Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 124 2018

Людмила Маркина

Рокотов в Париже

В уютной парижской квартире Александры Шуваловой, среди старинных фотографий ее сиятельных предков и семейных акварелей Петра Соколова, обратила внимание на замечательный портрет в роскошной раме. Из темного мерцающего фона предстает молодая дама в легком атласном платье, украшенном дорогими кружевами. Пышные волосы уложены так, что несколько локонов свободно лежат на плечах. Изысканный наряд изображенной не затмевает нежного лица, пленяющего зрителей «приятностью и разумом». За горделивой позой и холодноватой сдержанностью видятся затаенная грусть и душевное благородство. Портретист сумел создать обаятельный женский образ, отличающийся вдумчивой проницательностью, душевностью и искренностью. Кто же эта дама? Ведь она не из рода Шуваловых, а картина эта была приобретена Александрой Ивановной на аукционе в Версале только в начале 1981 года.

На обороте холста сохранилась старая бумажная наклейка с плохо читаемой надписью: «княгиня Екатерина Сергеевна Хилкова урожд. Кологривова бабка мое…» (далее разорвано). Сведений о ней в литературе нашлось весьма немного. Даже установить точные даты ее жизни не удалось. Е.С.Хилкова происходила из древнего рода. Ее отец — Сергей Петрович, а мать — Татьяна Григорьевна Кологривовы. В каком году она венчалась с А.Я.Хилковым, также неизвестно. Из «Родословной росписи князей Хилковых» удалось выяснить, что Александр Яковлевич Хилков (1755–1819) был во времена правления императрицы Екатерины II директором Московского императорского банка. В его браке с Екатериной Сергеевной Кологривовой родилось пятеро детей, которые были приближены ко двору вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Самый известный среди них — Степан Александрович Хилков (1786–1854), участник Войны 1812 года и Заграничных походов1. Судя по дате рождения старшего сына, Екатерина Сергеевна родилась в конце 1760-х годов. Известно, что после ранней смерти Екатерины Сергеевны А.Я.Хилков женился вторично и от этого брака прижил еще несколько детей.

У Николая Иконникова в его фундаментальной книге о родословии русского дворянства указано, что последняя дочь среди детей А.Я.Хилкова и Кологривовой — Вера — родилась в 1797 году, а через пять лет, в 1802 году упоминается девочка София, родившаяся уже от второго брака А.Я.Хилкова и умершая сразу после родов2. Таким образом, Екатерина Сергеевна скончалась в промежутке между 1797 и 1801 годами.

Покрой платья изображенной на портрете из парижского собрания, а также высокая прическа с ниспадающими на плечи локонами встречаются на портретах конца 1780-х. Можно предположить, что Екатерина Сергеевна позировала, будучи невестой или молодой супругой. Портрет исполнен с большим живописным мастерством и находится в прекрасной сохранности. Кто же автор этого произведения?

Сразу же на память пришли работы кисти Ф.С.Рокотова из собрания Третьяковской галереи: «Портрет неизвестной в белом платье с кружевами» и «Портрет П.Н.Ланской». Однако «Портрет Е.С.Хилковой» не был известен российским специалистам. Он не вошел в последнюю полную монографию о художнике, подготовленную И.Г.Романычевой3. Портрет из парижской коллекции А.Шуваловой соответствует стандартному размеру холста и определенному канону расположения фигуры в пространстве, которые были выработаны в мастерской художника. Живописная поверхность исполнена с помощью мягких кистей и тяготеет к фарфоровой гладкости, что совпадает с приемом работы художника над этюдом к портрету императрицы Екатерины II (1763, ГТГ). При внимательном рассмотрении фактуры красочного слоя и его деталей сразу отмечается типичное для Рокотова построение формы глаз, окруженных глубокой полутенью и едва намеченными коричневыми штрихами во внешних углах ресницами. А главное — самый характерный для живописного почерка Рокотова прием написания блика (корпусный белильный мазок в виде запятой). В написании рисунка кружева находится один важный элемент — наличие дугообразных тонких мазков, похожих по форме на «соты». Сравнение рентгенограммы портрета с эталонными также подтвердило наличие общих черт.

Трактовка образа и живописная манера не противоречат произведениям второй половины 1780-х годов. Н.П.Лапшина, автор первой монографии о Федоре Рокотове, отмечала «интимизацию портретного образа, легкую полуулыбку, характерную для многих рокотовских произведений этого периода»4. Работы кисти Ф.Рокотова крайне редки на международном антикварном рынке. Их практически нет в частных зарубежных собраниях. Как же портрет Е.С.Хилковой оказался в Париже?

На обороте старинной позолоченной рамы сохранилась этикетка со знаком французской фирмы «Бедель», которая до Первой мировой войны занималась международной перевозкой мебели по всей Европе, в том числе между Россией и Францией. Значит, рама была доставлена во Францию в 1900-е годы. Но это только косвенное подтверждение нахождения произведения в стране в это время. Не обязательно рама, доставленная французской фирмой из России, была «родной» для данного портрета. Первоначально холст мог быть и в другом обрамлении.

Объяснение появления полотна во Франции нужно было искать в истории семейства Хилковых-Нелидовых. У Е.С.Хилковой был сын Дмитрий (1789–1860), который дослужился до чина статского советника. Его дочь Ольга (1835–1918), фрейлина императрицы, вышла замуж за Александра Ивановича Нелидова (1835–1910). По сведениям Архива внешней политики Российской Империи, он владел «родовым имением в Смоленской губернии Бельского уезда 1523 десятин при сельце Нелидовке»5. После окончания в 1855 году Петербургского университета А.И.Нелидов был «определен по гражданскому ведомству». В 1856 году он назначается младшим секретарем российской миссии в Греции. С тех пор началась блестящая дипломатическая карьера А.И.Нелидова: в 1861 году переведен в Мюнхен, в 1869 году — старший секретарь посольства в Вене, в 1872 году назначен советником посольства в Константинополе. Точная дата, когда Александр Нелидов женился на княжне Ольге Дмитриевне Хилковой, неизвестна. Если учитывать дату рождения их первенца Дмитрия (март 1863), то венчание состоялось не позднее 1862 года. Супруга принесла в качестве приданого «Тульской губернии Новосильевского уезда 1000 десятин при хуторе Дубы»6. Последние годы своей успешной дипломатической деятельности, награжденный многочисленными российскими и иностранными орденами, Александр Иванович Нелидов провел в качестве Чрезвычайного и Полномочного посла при короле Италии (с 1898)7, а затем во Франции (с 1903). Журнал La Revue slave посвятил в 1906 году специальную статью деятельности российского посла в Париже. Автор публикации П.Соколович особо подчеркивал «гостеприимство его дома», «любезность, привлекательность и высокий ум госпожи Нелидовой, урожденной княжны Хилковой, а также внимание, которое она уделяет изобразительным искусствам и литературе»8. На самом деле, Ольга Дмитриевна, по отзывам современников, слыла женщиной неглупой, весьма образованной и приятной в разговоре.

Александр Иванович Нелидов скончался в Париже в 1910 году9. По сведениям, любезно предоставленным профессором Антуаном Нивьером, торжественное отпевание А.И.Нелидова в православном Свято-Александро-Невском храме на улице Дарю в Париже стало значимым событием тех лет. Местные газеты уделили похоронам немало внимания, по этому случаю была даже сделана серия фотографий для прессы. После смерти супруга Ольга Дмитриевна оставалась во французской столице до самой своей смерти (26 июня 1918). Она жила в собственной квартире, расположенной в одном из элегантных кварталов Парижа, на улице Фэзандри, дом № 106 (до 1914), затем на улице Верди, дом № 3 (1915–1918). В Парижских городских архивах хранятся относящиеся к ее наследству документы. Как явствует из нотариальных реестров за 1918 год, квартира на улице Верди сразу после смерти владелицы по распоряжению российского вице-консула была опечатана Леонтием Дмитриевичем Кандауровым. Дела по наследству О.Д.Нелидовой вел парижский нотариус Шарль-Амеде Лефевр. 24 декабря 1918 года завещание, письменно заверенное российским генеральным консулом Давидом Александровичем Аитовым, было объявлено закрытым10. Согласно желанию покойной, наследниками О.Д.Нелидовой объявлялись ее четыре сына.

Как следует из «Формулярного списка по службе» А.И.Нелидова, всего у супругов было пять сыновей: Дмитрий (1863), Иван (1865), Георгий (1874), Владимир (1869, по другим источникам 1887) и Александр (1885)11. Судьбы братьев сложились по-разному. Иван умер еще в детстве. Георгий (Юрий) погиб в годы Гражданской войны. Поступив в дипломатическое ведомство, Александр служил 2-м секретарем посольства в Лондоне, а после революции жил в США, где скончался в 1930-е годы. Владимир, капитан лейб-гвардейского Преображенского полка, вместе с Добровольческой армией успел эмигрировать во Францию. В Париже одаренный композитор и пианист В.А.Нелидов выступал с квартетом, был и солистом, а также руководил оперными спектаклями. Скончался он в Париже в 1978 году без прямого потомства (его единственный сын умер в 1966 году)12.

Самым счастливым оказался старший брат Дмитрий. Он успешно продолжил дело отца, стал карьерным дипломатом. Д.А.Нелидов служил российским послом при Святом Престоле в Ватикане, затем был назначен послом при Бельгийском короле. Во время Первой мировой войны Брюссель оккупировали немецкие войска, поэтому Д.А.Нелидов был вынужден обосноваться в Париже. После революции 1917 года он в течение некоторого времени формально оставался послом до признания Советского правительства Бельгийским государством и продолжал пребывать в Париже. Здесь Дмитрий Александрович принимал деятельное участие в общественной и церковной жизни русской эмиграции. Он даже состоял членом Совета послов, сформированного бывшими дипломатами «царского и Временного правительства в эмиграции с целью оказания помощи русским беженцам». Скончался он в Париже в 1935 году13.

Но вернемся к наследству княгини О.Д.Нелидовой. В «Описи недвижимого имущества», составленной парижским нотариусом Лефевром с помощью парижского аукционера Адольфа Будена и датированной 5 августа (дополнение — акт 2-й части от 13 сентября 1918 года), числятся 15 картин различных западноевропейских мастеров. Кроме этих полотен, числятся также шесть картин под общей рубрикой «семейные портреты» без указания имен изображенных и авторства исполнителей. Четыре из них висели в столовой, а два — в малой приемной14. При вскрытии завещания присутствовал только один наследник — Д.А.Нелидов. Логично предположить, что он мог взять себе на память изображение бабушки — Екатерины Сергеевны Хилковой, которое находилось среди «семейных портретов» в парижской квартире Нелидовых. Этот портрет на протяжении XX века находился в семье Нелидовых и был скрыт от посторонних глаз.

От брака Д.А.Нелидова с А.Ф.Маврокордато (умерла в Париже в 1970-м) родились дочь (скончалась рано) и единственный сын Александр Дмитриевич (1907–1975). В отличие от предков-дипломатов, он стал священником. Последние годы архимандрит Александр Нелидов проживал вместе с матерью в фешенебельном 16-м округе Парижа, сперва на авеню Малакофф, дом № 4, затем на авеню Раймон Пуанкаре, дом № 415. Александра Шувалова и ее муж хорошо знали архимандрита и часто бывали в его квартире, но они не помнят там портрета Е.С.Хилковой. Может быть, ее изображение хранилось у другого брата — Владимира? Ответ на этот вопрос остается пока открытым.

Примечания:

1 Степан Александрович Хилков (1786–1854) — генерал-лейтенант. В 1799 г. поступил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк подпрапорщиком. Участник Наполеоновских войн 1805–1807 гг. (сражения под Аустерлицем, Гейльсбергом и Фридляндом), награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Отличился в Отечественную войну 1812 г. Командуя эскадроном и оказавшись в тылу неприятеля, с боем прорвался через корпус маршала Удино и присоединился к корпусу Уварова. Участвовал в сражениях под Витебском, Смоленском, Бородином и Можайском. Затем, командуя отрядом в тылу французских войск, наносил им значительные потери. Принял участие в походах и сражениях русской армии в 1813–1814 гг. Был несколько раз ранен, но по излечении возвращался в строй. Произведен в генерал-майоры и награжден орденами. В 1816 г. назначен командиром бригады, в 1822 г. — командиром лейб-гвардии Гусарского полка, в 1824 г. — начальником дивизии и в 1826 г. произведен в генерал-лейтенанты. Участвовал в 1830–1831 гг. в подавлении Польского восстания. В 1836 г. вышел в отставку. Женат на Елизавете Семеновне Волчковой.

2 Ikonnikov N. Lа noblesse de Russie. Paris, 1958. Т. F.2. P. 305–308.

3 Романычева И.Г. Федор Степанович Рокотов. Жизнь и творчество. СПб., 2008.

4 Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1959. С. 32.

5 Формулярный список о службе тайного советника Нелидова // АВПРИ. Ф. ДЛСиХД. Оп. 464. Ед.хр. 2391а. Л. 7об.

6 Там же.

7 АВПРИ. Ф. ДЛСиХД. Оп. 464. Ед.хр. 2391а. Л. 20об.

8 Socolovitch P.P., de. Alexandre Ivanovitch Nevlidow // La revue slave (Paris). 1906. V. 1. P. 56.

9 АВПРИ. Ф. ДЛСиХД. Оп. 726. Ед.хр. 46.

10 Archives de Paris (Парижские городские архивы). DQ 2954. Table des deces, 9e bureau des successions. Lettre K, 01/10/1913 — 31/05/1929, «Formule de declaration de mutation par deces», № 243, 24.12.1918. F. 1. Любезно сообщено проф. Антуаном Нивьером.

11 АВПРИ Ф. ДЛСиХД. Оп. 464. Ед.хр. 2391. Л. 8.

12 Российское зарубежье во Франции (1919–2000). Биографический словарь / Под ред. Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. М., 2010. Т. 2. С. 265.

13 Там же.

14 Archives de Paris. «Me Ch. Am. Lefebvre. Inventaire apres le deces de Mme de Nelidow», 5.8.1918. F. 4, 6; Российское зарубежье во Франции (1919–2000). Биографический словарь. Т. 2. С. 265.

15 Там же. Т. 1. С. 34.

Портрет Е.С.Хилковой работы Ф.С.Рокотова в интерьере парижской квартиры А.Шуваловой

Портрет Е.С.Хилковой работы Ф.С.Рокотова в интерьере парижской квартиры А.Шуваловой

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.С.Хилковой. Вторая половина 1780-х годов. Холст, масло. Частное собрание. Париж

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.С.Хилковой. Вторая половина 1780-х годов. Холст, масло. Частное собрание. Париж

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.С.Хилковой. Вторая половина 1780-х годов. Частное собрание. Париж. Фрагмент

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.С.Хилковой. Вторая половина 1780-х годов. Частное собрание. Париж. Фрагмент

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.С.Хилковой. Вторая половина 1780-х годов. Частное собрание. Париж. Фрагмент

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.С.Хилковой. Вторая половина 1780-х годов. Частное собрание. Париж. Фрагмент

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru