Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 123 2017

Людмила Ларионова

Юбилейный венок

К 125-летию со дня рождения М.И.Цветаевой вышел в свет посвященный ей иллюстрированный альбом-каталог, который, безусловно, станет отличным подарком для всех исследователей и почитателей ее поэзии. Это издание призвано отдать дань уважения любимому поэту составителей — владельцев крупнейших в стране частных собраний инскриптов М.И.Цветаевой. «Наша разница в возрасте — более четверти века. Мы росли в разные эпохи, имеем разные биографии, по-разному формировали свои цветаевские собрания. Но любовь к творчеству Марины Ивановны Цветаевой объединяет нас уже много лет», — сообщают они во вступительной статье.

Вместе с тем подготовка и выпуск настоящего альбома — смелый научный и библиофильский эксперимент составителей. Он продолжает ряд аналогичных изданий, созданных в жанре «библиофильского венка»*.

Вступительная статья к книге восполняет существовавший до сих пор пробел в изучении инскриптов М.И.Цветаевой, находящихся в частных собраниях**. В ней авторы приводят уникальные сведения о составе коллекций ушедших и современных библиофилов, в том числе М.С.Лесмана, А.Ф.Маркова, Л.М.Турчинского, В.М.Голубицкого, А.А.Венгерова, М.П.Краснова. Дается статистика наиболее часто встречающихся прижизненных изданий поэта с дарственными надписями. Так, например, бесспорное первенство здесь принадлежит «Вечернему альбому» (М., 1910), на который приходится более 20% всех известных автографов. Дополняет эти сведения любопытная статистика по фондам государственных собраний: Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Российской национальной библиотеки, Дома-музея М.Цветаевой, Российской государственной библиотеки и др.

Кроме того, любопытным для исследователей окажется и представленный обзор российских и зарубежных аукционов, на которых продавались автографы поэта. На данный момент это наиболее полный список цен на инскрипты М.И.Цветаевой на собственных сборниках и других изданиях, фотографиях; на ее рукописи, письма, владельческие надписи начиная с 1990-х годов и по настоящее время. К слову сказать, упомянутые в данном обзоре автографы не приобретались составителями альбома. Когда они формировали свои коллекции, цены на инскрипты поэта были иными, гораздо более доступными.

Всего на страницах альбома воспроизведено 92 автографа М.И.Цветаевой. Открывают его дарственные надписи на книгах, 28 из которых — инскрипты на собственных сборниках, пять — на других книгах, четыре — автографы и правки на оттисках. Взору читателей предстанут надписи, адресованные другу юности сестер Цветаевых П.И.Юркевичу, мужу С.Я.Эфрону и дочери Ариадне, «романтику революции» А.Ф.Керенскому, сестрам Е.Н. и Ю.Н. Рейтлингер, философу Л.И.Шестову, поэту Э.Л.Миндлину и др.

Затем следуют книги с владельческими надписями из личной библиотеки М.И.Цветаевой. Примечательно, что практически каждую из них она снабжала своей подписью.

«Хотя Цветаеву вряд ли можно отнести к разряду истинных библиофилов, тем не менее что-то “библиофильское” было ей присуще: она любила старинные книги не только за содержание, но и за неповторимый аромат эпохи, предпочитала издания с гравюрами, ценила красивый переплет (называла его “домом” для книги), как заядлый книжник совершала обмены (“…я обменяла своего Брейгеля — огромную книгу репродукций его рисунков — на всего Лескова, 11 томов в переплете…”) и т.д.», — отмечают во вступительной статье составители.

В альбоме представлено 13 владельческих надписей на русском и французском языках. Одни из них весьма лапидарны, другие, наоборот, развернуты. Благодаря им выявляются ранее не известные факты биографии поэта, определяются время и обстоятельства знакомства с тем или иным литературным произведением. Кроме того, наличие в книгах помет и примечаний на полях, различных отчеркиваний и подчеркиваний позволяет судить о характерной манере чтения, об отношении М.И.Цветаевой к изучаемому материалу. Примечательно, что на антикварно-букинистическом рынке издания из библиотеки поэта встречаются крайне редко.

Прекрасный визуальный ряд альбома дополняют книги из раздела «Особые экземпляры», в который вошли прижизненные издания поэта «Из двух книг» (М., 1913) и «Версты» (М., 1922) с содержательными пометами А.И.Цветаевой, а также личные экземпляры авторских сборников «Разлука» (М.; Берлин, 1922) и «Молодец» (Прага, 1924).

Весьма ярок и содержателен эпистолярный раздел каталога, в который вошли 18 писем и 11 открыток. Как отмечают составители, эти материалы они любовно подбирали на протяжении многих лет, «часто буквально по крупицам». Взору читателей предстанут эпистолы М.И.Цветаевой, адресованные П.И.Юркевичу (1908, 1916), В.Я. и Е.Я. Эфрон (1917), М.С.Цетлиной (1923), О.Е.Колбасиной-Черновой (1925), Л.И.Шестову (1926–1927), С.Н.Андрониковой [1930 (?)] и др.

Также на страницах альбома представлены творческие рукописи М.И.Цветаевой, в том числе автографы стихотворений «Месяц высокий над городом лег…» (1909), «Диалог Гамлета с совестью» и «Лик Офелии» (1923), «С фонарем обшарьте…» (1931); поправки к автобиографической прозе «Мать и музыка» (1930-е), собственноручно составленный список опубликованных произведений 1910–1927 гг. [1928 (?)].

Украшением визуального ряда каталога служат крайне немногочисленные любительские фотографии Цветаевой с ее инскриптами на обороте, оставляющие, по признанию составителей, «щемящее душу чувство прикосновения к бытописанию цветаевской семьи». Подобные библиофильские жемчужины практически не встречаются в продаже.

В завершающих разделах книги представлены автографы, адресованные М.И.Цветаевой: Эллиса, В.Г.Шершеневича и А.А.Тесковой; рукописи стихотворений, посвященных поэту, среди авторов которых М.А.Волошин [1910 (?)], А.К.Герцык (1913), А.И.Цветаева (1939), П.Г.Антокольский и А.А.Тарковский (оба — без даты); личные вещи поэта — перстень с изображением герба Вандеи и королевских лилий (вес этой реликвии составляет всего 4 грамма!) и стакан из дома Цветаевых в Борисоглебском переулке; ее прижизненные портреты работы Г.К.Артемова, А.Л.Билиса (оба — 1931), А.С.Эфрон (1930-е).

Каждая позиция каталога сопровождена подробным библиографическим описанием, а также авторскими комментариями. Особую ценность последним придают сведения о судьбах воспроизводимых автографов и мемориальных предметов: в каком библиофильском собрании они хранились ранее, при каких обстоятельствах прежние владельцы решались на расставание с ними. Дополняют визуальный ряд многочисленные фотографии родных, друзей и корреспондентов М.И.Цветаевой, а также различных малотиражных изданий, имеющих непосредственное отношение к описываемым событиям (например, чудом сохранившаяся афиша издательства Я.Е.Поволоцкого работы Н.С.Гончаровой).

Художник книги — академик Академии графического дизайна, член Союза художников и Союза дизайнеров, основатель Высшей академической школы графического дизайна, почетный член многих зарубежных дизайнерских ассоциаций Борис Владимирович Трофимов. Это не первый опыт его сотрудничества с М.В.Сеславинским, на протяжении последних десяти лет они плодотворно работают над возрождением старинного жанра — «избранной иллюстрированной библиографии»*.

В заключение отметим, что издание не только станет ценным справочником на цветаевской полке исследователей и поклонников ее творчества, но и послужит ориентиром для будущих поколений библиофилов.

* Анна Ахматова, 1889–1966: Материалы юбилейной выставки [к 120-летию со дня рождения] / Всерос. музей А.С.Пушкина, Клуб библиофилов «Бироновы конюшни». СПб.: NIKA, 2009. 24, [119] с.: ил.; Библиофильский венок Анне Ахматовой: К 125-летию со дня рождения: Автографы в собрании М.Сеславинского / [Авт.-сост. М.Сеславинский]. М.: Про книги, 2014. 175 с.: ил.

** Отметим, что в 2012 г. была предпринята попытка дать их общий обзор. См.: К 120-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой: Заседание клуба «Библиофильский улей», 15 сентября 2012 года / Сост. Л.А.Мнухин, К.В.Сафронова. М.: НСБ, 2012. 53, [3] с.: ил.

Библиофильский венок М.И.Цветаевой: Автографы и мемориальные предметы из собраний Л.А.Мнухина и М.В.Сеславинского: [альбом-каталог] / Авт.-сост. Л.А.Мнухин, М.В.Сеславинский; [Худож. Б.В.Трофимов]. — М.: БОСЛЕН, 2017. — 208 с.: ил. — 500 экз.

Библиофильский венок М.И.Цветаевой: Автографы и мемориальные предметы из собраний Л.А.Мнухина и М.В.Сеславинского: [альбом-каталог] / Авт.-сост. Л.А.Мнухин, М.В.Сеславинский; [Худож. Б.В.Трофимов]. — М.: БОСЛЕН, 2017. — 208 с.: ил. — 500 экз.

Георгий Эфрон (Мур) с девочкой Иветой. Мёдон. 1928.На обороте автограф М.Цветаевой синими чернилами: «[4] 3-летний Мур с одно- / леткой-Иветкой. / Полный генерал с / женой из бедной семьи / — и даже не красавицей. / Мёдон, март 1928 г.»

Георгий Эфрон (Мур) с девочкой Иветой. Мёдон. 1928.На обороте автограф М.Цветаевой синими чернилами: «[4] 3-летний Мур с одно- / леткой-Иветкой. / Полный генерал с / женой из бедной семьи / — и даже не красавицей. / Мёдон, март 1928 г.»

Титульный разворот книги М.А. де Бошена «Людовик XVII: жизнь, агония, смерть: королевская семья в заключении в замке» (Париж, 1905. Т. 1). На французском языке. Из домашней библиотеки М.Цветаевой

Титульный разворот книги М.А. де Бошена «Людовик XVII: жизнь, агония, смерть: королевская семья в заключении в замке» (Париж, 1905. Т. 1). На французском языке. Из домашней библиотеки М.Цветаевой

Титульный разворот книги М.Цветаевой «Психея: романтика» (Берлин: Изд-во З.И.Гржебина, 1923). На титульном листе автограф: «Романтику Революции — / [затерто: Александру] [вымарано: Федоровичу Керенскому] / — от всей души / Марина Цветаева / Прага, февраль 1924 г.». На обороте авантитула рукой Цветаевой переписаны стихи Ф.Гёльдерлина

Титульный разворот книги М.Цветаевой «Психея: романтика» (Берлин: Изд-во З.И.Гржебина, 1923). На титульном листе автограф: «Романтику Революции — / [затерто: Александру] [вымарано: Федоровичу Керенскому] / — от всей души / Марина Цветаева / Прага, февраль 1924 г.». На обороте авантитула рукой Цветаевой переписаны стихи Ф.Гёльдерлина

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru