Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 118 2016

Александр Шевченко, Константин Сутягин, Лев Пирогов

Творческие поиски — для тех, кто потерял

Трудно говорить о простом. Простота не терпит многословия, а у Маши Сутягиной как раз так, что проще и быть не может. Полевые цветы в жестяной кружке, мамаши с детьми, дети без родителей, рыбаки, велосипедисты, дворники, поливальная машина — сюжеты что ни на есть самые обыкновенные. Дальше тоже просто и ясно: техника — акварель, бумага, размеры камерные...

Разумеется, с цветом все в порядке: тон, полутон, композиция. Все это важно... Однако соблюдение всех необходимых условий не делает рисунок произведением искусства, а дипломированного выпускника художественного вуза — художником.

Должно произойти маленькое чудо, устанавливающее гармонию, накрепко увязывающее форму с содержанием.

Происходит оно не вовне, не из Космоса прилетает, а рождается внутри, в душе человека, взявшегося за кисть. Где в сердце есть любовь, там исовершается это чудо. Без любви напрасны и бессмысленны самые изощренные технические ухищрения.

Как говорил Амвросий Оптинский: где просто, там ангелов су сто, а где мудрено, там ни одного.

Александр Шевченко

Когда у нас родилась дочь, жена ходила в институт на занятия, а я сидел с Машей дома. Сажал ее себе на левую коленку, а правой рукой что-то рисовал за столом. Маша следила, чту выводит на бумаге карандаш, и могла просидеть так час, а то и больше.

Я очень радовался, только иногда качал ее на коленке, чтобы она не скучала от моего рисования.

А потом она сама начала рисовать.

Маша с детства впитала в себя художественную культуру — без шлаков, безромантических ошибок юности, от которых потом приходится долго избавляться. Московская школа, французская живопись... Папа художник, мама художник, вокруг были, разумеется, тоже художники (даже сосед по коммуналке — художник Александр Шевченко). Поэтому профессия «художник» для Маши была самая банальная, невыразительная. Она мечтала стать продавщицей чебуреков, но потом все равно стала художником.

У нее есть главное — любовь к материалу: ей не лень сто раз тыкать кисточкой в маленький листок бумаги.

При этом не скатываясь в женское рукоделие — всякий раз в конце рождается внятный образ. Причем, погруженный не только в художественное пространство, но и — самое главное! — в материал, в пространство листа бумаги. Некоторая обобщенность, условность делают этот образ вне времени. А это очень сложно — создать образ вне времени. Тут нужно особенным образом отбирать сюжеты. И Маша делает это безошибочно — практически не задумываясь, как и положено художнику. Дети, цветы, рыбаки...

Практически не задумываясь, она продолжает традицию московской живописи, ориентируясь на художников группы «Маковец» (Лев Жегин, Артур Фонвизин), которые в своем творчестве сумели превратить быт в Бытие.

Константин Сутягин

Я хочу рассказать историю о том, как художница Мария Сутягина меня удивила. Но сначала — несколько предварительных соображений.

«Теоретическая глава». Какой самый главный момент в искусстве? Ну, пусть не главный, но очень важный. Это — удивление. Вот, например, в музыке. Мы слушаем мелодию и думаем: «Следующий ход будет такой». И точно — мелодия идет туда. Угадали. Здорово? Нет, скучно. А если не угадали, если композитор нас удивил, — становится интересно. Или в литературе: читатель ждет уж рифмы «розы» — и получает ее. Скучно. А если рифма «занозы» — уже ого, забавно. Занозы цепляют.

Это же важно и для художника. Ведь нужно выдернуть нас из повседневной рутины, из замыленности глаза, мысли, души: «Смотрите же, как красиво!»

И лучше — если это не «пожар в джунглях», а то, мимо чего мы каждый день проходим, сто раз видели. Тогда — еще удивительнее. Оказывается, мир — не то, чем кажется. И мы в нем — не то, что кажется. А что-то — ух!..

Так вот, я редактирую журнал детского творчества. И люблю публиковать в нем картины взрослых. Смычка города и деревни, так сказать. А еще — детские рисунки взрослых художников. То, что они рисовали, пока не выросли. Попросил несколько работ у Марии. Она прислала. Спрашиваю: а сколько лет вам было, когда вы это нарисовали? Лет четырнадцать? (Ну, у меня ж глаз наметан, могу примерно определить.) Она говорит: шесть. Я не поверил: может, оговорилась? Как шесть? Где шесть? Какие шесть?

А сколько ж было Матиссу, когда он писал магрибских рыбок, «Танец» и вообще все? Очень много.

Человек всю жизнь идет, чтобы к тому, что умел в детстве, вернуться. Всю жизнь учится, чтобы рисовать так, как рисовал до того, как его научили.

Видимо, не случайно одной из первых профессиональных работ Марии Сутягиной были иллюстрации к детской книге.

Детство зовет. Не то «детство», которое «заиграло» или которым пренебрежительно штампуют что-нибудь не особо зрелое, умное. А то высокое детство, которое есть состояние души художника. Идеал творческой свободы и смелости.

Нередко путь к мастерству начинается с того момента, когда художник перестает быть ребенком, у которого все и так получается. Путь этот «дает кругаля», по выражению поэта, чтобы закончиться там, откуда начался, — у родного порога. Маша Сутягина, судя по тому, что я вижу, быть мастером никогда не переставала. А значит, перед ней лежит ясная, прямая дорога.

Рисовать!

Лев Пирогов

Мария Сутягина

Мария Сутягина

Мать с ребенком. 2012. Бумага, акварель

Мать с ребенком. 2012. Бумага, акварель

Париж. Монмартр. 2010. Бумага, смешанная техника

Париж. Монмартр. 2010. Бумага, смешанная техника

Белая роза. 2012. Бумага, акварель

Белая роза. 2012. Бумага, акварель

Красные розы. 2015. Бумага, акварель

Красные розы. 2015. Бумага, акварель

В порту. 2013. Бумага, смешанная техника

В порту. 2013. Бумага, смешанная техника

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru