Л.В.Рассказова
«Таинственной Кармен…»
Пензенский литературный музей получил в дар фотографию Александра Блока с его автографом: дарственной надписью Любови Александровне Дельмас. Она хранилась в семье потомственных пензенских музыкантов. Передал реликвию в дар музею Борис Алексеевич Тишулин, нашедший фотографию при разборе семейного архива.
Пенза не относится к числу блоковских мест. В наших краях находились имения Бекетовых, старинных пензенских землевладельцев, предков поэта по материнской линии1. Пребывание десятилетним мальчиком в Пензенской губернии в имении двоюродного деда Ал. Н. Бекетова Урлейка (ныне Кондольского р-на Пензенской обл.), где сейчас уже ничто не напоминает об усадебном прошлом, никак не отразилось в творчестве А.А.Блока. Но именно в Пензе, спустя более ста лет, отыскалась драгоценная фотография Блока, подаренная им Л.А.Дельмас, о существовании которой знали все блоковеды, но никто ее не видел. Была известна только фотокопия с нее, на которой рукой Дельмас скопирована надпись А.А.Блока. Она хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки (РНБ) в Петербурге2.
Фотопортрет А.А.Блока сделан петербургским фотографом Д.Здобновым (СПб., Невский проспект, 10) в 1907 году. Фотокарточка представляет собой оригинальный серебряно-желатиновый (бромсеребряный) отпечаток, техника соответствует времени ее создания. Известны здобновские фотографии поэта разных лет3. В 1907 году им было выполнено несколько портретов А.А.Блока: в сюртуке и белой рубашке со стоячим воротником, с галстуком, завязанным бантом (как на нашем фото); в темной блузе с белым отложным воротником. Есть карточки как на фирменном паспарту фотографического заведения, так и без него, как наша. Сравнение почерка на подаренной фотографии с известными инскриптами Блока не оставляет сомнений в том, что надписи на фото принадлежат поэту4. Надписи сделаны черной тушью, пером, с особым нажимом, так как писать на фотоэмульсии трудно. На лицевой стороне сверху: «Таинственной Карменъ Любови Александровне Дельмасъ». Внизу: «Александръ Блокъ». На обороте: «Если бы Вы позволили написать на этой стороне, я бы еще прибавилъ».
Можно предположить, что поэт долго выбирал фотографию для подарка и обдумывал надпись на ней.
В письме к Л.А.Дельмас от 23.06.1914 из Шахматова А.А.Блок упоминает о своих фотопортретах: «Портретов я еще не пошлю, чтобы написать что-нибудь не зря. Вы выбрали как раз те, которые я признаю, остальные мне тоже не нравятся. Очень жаль только, что они давно сняты и относятся к другому времени»5. А в более раннем письме к ней же от 14.02.1914 есть слова, перекликающиеся с теми, что на фотографии: «Кажется, Ваша Кармен – совершенно особенная, очень таинственная»6. По записным книжкам, дневникам, письмам Блока, воспоминаниям Л.А.Дельмас можно восстановить историю их романа7.
Любовь Александровна Дельмас (1884–1969) — оперная певица, возлюбленная и муза поэта. А.А.Блок увидел ее осенью 1913 года в роли Кармен в спектакле петербургского Театра музыкальной драмы. Их личная встреча произошла 28 марта 1914 года. К этому времени Блок уже почти закончил цикл лирических стихотворений «Кармен», посвященный Л.А.Дельмас.
В конце жизни Любовь Александровна передала в рукописный отдел РНБ документы своего мужа, известного певца, профессора ленинградской консерватории П.З.Андреева, и некоторые свои документы, среди них и уже упоминавшуюся фотокопию с портрета А.А.Блока с переписанной ею дарственной надписью «Таинственной Кармен…». В ней есть отличия от оригинала: 1) на копии указаны инициалы певицы, а в оригинале – полностью имя и отчество; 2) указан год (1914), а в оригинале его нет; 3) надпись скопирована по новой орфографии. Значит, она переписывалась уже в советское время, и нормы советской орфографии успели стать привычными. И самое главное: на фотокопии не воспроизведена надпись с оборотной стороны оригинальной фотографии. Она не была ранее известна блоковедам. Видимо, Любовь Александровна скопировала дарственную по памяти для себя, забыв об обороте.
Каким образом и когда попала эта фотография в семейный архив Тишулиных, потомственных пензенских музыкантов? Можно предположить следующую историю.
От дарителя фото Б.А.Тишулина известно, что фотография находилась в одном из альбомов, принадлежавших сестре его матери, Антонине Васильевне Лукьянчиковой, в замужестве Потехиной (1910, Ташкент – 1984, Пенза). Как видно из составленной ею автобиографии, в 1936–1941 годах она обучалась в Ленинградской консерватории на фортепианном отделении, в классе проф. Н.Н.Поздняковской (1889–1981). По семейным воспоминаниям, она была любимой ученицей Натальи Николаевны. Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила ей закончить обучение (она смогла завершить его заочно только в 1969 году). Антонина Васильевна была вывезена из блокадного Ленинграда 28 февраля 1942 года в тяжелом состоянии, ее муж погиб, защищая Ленинград, и дальнейшая ее жизнь прошла в Пензе, у родственников. Она одна из старейших преподавателей музыкальной школы № 1 и музыкального училища (им в 2017 году исполнилось 135 лет), закладывавших основы известной в музыкальной среде «пензенской школы». Фотография Блока с дарственной надписью Л.А.Дельмас попала к ней, скорее всего, в студенческие годы. Она не могла быть подарена ей в 1968–1969 годах, когда Потехина заканчивала обучение в консерватории на заочном отделении, так как Л.А.Дельмас передала документы в ОР РНБ в 1964–1965 годах, и там была уже фотокопия со скопированной надписью. Возможно, фотография попала к Антонине Васильевне от Н.Н.Поздняковской, которой подарила ее сама Любовь Александровна. Поздняковская на пять лет моложе Л.А.Дельмас. Обе они выпускницы Петербургской консерватории и работали в консерватории в одно и то же время: Н.Н.Поздняковская — в 1926–1944, 1964–1981 годах, а Л.А.Дельмас с 1933 года состояла преподавателем пения музыкального училища при консерватории, затем ассистентом кафедры сольного пения, в 1940 году утверждена в должности доцента. Обе много концертировали, в том числе и в блокадном Ленинграде. А может быть, портрет А.А.Блока с дарственной надписью подарен юному концертмейстеру А.В.Лукьянчиковой самой Л.А.Дельмас при каких-либо совместных концертах студентов вокального и фортепианного отделений, учеников Дельмас и Поздняковской, и возникшем при этом знакомстве и общении. Важно отметить, что попала блоковская фотография в хорошие руки: Антонина Васильевна вывезла реликвию из блокадного Ленинграда и хранила всю свою жизнь.
Примечания:
1 См.: Енишерлов В.П. «Семья моей матери…» // Прометей: историко-биографический альманах. Т. 13. М.: Мол. гвардия, 1983; Он же. «Жизнь без начала и конца…» // Наше наследие. 2005. № 75–76.
2 ОР РНБ. Ф. 1056. Оп. 1. Ед. хр. 463.
3 См., например: Каталог изобразительного фонда А.А.Блока / Сост. Н.Кайдалова. М.: ГЛМ, 1985.
4 Дарственные надписи Блока на книгах и фотографиях // Лит. наследство. Т. 92: Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. М.: Наука, 1982. С. 5–152; конкретно о Л.А.Дельмас: С. 64–67.
5 Письма Блока к Л.А.Дельмас / Подготовка текста и комм. И.А.Фащевской // Звезда. 1970. № 11. С. 197.
6 Блок А.А. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8: Письма. М., Л.: Худ. лит., 1963. С. 434.
7 См.: Блок А.А. Записные книжки. 1901–1920 / Сост., подготовка текста, предисл., примеч. В.Н.Орлова. М.: Худ. лит., 1965; Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. Л.: Сов. писатель, 1970; Он же. Высокое назначение поэта // Звезда. 1970. № 11. С. 177–189; Письма Блока к Л.А.Дельмас / Подготовка текста и комм. И.А.Фащевской // Там же. С. 190–201; Дельмас Л.А. «Мой голос для тебя…» // Аврора. 1971. № 1. С. 66–69; Горелов А.Е. Александр Блок и его Кармен // Аврора. 1971. № 1. С. 66–72; Блок А.А. Дневники / Подготовка текста, вступ. ст., примеч. А.Л.Гришунина. М.: Сов. Россия, 1989.