Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 119 2016

Александр Рюмин

Фотография и художник

Об отношении художника к фотографии размышлял еще Врубель. В письме к сестре летом 1893 года он писал: «Решил пейзажи с фигурами. Матерьял огромный: более сотни отличных фотографий Италии; а не утилизировать это усовершенствование глупо. Совершенствование жизненной техники — вот пульс настоящий; он же должен биться и в искусстве. Никакая рука, никакой глаз, никакое терпение не сможет столько объективировать, как фотографическая камера, — разбирайся во всем этом живом и правдивом материале с твоей душевной призмой: об его непризрачные рельефы она только протрется, — потускнела, слишком ревниво сберегаемая».

Он же говорил Судейкину: «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский».

Фотография со времени ее изобретения французским художником Дагером в 1839 году обречена была опираться на опыт живописи и графики.

Так, многие ранние дагерротипы обрезались в медальоны, как это было принято в миниатюрной живописи. Есть очевидные черты сходства в подаче изображения между акварельными портретами П.Ф.Соколова, Э.П.Гау и дагерротипами того времени, а в следующем столетии — между хрестоматийными студийными фото-портретами деятелей культуры, выполненными М.Наппельбаумом, и знаменитой серией рисованных портретов Ю.Анненкова.

Фотография могла служить подспорьем, как у Врубеля и Бори-сова-Мусатова, и средством своеобразного художественного манифеста в визуальном восприятии и пространства, и плоскости, как у Родченко, Лисицкого, Клуциса.

Представляется вероятным, что живописные и фотографические работы Сальвадора Дали и Ман Рея повлияли на формирование фото-мышления Филиппа Халсмана, кстати,запечатлевшего и самого Дали вместе с его изощренными композициями из обнаженных натурщиц.

В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде наряду с 286 живописцами, скульпторами, графиками и архитекторами были представлены и искусство 58 ведущих фотографов из разных городов России. С тех пор присутствие фотографии в ряду изящных искусств окончательно стало нормой в общественном сознании.

Тема «фотография и художник» имеет множество любопытных поворотов. Здесь уместно напомнить некоторые из них: пикториализм конца XIX – начала ХХ века, сближавший фотографию с живописью и графикой; провокационную фотосессию мэтров русского авангарда К.Малевича, П.Филонова, М.Матюшина, А.Крученых, И.Школьника, сидящих на фоне перевернутой реальной мебели и перевернутого рисованного задника с написанным на холсте роялем, что сделана в фотоателье придворного фотографа К.Буллы (1913); волну интереса к фотографии в творчестве таких художников второй половины двадцатого столетия, как Ю.Соостер, Ю.Соболев, В.Янкилевский, А.Брусиловский, Д.Плавинский, Б.Заборов; радикальную постановку драмы «Пучина» А.Н.Островского в сценографии А.Васильева в Малом театре (1973), сделанную в духе старинного семейного фотоальбома со сбитым масштабом сверхувеличения; фотодизайн

Ю.Курбатова, креативного идеолога дизайна журнала «ДИ» его «золотой поры», длившейся почти тридцатилетие. И, конечно же, нельзя не сказать здесь о лидере нынешнего российского искусства высоких технологий К.Худякове, использующем в цифровом синтезировании авторскую документальную съемку.

Из современных художников, в творчестве которых фотография играет ощутимую роль, назовем К.Победина и С.Морозова, чьи выставки в разное время состоялись в зале жур-нала «Наше наследие». Для чего же живописец, график, керамист, текстильщик, дизайнер, архитектор наряду с основной профессией занимаются еще и фотографией? Как творческая индивидуальность реализует себя в выборе сюжета, композиции видового кадра, световой и цветовой наполненности изображения? Какие мгновения остаются запечатленными их «фотоглазом» в быстро меняющейся картине современного мира?

На эти вопросы ответили фотографии и комментарии художников Татьяны Ян, Игоря Камянова, Вероники Гараниной, Веры Костиной, Евгения Вельчинского и Алексея Рюмина.

Татьяна Ян: Когда в дороге, когда путешествую, — камера всегда со мной, это часть меня. Или моя записная книжка. Не всегда в руке карандаш, но всегда — камера. Обычно снимаю то, что глаз остановило, потом понимаю, что это откровение узнавания — вижу/снимаю то, что по каким-то тайным знакам, законам мне уже знакомо, пусть в этом месте оказалась первый раз в жизни. Но это всегда — «ах, вот же оно!..». Так, люблю фрагменты, blow-up незначительного, обнаружение детали, интонации, что теряется при общем взгляде.

Люблю увидеть, остановить тишину. Отчасти помогает особенность фотографической оптики, не всегда вполне доступная глазу готовность к концентрации. Зрению всегда помеха и сам разум художника (собственно, он зрением и руководит), и его возлюбленная эстетика, и внешние шумы и звуки, и запахи и голоса. В виvдении участвует всё и все. Когда же глаз смотрит в камеру — он как бы в батискафе, это волшебный механизм расслоения времени и пространства на миг «сейчас» и все остальное время, на человека смотрящего и человека снимающего в одном лице. Камера, даже переродившаяся в цифровую, даже вмонтированная в мобильный, она всегда — camera obscura, тайная «темная комната», в которой все по другим законам, в которой не властно время.

Кадр — это всегда — иная жизнь, всегда — мгновение вечности, всегда — образ смерти при жизни.

Игорь Камянов: Сезанн (кажется) предлагал художников, которых много развелось, пороть на площадях по субботам. Что же тогда делать с толпами фотографов с селфи-палками? Я не люблю фотографию. Вещь, считаю, вредная для художника. Да, экономия времени, конечно... но, с другой стороны, перестаешь видеть вокруг свое, свои мотивы — картинные. Видишь множество фотографических, только успевай щелкать. Фотография как искусство, считаю, умерла вместе с Картье-Брессоном. Покажи мне фотографию (мини-мализм какой-нибудь), не скажу, какая она — хорошая, плохая. А про картинку — скажу. Короче, ничего в этом хорошего. Кроме фото, которые иногда получаются.

Вероника Гаранина: Фотография как искусство меня не интересует. Использую ее как средство фиксации и способ частично компенсировать рисовальную лень и плохую зрительную память.

Если бы не соблазнительная легкость цифрового фотографирования, и вовсе бы обошлась. Но иногда картинка получается совершенно самодостаточной и живет своей жизнью, и тогда уже мои руки и глаза становятся для нее средством фиксации и прикладным инструментом — что, в общем, справедливо.

Вера Костина: Думаю, что не скажу о фотографии ничего нового. Для меня, помимо своей известной способности мгновенного запечатления различных, порой мимолетных явлений и состояний, света и тени, различных фактур, игры цвета, сочетания деталей и прочих оттенков и нюансов, фотография является замечательной печатной техникой со своей тайной преображения реальности.

Евгений Вельчинский: Серии фото-графий «Забавы молодого отца» более сорока лет. Из сегодняшнего дня смотрю в ту дальнюю даль, будто бы в перевернутый бинокль, и вижу существенно больше того, что попало в кадр. Никаких формальных задач я перед собой, насколько помню, не ставил, но не исключено, что они мне все же мерещились. Однако бог с ними, с формальными задачами, главное в том, что с той же очевидностью, с которой присутствуют на снимках кукольные головки, старый забор и фрагменты дачной флоры, самопроизвольно возникают обстоятельства той жизни со всеми ее реалиями, особенностями и людьми. То есть очевидно, что процесс фотографирования и его продукт — это реальная альтернатива бесплодной попытке изобретения машины времени. Вот и пожалеешь, глядя в жизненную ретроспективу, посетуешь, что зафиксировано так мало эпизодов многослойного времени… Не догадывался по молодости лет, какая магия заключена в любой, самой случайной, самой неудачной фотографии, которая по сути своей не что иное, как остановившееся мгновение. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! И даже если не так уж ты и прекрасно, все равно, останься в памяти…

Алексей Рюмин: Фотография — это монстр Франкенштейна с телом, составленным из человеческих воспоминаний, оживляющей молнией для которого становится выхваченная в кадре реальность. Обычно меня привлекает какое-то сочетание, объект или сценарий в окружающем пространстве. Решив запечатлеть его, я начинаю думать о самой фотографии — о том, как отрезать все лишнее, работающее против увиденного мною образа.

Татьяна Ян. Фотография

Татьяна Ян. Фотография

Татьяна Ян. Фотография

Татьяна Ян. Фотография

Игорь Камянов. Фотография

Игорь Камянов. Фотография

Игорь Камянов. Фотография

Игорь Камянов. Фотография

Вероника Гаранина. Фотография

Вероника Гаранина. Фотография

Вероника Гаранина. Фотография

Вероника Гаранина. Фотография

Вера Костина. Фотография

Вера Костина. Фотография

Вера Костина. Фотография

Вера Костина. Фотография

Евгений Вельчинский. Фотография

Евгений Вельчинский. Фотография

Евгений Вельчинский. Фотография

Евгений Вельчинский. Фотография

Алексей Рюмин. Фотография

Алексей Рюмин. Фотография

Алексей Рюмин. Фотография

Алексей Рюмин. Фотография

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru