным, послом в Вене, и Дмитрием Алексеевичем Голицыным, послом в Гааге, а также «Перечень цен, за которые были куплены некоторые картины»62 позволяют представить, каким образом создавалось собрание. Александр Михайлович увлекся коллекционированием только после назначения на должность вице-канцлера. Собрание формировалось довольно быстро в конце 1760-х – начале 1770-х годов. Основным источником были европейские аукционы, на которых доверенные агенты приобретали картины, заранее одобренные собирателем. Только в 1770–1771 годах для А.М.Голицына было приобретено и доставлено в Россию 47 картин. Наибольшее число работ куплено в немецких вольных городах, княжествах и королевствах: десять — в Регенсбурге63 и восемь — во Франкфурте-на-Майне64, а также шесть — в Дрездене65, две — в Страсбурге66, две — в Кельне67, одна — в Бонне68, одна — в Данциге69. Приобретались картины и в других европейских странах: в Швейцарии, в Берне (четыре картины)70; в Голландии, в Амстердаме (три картины)71 и Гааге (восемь картин)72; в Италии, в Венеции (две картины)73, и три пейзажа были заказаны Я.Ф.Хаккерту в Риме в 1774 году74. Художественные агенты князя находились в разных городах Европы: в Аугсбурге и Берлине — итальянский художник Грегорио Гульельми (с 1764 по 1773 год), которому покровительствовал Д.М.Голицын, способствовавший приглашению художника в Петербург; в Риме — воспитатель племянников Конрад Рене Кох; во Франкфурте — господин Фациус75. В 1780-х годах Д.М.Голицын, находясь в Вене, также активно сам пополнял собрание кузена, жившего в Москве.

В письмах к кузену Александр Михайлович представляет себя абсолютным дилетантом в области изобразительного искусства, но был ли он таковым в действительности? По долгу службы Голицын состоял в постоянной переписке с русскими послами в столицах европейских государств; через него шли сообщения для императрицы Екатерины II о продаже знаменитых французских собраний, в том числе коллекций Шуазеля, Троншена, Кроза, Браамкампа, ставших основой живописного собрания императорского Эрмитажа. Автором подробных писем был Дмитрий Алексеевич Голицын, посол в Гааге, знаток живописи и философ, друг Д.Дидро, автор трудов по геологии и физике, первый переводчик на русский язык жизнеописаний итальянских, фламандских и французских художников. Вице-канцлеру сообщали о работах, которые выполнял первый хранитель и реставратор императорских коллекций Лукас Конрад Пфандцельт (1716–1786), реставрируя попорченные во время перевозки морем картины из коллекции Брюля76. О поступающих на европейский рынок и приобретенных для вице-канцлера картинах писали посол во Франции И.С.Барятинский и А.С.Строганов, путешествовавший по Европе и долго живший в Париже.

А.М.Голицын был осведомлен и о подготовке по поручению Екатерины II первого каталога картин Эрмитажа (так называемый Каталог Миниха 1773 года)77. Описания многих картин для каталога, выполненные Д.А.Голицыным, пересылались Эрнсту Миниху через вице-канцлера. Отметим здесь, что характер сведений, представленных в Каталоге Эрмитажа 1773 года, аналогичен описаниям в каталоге картин А.М.Голицына. В голицынском каталоге, написанном на французском языке, указаны имя автора, название картины, ее размеры и материал живописи, также дается описание сюжета и содержатся краткие критические замечания о характере и качестве живописи, в ряде случаев — касающиеся атрибуции. В случае с обоими каталогами нельзя не согласиться с В.Ф.Левинсоном-Лессингом, что «эти замечания характеризуют составителя каталога как человека, несомненно хорошо разбиравшегося в материале и обладавшего серьезными знаниями <…> Каталог, являясь ценнейшим документом, внушает глубокое уважение к автору — его вкусу, осведомленности и работоспособности»78.

Особенность собрания А.М.Голицына заключалась также в том, что в него входили произведения, подаренные высокопоставленными особами европейских дворов, то есть своего рода дипломатические дары. Среди них отметим полотно «Деревенский праздник» Адриана ван Остаде (около 1652, ГМИИ), по сведениям П.П.Свиньина, подаренное королем Баварии и происходящее из Дюссельдорфской галереи79. Картина Луки Джордано «Исаак, благословляющий Иакова, подведенного к нему Ревеккой» — подарок неаполитанского короля. «Зефир и Флора» («Коронование Ариадны Вакхом», ГМУА) Франческо Амигони, по сведениям Штелина, была прислана в дар в 1768 году итальянским графом Натали80.

Позднее, когда, выйдя в отставку, Александр Михайлович с 1778 года жил в Москве, пополнение его собрания шло преимущественно за счет покупок и подарков его кузена, который регулярно посылал ему картины, рисунки, гравюры. Дмитрий Михайлович отправлял их с курьерами или знакомыми путешественниками, возвращавшимися в Россию. Обычно в письмах к брату он пользовался русским языком, обращаясь к французскому лишь при написании имен художников и описании картин: «Вена августа 7-го/18-го числа 1783. Милостивый Государь мой братец Князь Александр Михайлович! <…> …имею честь донести вам, что третьего дня отъехал отсюда чрез Варшаву и Смоленск в Москву Ассесор Господин Палицын, оный находился в Вене восемь месяцов сопутником и предводителем молодого князя Трубецкого, поручил я ему яко при надежной оказии доставить Вашему Сиятельству малый величины ящик с двумя преизрядными картинами l’un est peint sur le bois par Guillaume Miris, l’autre par Rottenhamer, я себя хочу льстить, что оные заслужат вашей апробации приятно вами приняты будут»81.

О получении картин Александр Михайлович подробно сообщал в Вену, с благодарностью отмечая большое значение такого рода подарков для пополнения его собрания: «Из Москвы 25-го Декабря 1783. М.Г.М. братец Князь Дмитрий Михайлович. <…> я по милости вашей столькими картинами снабжен, что я уже почти и места в моей Галерее не имею, где их поставить. То с одной стороны оное справедливо, ежели бы я свои картины не браковал и худыя и посредственныя из своего собрания не выкидывал, ставя на оные места ново преобретенныя лутчего достоинства, с другой же стороны я признаюсь, что я часто стыжусь, что вы делая удовольствие моему вкусу, способствуете моей охоте и я во взаимство не чего угодного вам отсюда переслать невсостоянии. Я и теперь с удовольствием повторяю мою вам благодарность как за две последние картины от вас ко мне в подарок присланные, так и за другие для меня вами купленные и которыми я очень доволен. Ваше Сиятельство имея вкус и знание, не можете худых картин мне доставлять и которые бы не достойны были занимать места в моей коллекции»82. Из приведенного отрывка письма следует, что происходили не только приращение коллекции, но и определенный отбор произведений: «худые и посредственные» браковались и, скорее всего, продавались.

Текст каталога коллекции А.М.Голицына предваряет пояснение, в котором содержится указание на то, что составлением его занимался г-н Фанцель (Пфандцельт), художник Ее Величества Императрицы83. Можно предположить, что составлялся каталог при участии Лукаса Конрада Пфандцельта, немецкого живописца, с 1743 года работавшего в Петербурге. В 1760–1770-х годах в России он был единственным профессионально подготовленным хранителем и реставратором живописи. «Основным местом деятельности Пфандцельта до конца жизни оставалась картинная галерея императорского Эрмитажа, хранителем которой он был до 1775 года, после чего продолжал работать при Эрмитаже реставратором с прежним окладом 500 рублей в год до своей смерти»84.

Рукописный каталог А.М.Голицына состоит из нескольких частей. 259 картин записано ровным округлым писарским почерком, остальные — несколькими другими почерками. Видно, что каталог составлялся не одновременно, картины постепенно вписывались в него. Всего в каталоге записано 311 картин, каждая под своим номером. Начат каталог был, вероятно, в Петербурге, а затем продолжен в Москве. Кроме картин разных жанров западноевропейских мастеров, в каталог, начиная с № 272, записаны портреты русских императоров и членов семьи Голицыных.

Голицынская семейная портретная галерея заслуживает отдельного исследования. В каталог вошли широко известные портреты, созданные выдающимися портретистами разных европейских школ, например: «Портрет Д.М.Голицына» Ф.Ю.Друэ-младшего (1762, ГМИИ), «Портрет княгини Е.Д.Голицыной» Л.М. ван Лоо (1759, ГМИИ), «Портрет вице-канцлера А.М.Голицына» Д.Г.Левицкого (1772, ГТГ), «Портрет вице-канцлера А.М.Голицына» В.Эриксена (1764, ГТГ). В Голицынской больнице портреты ее попечителей находились в Зале конференций (Кабинете приемов) при храме Св. царевича Димитрия. Среди представленных там императорских портретов обращают на себя внимание портреты Николая I и императрицы Александры Федоровны типа Джорджа Доу. Близкая пара портретов, авторство которых приписано А.Г.Дубровину, сейчас хранится в ГМУ «Архангельское».

В собрании А.М.Голицына также преобладали работы художников северных школ. Больше всего в нем картин фламандской и голландской школ (111 картин), несколько меньше работ мастеров немецкой и австрийской школ (62 картины). Намного меньше произведений итальянской школы (около 45); французских картин было 12, испанских — три и русских художников — четыре. Всего в галерее Голицынской больницы было 477 картин. Эта цифра, приводимая разными авторами, свидетельствует о том, что в экспозиции оба собрания были представлены не полностью. Кроме того, из каталогов распродаж удалось выделить более 30 картин европейских и русских художников, не встречающихся в каталогах собраний Д.М. и А.М. Голицыных, которые, вероятнее всего, принадлежали Михаилу Михайловичу Голицыну.

Распродажа картин галереи Голицынской больницы обогатила многие московские собрания первой половины XIX века. Вначале, с 20 февраля 1817 по 26 февраля 1818 года, прошли аукционные торги. К началу торгов был выпущен аукционный каталог на французском языке, включавший 445 картин85. Очевидно, что находившиеся в галерее картины (477) поступили в продажу не все. В том же 1817 году вышло второе издание аукционного каталога86, включавшее 310 картин, то есть менее чем за год было продано 135 картин.

Сопоставляя материалы каталогов распродаж, можно заключить, что произведения голландской и фламандской школ распродавались довольно плохо; это свидетельствовало об изменившихся вкусах коллекционеров. Так, из предложенных к продаже 10 картин Рубенса было продано три, из пяти картин А. ван Дейка не продано ни одной, из восьми работ Д.Тенирса Младшего продана половина, из шести картин Рембрандта не продано ни одной. Лучше продавались работы итальянской школы: Гвидо Рени, Карло Маратта, Джованни Беллини, Солимены, Карло Дольчи, Марио де Фьори. Сразу же были распроданы французские картины: Ф.Лемуана, К.Ж.Верне, Ф.Куапеля, С.Бурдона, Ш.Бон Булоня, а также два полотна испанца Мурильо. Неплохо продавались картины немецкой и австрийской школ: пейзажи М.Вутки и Я.Ф.Хаккерта, изображения лошадей Я.Г.Гамильтона, галантные сцены И.Г.Платцера.

Всего прошло 28 аукционов, «на которых продано 55 покупщикам картин 323, на сумму 207 921 р. асс. и разных бюстов, групп и прочих вещей 66 на сумму 30 724 р. асс., всего на 238 645 р. асс.»87. Для не столь обширного художественного рынка Москвы это было очень много. Возможности покупателей исчерпались, что и констатировал владелец галереи. «Неоднократным опытом, — доносил князь Сергей Михайлович, — удостоверился я, что число желающих покупать остальныя картины, аукционным порядком, так уменьшилось, что частию из них никого не являлось, особенно на последних аукционах, которые по сей причине сами собой ныне и прекратились»88.

Для того чтобы реализовать оставшуюся в галерее 141 картину, была учреждена лотерея. На ее проведение было получено высочайшее разрешение, и сама императрица Мария Федоровна приняла в ней участие. «Высочайшее соизволение на то воспоследовало 1818 г. Мая 21. Билеты положены каждый по 10 рублей»89. «Объявлено было о том в Петерб. и Московских Ведомостях. <…> Для сведения публики напечатаны на Рус. яз. 600 экз. каталогов оставшимся картинам»90.

В каталоге сообщалось, что «желающие могут видеть картины в означенной галерее, куда вход открыт для Публики ежедневно, от 8-ми часов до 12-ти утра, и от 2-х до 6-ти по полудни. Лотерейные билеты и нарочно изданные на Русском языке особые печатные каталоги всех картин, назначенных к разыгрыванию, раздаются также в галерее у Смотрителя оной А.Г.Дубровина…»91 Лотерейные билеты распределялись по различным губерниям России, и губернаторы сообщали С.М.Голицыну о количестве проданных билетов; так, в Нижегородской губернии было куплено 34 билета, в Рязанской — 15092. В Иркутске приобрели три билета: «26 мая 1820. Иркутск. <…> от Начальника Камчатки флота капитана 1-го ранга Рикорда, подписанных собственно им на два билета 20 и капитан-лейтенантом Голенищевым на 1 билет 10 рублей, всего тридцать рублей <…> Вице-губернатор Ст.-Сов. Иван Семенович Зеркалеев»93.

Розыгрыш лотереи состоялся 29 декабря 1819 года. «За исключением всех расходов, которые были при аукционной продаже и при лотерее, осталось от всех картин в пользу больницы 276 505 р. 11 к. асс.»94. География получения выигрышей по лотерейным билетам весьма обширна. Например, в апреле 1820 года три картины были доставлены в Пермь95.

Самыми активными покупателями стали известные московские коллекционеры Н.Б.Юсупов, А.С.Власов, Ф.С.Мосолов, М.П.Голицын, И.В.Чертков. Многие картины остались у Голицыных и вошли затем в состав собрания Голицынского музея96. М.С.Гастев приводит список из 10 наиболее дорогих картин, проданных на аукционах97. Самая дорогая из них — «Снятие со креста» Джакомо Каведоне, происходящая из собрания А.М.Голицына, — была приобретена Федором Семеновичем Мосоловым (1769–1840) за 13 тысяч рублей. В каталоге имеется ее описание: «№ 218. Каведоне. Снятие со креста. Высота 2 арш. 8 1/2 верш. Ширина 2 арш. 1/2 верш. (180 x 144,5 см. — Л.С.) Главная картина Галереи и достойная первой коллекции Европы. Она хорошо сохранилась, относится к лучшему периоду творчества художника и обладает удивительной красоты композицией, рисунком и колоритом. Иисус Христос представлен спущенным с креста и готовым быть опущенным в гробницу. Положение тела, которое поддерживают почти вертикально Иосиф Аримафейский и Святой Иоанн, достойно мастера, демонстрирующего знание анатомии. Застылость и тяжесть тела заметны во всех частях. Колорит обнаженного тела великолепен. Здесь заметны черты, которые могут быть отмечены в произведениях Ван Дейка. Оригинальные головы двух старцев написаны во вкусе Рубенса и похожи на рельеф. Справа видны три Марии, одна держится позади Спасителя и заливается слезами. Все фигуры в полный рост и больше натуры»98. Отметим точность, с которой в картине, приписанной художнику итальянской школы, автор каталога отмечает черты влияния фламандских мастеров. В настоящее время картина отнесена к фламандской школе. Она является репликой подписной картины Питера ван Моля (1599–1650) «Христос, снятый с креста» из музея Сен-Дени в Реймсе, выполненной в мастерской художника (ГМИИ). В каталоге К.С.Егорова ошибочно относит ее к собранию Д.М.Голицына99.

Александр Михайлович Голицын (1772–1821), отец основателя Голицынского музея, приобрел две дорогостоящие картины из собрания Д.М.Голицына: «“Святое семейство” Андрея дель Сарто за 3001 рубль (ГЭ) и “Два бедных мальчика”» Б.Э.Мурилло за 5001 рубль» (копия с Мурильо, СГХМ им. А.Н.Радищева). Показательно, что испанская картина продавалась по цене значительно более высокой, чем итальянская, что отражало ситуацию на рынке, где испанская живопись была представлена небольшим числом работ. Картина Мурильо затем вошла в экспозицию Голицынского музея в Москве. В каталоге выставки «Голицынский музей на Волхонке» (ГМИИ, 2004) выделен ряд картин, имеющих на обороте холста надписи «Кн. Ал. Голицын. №». А именно: копия с Б.Э.Мурильо «Мальчики-нищие (Едоки дыни и винограда)» (СГХМ им. А.Н.Радищева); последователь Микеланджело Черквоцци (П. ван Лар) «Гадалка» (ГМИИ); копия XVIII века с П.П.Рубенса «Юпитер и Юнона» (ГМИИ); Габриэл Метсю «Девушка у окна» (ГМИИ); Джованни Гизольфи «Пейзаж с пирамидой Цестия» (ГМИИ). В каталоге и черновых описях картин собрания вице-канцлера А.М.Голицына перечисленные картины отсутствуют. Так как картины происходят из Голицынского музея, а одна из них точно принадлежала Александру Михайловичу Голицыну, то и остальные картины, вероятнее всего, происходят из его собрания.

Одним из наиболее активных покупателей на распродаже картинной галереи был князь Н.Б.Юсупов. Он приобрел две картины, вошедшие в список из десяти работ, проданных по самым высоким ценам: «Собрание крестьян» Д.Тенирса Младшего из собрания Д.М.Голицына за 3341 рубль и «Отъезд на охоту» Ф.Ваувермана из собрания А.М.Голицына за 3001 рубль100. Картина Давида Тенирса Младшего (1610–1690) в каталоге Д.М.Голицына записана под № 184: «Compagnie des Paysans devant un Cabinet — sur toile — David Teniers — 2 pieds 2 1/2 pouces x 1 pied 9 1/2 pouces»101. Ее размер (67,8 x 55,4 см) почти точно совпадает с размером картины, зарисованной в каталоге собрания Н.Б.Юсупова, на которой изображена компания крестьян перед деревенским кабачком: «Ш. 11 1/2 вершка. В. 15 1/4 вершка» (67,8 x 52,3 см)102 (в 1925-м картина поступила в ГЭ). Картина Филипса Ваувермана (1619–1668) «Отъезд на охоту» была куплена для А.М.Голицына в Амстердаме за 1070 флоринов103. Ее описание в каталоге картин А.М.Голицына104 позволяет идентифицировать эту работу с произведением, записанным в опись коллекции Н.Б.Юсупова, начатую в 1815 году, как «Ф.Вауверман “Ландшафт и соколиная охота”»105. Рисунок с картины Николая Забнина находится в альбоме-каталоге собрания Н.Б.Юсупова «Галерея дворца в Москве»106 (современное местонахождение картины неизвестно). Тогда же Н.Б.Юсупов стал владельцем еще нескольких картин из голицынской галереи. Из собрания Д.М.Голицына к нему перешли: «Отдых на пути в Египет» Паоло Кальяри, прозванного Веронезе (1528–1588), в настоящее время относится к мастерской Веронезе; и «Крещение Константина Великого» на зеркале художника круга Лудовико Джиминьяни (1643–1697), приписывавшаяся тогда Карло Маратта (обе — ГМУА). Из собрания А.М.Голицына Юсупов приобрел: две картины И.Г.Бергмюллера «Танкред и Клоринда» (ранее «Пирам и Фисба») (ГМУА) и «Видение Святого Ксавьера» (современное местонахождение неизвестно), «Караульню (Сборы отряда)» Антони Паламедеса (1601–1673) (ГМИИ) и полотно Якопо Амигони (1675–1752) «Зефир и Флора» (ранее «Вакх и Ариадна») (ГМУА), а также «Аполлон и Дафна» Франсуа Лемуана (1688–1737), в каталоге картин А.М.Голицына записанную одной из последних107. Она была разыграна в лотерею 1818 года с оценкой в 400 рублей108. Картина представляет собой повторение подписной и датированной 1725 годом одноименной картины Ф.Лемуана из собрания Эрмитажа (ГЭ). В настоящее время принадлежность этой работы, хранящейся в ГМУ «Архангельское», кисти Ф.Лемуана ставится под вопрос109.

Новые архивные материалы значительно расширяют представление о собрании живописи, находившемся в картинной галерее Голицынской больницы. Своим недолгим существованием эта картинная галерея дала прекрасный пример в духе идеалов эпохи Просвещения, пример «служения отечеству» на благо просвещения: «для удовольствия желающим <…> видеть» и «для пользы российских художников». Необходимость иметь в городе картинную галерею особенно остро ощущалась московскими коллекционерами XIX века. Именно они становились инициаторами создания в Первопрестольной частных музеев и картинных галерей. Примерами для меценатов России стали открытый в 1865 году Голицынский музей, семейное собрание нескольких поколений князей Голицыных; существовавшая с 1891 года выставка картин старых мастеров из коллекции Г.А.Брокара в Верхних торговых рядах и принесенная в 1892 году в дар городу галерея Павла и Сергея Третьяковых. Активно развивающаяся художественная жизнь оказывала значительное влияние на деятельность московских коллекционеров. Личность коллекционера и его выбор становились решающими в судьбах частных собраний.

Примечания:

1 [Гастев М.С.] Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. Ч. 1. М., 1841 (далее — Гастев 1841.); Сейделер И.И. Московская Голицынская больница в ряду европейских больниц. Ч. 1–2. М., 1865 (далее — Сейделер 1865).

2 Свиньин П. Первое письмо из Москвы. Частные Библиотеки, Галереи, разные собрания, Кабинеты и Русские художники. // Отечественные записки. СПб., 1820. Ч. 1. № 1. С. 59–83. № 2. С. 195–238 (далее — Свиньин 1820).

3 Московские картинные галереи (частных любителей) // Картинные галереи Европы / Под ред. А.Н.Андреева. СПб., 1863. Т. 2. С. 221–223.

4 Чаянов А. Московские собрания картин сто лет назад. М., 1917; Он же. Московские собрания картин 20-х годов XIX века // Среди коллекционеров. М., 1924. № 9–12. С. 46–51.

5 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997 (далее — Полунина, Фролов 1997); Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999; Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой Москвы. Новый биографический словарь. М., 2003.

6 Долгова С.Р. Голицынская больница // Долгова С.Р. Короткие рассказы о Москве. М.: Изд-во Мосгорархив, 1997 (далее — Долгова, 1997).

7 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIА. Ед. хр. 144.

8 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIА. Ед. хр. 122. Информация о местонахождении каталога картин А.М.Голицына опубликована С.Карпом и Ж.Дюлаком в путеводителе, посвященном архивным материалам эпохи Просвещения: Les Archives de l’Est et la France des Lumieres. Т. 1–2. Ferney-Voltaire: Cеntre international d’etude du XVIII-e siecle, 2007.

9 О живописном собрании Д.М.Голицына см.: Савинская Л.Ю. Каталог князя Голицына // Наше наследие. 2004. № 71. С. 18–39.

10 Долгова 1997. С. 39.

11 Гастев 1841. С. 284.

12 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 7–8.

13 Catalogue des Tableaux envoyes de Vienne qui se trouvent actuellement dans la Gallerie du Grand Chambellan Prince Alexandre Michailowiez de Galitzin а Moscou (ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIА. Ед. хр. 144).

14 Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. С. 40 (далее — Власов 1991).

15 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 10. Ед. хр. 2193а. Л. 8–8об. Копия.

16 Там же. Л. 5–6.

17 Гастев 1841. С. 286: «При посредстве разных лиц, Камер-юнкера Барона Григорья Александровича Строганова, жившаго в Вене, успели склонить к продаже дома и места под Донским монастырем, в 3-й Части (бывшей) в 4-м квартале под № 5, за 40000 рублей. Купчая совершена в 1795 Мая 8». Обратим внимание на тот факт, что одним из душеприказчиков и основателей больницы был Михаил Михайлович Голицын (1731–1806), женатый (с 1757) на Анне Александровне Строгановой (1739–1816), старшей дочери барона Александра Григорьевича Строганова, находившейся в родстве с владельцем приобретенной под строительство земли.

18 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 10. Ед. хр. 2193а. Л. 1об–2.

19 Сто лет Голицынской больницы в Москве. 1802–1902. М., 1902. С. 10; Долгова 1997. С. 40.

20 Гастев 1841. С. 287.

21 РГИА. Ф. 759. Оп. 82. № 43. Л. 13.

22 Власов 1991. С. 41.

23 РГИА. Ф. 759. Оп. 82. № 43. Л. 12.

24 О Голицынской больнице см.: Сто лет Голицынской больницы в Москве. 1802–1902; Крашенинникова Н. Ансамбль Голицынской больницы. М., 1955; Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова / Подготовка к изданию, статья и комментарии Е.А.Белецкой. М., 1956 (далее — Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова 1956).

25 Неизвестный архитектор первой половины XIX в. Фасад дома на Девичьем поле в Москве. Фрагмент. Историко-архитектурный архив г. Москвы; воспр. см.: Иванова Е.Ю. Портреты XVIII – начала XIX века. Из собрания А.М.Голицына — Олсуфьевых в доме на Девичьем поле // Союз художников СССР показывает собрание картин XVIII–XIX веков из Зарайского музея. Каталог. М., 1982. С. 13 (далее — Иванова 1982).

26 Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова, 1956. С. 151.

27 Vigee Le Brun L.E. Souvenirs / Edition presentee et annotee par P.W.Lasowski. Paris, 2015. Р. 362.

28 Пастернак О.П. К истории создания и освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 143–161.

29 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 1. Ед. хр. 125. Л. 2: «…по сделанной мною программе выстроил я на вышеозначенном месте прочным образом обширную каменную больницу с великолепным по среди оной во имя С-го царевича князя Димитрия храмом, при освещении котораго удостоен я был присутствием Вашего Императорского величества и всей высокой вашей фамилии в 22-й день сентября 1801 года».

30 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 10. Ед. хр. 2194. Л. 1–3об.

31 В настоящее время — Голицынская церковь-усыпальница Донского монастыря. См.: Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999. С. 34-35; Власов 1991. С.42.

32 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 1. Ед. хр. 125. Л. 5об.–6об.

33 Гастев 1841. С. 287: «В 1807 г. Октября 13 Князь Александр Михайлович занемог простудой, и скончался 15 Ноября того же года, в полдень, на 87 году от рождения; скончался тихо, без страданий, так что окружавшие его и заметить не могли. Похороны были 20 Ноября. Бренные останки его положены, по благословлению Митрополита Платона, под алтарем церкви в Голицынской больнице, рядом с основателем ея».

34 Гастев 1841. С. 282: «Нынешний Попечитель Голицынской больницы, Действительный Тайный Советник и Кавалер Ордена Святаго Апостола Андрея Первозваннаго, Владимира 1-й степени и пр. Князь Сергей Михайлович, старший в роде всех вообще Князей Голицыных, ныне существующих…»

35 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 1. Ед. хр. 2200. Л. 1.

36 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 33.

37 Фасад, разрез и планы см.: Сейделер 1865. Приложение: лист VI.

38 Сто лет Голицынской больницы в Москве. 1802–1902. С. 21.

39 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 33.

40 Каталог картин, принадлежащих Московской Голицынской больнице, с Высочайшего дозволения назначенных к разыгрыванию в лотерею. М.: Печатано в типографии С.Селивановского, 1818. С. 13 (далее — Кат. Голицынской больницы 1818).

41 Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 3 (Георгадзе — Елгин). М., 1976. С. 478; Список русских художников // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 / Сост. С.Н.Кондаков. СПб., 1914. Т. 2. С. 63; Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / Под ред. П.Н.Петрова. СПб., 1864. Ч. 1. С. 507; 1865. Ч. 2. С. 62; Сб. РИО. СПб., 1887. Т. 60. С. 220.

42 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 33; Фролов А.И. Московские музеи. С. 37; Полунина, Фролов 1997. С. 124; Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой Москвы. С. 118. Другое количество картин см.: Иванова 1982. С. 15: 464 картины, 28 статуй.

43 Полунина, Фролов 1997. С. 135.

44 Иванова 1982. С. 15.

45 Загоскин М.Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Бельского, издаваемые М.Н.Загоскиным // Избранное. М., 1988. С. 142.

46 Жихарев С.П. Записки современника. Дневник студента. Л., 1989. С. 49. Ввиду вышеизложенного датировка записи 1805–1806 гг. авторами публикации представляется неточной.

47 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 34.

48 Там же. С. 36.

49 Там же. С. 37.

50 Там же. С. 41–42.

51 Там же. С. 42.

52 Свиньин 1820. Ч. 1. № 2. С. 232.

53 Там же.

54 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 144.

55 Чаянов А. Московские собрания картин сто лет назад. С. 6.

56 Картинные галереи Европы. Т. 2. С. 221.

57 ОР ГМИИ. Коллекция XIII. Р. 1. Д. 30. Л. 1об. № 16. 613: Ван Дейк. Амур. Пост. в 1924, была в собр. Мосолова до 1890 г., куплена за 2000 р. <…> по каталогу Дм. Мих. Голицына 1817/1818 г. — Купидон.

58 Егорова К.С. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: Нидерланды XV–XVI века, Фландрия XVII–XVIII века, Бельгия XIX–XX века: Собрание живописи. М., 1998. С. 186 (далее — Егорова 1998).

59 Barnes S.J., Poorter N. de, Millar O., Vey H. Van Dyck. A Complete Catalogue of the Paintings. New Haven; London, 2004. P. 403. Cat. № III. A 10.

60 Catalogue des tableaux, statues, vases et autres objets, apportenant a l’Hopital de Galitzin. Moscou, de l’imprimerie N.S.Vsevolojsky, 1817. Р. 10; Catalogue des tableaux et bustes appartenant а l’Hopital de Galitzin. Seconde edition. Moscou, de l’imprimerie D’August Semen, 1817. Р. 8; Кат. Голицынской больницы 1818. С. 6; Маркова Н.Ю. Собрание живописи Мосоловых. Опыт реконструкции // Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых. М., 2012. С. 113. № 4.

61 Штелин Я. Записки об изящных искусствах в России / Сост., пер., вступ. ст., примеч. К.В.Малиновского. М., 1990. Т. 1. С. 375 (далее — Штелин 1990).

62 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 123. Л. 54–55об.

63 № 23 (по каталогу. — Л.С.) — Блумен (Стендарт). Путешественники. 30 дукатов. № 126 — Дитрих. Битва амазонок, копия с Рубенса. 16 дукатов. № 22 — Адриан Остаде. Крестьянский ужин. 35 дукатов. № 35 — Рембрандт. Голова старика. 9 дукатов. № 30 — Рибера, пр. Эспаньолет. Св. Иероним, держащий книгу. 25 дукатов. № 29 — Рубенс. Купающаяся Сусанна. 80 дукатов. №№ 8, 9 — Филипп Ругендас. Две баталии [цена не указана]. № 31 — Тинторетто. Юнона. 20 дукатов. № 32 — Питер Вауверман. Отдых крестьян. 20 дукатов.

64 № 49 — Бонавентура Петерс. Марина [цена не указана]. № 70 — Ван дер Бош. Букет цветов [цена не указана]. № 67 — Йозеф ван Кресбек. Крестьяне, играющие в карты [цена не указана]. № 47 — Ле Дюк. Беседа (Компания) [цена не указана]. № 45 — Д.Хейш. Город и порт. 50 флоринов или 10 дукатов. № 44 — Петер Неффс. Церковь. 150 флоринов или 30 дукатов. № 57 — Гвидо Рени. Голова Магдалины. 660 флоринов или 132 дуката. № 66 — Корнелиус Цартирио. Св. Павел на пути в Дамаск. 77 флоринов.

65 № 15, 16 — Bethire P.V. Два пейзажа. 16 дукатов. № 19 — Миньон. Цветы. 25 дукатов. №№ 17, 18 — Ян Пот. Две марины. 10 дукатов. № 14 — Рембрандт. Автопортрет. 80 дукатов.

66 № 6 — Аннибале Карраччи. Аргус, убитый Меркурием. 25 луидоров. Через художника Дитриха. № 5 — Герит Терборх. Голландское семейство. 7 луидоров.

67 № 38 — Адриан Брауэр. Морской порт. 33 флорина. № 105 — Ян Мушерон. Пейзаж. 22 флорина.

68 № 39 — Питер Бреда. В манеже. 45 флоринов.

69 № 7 — Л.Д.Хондт. Морской порт 1689 года. 70 рублей.

70 № 11 — Герит Доу. Ночной сюжет [цена не указана]. №№ 12, 13 — А.Кверфурт. Две охоты [цена не указана]. № 10 — Рембрандт. Голова мужчины в тюрбане [цена не указана].

71 № 69 — Ян ван Гриффер. Вид берегов Рейна. 505 флоринов. № 73 — Эклог ван дер Неер. Туалет дамы. 550 флоринов. № 119 — Филипп Вауверман. Отъезд на охоту. 1070 флоринов.

72 № 65 — Ян или Адриан Бот. Пейзаж [цена не указана]. № 60 — Якоб ван Дос. Пейзаж с фигурами и животными [цена не указана]. № 61 — Ван дер Эйк. Завтрак [цена не указана]. №№ 58, 59 — Барент Гаель (Галь). Две деревенские ярмарки. [цена не указана]. № 63 — Т.Пейнакер. Опушка леса [цена не указана]. № 64 — Адриан ван де Велде. Кораблекрушение [цена не указана]. № 62 — Ян Стен. Проданный раб [цена не указана]. Все из коллекции Геррита Браамкампа (1699–1771).

73 № 42 — Андреа Челести. Ангелы, посещающие Авраама [цена не указана]. № 43 — Лука Джордано. Исаак, восхваляющий своего сына Иакова [цена не указана].

74 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIА. Ед. хр. 122. Кн. 1. №№ 209, 185, 156.

75 Морозова С.С. Скульптурное собрание вице-канцлера князя А.М.Голицына (по архивным материалам) // Канова и его эпоха: Сборник научных статей. М., 2005. С. 160–168.

76 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л., 1988. С. 261 (далее — Левинсон-Лессинг 1988).

77 Подробнее см.: Карп С.Я. Князь Д.А.Голицын и первый каталог живописи Эрмитажа // Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга (02.03.1893 – 27.06.1972). 2006–2007. СПб., 2011. С. 60–66. (Труды Государственного Эрмитажа, LVI).

78 Левинсон-Лессинг 1988. С. 119–120.

79 Свиньин 1820. № 2. С. 206–207.

80 Штелин 1990. Т. 1. С. 373–374.

81 Письмо Д.М.Голицына А.М.Голицыну из Вены, 18 авг. 1783 (РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Ед. хр. 1154. Л. 57–57об.).

82 Письмо А.М.Голицына Д.М.Голицыну из Москвы, 25 дек. 1783 (РГАДА. Ф. 1263. Оп. 1. Ед. хр. 1154. Л. 77об., 79).

83 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 122. Л. 1об.: «La Composition еst envoyee de Mr Fantzel Peintre de Sa Majeste Imperial…»

84 Малиновский К.В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб., 2007. С. 316. Там же см. подробную биографию Л.К.Пфандцельта.

85 Catalogue des tableaux, statues, vases et autres objets, apportenant а l’Hopital de Galitzin. Moscou, de l’imprimerie N.S.Vsevolojsky, 1817.

86 Catalogue des tableaux et bustes appartenant а l’Hopital de Galitzin. Seconde edition. Moscou, de l’imprimerie D’August Semen, 1817.

87 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 42.

88 Гастев 1841. С. 289.

89 Там же. С. 288.

90 Кат. Голицынской больницы 1818.

91 Там же. С. 13.

92 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 10. Ед. хр. 2215. Л. 1–5об.

93 Там же. Л. 9–9об.

94 Сейделер 1865. Ч. 1. С. 42.

95 РГАДА. Ф. 1263. Оп. 10. Ед. хр. 2215. Л. 7.

96 См.: Общий инвентарь Голицынских музея и библиотеки, принятых <…> Сомовым // Голицынский музей на Волхонке. М., 2004. С. 101–139.

97 Гастев 1841. С. 289; Картинные галереи Европы. Т. 2. С. 221.

98 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 122. Л. 60–60об. Пер. с франц. автора.

99 Егорова 1998. С. 218, № 156.

100 Гастев 1841. С. 290; Catalogue des tableaux et bustes appartenant а l’Hopital de Galitzin. Seconde edition. Р. 10.

101 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 144. Л. 4. № 184.

102 Galerie du palais de Moscou. 1827. Р. 84. № 4 (ГМУА, инв. ГФ-1017).

103 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 123. Л. 55об. № 52.

104 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 122. Кн. 1. Л. 32об.

105 РГАДА. Ф. 1290. Оп. 3. Ед. хр. 2276. Л. 11. № 348.

106 Galerie du palais de Moscou. 1827. Р. 50 (ГМУА, инв. ГФ-1017).

107 ОР ГЭ. Ф. 1. Оп. VIA. Ед. хр. 122. Кн. 1. Л. 79. № 291.

108 Кат. Голицынской больницы 1818. С. 9. № 429.

109 Краснобаева М.Д., Шарнова Е.Б. Французская живопись в Архангельском / Государственный музей-усадьба «Архангельское». М., 2011. С. 126. Кат. № 36.

Москва. Голицынская больница

Москва. Голицынская больница

Питер ван Моль. Снятие с креста. Около 1631–1635 годов. Холст, масло. ГМИИ

Питер ван Моль. Снятие с креста. Около 1631–1635 годов. Холст, масло. ГМИИ

Ф.Ю.Друэ-младший. Портрет Д.М.Голицына. 1762. Холст, масло. ГМИИ

Ф.Ю.Друэ-младший. Портрет Д.М.Голицына. 1762. Холст, масло. ГМИИ

Л.М. ван Лоо. Портрет Е.Д.Голицыной (Кантемир). 1759. Холст, масло. ГМИИ

Л.М. ван Лоо. Портрет Е.Д.Голицыной (Кантемир). 1759. Холст, масло. ГМИИ

Я.И. ван Рейсдал. Речной пейзаж.Вторая половина 1650-х годов. Дерево, масло. ГМИИ

Я.И. ван Рейсдал. Речной пейзаж.Вторая половина 1650-х годов. Дерево, масло. ГМИИ

А. ван Дейк, подражание. Амур со стрелами (Купидон). Конец XVII – первая треть XVIII века. Холст, масло. ГМИИ

А. ван Дейк, подражание. Амур со стрелами (Купидон). Конец XVII – первая треть XVIII века. Холст, масло. ГМИИ

Йос де Момпер. Пейзаж с часовней на холме. Дерево, масло. Около 1609–1610 годов. ГМИИ

Йос де Момпер. Пейзаж с часовней на холме. Дерево, масло. Около 1609–1610 годов. ГМИИ

А. ван Остаде. Деревенский праздник.Около 1652 года. Холст, масло. ГМИИ

А. ван Остаде. Деревенский праздник.Около 1652 года. Холст, масло. ГМИИ

И.Барду. Портрет М.М.Голицына. 1786. Пастель. ГТГ

И.Барду. Портрет М.М.Голицына. 1786. Пастель. ГТГ

А.Г.Дубровин. Портрет великого князя Николая Павловича. С оригинала Дж. Доу. 1820-е годы. Холст, масло. ГМУА

А.Г.Дубровин. Портрет великого князя Николая Павловича. С оригинала Дж. Доу. 1820-е годы. Холст, масло. ГМУА

А.Г.Дубровин. Портрет великой княгини Александры Федоровны. С оригинала Дж. Доу. 1820-е годы. Холст, масло. ГМУА

А.Г.Дубровин. Портрет великой княгини Александры Федоровны. С оригинала Дж. Доу. 1820-е годы. Холст, масло. ГМУА

В.А.Тропинин. Портрет С.М.Голицына. 1828. Холст, масло. Саратовский ГХМ им. А.Н.Радищева

В.А.Тропинин. Портрет С.М.Голицына. 1828. Холст, масло. Саратовский ГХМ им. А.Н.Радищева

А.Паламедес. Сборы отряда.Середина XVII века. Дерево, масло. ГМИИ

А.Паламедес. Сборы отряда.Середина XVII века. Дерево, масло. ГМИИ

Ф.Лемуан (?). Аполлон и Дафна. Начало XVIII века. Холст, масло. ГМУА

Ф.Лемуан (?). Аполлон и Дафна. Начало XVIII века. Холст, масло. ГМУА

Я.Амигони. Зефир и Флора. 1730-е годы. Холст, масло. ГМУА

Я.Амигони. Зефир и Флора. 1730-е годы. Холст, масло. ГМУА

Ф.Вауверман. Отъезд на охоту. Рисунок Н.Забнина. 1827. Бумага, карандаш, тушь, перо. ГМУА

Ф.Вауверман. Отъезд на охоту. Рисунок Н.Забнина. 1827. Бумага, карандаш, тушь, перо. ГМУА

И.Г.Бергмюллер. Танкред и Клоринда. Видение св. Ксавьера. Рисунок с картин неизвестного русского художника. 1827. Бумага, карандаш, тушь, перо. ГМУА

И.Г.Бергмюллер. Танкред и Клоринда. Видение св. Ксавьера. Рисунок с картин неизвестного русского художника. 1827. Бумага, карандаш, тушь, перо. ГМУА

Конференц-зал Голицынской больницы. Фото 1902 года

Конференц-зал Голицынской больницы. Фото 1902 года

Ф.Г.Гордеев. Надгробие Д.М.Голицына. 1799. Мрамор. Фото 1902 года

Ф.Г.Гордеев. Надгробие Д.М.Голицына. 1799. Мрамор. Фото 1902 года

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru