Лариса Бардовская,
старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село»
Вновь обретенные портреты Карамзиных – Мещерских
Иногда открытия происходят как бы сами собой – по воле случая. Автору этих строк несколько лет назад довелось остановиться в гостинице на берегу Финского залива, разместившейся в старинной финской усадьбе в местечке Хайко Картано вблизи старой Королевской дороги. Усадьбу, известную с XIV века, в 1871 году приобрел генерал Себастиан фон Эттер — герой Русско-турецкой войны, во владении потомков которого она находилась до недавнего времени. Нынешние владельцы усадьбы Сату и Вейкко Вуористо при реконструкции здания обнаружили несколько старинных портретов неизвестных им лиц, которые, в память о прежних владельцах, разместили в гостиной1.
В результате поисков удалось установить, что на стенах гостиной висят затерявшиеся в истории и всеми забытые портреты семьи историка Николая Михайловича Карамзина: его дочери — княгини Екатерины Николаевны Мещерской (1806–1867), ее мужа – князя Петра Ивановича Мещерского (1802–1876) с сыном Николаем, другой дочери — Софьи Николаевны Карамзиной (1802–1856), сыновей: Андрея Николаевича (1814–1854) и Александра Николаевича (181–1888) и, возможно, Владимира Петровича Мещерского (1839–1914).
История чудесным образом сохранившихся в финской усадьбе портретов началась в 1835 году в Италии. Изображения членов семьи Карамзиных — Мещерских были исполнены двумя живописцами: Пименом Орловым в России2 и Жаном Огюстом Бардом3 в Италии в период с 1835 по 1840 год.
В 1835 году за живопись с натуры П.Орлов был награжден малой медалью, в основном это были портреты. Один из них впервые был представлен на отчетной выставке Императорской Академии художеств в 1836 году. Среди шести работ Пимена Орлова здесь экспонировался портрет Андрея Николаевича Карамзина. Еще не оконченный портрет вызвал восторженный отклик Екатерины Андреевны Карамзиной, которая писала сыну в письме от 5 июня 1836 года: «С умилением гляжу на твой портрет, который еще у нас, Орлов обещал скоро кончить»4. Выпускник Дерптского университета, затем офицер конной артиллерии Андрей Николаевич Карамзин (1814–1854) относился к числу передовых молодых людей своего времени. Язвительный, саркастический, он близок по своей жизненной позиции к М.Лермонтову. Знаком с А.С.Пушкиным с 1827 года. Всегда был душой молодежной компании, участвовал в домашних спектаклях. Софья Карамзина в письме к сестре отмечает, что «Андре играл восхитительно и как всегда был обворожителен, Андре в роли Габриэля был весел, трогателен, остроумен, влюблен, а пел так, что, право, не будь я его сестрой, я бы просто влюбилась»5. Художник начал писать его портрет, но не закончил, так как Андрей уехал за границу в 1836–1837 годах. В конце сентября 1836 года уже законченное произведение на выставке с интересом рассматривали А.С.Пушкин с женой. Андрей изображен в мундире прапорщика Гвардейской артиллерии, с сигарой в руке, сидящим на столе, слегка развернувшись к зрителю. Изящный красавец позирует небрежно, уверенно, осанка подчеркнуто офицерская, напряженная. Мерцают золоченые эполеты и пуговицы мундира — детали отчетливы и ясны, лицо с внимательным и пристальным взглядом. Известно, что все семейство Карамзиных относилось к числу близких друзей А.С.Пушкина, в альбомах Софьи и Екатерины сохранились его стихотворные строки, посвященные сестрам.
В статье известного пушкиниста Б.Л.Модзалевского, изданной в 1916 году, воспроизведены два из обнаруженных нами портретов: Софьи Карамзиной работы Пимена Орлова и Екатерины Мещерской работы Ж.О.Барда6. Автор статьи указывает, что портреты являются собственностью графини Екатерины Петровны Клейнмихель — дочери Екатерины Николаевны Мещерской. Копии этих двух портретов были заказаны Б.Л.Модзалевским в 1916 году художнице Е.Б.Барсуковой для Пушкинского Дома, где они и находятся до настоящего времени. Однако о судьбе оригиналов картин после революции 1917 года ничего известно не было.
В мае 1834 года Петр Иванович Мещерский7 с женой, малолетним сыном Николаем и фрейлиной Софьей Николаевной Карамзиной отправились в путешествие в Италию. Их отъезд, а затем и возвращение домой через полтора года упомянуты в письмах А.С.Пушкина к супруге Наталье Николаевне8. В 1835 году, во время пребывания в Риме, князь Мещерский обратился к французскому живописцу Жану Огюсту Барду и заказал ему портреты свой и жены. Это была дань давней традиции европейской аристократии, представители которой нередко заказывали свои портреты во время «гранд-тура» по Италии.
Портрет князя Мещерского с сыном Николаем написан на фоне римского собора Святого Петра, видного через открытое окно. На спинке кресла, в котором сидит князь, подпись художника: Bard.
Парный ему портрет жены князя Екатерины Николаевны представляет ее сидящей на банкетке у открытой лоджии, с которой открывается вид на развалины Римского форума и Колизей. На ножке банкетки подпись: Bard. Сравнение портрета княгини Мещерской в финской усадьбе с репродукцией в статье Б.Л.Модзалевского не оставляет сомнений в том, что это тот самый портрет, копию с которого он заказал в 1916 году9.
Портрет работы Барда, на котором изображен предположительно князь Владимир Петрович Мещерский, также имеет подпись художника.
Осенью 1835 года Мещерские вернулись в Россию. Очевидно, вскоре после приезда семьи Карамзиных — Мещерских решили продолжить галерею семейных портретов. Портреты Софьи, Андрея и Александра Карамзиных были заказаны Пимену Орлову, которого знали через родную сестру графа А.Х.Бенкендорфа — М.Х.Шевич, она покровительствовала молодому художнику и содействовала его пенсионерской поездке в Италию в 1841 году (из нее Орлов в Россию не вернулся, оставшись в Италии). Семьи Шевич и Карамзиных были близко знакомы и дружны. Портрет Андрея Карамзина был хорошо принят в обществе: он понравился бесспорным мастерством живописца, умело переданным сходством, «интеллигентностью» стиля.
Современники отмечали удивительное сходство братьев. В одном из писем Александр писал брату Андрею: «Вчера утром я был на выставке, где твой портрет прекрасно выглядит <…> госпожа Сухозанет сказала мне, что видела мой портрет на выставке, что сходство его со мной совершенно, на что я ей ответил, что портрет действительно очень похож, но что это твой портрет». В самом деле, братья были очень похожи, оба учились на юридическом факультете Дерптского университета и затем вступили в лейб-гвардии Конную артиллерию.
В это же время Орлов написал портрет Александра (1815–1888) — также в офицерском мундире, но стоящего у лафета пушки.
В 1836 году пути братьев разошлись: Андрей для поправки здоровья отправился в Европу, а Александр пошел служить в Красное Село (под Петербургом). Его положение обязывало быть участником всех светских развлечений: балов, раутов, приемов, а общительность и живой характер способствовали его популярности; неутомимый танцор и весельчак был желанным завсегдатаем всех гостиных города. Знакомство с литературным Петербургом: В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, собственные литературные опыты характеризуют его как человека прекрасно воспитанного, начитанного, но без особого таланта.
Еще позже, в 1840 году, незадолго до своего отъезда в Италию, художник Пимен Орлов пишет портрет Софьи Карамзиной (1802–1856) — дочери Н.М.Карамзина и его первой жены Е.И.Протасовой (1767–1802, умершей через несколько дней после рождения Софьи). В 1821 году Софья была пожалована императором Александром фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны. И.И.Панаев писал, что для получения литературной известности в великосветском кругу необходимо было попасть в салон госпожи Карамзиной — вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты… и Рекамье этого салона была С.Н.Карамзина.
Образованная, остроумная, общительная, Софья была второй хозяйкой карамзинского салона. Она прекрасно знала русскую и французскую литературу. Острый ум и наблюдательность привлекали к ней многочисленных писателей, поэтов, художников. Ее близким другом в период написания портрета был М.Ю.Лермонтов. Уход из жизни Екатерины Андреевны, трагическая безвременная гибель Андрея разрушили ее здоровье, и она скончалась в 1856 году10.
Портреты семьи Карамзиных выполнены во вкусе времени, они одинакового формата (80Ч60 см), исполнены маслом на холсте. Небольшой размер способствовал камерности изображения, элементы жанра: лорнет, сигара, книга, цветы — привносили в них разнообразие, подчеркивавшее индивидуальность каждой модели.
Местонахождение всех портретов семьи Карамзиных оставалось неизвестным до недавнего времени. Возможно, как и портреты Софьи и Екатерины, все они находились до революции в собрании графини Екатерины Петровны Клейнмихель. Можно предположить, что картины оказались в Финляндии благодаря родственным связям Клейнмихелей и Карамзиных: знаменитая красавица Аврора Шернваль11, вдова Андрея Николаевича Карамзина, была приемной дочерью барона К.А.Валена (губернатора Выборга, генерал-прокурора Финляндского сената) и после смерти мужа жила в Финляндии, которая в годы революции дала кров многим русским аристократам (великий князь Кирилл Владимирович с супругой и детьми нашел убежище в имении фон Эттера)12.
Изображения Карамзиных и Мещерских, находящиеся сегодня в усадьбе Хайко и пребывавшие почти столетие в забвении, воскрешают забытые страницы отечественной истории и помогают сохранить память о семье Карамзиных.
Примечания
1 Автор благодарит владельцев отеля Сату и Вейкко Вуористо за разрешение опубликовать портреты семьи Карамзиных.
2 Пимен Никитич Орлов (1812–1863) — русский живописец, портретист. Занимался в классе К.Брюллова.
3 Жан Огюст Бард (1812 – после 1861) — французский живописец. Учился у П.Делароша и Ж.Энгра, который с декабря 1834 г. возглавил французскую Академию искусств в Риме.
4 Пушкин в письмах Карамзиных 1836–1837 годов. М.; Л., 1960. С. 58.
5 Карамзина С.Н. Письма к Е.И.Мещерской / Публ. Э.В.Даниловой, В.А.Мануйлова и Л.Н.Назаровой // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. С. 352.
6 Русский библиофил. 1916. № 6. С. 72,76.
7 Петр Иванович Мещерский (1802–1876) — отставной гвардии полковник, небогатый помещик, женился в 1828 г. на Екатерине Николаевне Карамзиной. Это был его второй брак. По письмам и отзывам современников, он был добрым и мягким человеком, остроумным и веселым в обществе, прекрасным мужем и отцом.
8 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. XV. С. 155 (письмо от 3 июня 1834 г.). 25 сентября 1835 года Пушкин, находившийся в Михайловском, писал жене: «Карамзина и Мещерские, слышал я, приехали. Не забудь сказать им сердечный поклон» (там же. Т. XVI. С. 51).
9 Екатерина Николаевна Мещерская (урожд. Карамзина; 1806–1867) входила в круг друзей А.С.Пушкина. Вышла замуж в 1828 г. за П.И.Мещерского. Родила ребенка и большую часть времени проводила в деревне, занималась семьей. 1834 и 1835 гг. провела в Италии.
10 Художник изобразил ее сидящей в кресле в белом муслиновом платье, которое ей очень шло. На спинке кресла выведены подпись и дата: «Орлов, 1840». В 1838 г. молодежь устроила в Царском Селе карусель и поставила водевиль Э.Скриба «Карантин». В уже цитированном письме к сестре Софья написала: «Что до меня, я была в костюме невесты: белое платье, кружевная фата с белой розой поверх локонов, падающих на плечи» (Карамзина С.Н. Письма к Е.Н.Мещерской. С. 352).
11 Аврора Карловна Демидова (урожд. Шернваль; 1806–1902), во втором браке Карамзина.
12 Здесь в 1917 г. родился их сын Владимир Кириллович Романов.