Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 124 2018

Л.В.Рассказова

«Таинственной Кармен…»

Пензенский литературный музей получил в дар фотографию Александра Блока с его автографом: дарственной надписью Любови Александровне Дельмас. Она хранилась в семье потомственных пензенских музыкантов. Передал реликвию в дар музею Борис Алексеевич Тишулин, нашедший фотографию при разборе семейного архива.

Пенза не относится к числу блоковских мест. В наших краях находились имения Бекетовых, старинных пензенских землевладельцев, предков поэта по материнской линии1. Пребывание десятилетним мальчиком в Пензенской губернии в имении двоюродного деда Ал. Н. Бекетова Урлейка (ныне Кондольского р-на Пензенской обл.), где сейчас уже ничто не напоминает об усадебном прошлом, никак не отразилось в творчестве А.А.Блока. Но именно в Пензе, спустя более ста лет, отыскалась драгоценная фотография Блока, подаренная им Л.А.Дельмас, о существовании которой знали все блоковеды, но никто ее не видел. Была известна только фотокопия с нее, на которой рукой Дельмас скопирована надпись А.А.Блока. Она хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки (РНБ) в Петербурге2.

Фотопортрет А.А.Блока сделан петербургским фотографом Д.Здобновым (СПб., Невский проспект, 10) в 1907 году. Фотокарточка представляет собой оригинальный серебряно-желатиновый (бромсеребряный) отпечаток, техника соответствует времени ее создания. Известны здобновские фотографии поэта разных лет3. В 1907 году им было выполнено несколько портретов А.А.Блока: в сюртуке и белой рубашке со стоячим воротником, с галстуком, завязанным бантом (как на нашем фото); в темной блузе с белым отложным воротником. Есть карточки как на фирменном паспарту фотографического заведения, так и без него, как наша. Сравнение почерка на подаренной фотографии с известными инскриптами Блока не оставляет сомнений в том, что надписи на фото принадлежат поэту4. Надписи сделаны черной тушью, пером, с особым нажимом, так как писать на фотоэмульсии трудно. На лицевой стороне сверху: «Таинственной Карменъ Любови Александровне Дельмасъ». Внизу: «Александръ Блокъ». На обороте: «Если бы Вы позволили написать на этой стороне, я бы еще прибавилъ».

Можно предположить, что поэт долго выбирал фотографию для подарка и обдумывал надпись на ней.

В письме к Л.А.Дельмас от 23.06.1914 из Шахматова А.А.Блок упоминает о своих фотопортретах: «Портретов я еще не пошлю, чтобы написать что-нибудь не зря. Вы выбрали как раз те, которые я признаю, остальные мне тоже не нравятся. Очень жаль только, что они давно сняты и относятся к другому времени»5. А в более раннем письме к ней же от 14.02.1914 есть слова, перекликающиеся с теми, что на фотографии: «Кажется, Ваша Кармен – совершенно особенная, очень таинственная»6. По записным книжкам, дневникам, письмам Блока, воспоминаниям Л.А.Дельмас можно восстановить историю их романа7.

Любовь Александровна Дельмас (1884–1969) — оперная певица, возлюбленная и муза поэта. А.А.Блок увидел ее осенью 1913 года в роли Кармен в спектакле петербургского Театра музыкальной драмы. Их личная встреча произошла 28 марта 1914 года. К этому времени Блок уже почти закончил цикл лирических стихотворений «Кармен», посвященный Л.А.Дельмас.

В конце жизни Любовь Александровна передала в рукописный отдел РНБ документы своего мужа, известного певца, профессора ленинградской консерватории П.З.Андреева, и некоторые свои документы, среди них и уже упоминавшуюся фотокопию с портрета А.А.Блока с переписанной ею дарственной надписью «Таинственной Кармен…». В ней есть отличия от оригинала: 1) на копии указаны инициалы певицы, а в оригинале – полностью имя и отчество; 2) указан год (1914), а в оригинале его нет; 3) надпись скопирована по новой орфографии. Значит, она переписывалась уже в советское время, и нормы советской орфографии успели стать привычными. И самое главное: на фотокопии не воспроизведена надпись с оборотной стороны оригинальной фотографии. Она не была ранее известна блоковедам. Видимо, Любовь Александровна скопировала дарственную по памяти для себя, забыв об обороте.

Каким образом и когда попала эта фотография в семейный архив Тишулиных, потомственных пензенских музыкантов? Можно предположить следующую историю.

От дарителя фото Б.А.Тишулина известно, что фотография находилась в одном из альбомов, принадлежавших сестре его матери, Антонине Васильевне Лукьянчиковой, в замужестве Потехиной (1910, Ташкент – 1984, Пенза). Как видно из составленной ею автобиографии, в 1936–1941 годах она обучалась в Ленинградской консерватории на фортепианном отделении, в классе проф. Н.Н.Поздняковской (1889–1981). По семейным воспоминаниям, она была любимой ученицей Натальи Николаевны. Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила ей закончить обучение (она смогла завершить его заочно только в 1969 году). Антонина Васильевна была вывезена из блокадного Ленинграда 28 февраля 1942 года в тяжелом состоянии, ее муж погиб, защищая Ленинград, и дальнейшая ее жизнь прошла в Пензе, у родственников. Она одна из старейших преподавателей музыкальной школы № 1 и музыкального училища (им в 2017 году исполнилось 135 лет), закладывавших основы известной в музыкальной среде «пензенской школы». Фотография Блока с дарственной надписью Л.А.Дельмас попала к ней, скорее всего, в студенческие годы. Она не могла быть подарена ей в 1968–1969 годах, когда Потехина заканчивала обучение в консерватории на заочном отделении, так как Л.А.Дельмас передала документы в ОР РНБ в 1964–1965 годах, и там была уже фотокопия со скопированной надписью. Возможно, фотография попала к Антонине Васильевне от Н.Н.Поздняковской, которой подарила ее сама Любовь Александровна. Поздняковская на пять лет моложе Л.А.Дельмас. Обе они выпускницы Петербургской консерватории и работали в консерватории в одно и то же время: Н.Н.Поздняковская — в 1926–1944, 1964–1981 годах, а Л.А.Дельмас с 1933 года состояла преподавателем пения музыкального училища при консерватории, затем ассистентом кафедры сольного пения, в 1940 году утверждена в должности доцента. Обе много концертировали, в том числе и в блокадном Ленинграде. А может быть, портрет А.А.Блока с дарственной надписью подарен юному концертмейстеру А.В.Лукьянчиковой самой Л.А.Дельмас при каких-либо совместных концертах студентов вокального и фортепианного отделений, учеников Дельмас и Поздняковской, и возникшем при этом знакомстве и общении. Важно отметить, что попала блоковская фотография в хорошие руки: Антонина Васильевна вывезла реликвию из блокадного Ленинграда и хранила всю свою жизнь.

Примечания:

1 См.: Енишерлов В.П. «Семья моей матери…» // Прометей: историко-биографический альманах. Т. 13. М.: Мол. гвардия, 1983; Он же. «Жизнь без начала и конца…» // Наше наследие. 2005. № 75–76.

2 ОР РНБ. Ф. 1056. Оп. 1. Ед. хр. 463.

3 См., например: Каталог изобразительного фонда А.А.Блока / Сост. Н.Кайдалова. М.: ГЛМ, 1985.

4 Дарственные надписи Блока на книгах и фотографиях // Лит. наследство. Т. 92: Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. М.: Наука, 1982. С. 5–152; конкретно о Л.А.Дельмас: С. 64–67.

5 Письма Блока к Л.А.Дельмас / Подготовка текста и комм. И.А.Фащевской // Звезда. 1970. № 11. С. 197.

6 Блок А.А. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8: Письма. М., Л.: Худ. лит., 1963. С. 434.

7 См.: Блок А.А. Записные книжки. 1901–1920 / Сост., подготовка текста, предисл., примеч. В.Н.Орлова. М.: Худ. лит., 1965; Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. Л.: Сов. писатель, 1970; Он же. Высокое назначение поэта // Звезда. 1970. № 11. С. 177–189; Письма Блока к Л.А.Дельмас / Подготовка текста и комм. И.А.Фащевской // Там же. С. 190–201; Дельмас Л.А. «Мой голос для тебя…» // Аврора. 1971. № 1. С. 66–69; Горелов А.Е. Александр Блок и его Кармен // Аврора. 1971. № 1. С. 66–72; Блок А.А. Дневники / Подготовка текста, вступ. ст., примеч. А.Л.Гришунина. М.: Сов. Россия, 1989.

А.А.Блок. 1907. Фотография Д.Здобнова. Пензенский литературный музей. Оригинал дарственной надписи публикуется впервые

А.А.Блок. 1907. Фотография Д.Здобнова. Пензенский литературный музей. Оригинал дарственной надписи публикуется впервые

Автограф А.А.Блок на обороте фотографии поэта 1907 года. Публикуется впервые

Автограф А.А.Блок на обороте фотографии поэта 1907 года. Публикуется впервые

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru