Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 122 2017

Лариса Бардовская,


старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село»

Вновь обретенные портреты Карамзиных – Мещерских

Иногда открытия происходят как бы сами собой – по воле случая. Автору этих строк несколько лет назад довелось остановиться в гостинице на берегу Финского залива, разместившейся в старинной финской усадьбе в местечке Хайко Картано вблизи старой Королевской дороги. Усадьбу, известную с XIV века, в 1871 году приобрел генерал Себастиан фон Эттер — герой Русско-турецкой войны, во владении потомков которого она находилась до недавнего времени. Нынешние владельцы усадьбы Сату и Вейкко Вуористо при реконструкции здания обнаружили несколько старинных портретов неизвестных им лиц, которые, в память о прежних владельцах, разместили в гостиной1.

В результате поисков удалось установить, что на стенах гостиной висят затерявшиеся в истории и всеми забытые портреты семьи историка Николая Михайловича Карамзина: его дочери — княгини Екатерины Николаевны Мещерской (1806–1867), ее мужа – князя Петра Ивановича Мещерского (1802–1876) с сыном Николаем, другой дочери — Софьи Николаевны Карамзиной (1802–1856), сыновей: Андрея Николаевича (1814–1854) и Александра Николаевича (181–1888) и, возможно, Владимира Петровича Мещерского (1839–1914).

История чудесным образом сохранившихся в финской усадьбе портретов началась в 1835 году в Италии. Изображения членов семьи Карамзиных — Мещерских были исполнены двумя живописцами: Пименом Орловым в России2 и Жаном Огюстом Бардом3 в Италии в период с 1835 по 1840 год.

В 1835 году за живопись с натуры П.Орлов был награжден малой медалью, в основном это были портреты. Один из них впервые был представлен на отчетной выставке Императорской Академии художеств в 1836 году. Среди шести работ Пимена Орлова здесь экспонировался портрет Андрея Николаевича Карамзина. Еще не оконченный портрет вызвал восторженный отклик Екатерины Андреевны Карамзиной, которая писала сыну в письме от 5 июня 1836 года: «С умилением гляжу на твой портрет, который еще у нас, Орлов обещал скоро кончить»4. Выпускник Дерптского университета, затем офицер конной артиллерии Андрей Николаевич Карамзин (1814–1854) относился к числу передовых молодых людей своего времени. Язвительный, саркастический, он близок по своей жизненной позиции к М.Лермонтову. Знаком с А.С.Пушкиным с 1827 года. Всегда был душой молодежной компании, участвовал в домашних спектаклях. Софья Карамзина в письме к сестре отмечает, что «Андре играл восхитительно и как всегда был обворожителен, Андре в роли Габриэля был весел, трогателен, остроумен, влюблен, а пел так, что, право, не будь я его сестрой, я бы просто влюбилась»5. Художник начал писать его портрет, но не закончил, так как Андрей уехал за границу в 1836–1837 годах. В конце сентября 1836 года уже законченное произведение на выставке с интересом рассматривали А.С.Пушкин с женой. Андрей изображен в мундире прапорщика Гвардейской артиллерии, с сигарой в руке, сидящим на столе, слегка развернувшись к зрителю. Изящный красавец позирует небрежно, уверенно, осанка подчеркнуто офицерская, напряженная. Мерцают золоченые эполеты и пуговицы мундира — детали отчетливы и ясны, лицо с внимательным и пристальным взглядом. Известно, что все семейство Карамзиных относилось к числу близких друзей А.С.Пушкина, в альбомах Софьи и Екатерины сохранились его стихотворные строки, посвященные сестрам.

В статье известного пушкиниста Б.Л.Модзалевского, изданной в 1916 году, воспроизведены два из обнаруженных нами портретов: Софьи Карамзиной работы Пимена Орлова и Екатерины Мещерской работы Ж.О.Барда6. Автор статьи указывает, что портреты являются собственностью графини Екатерины Петровны Клейнмихель — дочери Екатерины Николаевны Мещерской. Копии этих двух портретов были заказаны Б.Л.Модзалевским в 1916 году художнице Е.Б.Барсуковой для Пушкинского Дома, где они и находятся до настоящего времени. Однако о судьбе оригиналов картин после революции 1917 года ничего известно не было.

В мае 1834 года Петр Иванович Мещерский7 с женой, малолетним сыном Николаем и фрейлиной Софьей Николаевной Карамзиной отправились в путешествие в Италию. Их отъезд, а затем и возвращение домой через полтора года упомянуты в письмах А.С.Пушкина к супруге Наталье Николаевне8. В 1835 году, во время пребывания в Риме, князь Мещерский обратился к французскому живописцу Жану Огюсту Барду и заказал ему портреты свой и жены. Это была дань давней традиции европейской аристократии, представители которой нередко заказывали свои портреты во время «гранд-тура» по Италии.

Портрет князя Мещерского с сыном Николаем написан на фоне римского собора Святого Петра, видного через открытое окно. На спинке кресла, в котором сидит князь, подпись художника: Bard. Парный ему портрет жены князя Екатерины Николаевны представляет ее сидящей на банкетке у открытой лоджии, с которой открывается вид на развалины Римского форума и Колизей. На ножке банкетки подпись: Bard. Сравнение портрета княгини Мещерской в финской усадьбе с репродукцией в статье Б.Л.Модзалевского не оставляет сомнений в том, что это тот самый портрет, копию с которого он заказал в 1916 году9.

Портрет работы Барда, на котором изображен предположительно князь Владимир Петрович Мещерский, также имеет подпись художника.

Осенью 1835 года Мещерские вернулись в Россию. Очевидно, вскоре после приезда семьи Карамзиных — Мещерских решили продолжить галерею семейных портретов. Портреты Софьи, Андрея и Александра Карамзиных были заказаны Пимену Орлову, которого знали через родную сестру графа А.Х.Бенкендорфа — М.Х.Шевич, она покровительствовала молодому художнику и содействовала его пенсионерской поездке в Италию в 1841 году (из нее Орлов в Россию не вернулся, оставшись в Италии). Семьи Шевич и Карамзиных были близко знакомы и дружны. Портрет Андрея Карамзина был хорошо принят в обществе: он понравился бесспорным мастерством живописца, умело переданным сходством, «интеллигентностью» стиля.

Современники отмечали удивительное сходство братьев. В одном из писем Александр писал брату Андрею: «Вчера утром я был на выставке, где твой портрет прекрасно выглядит <…> госпожа Сухозанет сказала мне, что видела мой портрет на выставке, что сходство его со мной совершенно, на что я ей ответил, что портрет действительно очень похож, но что это твой портрет». В самом деле, братья были очень похожи, оба учились на юридическом факультете Дерптского университета и затем вступили в лейб-гвардии Конную артиллерию.

В это же время Орлов написал портрет Александра (1815–1888) — также в офицерском мундире, но стоящего у лафета пушки.

В 1836 году пути братьев разошлись: Андрей для поправки здоровья отправился в Европу, а Александр пошел служить в Красное Село (под Петербургом). Его положение обязывало быть участником всех светских развлечений: балов, раутов, приемов, а общительность и живой характер способствовали его популярности; неутомимый танцор и весельчак был желанным завсегдатаем всех гостиных города. Знакомство с литературным Петербургом: В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, собственные литературные опыты характеризуют его как человека прекрасно воспитанного, начитанного, но без особого таланта.

Еще позже, в 1840 году, незадолго до своего отъезда в Италию, художник Пимен Орлов пишет портрет Софьи Карамзиной (1802–1856) — дочери Н.М.Карамзина и его первой жены Е.И.Протасовой (1767–1802, умершей через несколько дней после рождения Софьи). В 1821 году Софья была пожалована императором Александром фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны. И.И.Панаев писал, что для получения литературной известности в великосветском кругу необходимо было попасть в салон госпожи Карамзиной — вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты… и Рекамье этого салона была С.Н.Карамзина.

Образованная, остроумная, общительная, Софья была второй хозяйкой карамзинского салона. Она прекрасно знала русскую и французскую литературу. Острый ум и наблюдательность привлекали к ней многочисленных писателей, поэтов, художников. Ее близким другом в период написания портрета был М.Ю.Лермонтов. Уход из жизни Екатерины Андреевны, трагическая безвременная гибель Андрея разрушили ее здоровье, и она скончалась в 1856 году10.

Портреты семьи Карамзиных выполнены во вкусе времени, они одинакового формата (80Ч60 см), исполнены маслом на холсте. Небольшой размер способствовал камерности изображения, элементы жанра: лорнет, сигара, книга, цветы — привносили в них разнообразие, подчеркивавшее индивидуальность каждой модели.

Местонахождение всех портретов семьи Карамзиных оставалось неизвестным до недавнего времени. Возможно, как и портреты Софьи и Екатерины, все они находились до революции в собрании графини Екатерины Петровны Клейнмихель. Можно предположить, что картины оказались в Финляндии благодаря родственным связям Клейнмихелей и Карамзиных: знаменитая красавица Аврора Шернваль11, вдова Андрея Николаевича Карамзина, была приемной дочерью барона К.А.Валена (губернатора Выборга, генерал-прокурора Финляндского сената) и после смерти мужа жила в Финляндии, которая в годы революции дала кров многим русским аристократам (великий князь Кирилл Владимирович с супругой и детьми нашел убежище в имении фон Эттера)12.

Изображения Карамзиных и Мещерских, находящиеся сегодня в усадьбе Хайко и пребывавшие почти столетие в забвении, воскрешают забытые страницы отечественной истории и помогают сохранить память о семье Карамзиных.

Примечания

1 Автор благодарит владельцев отеля Сату и Вейкко Вуористо за разрешение опубликовать портреты семьи Карамзиных.

2 Пимен Никитич Орлов (1812–1863) — русский живописец, портретист. Занимался в классе К.Брюллова.

3 Жан Огюст Бард (1812 – после 1861) — французский живописец. Учился у П.Делароша и Ж.Энгра, который с декабря 1834 г. возглавил французскую Академию искусств в Риме.

4 Пушкин в письмах Карамзиных 1836–1837 годов. М.; Л., 1960. С. 58.

5 Карамзина С.Н. Письма к Е.И.Мещерской / Публ. Э.В.Даниловой, В.А.Мануйлова и Л.Н.Назаровой // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. С. 352.

6 Русский библиофил. 1916. № 6. С. 72,76.

7 Петр Иванович Мещерский (1802–1876) — отставной гвардии полковник, небогатый помещик, женился в 1828 г. на Екатерине Николаевне Карамзиной. Это был его второй брак. По письмам и отзывам современников, он был добрым и мягким человеком, остроумным и веселым в обществе, прекрасным мужем и отцом.

8 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. XV. С. 155 (письмо от 3 июня 1834 г.). 25 сентября 1835 года Пушкин, находившийся в Михайловском, писал жене: «Карамзина и Мещерские, слышал я, приехали. Не забудь сказать им сердечный поклон» (там же. Т. XVI. С. 51).

9 Екатерина Николаевна Мещерская (урожд. Карамзина; 1806–1867) входила в круг друзей А.С.Пушкина. Вышла замуж в 1828 г. за П.И.Мещерского. Родила ребенка и большую часть времени проводила в деревне, занималась семьей. 1834 и 1835 гг. провела в Италии.

10 Художник изобразил ее сидящей в кресле в белом муслиновом платье, которое ей очень шло. На спинке кресла выведены подпись и дата: «Орлов, 1840». В 1838 г. молодежь устроила в Царском Селе карусель и поставила водевиль Э.Скриба «Карантин». В уже цитированном письме к сестре Софья написала: «Что до меня, я была в костюме невесты: белое платье, кружевная фата с белой розой поверх локонов, падающих на плечи» (Карамзина С.Н. Письма к Е.Н.Мещерской. С. 352).

11 Аврора Карловна Демидова (урожд. Шернваль; 1806–1902), во втором браке Карамзина.

12 Здесь в 1917 г. родился их сын Владимир Кириллович Романов.

Жан Огюст Бард. Портрет Екатерины Карамзиной (Мещерской). 1835. Холст, масло. Частное собрание

Жан Огюст Бард. Портрет Екатерины Карамзиной (Мещерской). 1835. Холст, масло. Частное собрание

Царское Село. Каскады. Лист из альбома «Двенадцать видов Царского Села» В.П.Лангера. 1820. Екатерининский парк в своих удаленных уголках имитировал естественную природу с разнообразием ее настроений, рождая романтические переживания. Берегам небольшого ручья были приданы причудливые очертания, сооружены запруды, мосты-плотины с порогами из больших валунов

Царское Село. Каскады. Лист из альбома «Двенадцать видов Царского Села» В.П.Лангера. 1820. Екатерининский парк в своих удаленных уголках имитировал естественную природу с разнообразием ее настроений, рождая романтические переживания. Берегам небольшого ручья были приданы причудливые очертания, сооружены запруды, мосты-плотины с порогами из больших валунов

Жан Огюст Бард. Портрет князя Петра Ивановича Мещерского с сыном Николаем. 1835. Холст, масло. Частное собрание

Жан Огюст Бард. Портрет князя Петра Ивановича Мещерского с сыном Николаем. 1835. Холст, масло. Частное собрание

П.Н.Орлов. Портрет Софьи Карамзиной. 1840. Холст, масло. Частное собрание

П.Н.Орлов. Портрет Софьи Карамзиной. 1840. Холст, масло. Частное собрание

П.Н.Орлов. Портрет Андрея Николаевича Карамзина. 1836. Холст, масло. Частное собрание

П.Н.Орлов. Портрет Андрея Николаевича Карамзина. 1836. Холст, масло. Частное собрание

Портрет Е.А.Карамзиной работы неизвестного художника. Конец 1830-х годов. Холст, масло

Портрет Е.А.Карамзиной работы неизвестного художника. Конец 1830-х годов. Холст, масло

Жан Огюст Бард. Портрет князя Владимира Петровича Мещерского. 1835. Холст, масло. Частное собрание

Жан Огюст Бард. Портрет князя Владимира Петровича Мещерского. 1835. Холст, масло. Частное собрание

П.Н.Орлов. Портрет Александра Николаевича Карамзина. После 1836 года. Холст, масло. Частное собрание

П.Н.Орлов. Портрет Александра Николаевича Карамзина. После 1836 года. Холст, масло. Частное собрание

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2017) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru