Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 118 2016

Маргарита и Маргарита

Письмо Н.Я.Мандельштам к Е.С.Булгаковой

Публикация и вступительная заметка П.М.Нерлера, комментарии Д.В.Зуева

Москва, Нащокинский переулок, дом 3-5. В новый писательский кооператив писатели въезжали поэтапно. Осип Эмильевич Мандельштам был среди самых первых: в октябре и в декабре 1933 года (в два приема) переехал с Надеждой Яковлевной из Дома Герцена в свою новую квартиру на пятом этаже.

Михаил Афанасьевич Булгаков получил квартиру в соседнем подъезде и заехать вместе с Еленой Сергеевной смог только 18 февраля 1934 года, да и то, кажется, был не самым последним.

Мандельштам опередил многих и еще в одном отношении: его арест в ночь с 16 на 17 мая был, видимо, первым арестом в новом писательском кооперативе (не последним, разумеется). Когда, спустя всего две недели (фантастическая скорость, между прочим!), следствие закончилось и стал известен приговор — три года высылки в Чердынь (и с разрешением жене сопровождать его!), но выезжать буквально завтра, — то писатели по-соседски бросились собирать для отъезжающих деньги — классическую «коллeкту». Одной из тех, кто горячо на это отозвался, стала Елена Сергеевна, что с благодарной теплотой было отмечено Надеждой Яковлевной в ее «Воспоминаниях»1. Никаких прямых контактов между мужьями — Мандельштамом и Булгаковым — не было, кажется, со времени их мимолетных шальных встреч в Батуме и Владикавказе. Конечно же, они встречались на улице и раскланивались; конечно, пересекались и в редакциях, и на страницах периодики, но большой близости не сложилось: друг к другу в гости не ходили и домами не дружили.

И все же когда читаешь о том, что где-то около 13 июня 1934 года Сталин позвонил Пастернаку насчет Мандельштама и заверил его, что все с Мандельштамом будет хорошо, но при этом допытывался, а мастер или не мастер Осип Эмильевич, — то как-то трудно отделаться от ощущения таинственной связи этого допроса и вопроса с великим романом Булгакова. Роман к этому времени еще не назывался «Мастер и Маргарита».

27 декабря 1938 года погиб Мастер Надежды Яковлевны, а 10 марта 1940 года, спустя всего без малого 15 месяцев, на руках своей Маргариты — Елены Сергеевны — скончался ее Мастер. В годы войны судьба свела обеих вдов в Ташкенте и чуть ли не под одной крышей; тогда, наконец, Надежда Яковлевна впервые прочла и, конечно же, оценила булгаковский роман.

В 1958 году, став тарусским зимогором, Надежда Яковлевна с головой ушла в московско-тарусскую жизнь со всеми ее приложениями: хлопотами о прописке, «Тарусскими страницами» и тысячей других забот. Постепенно среди них прорисовалось и самое главное дело — ее «Воспоминания», ее собственная версия Мастера и Маргариты, только без Воланда, Иешуа и Пилата. И вот в начале лета 1962 года ей в руки попадает только что вышедший булгаковский «Мольер». После его прочтения так много сразу вспомнилось и сошлось, что ей захотелось сесть и написать Елене Сергеевне несколько добрых вдовьих и читательских слов, укрепить ее — и себя — в вере в то, что их жизненные эпопеи и подвиги не напрасны и что главные публикации спасенного ими наследия еще ждут их впереди.

Письмо, написанное на тонкой бумаге формата А4 бледно-синими чернилами, хранится в: НИОР РГБ. Ф. 562. Карт. 36. Ед.хр. 2.

На конверте указаны оба адреса: «Москва Суворовский бульвар № 25 кв. 23. Булгаковой Елене Сергеевне» и «Таруса Калужская обл. Ул. Карла Либкнехта 23». Почтовые штемпели, соответственно, за 3 и 5 июля 1962 года.

Это письмо цитировалось2. Целиком публикуется впервые.

<3 июля 1962 г.>

3 июля.

Дорогая Елена Сергеевна!

Хочу напомнить вам о нашем знакомстве3, чтобы вы не удивились этому письму. Вы жили наверху на Жуковской улице в Ташкенте4 («В этой комнате колдунья до меня жила одна»5), а я приходила к брату, который жил под вами6. Тогда-то я и прочла «Мастера»7, которого мне очень давно хочется перечитать. Я запомнила огромное впечатление от этой книги, а вас — очень красивую — как вы спускаетесь со своей балаханы8 озорной походкой, надев на голову чью-то кэпку. Мы с Таней Луговской9 стояли внизу и смотрели на вас.

Мне захотелось вам написать, потому что я недавно прочла книгу о Мольере Михаила Аф<анасьевича>10. Зная «Мастера», я понимаю, что это не основная линия М<ихаила> А<фанасьевича>, но тем не менее он оказался мастером и умнейшим человеком и в этой повести-биографии. Она звучит очень лично и остро. Автор как будто совершает весь круг жизни с любимым драматургом. Он непрерывно участвует во всех событиях, следит за ними с улицы в освещенное окно, а порой сливается со своим героем. Это последнее особенно чувствуется на тех этапах, когда Мольер мрачен, ушел в себя и пишет в уединении свои лучшие вещи.

Знаете ли вы о первой встрече О.М. и Мих<аила> Аф<анасьевича>? Это было в Батуме в 21 году11. Вы себе представляете, в каком виде мы были все трое. К нас <так!> несколько раз на улице подходил молодой человек и спрашивал О.М., стоит ли писать роман, чтобы послать его в Москву на конкурс. О.М., к тому времени уже знавший литературную жизнь12, говорил, что на конкурс посылать ничего не стоит, а надо ехать в Москву и связаться с редакциями. Они иногда подолгу разговаривали именно на эту «практическую» тему. О.М. говорил мне, что у этого незнакомого юноши, интересующегося конкурсом, вид, внушающий доверие («В нем что-то есть — он, наверное, что-нибудь сделает») и что у него, вероятно, накопился такой материал, что он уже не в состоянии не стать писателем. Вскоре в Москве мы встретились с Булгаковым — автором первых рассказов и «Белой Гвардии». Шумный успех «Турбиных» не был для нас неожиданностью.

Я рада выходу «Мольера». Надеюсь, что эта книга проложит дорогу остальным и они тоже скоро выйдут. Желаю вам всякой удачи.

Надежда Мандельштам.

Примечания

1 Ср.: «Анна Андреевна пошла к Булгаковым и вернулась, тронутая поведением Елены Сергеевны, которая заплакала, услыхав о высылке, и буквально вывернула свои карманы» (Мандельштам Н. Собр. cоч. В 2 т. Екатеринбург: Гонзо, 2014. С. 114).

2 См.: Чудакова М.О. Булгаков — читатель // Книга. Исследования и материалы. М.: Книга, 1980. С. 173-174.

3 Документальных свидетельств того, что Е.С.Булгакова и Н.Я.Мандельштам были лично знакомы до их встречи в Ташкенте (несмотря на то что в Москве несколько месяцев они жили в одном доме), нет.

4 Е.С.Булгакова оказалась в Ташкенте в эвакуации в октябре 1941 г. В 1942 и вплоть до отъезда в Москву в конце мая 1943 г. она жила с сыном Сергеем в двух комнатах на втором этаже флигеля дома 54 по улице Жуковского. В июне, после их отъезда, там поселилась А.Ахматова, а затем к ней присоединилась Н.Я.Мандельштам.

5 Первая строка журнального текста (Звезда. 1946. № 1) стихотворения А.Ахматовой «Хозяйка», посвященного Е.С.Булгаковой (в другом варианте: «В этой горнице колдунья…»).

6 Евгений Яковлевич Хазин (1893–1974) — писатель, литературовед, брат Н.Я.Мандельштам, жил с женой на первом этаже флигеля дома 54 по улице Жуковского. Некоторое время после прибытия в Ташкент в июле 1942 г. у них жила Надежда Яковлевна с матерью.

7 Е.С.Булгакова привезла в Ташкент перепечатанные ею произведения М.Булгакова, в том числе «Мастера и Маргариту», которые давала читать знакомым.

8 Балахана (узб.) — легкая деревянная надстройка над первым этажом здания.

9 Татьяна Александровна Луговская (1909–1994) — театральный художник, сестра поэта В.Луговского, вторая жена друга М.А.Булгакова, сценариста С.Ермолинского (с которым она познакомилась в 1947 г.). В Ташкенте Т.А.Луговская жила с братом на первом этаже флигеля, по соседству с Е.Я.Хазиным и под балаханой. В эвакуации она вместе с Н.Я.Мандельштам работала в Центральном доме художественного воспитания детей.

10 М.Булгаков писал «Мольера» в 1932–1933 гг. по заказу издательства «Молодая гвардия» для серии «ЖЗЛ», но роман получил отрицательные отзывы ведущего редактора А.Н.Тихонова и М.Горького. В урезанном виде он впервые вышел в 1962 г. и только в 1989 г. был опубликован полностью.

11 В общих чертах рассказанная далее история была, очевидно, известна Е.С.Булгаковой, о чем свидетельствует запись в ее дневнике от 13 апреля 1935 г.: «М.А.<Булгаков> днем ходил к Ахматовой, которая остановилась у Мандельштамов. <...> Жена Мандельштама вспоминала, как видела М.А. в Батуме лет четырнадцать назад, как он шел с мешком на плечах. Это из того периода, когда он бедствовал и продавал керосинку на базаре» (Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. М.: Книжная палата, 1990. С. 92-93). Булгаков упоминает О.М. в повести «Записки на манжетах» (глава IX — «Сквозной ветер»), основанной на биографическом материале.

12 Несмотря на одинаковый возраст (оба родились в 1891 г.), в литературной жизни (особенно столичной) Мандельштам был искушен гораздо больше Булгакова. К моменту этой встречи он уже известный поэт, выпустивший два сборника стихов, тогда как Булгаков поставил несколько своих пьес в театрах Владикавказа и пишет фельетоны для провинциальной прессы. Характеристика внешнего облика Булгакова у Н.Я.Мандельштам — «молодой человек» и «юноша» — соответствует другим мемуарным свидетельствам, согласно которым писатель в те годы выглядел моложе своего возраста.

Письмо Н.Я.Мандельштам к Е.С.Булгаковой. Автограф. Фрагмент. 3 июля 1962 года. НИОР РГБ

Письмо Н.Я.Мандельштам к Е.С.Булгаковой. Автограф. Фрагмент. 3 июля 1962 года. НИОР РГБ

Елена Сергеевна Булгакова. 1961

Елена Сергеевна Булгакова. 1961

Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы. 1940. НИОР РГБ

Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы. 1940. НИОР РГБ

Надежда Яковлевна Мандельштам во Пскове (на почте). 1962–1963. Архив МО (Мандельштамовское общество)

Надежда Яковлевна Мандельштам во Пскове (на почте). 1962–1963. Архив МО (Мандельштамовское общество)

Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна Мандельштамы. Фрагмент. 1931. Москва. Архив МО

Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна Мандельштамы. Фрагмент. 1931. Москва. Архив МО

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru