Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 119 2016

Вл.Вельяшев

Успенский храм на Могильцах

С детства я помню странные, таинственные «кладбищенские» названия нескольких переулков возле Кропоткинской улицы (теперь она вновь Пречистенка по имени иконы Пречистой Божьей Матери Смоленской из Новодевичьего монастыря, куда и вела улица с XVI века) — Большой Могильцевский, Малый Могильцевский, Мертвый (так его звали все коренные пречистенцы, несмотря на то, что с 1937 года он получил имя Н.Островского, автора прославленного романа «Как закалялась сталь», поселившегося здесь в 1930-х годах). Неподалеку от Чистого переулка, где я жил, Б.Могильцевский, Б.Власьевский (по имени находившейся рядом церкви Св. Власия), Б.Лёвшинский (тогда улица Щукина, названная в честь известного актера Вахтанговского театра) и Мертвый переулки образовывали своеобразную площадь, на которой уютный скверик (любимое место встречи окрестных собачников) соседствовал с опоясанным со всех сторон булыжной мостовой зданием церкви, давно превращенной в какие-то мастерские. Среди окрестных жителей ходили слухи, что здесь затаилось некое секретное учреждение НКВД, благодаря чему добротную каменную церковь не разрушили, как почти все многочисленные близлежащие храмы, а переоборудовали для особых нужд. Возможно, то была лишь досужая молва, но несколько церковных зданий в Москве действительно были спасены от безжалостного сноса тем, что в них разместили научную лабораторию (церковь Большого Вознесения, где венчался А.С.Пушкин), Библиотеку иностранной литературы (храм Космы и Дамиана в Столешниковом переулке), киностудию «Союзмультфильм» (храм Спаса Преображения на Песках вблизи Арбата), склады, концертные залы и т.д. «Повезло» не многим, но все же, когда пришло время, было что восстанавливать, в какие непорушенные стены вдохнуть молитвенную жизнь. Та церковь в пречистенских переулках, о которой я пишу, носила и носит имя Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Загадочные и мрачные названия окружавших ее переулков восходят, видимо, к губительной эпидемии чумы, охватившей этот район Москвы во второй половине XVIII века. Умерших от чумы продолжали хоронить на церковных погостах, несмотря на то что было специально устроено несколько больших загородных кладбищ. Хоронили жертв эпидемии и возле Успенской церкви.

Когда после Великой Отечественной войны в Москву «пришел» саратовский газ, в столице была произведена грандиозная работа по замене старых газовых сетей и прокладке новых. Центр Москвы напоминал тогда современную картину развороченного города. Только цель тех работ была иной, чем сегодняшнее показушно-провинциальное «благоустройство» улиц и украшательство, за которыми явно ощущается финансовая заинтересованность отдельных лиц и групп, а также полное отсутствие вкуса. Масштабные земляные работы в первой половине 1950-х годов проводились и в районе храма Успения на Могильцах, и в близлежащих переулках. Около церкви, у глубокой траншеи на улице Щукина, высилась груда человеческих черепов и костей. Почти как на знаменитой картине В.Верещагина. Они лежали под открытым небом недолго, и детям строго-настрого запрещалось к ним приближаться. «Там могут быть чумные бациллы», — пугали взрослые. Видимо, здесь находилось большое захоронение москвичей, погибших от чумного мора. Очень скоро страшные останки исчезли. Кто-то говорил, что их вывезли за пределы Москвы и захоронили в общей яме, а некоторые делились сведениями «из верных источников», что древние кости уничтожили ночью в огне крематория близ Донского монастыря. Так что Могильцевские и Мертвый переулки носили свои названия не случайно, а могильцы — это, видимо, не только природные холмики, но и место захоронения сотен, если не тысяч людей. Но надо помнить, что Могильцевскими переулки стали уже в XX веке, а до этого они носили название Успенских. И тот и другой варианты происходят от имени ближайшей церкви.

В XIX веке церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах относилась к Пречистенскому благочинию, почти все храмы которого после революции были безжалостно снесены. Из соседствующих с Успенской церковью сохранился (но был закрыт) маленький, уютный храм св. Власия на углу Гагаринского и Б.Власьевского переулков, а сравнительно недалекой действующей церковью оказался храм Ильи Обыденного на Остоженке, в Обыденском переулке, куда на праздничные службы стекались все пречистенские старожилы. Анатолий Борисович Свенцицкий, актер Малого театра, старый москвич, в самые тяжелые для православных годы советского лихолетья сохранивший неколебимую верность Церкви, великолепный знаток московского духовенства и летописец сорока храмов Пречистенского благочиния, писал о храме св. Власия в своей книге «Oни были последними?»: «Во времена моего детства храм был крайне мало посещаем. Причина тому, очевидно, соседство с храмом Успения на Могильцах, куда даже в обычную субботу собиралось множество молящихся, так как выдающийся проповедник отец Георгий Чиннов вел еженедельные беседы после всенощного бдения. Часто приходило на беседы и духовенство “cоседних храмов”. Также привлекал и знаменитый хор под руководством сначала А.В.Свешникова, затем Локтева и Осипова <…> Очень скромному правому хору было не до соперничества с Успенским приходом»1.

Храм Успения на Могильцах издавна отличался замечательными певческими хорами. Об этом писал еще М.Е.Салтыков-Щедрин в последней своей книге-хронике «Пошехонская старина»: «Модными церквями в то время считались: Старое Вознесенье, Никола Явленный и Успенье-на-Могильцах <…> Что касается до церкви Успенья-на-Могильцах, то она славилась своими певчими. Помнится, что там по праздникам певал крепостной хор Ровинского»2. Храм Успения на Могильцах выделялся среди храмов Пречистенского благочиния и необычной для Москвы архитектурой, где отчетливо ощущалось западное, европейское влияние, своим приходом и священничеством. Это был один из старейших храмов древней столицы. Его предыстория восходит к деревянной церкви, стоявшей здесь в XVI веке. Она впервые упоминается в летописи в связи с очередным московским пожаром, случившимся при Иване Грозном. А в середине XVII века второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович (Тишайший) построил здесь церковь в камне. Чуть более чем через столетие французский архитектор Никола

Легран по заказу и на средства статского советника В.И.Тутолмина и других прихожан начал возводить в Староконюшенной слободе необычный для Москвы двухколоколенный каменный храм. Н.Легран много и успешно работал в столице. Он автор одного из лучших классицистических зданий Москвы — ансамбля Главного Кригскомиссариата в Замоскворечье, выходящего фасадом на Москву-реку. Ему принадлежит проект перепланировки Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Некоторые исследователи приписывают Леграну авторство самого красивого здания Москвы — Пашкова дома на Ваганьковском холме перед Боровицкой башней Кремля. Четверть века Н.Легран, работавший в России в 1773–1791 годах, был как бы главным архитектором Москвы, занимаясь «упорядочением» стихийно застроенного огромного города, «приведением его в приличное состояние».

Храм Успения на Могильцах, последний шедевр Леграна, стал ему своеобразным памятником. Зодчий не дожил до его завершения. Строительство велось с 1791 по 1799 год, а внутренняя отделка закончилась в 1806 году, незадолго до французского нашествия. Он не сильно пострадал от французов и московского пожара. Интересно, что художник и искусствовед И.Э.Грабарь видел в свое время в ризнице церкви Успения на Могильцах собственноручно подписанные Леграном планы этого храма и второй двухколоколенной московской церкви — Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Марьиной роще. Ее автором считается архитектор Е.С.Назаров, проектировавший весь комплекс Лазаревского кладбища и воплотивший с некоторыми незначительными изменениями замысел Леграна.

Двухколоколенные храмы вошли в моду в России в последней трети XVIII века, после того как Екатерина II утвердила в 1776 году проект двухколоколенного Троицкого собора архитектора И.Е.Старова для Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. С него началась в храмостроительстве попытка объединить западную типологию с русской церковной традицией. Всего на огромной территории России было возведено около ста двухколоколенных храмов (поэтому они сейчас так редки). В конце XVIII – начале XIX века в богатых помещичьих усадьбах стали иногда строить такие церкви. Некоторые еще существуют (пусть и в развалинах). Их можно видеть в Московской (неподалеку от Коломны, в селе Шкинь), Тверской, Ярославской, Пензенской, Нижегородской, Смоленской и других областях.

Среди бескрайних полей одиноко высится на пензенской равнине живописная руина — храм-близнец церкви Успения на Могильцах, заказанный некогда богатым помещиком И.Ф.Никифоровым для усадьбы в селе Порошине. Те храмы Леграна, о которых мы рассказываем, столь необычные образцы русского классицизма XVIII – начала XIX века, восходят в своей архитектуре к известным европейским прототипам, например, церкви Santissimа-Trinitа-dei-Monti (Cв. Троицы на Горах) XVI века в Риме, на вершине Испанской лестницы. Работая над созданием двухколоколенного храма в Москве, имеющего несколько «зеркальных отражений» на территории России, Н.Легран, безусловно, вспоминал фасад этой римской церкви, построенной по повелению короля Франции Людовика XII.

В своем нижегородском имении в селе Бутакове тот же И.Ф.Никифоров построил по «типовому» проекту Леграна еще один храм-двойник. И в Порошине, и в Бутакове церкви возводились в начале XIX века, уже после смерти Леграна. Судьбы этих младших близнецов московской церкви Успения на Могильцах сложились по-разному. Церковь Михаила Архангела в Порошине Пензенской области, постепенно разрушаемая ветром, временем и людьми, стала органичной частью пейзажа, слилась с природой. Казанскую же церковь в Бутакове люди и время пощадили. Более того, из всех двухколоколенных храмов Н.Леграна этот закрывался лишь на самое короткое время. Службы в нем идут своим чередом, и не перестроенные интерьеры и внутренние гармоничные пространства позволяют судить о подлинных масштабах и классической строгости архитектурного замысла Леграна. Хочется верить, что реставраторы храма Успения на Могильцах изучили эти два провинциальных храма-близнеца французско-русского архитектора. Жаль, что они, видимо, не сочли нужным обратить внимание на оригинальную нишу над главным входом в церкви Михаила Архангела, придающую особую выразительность фасаду и, видимо, являющуюся дополнительным резонатором для звука колоколов, располагавшихся в двух колокольнях по обе его стороны. Возможно, эта ниша предназначалась для установки некой скульптуры, но в московском храме ее просто-напросто заложили кирпичом и оштукатурили, исказив замысел архитектора. И уж совсем непонятно, каким образом со стороны одного из боковых фасадов Успения на Могильцах (со стороны Пречистенского переулка) реставраторы умудрились, в нарушение всех писаных и неписаных профессиональных правил и Закона об охране памятников истории и культуры сохранить, несколько видоизменив, часть уродующей церковь служебной пристройки, которой храм был обезображен после закрытия в 30-х годах XX века.

Находившаяся в Староконюшенной слободе, дворянском районе Москвы, церковь Успения на Могильцах время от времени возникает на страницах литературных произведений. Л.Н.Толстой упоминает ее в «Войне и мире». В эту церковь М.Д.Ахросимова (ее прототипом была известная всей Москве властная и решительная барыня Анастасия Дмитриевна Офросимова, жившая в соседнем с храмом Обуховом, ныне Чистом, переулке, в той усадьбе, где сейчас Московская патриархия) водила гостивших у нее Ростовых. «В воскресенье утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедне в свой приход Успения на Могильцах.

— Я этих модных церквей не люблю, — говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. — Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!»3

В некоторых статьях, посвященных церкви Успения на Могильцах, утверждается, что о ней писал Л.Н.Толстой и в романе «Анна Каренина». Якобы именно здесь венчались Левин и Кити Щербацкая. Но это лишь одна из бытующих московских легенд. В романе «Анна Каренина» церковь Успения на Могильцах не упоминается. А вот А.П.Чехов в рассказе «Страшная ночь», представляющем, по сути, распространенную в 1880-х годах в юмористических журналах, написанную в жанре кладбищенского юмора пародию на святочный страшный рассказ, замечает, что его герой Иван Петрович Панихидин «жил в Москве, у Успения-на-Могильцах, в доме чиновника Трупова»4. Видимо, об этой церкви писатель узнал из шутливого письма ему Л.И.Пальмина от 19 октября 1884 года: «А я переехал на новую квартиру: У Успенья-на-

Могильцах (не думайте, что Мертвый переулок, д. Гробова и квартира Крестопоклонникова <…>). Нет: Малый Успенский пер., д. Никифоровой»5.

Любопытный штрих оставила церковь Успения на Могильцах в биографии Сергея Есенина. Осенью 1921 года Есенин впервые увидел Айседору Дункан в студии художника Георгия Якулова, располагавшейся на последнем этаже высокого дома на Большой Садовой, возле сада «Аквариум». В этом доме сейчас квартира-музей М.А.Булгакова, кстати тоже некоторое время жившего рядом с церковью Успения на Могильцах, в Денежном и Чистом переулках. С вечеринки у Якулова Есенин и Дункан уехали вместе в сопровождении журналиста Ильи Шнейдера, руководившего по поручению А.В.Луначарского танцевальной школой, а затем студией А.Дункан. Было уже за полночь, с трудом разместились в подвернувшейся пролетке. Шнейдер вспоминает: «Пролетка тихо протарахтела по Садовым, уже освещенным первыми лучами солнца, потом, за Смоленским, свернула и выехала не к Староконюшенному и не к Мертвому переулку, выходящему на Пречистенку, а очутилась около большой церкви, окруженной булыжной мостовой. Ехали мы очень медленно, что моим спутникам, по-видимому, было совершенно безразлично <…>. В то первое утро ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого.

— Эй, отец! — тронул я его за плечо. — Ты что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь. Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся.

— Повенчал! — раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору <…>. Наконец извозчик выехал Чистым переулком на Пречистенку и остановился у подъезда нашего особняка»6.

Единственной большой церковью в этом районе, которую свободно можно объехать по булыжной мостовой, была Успения на Могильцах, и только она. Вокруг нее и катал, «венчая» Есенина с Дункан, задремавший московский «ванька». О том, что храм в то время, как, впрочем, и сейчас, можно было обойти и объехать по мостовой, писал и А.Б.Свенцицкий: «Помню вынос плащаницы в Великую пятницу в моей любимой церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Плащаницу обносили вокруг храма, шли по мостовой, так как у храма ограды не было»7.

Этот связанный со многими и видевший в своих намоленных стенах многих храм был закрыт в день святых Петра и Павла. 12 июля 1932 года настоятель, отец Георгий Чиннов отслужил последнюю литургию. Рыдали прихожане, плакал и отец Георгий, перешедший вскоре в Обыденский храм, куда перенесли и некоторые иконы из Успения на Могильцах. Советские учреждения, какие-то монтажные управления, возможно «шарашка», обосновались в стенах старого храма, исказив и изуродовав его интерьер, обезобразив боковые фасады теми самыми пристройками, часть которых, увы, сохранилась. Будем надеяться, что ненадолго.

Когда уже в новую эру началось возвращение зданий московских храмов Православной церкви, дело долго не доходило до Успенского храма. А.Б.Свенцицкий, создавший при храме общину и возглавивший ее в 1992 году, рассказывал мне, какую борьбу пришлось ему и его соратникам выдержать, пока, наконец, храм не был передан Церкви 25 декабря 2000 года. А потом был мучительный поиск спонсоров, готовых поддержать реставрацию оскверненной святыни. Уже были отреставрированы и действовали московские храмы Большого Вознесения и Космы и Дамиана, чья судьба схожа с церковью Успения на Могильцах, а чудесная постройка Н.Леграна продолжала пребывать в мерзости запустения. Что было весьма странно, ибо находилась она буквально в пяти минутах от резиденции патриарха в Чистом переулке, и князья церкви ежедневно могли видеть поруганную красоту. Но постепенно в храме начались службы и реставрация. Сейчас церковь Успения на Могильцах практически восстановлена, открылись впечатляющие гармоничные объемы внутренних помещений церкви, спроектированные Леграном, и Москва вновь обрела оригинальный памятник, переживший трагические времена безбожия, поругания и будто воскресший из небытия. «Будем молиться и верить, — заканчивал свою книгу воспоминаний “Oни были последними?” первый староста храма после его возвращения Православной церкви А.Б.Свенцицкий, — что скоро возродится мой любимый храм Успения на Могильцах, несмотря на яростное сопротивление врагов Православия, и я радостно воскликну в обновленном храме: “Спасибо Богу за всё!”»8 Молитва этого чудесного человека была услышана, а подвижнический труд его со товарищи во благо спасения храма Успения на Могильцах увенчался победой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Свенцицкий А.Б. Они были последними? М., 1997. С. 169 (далее — Свенцицкий).

2 Щедрин Н. (М.Е.Салтыков). Собр. соч.:

В 12 т. М., 1951. Т. 12. С. 212-213.

3 Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978–1985. Т. 5. С. 349.

4 Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1974–1982. Соч.: В 18 т. Т. 3. С. 139.

5 Там же. С. 558.

6 Шнейдер И.И. Встречи с Есениным. М., 1974. С. 40-42.

7 Свенцицкий. С. 22.

8 Свенцицкий. С. 191.

Храм Успения на Могильцах. Вид со стороны Б. Власьевского переулка. Вдали виден храм Покрова в Лёвшине. Начало XX века

Храм Успения на Могильцах. Вид со стороны Б. Власьевского переулка. Вдали виден храм Покрова в Лёвшине. Начало XX века

Храм Успения на Могильцах после реставрации. Вид со стороны Пречистенского и Б. Власьевского переулков. Август 2016 года

Храм Успения на Могильцах после реставрации. Вид со стороны Пречистенского и Б. Власьевского переулков. Август 2016 года

Интерьер храма Успения на Могильцах после реставрации. Август 2016 года

Интерьер храма Успения на Могильцах после реставрации. Август 2016 года

Двухколоколенный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве. Август 2016 года

Двухколоколенный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве. Август 2016 года

Все, что осталось от двухколоколенной церкви Живоначальной Троицы в селе Федяеве Смоленской области. 2010-е годы

Все, что осталось от двухколоколенной церкви Живоначальной Троицы в селе Федяеве Смоленской области. 2010-е годы

Двойник храма Успения на Могильцах — церковь Михаила Архангела в селе Порошине Пензенской области. 2010-е годы

Двойник храма Успения на Могильцах — церковь Михаила Архангела в селе Порошине Пензенской области. 2010-е годы

Двухколоколенный храм Сошествия Святого Духа в селе Шкинь под Коломной до начала реставрации. Середина XX века

Двухколоколенный храм Сошествия Святого Духа в селе Шкинь под Коломной до начала реставрации. Середина XX века

Фасад церкви Успения на Могильцах со стороны Б. Могильцевского и Б. Лёвшинского переулков после реставрации. Август 2016 года

Фасад церкви Успения на Могильцах со стороны Б. Могильцевского и Б. Лёвшинского переулков после реставрации. Август 2016 года

Заслуженный артист России А.Б.Свенцицкий (1921–2001), возглавивший борьбу за возрождение храма Успения на Могильцах, читает стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» в саду редакции журнала «Наше наследие». 1996

Заслуженный артист России А.Б.Свенцицкий (1921–2001), возглавивший борьбу за возрождение храма Успения на Могильцах, читает стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» в саду редакции журнала «Наше наследие». 1996

Церковь Успенья Пресвятой Богородицы на Могильцах близ Пречистенки. 1881. Фото Гравюра Шерер, Набгольц и Ко в Москве

Церковь Успенья Пресвятой Богородицы на Могильцах близ Пречистенки. 1881. Фото Гравюра Шерер, Набгольц и Ко в Москве

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru