Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 119 2016

Ирина Стерлигова

Иерусалимы

Типы и состав церковной утвари, как и облик и внутреннее убранство православных храмов, в течение столетий изменялись. Церковные сосуды из золоченого серебра, расшитые золотными нитями покровцы и пелены, вложенные в храмы древнерусскими князьями, почти не сохранились, поэтому некоторые особенности церковной утвари XI–XV веков плохо известны даже ученым-литургистам, изучающим историю богослужения.

Значение драгоценных предметов, украшавших главные храмы русских земель, выходит за рамки церковной археологии. Все они тесно связаны с историей русской государственности.

Их облик отразил особенности мировосприятия наших предков, своеобразие средневекового благочестия и представления о красоте.

В нескольких очерках мы расскажем о древнерусских воздвизальных крестах, священных сосудах, утвари Чина о панагии, драгоценном убранстве икон.

Своего рода путеводитель по памятникам древнерусской церковной утвари открывают иерусалимы, самые большие и торжественные сосуды, память об употреблении и символике которых была утрачена уже в XVII столетии.

До наших дней дошли только три серебряных золоченых сосуда в виде церковных зданий. Два из них веками хранились в ризнице новгородского Софийского собора1, еще два — в Успенском соборе Московского Кремля, но один из них исчез в 1918 году, и сегодня мы можем судить о нем только по гальванокопии, сделанной в начале 1910-х годов2. Но в древнерусских летописях, церковных уставах и описях сохранились сведения о 12 иерусалимах. Из них одиннадцать были предназначены для главных соборов княжеств и лишь один — для церкви княжеского замка Андрея Боголюбского, который в третьей четверти XII века стремился превратить свою столицу в новый духовный центр Северо-Восточной Руси и пытался получить согласие константинопольского патриарха на учреждение здесь новой митрополии.

В современных им текстах эти сосуды назывались «иерусалимы», «иерусалимы церковные», иногда с уточнением: «иерусалим золотой», или «иерусалим сияющий», о них говорилось, как о предметах всем известных, предназначение которых не требует пояснений. В XVII столетии церковные иерусалимы все чаще называют «сионами», в Новое время они выходят из употребления, единого мнения об их богослужебном использовании нет.

В русском Средневековье с Иерусалимом были связаны основные идеи религиозного сознания. Этот город нередко отождествлялся с его юго-западным холмом — Сионом, на котором стояла городская крепость. В Ветхом Завете Сион именуется «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим». Пророки под именем Сион подразумевали царство Божие на земле и на небе. В прообразовательном смысле Иерусалим, как и Сион, представляется престолом Божиим, местом жительства Божия на небесах. Оттуда приходит спасение Израилю (Пс. 13:7; 52:7), оттуда является Бог во славе Своей (Пс. 49:2-4); туда придут искупленные Господа, и радость вечности на главе их (Исаия). Уподобление «места пребывания Господа» Граду Божьему Горнему Иерусалиму и в то же время Сиону сохранялось на всем протяжении русского Средневековья и вошло в иконографию Страшного суда. В христианстве синонимом Иерусалима становится Гроб Господень, а Сионская церковь, находившаяся на месте Тайной вечери, Сошествия Святого Духа и Успения Богоматери, почитается как «Мать всех христианских церквей», что отражалось и в иконографических программах кафедральных соборов.

Все сохранившиеся иерусалимы являются вкладами князей, подражавших императору Константину Великому, воздвигшему над Гробом Господним первую центрическую кувуклию «с колоннами и множеством орнаментов». По словам Евсевия Кесарийского, император превратил «почитаемую пещеру в сверкающее украшение».

Церковные иерусалимы, также центрические, с колоннами, были контаминацией образов храма Гроба Господня и храма Соломона: это Святая Святых Нового Завета. О трех иерусалимах, сооруженных в XII веке из «чистого золота» и «дорогих камней» князем Андреем Боголюбским для Успенского собора города Владимира, летописец прямо писал: «по удивительному виду и устройству они были подобны Святая Святых Соломона»3. Документы, отражающие богослужебное использование иерусалимов, — соборные описи и уставы — сохранились лишь от XVII века. В отличие от стационарных дарохранительниц в виде Гроба Господня, получивших распространение в России в Новое время, иерусалимы на престолах не стояли, хотя и могли сохраняться непосредственно в алтаре, но чаще мы находим их в ризнице. В описях они упоминаются среди церковных сосудов, вместе с дароносицей, перед кадилами. Вплоть до XVIII века иерусалимы выносили на великом входе наряду с евхаристическими сосудами и ставили на престол. Это восходило к византийской традиции: начиная с XIV века в иконографии Небесной литургии встречаются изображения ангелов, несущих не только потиры, дискосы, рипиды, воздухи, но и иерусалимы.

Уточнить предназначение иерусалимов помогают сами сохранившиеся предметы. Два новгородских, Малый и Большой, схожи по своему устройству. Это центрические храмы, восходящие к кувуклии Константина Великого. Их купол увенчан большим крестом и опирается на широкий барабан, покоящийся на шести колонках, закрепленных на отлогих краях большого блюда, аналогичного по форме дискосу. Арочные проемы, закрытые решетками, снабжены и двухстворчатыми дверками, плотно примыкавшими к колонкам, что предохраняло содержимое сосудов от мышей.

Эти иерусалимы — трехмерные иконы Небесного Иерусалима с его храмом Агнцем — Господом Вседержителем. На их стенах — образы двенадцати апостолов Агнца. Это олицетворение Церкви, Небесных врат и Рая, света и триумфа Христа: в основании иерусалимов, на блюде — большой украшенный крест, на Малом иерусалиме в центре креста вычеканен погрудный образ Христа Пантократора. На Большом — триумф Спасителя выражен также в деисусной композиции на куполе.

Примечательно, что и в Новгороде, как и во Владимиро-Суздальском княжестве, было три драгоценных иерусалима. Малый новгородский иерусалим — руина, состоящая из разнородных частей. Его наиболее совершенная и сохранная часть — дискос. Судя по стилю чеканного образа Христа Вседержителя, он был сооружен в Константинополе в первой половине XI века. Сень Малого иерусалима первоначально была украшена золотыми вставками с перегородчатыми эмалями. Вероятно, она была ограблена уже в XI столетии. Для ее чинки использованы части старых византийских предметов: крепление от лампадофора и диск с греческой надписью4.

Уже древнейшее летописное упоминание драгоценного новгородского иерусалима подтверждает его государственное значение: в 1067 году Софийский собор в Новгороде был ограблен князем Полоцка; через 111 лет, в 1178 году, новгородский князь, не забывший обиду, собрался войной на правнука похитителя, отвоевывать «иерусалим церковный и сосуды богослужебные»5.

Большой иерусалим сохранился полностью6. Это шедевр древнерусской торевтики, который демонстрирует отступление от византийских художественных норм (в частности, орнаментация решеток близка к западноевропейской романике). Стилистические черты рельефов указывают на начало XII века; иерусалим, скорее всего, был вкладом Мстислава Владимировича Великого, внука англосаксонского короля Гарольда, женатого на шведской королевне Христине. Он княжил в Новгороде до 1117 года. Образ Василия Великого — творца литургии преждеосвященных даров, расположенный на куполе иерусалима, мог быть связан с использованием сосуда. Литургия Василия Великого служится в воскресные дни Великого поста, в Великий четверг, когда освящается годовой агнец7, а также в Великую субботу. В иерусалиме мог находиться и переноситься агнец. Отделка внутренних поверхностей дверок иерусалима и изображение большого креста на его дне предполагали, что в определенные моменты богослужения эти части сосуда были видимы.

Третий новгородский иерусалим был утрачен в начале XVII века8. Судя по документам, вес его был близок к весу Большого новгородского иерусалима, он также имел дверки и, скорее всего, был создан не позднее XII столетия.

Два московских иерусалима, в отличие от новгородских, снабжены вкладными надписями. Большой достаточно хорошо сохранился9, о малом можно судить по тщательной гальванокопии 1913 года. Оба иерусалима были сооружены по воле великого князя Ивана III в 1485–1486 годах, в период, когда русская церковь была уже автокефальной, а Иван III, отец русского самодержавия, завершал объединение страны. С падением Константинополя (1453) для России возрастает значение Иерусалимского патриархата. После землетрясения в Иерусалиме Московский великий князь в качестве «нового Константина» посылает деньги для поддержания «Гроба Христа и Сиона, Матери церквей, от которого исходят радость и свет». Иерусалимы должны были подчеркнуть и преемственность Русской церкви, и возросшее духовное значение Москвы.

Вероятно, работа над двумя московскими иерусалимами была начата одновременно. Но Малый, согласно надписи, был завершен раньше Большого, в 24-е лето правления князя, Большой — в 25-е , т.е. первый — до марта 1486 года, а второй — после. Малый был изготовлен не очень искусным европейским мастером, Большой — собран из разновременных частей при участии этого же мастера. В облике Малого очевидно стремление точно следовать тексту Откровения Иоанна Богослова. Это трехмерная икона Святого града: квадратного в плане храма с высокими стенами, равными по длине, его двенадцать небесных врат — по трое ворот с каждой стороны — отмечены колонками, а завершение с херувимами в ступенчатых арочках повторяет реальные формы русских храмов той эпохи. На стенах — девять апостолов (нет Варфоломея, Фомы и Филиппа) и Христос, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Барабан имеет решетчатые окна, упомянутые в храме Нового Иерусалима пророком Иезекиилем (Иез. 40:16), главка восходит к формам кувуклии Святого Гроба. Малый иерусалим не имеет дверок, хотя в описях Успенского собора дверка под изображением деисуса упоминается. Старые фотографии показывают, что этот иерусалим имел высокое прямоугольное основание, которое, вероятно, и служило для сохранения годового агнца.

По верхнему краю Малого иерусалима вырезана торжественная надпись о создании иерусалима «повелением» князя Ивана Васильевича, «господаря Всея Руси», в церковь Успения Богоматери «и ко гробу чюдотворца Петра на Москве». В ней подчеркиваются не только забота великого князя о главном храме митрополии и гробе святого покровителя Москвы, но и его новый статус самодержца. Появление этой надписи и сама идея создания иерусалимов могли быть связаны с окончательным покорением главного соперника Москвы — Тверского княжества. Иерусалимы стали видимыми знаками возвышения Москвы.

Аналогичная вкладная надпись, но с указанием на 25-й год княжеского правления, вырезана с оборотной стороны дверцы Большого иерусалима. Для той эпохи вкладные надписи на драгоценных сосудах становятся нормой, и отсутствие надписи на корпусе Большого иерусалима служит еще одним подтверждением того, что он был собран из частей одного или двух сосудов, сооруженных в XII – первой трети XIII века западноевропейскими мастерами по заказу князей Владимирских — предков правителей Москвы. Так как при этом была сохранена центрическая композиция, места для надписи с внешней стороны не нашлось.

Священные изображения Большого иерусалима расположены в двух ярусах: над двенадцатью апостолами возвышаются пророки Моисей, Валаам, Даниил и Иоанн Предтеча. Символический смысл такой композиции, связанной с созданием в Иерусалиме земной церкви как преемницы Церкви небесной, усиливается самой формой и литургическим предназначением серебряного храма как дарохранительницы, обретающего силу свидетельства о том, что Христос продолжает жить в созданной им Церкви, осененной славой Господней, обещанной Иерусалиму ветхозаветными пророками.

Все чеканные части Большого иерусалима, в отличие от частей новгородских иерусалимов, являющихся частями архитектонических сооружений, предназначены для закрепления на деревянном основании. Такое устройство было обычным для западноевропейских ковчегов для святынь, среди которых были и центрические, в виде храмов. Первоначальное происхождение и предназначение этих реликвариев неизвестны10. Они выполнены в технике выемчатой эмали на меди, медного золоченого литья, рельефные бордюры вычеканены из серебра, а горельефные священные изображения вырезаны из моржовой кости. Существуют также кельнские реликварии в форме ротонды с зонтичными куполами, самый большой из них — в Дармштадте, выполненный около 1180 года из золоченой меди с орнаментами выемчатой эмали11. Подобные реликварии были известны мастерам Большого иерусалима: их эмалевые орнаменты они воспроизвели в технике черни, так как использовали серебро, а не золоченую медь.

В настоящее время внутри иерусалима медный цилиндр, железная ось и вращающаяся тарель с углублениями для хранения частей годового агнца, подтверждающая, что в XV веке сосуд служил артофорием. Он весит 12 кг и имеет две ручки, при помощи которых его переносили.

Неоднократные переделки Большого московского иерусалима могли быть связаны с историей его бытования. В 1185 году владимирский Успенский собор пострадал от большого пожара и за четыре года — с 1185 по 1189 год — был обновлен князем Всеволодом Большое Гнездо. В дальнейшем собор неоднократно подвергался разграблению татаро-монгольскими ордами. Возможно, что к XV столетию во Владимире сохранялись только части древнего ковчега, деревянная основа которого была утрачена.

По уставу кафедрального храма Москвы в торжественных богослужениях выносились один или два иерусалима. Например, Малый иерусалим выносился ко гробу митрополита Петра, благословившего превращение Москвы в духовный и политический центр Руси; при Иване III возведение в сан всех русских архиепископов происходило именно у гроба чудотворца, что подчеркивало единство Русской церкви.

В XVI–XVII веках, в эпоху активизации связей со Святой Землей, церковные иерусалимы воспринимаются уже более конкретно, как своего рода архитектурные модели. Архидьякон антиохийского патриарха Павел Алеппский в середине XVII века писал о новгородских иерусалимах: «Во время литургии дьяконы несли серебряное изображение Сионской церкви и храма Воскресения». В уставе московского Успенского собора иерусалимы также начинают именоваться по-разному. Возможно, в память того, что Сионская горница была местом успения Богоматери, в престольный праздник московского Успенского собора на великом литургийном входе диаконы носили «4 рипиды, иерусалим и святой Сион».

Иерусалимы, выносившиеся на великом входе и служившие для переноса или хранения евхаристического агнца, в течение столетий служили драгоценными знаками связи поместных церквей с церковью-матерью — святым Сионом и храмом Святого Гроба. Эти ковчеги, сооруженные христианскими государями, были объемными иконами, освящавшими их власть и подтверждавшими ее легитимность.

Память о том, что иерусалимы являлись эмблемами ecclesia matrix, а все поместные церкви понимались как «новые иерусалимы», сохраняется в России еще и в XVII веке. Когда в 1620 году создавалась новая, самая большая в России Сибирская и Тобольская епархия, для собора в Тобольске были также сделаны два иерусалима.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новгородский музей-заповедник, Малый иерусалим — инв. ДРМ-367, Большой — ДРМ- 366.

2 Музеи Московского Кремля, Малый иерусалим — № МР-1026, Большой — № МР-1019.

3 «Сыи благов рныи и христолюбивыи князь Аньдр и… Христа возлюбивъ и пр чистую его Матерь… уподобися царю Соломону… и церковь преславну святыя Богородица Рождества… создавъ … и удиви ю паче всихъ церквии; подобна то Святая Святыхъ, юже б Соломонъ царь премудрыи создалъ… и украси ю иконами многоц ньными… сосуды златыми и многоц ньными … и ерусалимъ златъ с каменьи драгими и р пидии многоц ньными, каньд лы различными…» (Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. 2. М., 1998. Стб. 580).

4 Подробнее см.: Стерлигова И.А. Малый сион из Софийского собора в Новгороде // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII века. М., 1988. С. 272–286.

5 Ипатьевская летопись. Стб. 608.

6 Стерлигова И.А. Серебряное и золотое дело в Новгороде в XI–XII вв.; Каталог памятников новгородского серебра XI–XV вв. // Центры художественной культуры средневековой Руси: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XV веков / Отв. ред. И.А.Стерлигова. М., 1995.

7 В православной церкви — особая агничная просфора, освященная на литургии в Великий четверг, напоенная Св. Кровию из лжицы, раздробленная и высушенная. Предназначалась для причащения вне литургии больных и умирающих.

8 О «неправдах и непригожих речах» новгородского митрополита Киприана (1627–1633) / Изд. А.Н.Зерцалов // Чтенияв Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1896. Кн. I. С. 17.

9 Мартынова М.В. Большой сион: воссоздание древней святыни в XV веке // Моcковский Кремль XV столетия. Часть I: Древние святыни и исторические памятники. М., 2011. С. 298–313.

10 Kotzsche D., Lambacher L. Hohepunkte romanischer Schatzkunst. Die Kuppelreliquiare in London und Berlin und ihr Umkreis. Berlin, 2006. S. 22.

11 Idem. S. 74-77.

Горний Иерусалим. Детали иконы «Страшный Суд» из новгородской церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Новгород, вторая половина XVI века. НГМ

Горний Иерусалим. Детали иконы «Страшный Суд» из новгородской церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Новгород, вторая половина XVI века. НГМ

Большой новгородский иерусалим. Новгород (?), начало XII века. НГМ

Большой новгородский иерусалим. Новгород (?), начало XII века. НГМ

Изображения апостолов на дверцах Большого новгородского иерусалима

Изображения апостолов на дверцах Большого новгородского иерусалима

Малый новгородский иерусалим. Константинополь, первая половина XI века. НГМ

Малый новгородский иерусалим. Константинополь, первая половина XI века. НГМ

Надпись на дверке Большого московского иерусалима

Надпись на дверке Большого московского иерусалима

Изображения пророков на Большом московском иерусалиме. Первая треть XIII века

Изображения пророков на Большом московском иерусалиме. Первая треть XIII века

Большой московский иерусалим. 1486. Музеи Московского Кремля. Сооружен в Москве с использованием частей середины XII и первой трети XIII века работы западноевропейских мастеров

Большой московский иерусалим. 1486. Музеи Московского Кремля. Сооружен в Москве с использованием частей середины XII и первой трети XIII века работы западноевропейских мастеров

Малый московский иерусалим. Музеи Московского Кремля. Гальванокопия. 1913

Малый московский иерусалим. Музеи Московского Кремля. Гальванокопия. 1913

Купольный реликварий. Кельн, около 1200 года. Берлин, Музей прикладного искусства

Купольный реликварий. Кельн, около 1200 года. Берлин, Музей прикладного искусства

Купольный реликварий. Кельн, около 1180 года. Дармштадт, Музей земли Гессен

Купольный реликварий. Кельн, около 1180 года. Дармштадт, Музей земли Гессен

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru