Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 118 2016

Владимир Зайцев

Валдайский национальный парк

В журнале «Наше наследие» № 115 было опубликовано несколько материалов под общим названием «Возвращение на Валдай». В них читатели познакомились с жемчужиной Валдая — восстановленным древним Иверским монастырем, побывали в городе Валдае, его музеях и памятниках архитектуры, узнали печальную историю усадьбы известного публициста М.О.Меньшикова, расстрелянного чекистами на берегу Валдайского озера. Перед вами заключительный материал «Валдайского цикла» — очерк Владимира Зайцева о валдайском национальном парке, уникальном своей природой, историей, памятниками старины глубокой, одном из красивейших мест России. Редакция благодарит Анатолия Андреевича Люкшина, патриота Валдая, за помощь в подготовке материалов об этом замечательном крае.

На древней Новгородской земле немало достопамятных мест. Но, пожалуй, самое примечательное — Валдайский национальный парк. Здесь можно встретить заповедные уголки природы, где в чистых водах отражаются светлые сосновые боры, а по косогорам водят хороводы белоствольные березы, где шелестят дубравы и липовые рощи, красуются на холмах трепетные осины, где обитатели лесов, озер и рек чувствуют постоянную заботу человека. Здесь есть чем любоваться, чему учиться и что защищать. Территория парка обладает большим потенциалом историко-культурного наследия, что способствует развитию познавательного туризма. А благоприятные климат и водный режим, живописные ландшафты, богатство флоры и фауны создают условия для организации различных видов туризма и отдыха.

К концу ХХ века на Валдае сложилась такая ситуация, что нужно было срочно принимать меры для спасения окружающей природной среды. Чтобы выровнять ситуацию, обеспечить экологическую безопасность, было решено на пространстве заповедных лесов и вод создать первую в Новгородской области природоохранную территорию. Однако лесопромышленники затягивали согласование границ парка, продолжая вырубать хвойные леса.

Наконец, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1990 года на территории Окуловского, Валдайского и Демянского районов Новгородской области на площади 158 461 гектар был учрежден Валдайский государственный природный национальный парк. Он сразу же вошел в первую десятку национальных парков России.

Парк расположен на стыке Валдайской возвышенности и Северо-Западной низменности, в пределах Волго-Днепровско-Балтийского водораздела. Протяженность его с севера на юг — 105 км, с запада на восток — 45 км.

Располагающийся между двумя крупнейшими мегаполисами — Москвой и Санкт-Петербургом — парк широко известен как в нашей стране, так и за рубежом.

Его территория поделена на пять функциональных зон с различным режимом использования в природоохранных, рекреационных, хозяйственных, просветительских и культурных целях. В парке действуют 13 лесничеств со штатом государственных инспекторов. Это должно гарантировать на законодательном и организационном уровнях сохранность территории парка. Особую актуальность приобретает в наши дни и опыт общественной защиты природы Валдая.

Валдайский парк уникален озерно-речной системой, которая в сочетании с лесами и болотами по эстетическому и рекреационному потенциалу не имеет аналогов на территории России. Границами парка стали внешние пределы водосборных бассейнов наиболее ценных и интересных озерно-речных формаций, таких как озера Боровно, Ужин, Валдайское, Велье, северный плес озера Селигер, верховья рек Полометь и Явонь. В то же время эта территория в целом является водосборной площадью рек Мсты и Полы в Новгородской области, Волги и Западной Двины — в Тверской.

Этот природный комплекс сыграл видную роль в истории России. Здесь происходили события, которые, безусловно, повлияли на развитие российской государственности.

Гораздо более широкой была некогда полоса соприкосновения Валдайского озера с реками и озерами бассейна Поломети, крупнейшего правого притока Полы. Это был магистральный водный путь от Великого Новгорода к Валдаю, путь славянского расселения и освоения края в эпоху раннего Средневековья, формирования погостов и волостей.

Валдай богат памятниками археологии. Остатки поселений и погребения сохраняют следы материальной и духовной культур исчезнувших народов. Эти немые свидетели прошлого могут многое поведать о жизни и деятельности ушедших поколений.

Основоположник научного славяноведения Зориан Доленго-Ходаковский (псевдоним знаменитого археолога и этнографа Адама Чарноцкого, 1784–1825) в своей наиболее значимой работе «О славянщине до христианства» (1818) впервые обобщил результаты раскопок погребальных насыпей на Новгородской земле. Упомянул он и о сопках в районе ямского села Едрово Валдайского уезда.

Позже сообщение члена Новгородского губернского статистического комитета А.И.Кулжинского об археологических открытиях в Валдайском уезде Новгородской губернии появилось в «Санкт-Петербургских ведомостях», а в 1861 году материалы увидели свет на страницах «Известий Императорского археологического общества». Автор особо подчеркивал, что «нигде в целой Новгородской губернии нет такого множества сопок или курганов, как в Валдайском уезде». Исследователь зафиксировал их у Яжелбиц, Миронег и Едрова. Все насыпи располагались на возвышенных местах и имели коническую форму. И лишь одна отличалась «продолговатым могильным видом» — на берегу реки Полометь. Внимание Кулжинского привлекла необычная сопка «в 20 верстах от Валдая, вдоль Осташковской дороги, на перешейке между озерами Русское и Рогозно под названием Первузь». Она была высокой, крутой и заросла вековыми соснами. На вершине «черные копатели» оставили глубокую яму. В соседнем Демянском уезде сопки обнаружены у деревень Велье и Бураково. В отличие от Валдайского уезда насыпи здесь не были разрыты кладоискателями.

В 1865 году вышел из печати сборник «Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей» под редакцией секретаря губернского статистического комитета Н.Г.Богословского. Инициатор создания древлехранилища в Новгороде впервые обобщил результаты исследований о сельской глубинке. Наряду с общими сведениями о населенных пунктах и местных достопримечательностях здесь упоминалось множество древностей Валдайского уезда. Среди них выделялись скопления курганов и сопок на Яжелбицком, Короцком, Городенском, Еглинском и Ужинском погостах. Обращали на себя внимание «старинное кладбище, обставленное камнями» недалеко от барской усадьбы Рюминых в деревне Пустошка Городенского погоста, «большой курган нарывной — по преданию, место расположения древнего города Перхов» на перешейке между озерами Русское и Рогозно, погребальные насыпи у деревень Полосы, Гагрино, Середея, Кобыльно, Варницы и в других местах. На древнее происхождение Боровенского погоста «указывали надгробные памятники, сохранившиеся в весьма густой, обросшей лесом роще». Автор делает вывод, что «Валдайский уезд был населенным местом с очень давних времен».

Новый этап в изучении древностей наступил в 1870 году, когда на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге демонстрировалась экспозиция Новгородского древлехранилища. Она была признана одной из лучших в России.

На 2-м Археологическом съезде (7–20 декабря 1871 года) доктор медицины А.П.Волькенштейн изложил результаты антропологических исследований. В 1870 году на территории Валдайского уезда были вскрыты древние захоронения у деревень Стекляницы, Лисино, Ватцы, Костково. В результате сравнения материала, обнаруженного при археологических раскопках, сделан вывод, что «черепа мало отличаются от черепов нынешнего населения и разнятся только тем, что кости толще нынешних». Наряду с этим отмечалось, что, к сожалению, многие из древних кладбищ «уже засеяны и запаханы».

С тех лет возрастает интерес любителей старины к новгородским древностям: вскоре слушатели Санкт-Петербургского археологического института заложили раскоп у деревни Гридино; в 1893 году член уездного земского собрания князь П.А.Путятин с разрешения Императорской археологической комиссии обследовал четыре кургана у деревни Фалево Зимогорской волости Валдайского уезда.

В 1900 году по приглашению владельца усадьбы Горы герцога Н.Н.Лейхтенбергского на озеро Боровно приехал знаменитый художник, археолог, исследователь Востока Н.К.Рерих. На мысе Воскресенский Нос он раскрыл курганную насыпь, в которой обнаружил разновременные захоронения X–XVI веков. Валдайский уезд, по мнению тогда еще молодого археолога, представлялся наиболее перспективным для определения типов славянских погребений.

Через два года, снаряженный поручением Русского археологического общества, Н.К.Рерих вновь провел разведку и раскопки древностей в границах бывших Деревской и Бежецкой пятин1. Он опрашивал крестьян, осматривал древнее кладбище в имении Жалинцы, а также курганы и старинную часовню в имении Бобовик.

В 1911 году член Новгородской ученой архивной комиссии И.С.Романцев обобщил сведения о 958 памятниках археологии (стоянках, курганных могильниках, селищах, городищах, кладах, каменных крестах и «каменных кругах», костях ископаемых животных) в труде «О курганах, городищах и жальниках Новгородской губернии». В алфавитном указателе он упомянул свыше 70 селений Валдайского уезда, в окрестностях которых располагались различного рода древности.

Эти материалы легли в основу сводов, составленных позже археологами Н.И.Репниковым, Н.Н.Чернягиным, В.В.Седовым и другими — в дальнейшем они значительно пополнили списки памятников археологии Новгородской области. Все это имело большое значение для учета и охраны археологического наследия.

В 1915 году Синодальная типография выпустила в свет книгу И.В.Аничкова «Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии». Автор предварительно разослал 130 писем к владельцам многочисленных поместий с просьбой сообщить о достопримечательностях их новгородских владений. Откликнулось лишь 68. Среди них оказались и валдайские помещики, которые прислали свои родословные, а также сведения об имеющихся в поместьях древностях. Так, владелец усадьбы Погостиха Новотроицкой волости Валдайского уезда генерал В.А.Косаговский сообщил, что в окрестностях встречаются сопки, курганы и жальники, зачастую поросшие густым лесом. На некоторых жальничных могильниках еще сохраняются каменные обкладки, хотя часть из них либо засыпана землей, либо растаскана местными крестьянами для хозяйственных нужд. Косаговский отмечал, что бывший владелец находившейся в 6–7 верстах от Погостихи усадьбы Терешкино, упоминавшийся выше доктор А.П.Волькенштейн «производил раскопки на некоторых <…> жальниках и написал по этому поводу особое сочинение <…> на русском и французском языках <…> преимущественно в антропологическом отношении». Аничков называет еще несколько населенных мест в Валдайском и Демянском уездах: Заозерье, Каськово, Кашкарово, Новогеоргиевское, Поддубье, Старое Село, Софийск и другие, где встречались различного рода древности. А в имении Сухое, что в Сопкинской волости Валдайского уезда, на берегу карстового озера Дивинец были найдены «каменные стрелы неолитического периода». По сообщению владелицы поместья О.А.Кршивицкой, «на месте, где находилась часовня, стояла роща из вековых деревьев, которые выросли над насыпанным холмом со старинными плитами и камнями. При производстве в этом месте поверхностных раскопок были найдены черепа, отправленные в Антропологический музей».

Несмотря на массовость археологических раскопок (на всем Северо-Западе были вскрыты тысячи курганов), подвижничество любителей старины и пытливость дореволюционных ученых, исследования новгородских древностей оставляли желать лучшего. Основной упор археологи делали на изучение памятников Ижорского плато, южного Приладожья и Приильменья. Раскопки и исследования в Валдайском крае носили скорее эпизодический характер и были незначительны по объему.

Заселение края происходило в эпоху позднего каменного века (V–III тысячелетие до н.э.). По берегам рек и ледниковых озер: нынешних Боровно, Валдайское, Ситно, Городно, Велье, Полновской плес Селигера, реки Валдайки — возникали поселения. Они устраивались на останцах первой надпойменной террасы и представляли собой чуть углубленные в землю жилища прямоугольной формы полуземляночного и шалашевидного типа с очагами внутри. Орудия труда и охоты изготавливались из пестроцветного валунного камня, кости, дерева и, наконец, кремня. Керамику украшали ямочно-гребенчатым орнаментом.

Могильники располагались вблизи стойбищ. В лесной зоне соплеменников хоронили в неглубоких ямах с охристой подсыпкой. Погребальные памятники этого периода встречаются крайне редко, обычно в них находят орудия труда и янтарные поделки. Вещевые находки указывают на существование двух археологических культур: Валдайской и Мстинской. На территории парка выявлено свыше 20 неолитических стоянок.

В этот период отрицательное воздействие человека на природную среду было минимальным. С появлением железных орудий труда интенсивность природопользования возрастает. Первобытные формы хозяйствования уступают место земледелию и скотоводству. Поселения обносятся валами и рвами. В культурных отложениях встречаются фрагменты керамики с отпечатками грубой ткани. Такой тип городищ относят к Дьяковской культуре. Погребальные памятники этого времени неизвестны. Можно лишь предположить, что это были грунтовые трупосожжения без внешних признаков.

Остатки немногочисленных поселений первых веков нашей эры зафиксированы у деревень Боровно-Погост, Подбереза, в селе Едрово, у речки Еглинки близ Яжелбиц, а также у истока реки Явонь. Этнически население принадлежало к финно-угорской языковой группе.

В VI–IX веках местное население осваивает новые приемы землепользования. Широкое распространение получает подсечно-огневая система земледелия. Она прочно входит в быт и сохраняется веками. Это имело существенное значение для изменения девственной природной среды.

Суть технологии была следующей. Поселенцы выжигали лес. Идеальной экологической системой служили сосновые боры на песчаных почвах. Сосна — хороший горючий материал. Поскольку корневая система уходит вглубь, не было особой необходимости в раскорчевке пней. На легких песчаных почвах легче сеять зерновые культуры. Под посев освобождались значительные площади, удобренные золой. Семена заделывали при помощи бороны-суковатки — весьма примитивного орудия.

На первых порах урожайность злаковых была очень высокой. Но вскоре участки зарастали, урожай резко падал. Выжженные сосняки восстанавливались долго — более полувека. Солома с высокопродуктивных полей, конечно, пополняла кормовую базу, но домашнее скотоводство в тот период носило ограниченный характер. Пригодные для земледелия места бывших сосновых боров и богатые травой для выпаса скота поймы рек и озер не всегда соседствовали, поэтому население зачастую бросало землю и уходило в другие края. Все это сказалось на темпах развития данной культуры, определило ее застойный характер и, как результат, кризис.

Археологи назвали этот период «культурой длинных курганов» — из-за длинных валообразных насыпей, содержащих кремированные останки. Среди могильников преобладают курганы диаметром 6–15 метров и высотой до 1–1,5 метров.

Особенно высока плотность памятников археологии у озер Боровно, Ужин, Валдайское, Плотишно, Белое, Уклейнское, Велье с выходом на террасы речных долин Валдайки, Поломети и Сосенки.

Остатки поселений этой эпохи известны хуже. Выявлено всего лишь несколько селищ VI–IX веков. В культурных слоях археологи находят орудия трудовой деятельности: жернова, серпы, наконечники стрел, ножи и удила. Среди украшений изредка встречаются круглые бронзовые браслеты с утолщающимися концами, фрагменты головных венчиков, различные накладки и нашивные бляшки.

Распространение «культуры длинных курганов» стало важным этапом средневекового становления центральных районов Новгородской земли. Ее облик весьма устойчив на всей территории: от Восточной Эстонии на западе до Вологодской области на востоке, от верховьев реки Сяси на севере до верховьев Западной Двины на юге.

В последней четверти I тысячелетия н.э. северные районы лесной полосы осваивают славяне. Перевалив великий восточноевропейский водораздел (летописный «Оковецкий лес»), мигранты продвинулись до Приильменья и Поволховья, столкнувшись с местной «чудью».

С появлением славян изменяется тип ведения хозяйства. Поля распахиваются при помощи скота. Пахотные орудия укрепляются железными рабочими частями. В распашку идут наиболее плодородные почвы. Вводится лесной и луговой перелог. Многократно эксплуатируются одни и те же участки.

Расположение погребальных сооружений славян — сопок в зонах «культуры длинных курганов» говорит о том, что различные этнические группы взаимодействовали, хотя и занимали разные экологические ниши. В поселениях «культуры длинных курганов» выявлены типы вещей и керамики, характерные для «культуры сопок».

Археологические памятники «культуры сопок» довольно часто встречаются в Валдайском национальном парке. Так, в северной части парка они компактно расположены у озер Перетно, Боровно, Легоща и Ладово, в центральной — вдоль рек Валдайки и Поломети. Самая большая группа из 15 насыпей с двумя селищами зафиксирована при слиянии речек Гремячая и Мухинская у деревни Миронеги. Здесь толщина культурного слоя достигает 0,3–0,4 метра. В нем обнаружены фрагменты лепной неорнаментированной керамики и пережженные камни. На юге парка памятники славянства протянулись вдоль западного и южного побережий озера Велье. Нередко сопки можно увидеть непосредственно на территории современных населенных пунктов, таких как Яжелбицы и Миронеги.

«Сопочники» расселялись на удобных и плодородных землях. Они создали основу средневековой сети поселений. Со временем в лесном массиве возникло множество мелких крестьянских деревень в 1–3 двора. Все они тянулись к единому центру сельской общины — погосту. На нем стояла деревянная церковь.

Малоплодородные подзолистые почвы не могли всех прокормить. Пашни зачастую соседствовали с лесами, болотами, неудобицами. Поэтому деревни не разрастались. Взрослые дети селились на пустошах. Природа объективно способствовала дисперсному (хуторскому) типу расселения в лесной полосе.

Так в ХII–ХIV веках на северных отрогах Валдайской возвышенности формируется густонаселенный по меркам Средневековья район, который называется Яжелбицами. Археология позволяет говорить о глубокой древности границ этой территории.

Она считается одним из самых древних населенных пунктов не только Валдайского муниципального района, но и всей Новгородской области.

Экспедиция под руководством С.Н.Орлова прибыла в Яжелбицы летом 1969 года. Целью экспедиции было раскрытие тайны одного из древнейших административно-территориальных центров Новгородской земли. Было известно, что предполагаемые городища раннего железного века располагались на высоких берегах речки Еглинки, выше впадения ее в реку Полометь. Первое городище оказалось сравнительно небольшим и занимало площадь около трех гектаров. Находилось оно на правом берегу Еглинки. Глубокие овраги и отвесные обрывы берегов высотой иногда до 15 метров защищали городище с трех сторон. В центре когда-то был искусственный водоем, а само поселение окружал земляной вал. К моменту обследования все заросло густым лесом. Так кто же и когда здесь жил и чем занималось население?

Археологи заложили несколько шурфов. В одном из них они обнаружили обломки керамики и кусок изъеденного ржавчиной железа. Мелкие фрагменты грубых лепных горшков были найдены и в других шурфах. Характер лепнины говорил о том, что сосуды были изготовлены полторы тысячи лет назад. Общий облик городища, оборонительный вал и искусственный водоем свидетельствовали о том, что здесь обитали скотоводы. Скот в то время был единственным источником существования, и его нужно было охранять. На основе анализа подобного рода поселений археологи сделали вывод, что население скорее принадлежало к вепсам, родственным карелам, и никакого отношения к Яжелбицам не имело.

Поскольку топоним «Яжелбицы» славянского происхождения, следовало продолжить поиски славянского городища и установить хронологические рамки его существования. Оно оказалось рядом, только на противоположном берегу Еглинки, буквально в 500 метрах ниже первого, на высоком выступе, неподалеку от шоссе Москва — Ленинград. Поселение занимало площадь около гектара. С трех сторон оно было защищено обрывистыми берегами речки, а со стороны поля — рвом и валом, которые на момент обследования едва просматривались. Культурный слой не превышал 40 см и наполовину был распахан. Из заложенных шурфов археологи извлекли фрагменты домашней глиняной посуды. Наконец, стало ясно, что все сосуды сделаны на гончарном круге, датируются концом IX века и принадлежали славянам. Бывшее поселение сохранило свое историческое название — «Городец». Оставалось выяснить, где располагались Яжелбицы во второй половине XV века — в эпоху централизации Русского государства, когда новгородская вольница была подчинена Москве и когда через древний населенный пункт следовали великокняжеские рати на Великий Новгород. Именно тогда Яжелбицы вошли в историю Русского государства по мирному договору 1456 года между московским князем Василием II Васильевичем (Темным) и новгородцами. Как известно, городища Киевской Руси не были столь многолюдными. На них проживали феодалы со своей челядью. Археологи установили, что поселение располагалось выше по левому берегу речки, без каких-либо укреплений. В культурном слое обнаружены фрагменты глиняной посуды IХ–ХVI веков. Разумеется, великие князья во время многочисленных походов на Новгород останавливались во дворах местных феодалов, которые были защищены валами, оградами и рвами от внезапных нападений. К югу от городища находилось ровное поле, удобное для лагеря войск. Это место получило название «Городок».

Село Яжелбицы в 1990 году в соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального совета ВООПИиК признано историческим поселением. Древнее село неоднократно упоминается в русских летописях. Оно всегда занимало выгодное географическое и стратегическое положение. Здесь пересекались торговые пути на Тверь, Москву, Новгород и Демон (Демянск). Именно здесь вершилась судьба вольного Новгорода в эпоху централизации Русского государства. По мнению историков, Яжелбицкий мирный договор 1456 года стал отправной точкой в объединении разрозненных русских земель вокруг Москвы.

В селе сохранился храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Построен он в 1805 году: император Александр I, проезжая по Петербургскому тракту, увидел обветшавшую деревянную церковь и повелел на свои средства возвести здесь новый каменный храм во имя своего небесного покровителя. Памятник интересен как пример русского провинциального зодчества начала XIX века. Характерный признак его — синтез форм барокко и строгого классицизма с использованием лучших традиций русской архитектуры начала XVIII века.

Путевой дворец в центре села Яжелбицы построен во второй половине XVIII века. Комплекс имел замкнутую трехчастную композицию: в центре — одноэтажное прямоугольное здание, по бокам — удлиненные флигели. Все три здания соединялись стенами. В них — въездные ворота с широкими арками. Внутренний двор замыкали конюшни. Весь ансамбль был выполнен в стиле строгого классицизма. Архитектура его перекликается с архитектурой многих путевых дворцов, строившихся по основным почтовым трактам центральной России.

В XVIII–XIX веках на помещичьих землях Валдайской возвышенности появляются усадебные комплексы. Непритязательные деревянные избы «отчич и дедич» уступают место дворцам с садово-парковыми ансамблями. Максимально используются естественный ландшафт и недра. Некоторые имения превращаются в крупные товарные хозяйства. На протяжении столетий они меняют своих владельцев, развиваются, гибнут, возрождаются. От большинства, увы, остались лишь воспоминания.

Образцом уникального усадебного комплекса в стиле деревянного классицизма можно считать усадьбу Перетно, принадлежавшую старинному дворянскому роду Мусиных-Пушкиных и датируемую концом XVIII века. Барский дом стоял на восточном берегу одноименного озера. Двухэтажное здание имело симметричные боковые крылья с четырехколонными портиками ионического ордера и завершалось круглым бельведером. Внутренний дворик замыкался четырьмя амбарами. В усадьбе был разбит липовый парк в регулярном стиле. Уцелела церковь Святой Троицы, построенная «тщанием прихожан и помещицы Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной». Это типичный памятник русского классицизма первой четверти XIX века. Храм четырехстолпный, крестово-купольный: компактный объем увенчан куполом на широком световом барабане. Портики с трех сторон завершаются фронтонами. К ним примыкают открытые крыльца. Кирпичная кладка оштукатурена и выкрашена в желтый цвет с белеными деталями. Внутри храма сохранились настенная роспись и поздний иконостас.

Одним из крупных усадебных комплексов XIX века была и усадьба Горы герцога Н.Н.Лейхтенбергского. В центре гармоничного ансамбля когда-то красовался трехэтажный дворец с круглым двухъярусным бельведером и башенкой. К нему примыкало множество каменных строений: домовая церковь, кухонный флигель, двухэтажная школа с винтовой лестницей, жилые дома управляющего и садовника, конюшня, каретный сарай, псарня и др. В обширном парке имелись пруды, аллеи и цветники. Здесь росли сосны, кедры и липы. С любой точки усадьбы открывался великолепный вид на озеро Боровно и окрестности. Широкая парковая лестница служила подмостками для летнего театра. Домашние спектакли были любимым увлечением дворянской молодежи во второй половине ХIX – начале XX века. Сейчас от этой усадьбы сохранились лишь некоторые хозяйственные постройки да фрагменты регулярного парка.

Классическим образцом регулярного усадебного парка первой половины XIX века можно считать парк в Горнешно. Композиционно его территория была строго вписана в ландшафт. Пока еще существуют остатки барского дома и несколько хозяйственных построек. К усадьбе вела еловая аллея. Парк спускался к озеру полукруглыми террасами. Довольно четко просматриваются его контуры, очерченные сохранившимися старовозрастными деревьями: елями, березами, липами и соснами. Последним владельцем обширного поместья был генерал-адъютант царской свиты Н.П.Демидов.

На западном берегу Валдайского озера в городской черте сохранилось деревянное здание еще одной бывшей усадьбы — писателя Вс. С. Соловьева (1849–1903) — сына известного русского историка С.М.Соловьева, написавшего «Историю России с древнейших времен» в 29 томах. Владелец усадьбы — автор исторических романов «Княжна Острожская», «Юный император», «Русские крестоносцы», «Царь-девица», пятитомной эпопеи о семье Горбатовых и других. Литературные произведения Вс. С. Соловьева публиковались в журналах «Север», «Нива» и «Русский вестник». На валдайской даче Соловьевых гостили Н.Рерих, С.Нилус, Е.Поселянин. После смерти владельца усадьба перешла к профессору Петербургского университета П.И.Георгиевскому и сохранялась вплоть до 1930 года. Здесь было три жилых дома и конюшня. К пруду с мостиком и уютной беседке на берегу вела тенистая аллея из акаций. В центре парка среди многовековых деревьев и густого кустарника выделялось оригинальное дерево под названием «ель-седло». Первоначальная планировка соловьевского парка ансамбля утрачена. Остались лишь элементы регулярного стиля в виде аллей с партерами.

Одним из крупных садово-парковых ансамблей XVIII–XIX веков было имение в деревне Новотроицы. Оно принадлежало богатому дворянскому роду Квашниных-Самариных. На живописном берегу озера Ужин располагались многочисленные усадебные постройки. К господскому дому примыкала березовая аллея. Сейчас на территории комплекса с трудом просматриваются контуры двух парков регулярно-пейзажной планировки. Они заросли мелколесьем, но изредка встречаются вековые ели, сосны и липы. Многие усадебные постройки утрачены. Доминантой пейзажно-паркового ансамбля Квашниных-Самариных была церковь Святой Троицы. Возвышается она на естественном холме и видна со всех сторон. Церковь имеет два придела: Рождества Богородицы и Архистратига Михаила. Она соединена с высокой трехъярусной колокольней одноэтажной трапезной. С востока к храму примыкает апсида алтаря с двумя окнами. Памятник построен в традициях русского провинциального ампира и является образцом культовой архитектуры первой половины XIX века.

Наше короткое и неполное описание бывших помещичьих усадеб закончим рассказом об усадьбе в селе Никольское — родовом имении старинного дворянского рода Толстых. Со второй половины XIX века до наших дней это одно из крупных рыборазводных хозяйств в России, известное во всем мире. Здесь разводят и выращивают рыбу ценных пород. Завод носит имя своего основателя В.П.Врасского. Он умело использовал природный ландшафт, создав искусственную систему озер, речек, прудов и каналов. Здесь впервые в мире изобрели «сухой» способ (носящий имя Врасского) искусственного осеменения рыбьей икры, ее хранения, перевозки и зарыбления местных водоемов. Когда-то барская усадьба занимала площадь свыше 19 гектаров. Она находится в северо-западной части села, в полукилометре от озера Пестовское. Ручей, вытекающий из озера, питает всю систему усадебного гидропарка. Территория ансамбля Никольское представляет собой изогнутый, вытянутый с юго-запада на северо-восток участок. Восточной границей служит подъездная дорога Валдай — Демянск. Западная часть окружена лесом. Большая часть территории покрыта водным пространством. Здесь насчитывается девять проточных прудов различных форм и размеров. По берегам искусственных водоемов и каналов сохранилось немало вековых парковых деревьев: берез, елей, лип, тополей, сосен, ив.

Территория Валдайского национального парка — это своеобразный природно-культурный организм, который на протяжении многих веков остается сокровищницей материальной и духовной культуры русского Северо-Запада. Дошедшие до нас памятники, природно-культурные ландшафты служат человеку и сегодня. Так, в ходе реализации программы «Возрождение Волги» на Никольском заводе имени В.П.Врасского проведена реконструкция основных средств производства. Это позволило значительно увеличить мощность предприятия, создать условия для дальнейшего развития прудового хозяйства, продолжить зарыбление водоемов Новгородской области такими ценными породами рыб, как сиг, рипус, ряпушка, пелядь, муксун. С целью увеличения рыбных запасов на заводе инкубируется икра щуки и судака. 2014 год стал для Никольского рыборазводного хозяйства дважды юбилейным: исполнилось 160 лет со дня его основания и 185 лет — со дня рождения первого в России ученого-рыбовода В.П.Врасского. При заводе создан музей, экспозиция которого отражает основные этапы его становления и развития.

В северной части парка, на сопредельной территории можно увидеть остатки еще одного рукотворного памятника, построенного с использованием естественного ландшафта — Боровновской гидроэлектростанции. Начало электрификации новгородской деревни связано с деятельностью сельскохозяйственной кооперации. Первая в губернии сельская электростанция была построена на территории Окуловского района по инициативе населения Боровновской волости. Она давала электроэнергию двум совхозам, сельскохозяйственной опытной станции и освещала свыше тысячи крестьянских домов.

Однако этого было явно недостаточно. Тогда Боровновское кустарное товарищество приняло решение построить более мощную гидроэлектростанцию, которая давала бы местным жителям дешевую электроэнергию. С этой целью предстояло максимально использовать естественный ландшафт — систему озер, расположенных на различной высоте. Но для этого требовались значительные силы и средства.

Инициативу боровновских крестьян поддержало более крупное объединение — Боровичско-Валдайское кустарное и сельскохозяйственное союзное товарищество («Кустаресоюз»). В соответствии с договором от 25 октября 1925 года акционерное товарищество «Электросельстрой» составило проект будущей ГЭС. Техническую часть с учетом гидрорежима разработал участник строительства Волховской ГЭС инженер А.С.Воеводский. Он же был назначен руководителем крупнейшей по тому времени стройки в крае.

Основная идея проекта заключалась в использовании благоприятных ландшафтных условий. Озеро Белое располагалось выше соседнего Островенко на 6,5 метра. Предстояло увеличить водный баланс Белого переброской вод из бассейна речки Шегринки. Для этого на реке была построена плотина. Вода устремлялась по искусственному каналу длиной 1260 метров и шириной 2,26 метра в низину озера Белого. Кроме того, соорудили шесть дамб. Это позволило создать искусственное водохранилище общей площадью 4,31 квадратных километра. Причем под водой оказались сразу несколько озер, в том числе и озеро Белое с прибрежной зоной. Уровень воды повысился еще на 5,1 метра. После углубления протоки между озерами Островенко, Плотиченко и Боровно уровень озера Островенко понизился на 2,9 метра. Таким образом, на перешейке между озерами Белым и Островенко был создан перепад высотой 14 метров. Первая очередь ГЭС дала ток 120 населенным пунктам и городу Боровичи.

Рядом с «Визит-центром» национального парка находится всемирно известный центр экспериментальных гидрологических исследований. Здесь, на водоразделе Волги, Мсты и Западной Двины, в 1934 году была создана Валдайская гидрологическая станция. Напряженным трудом работников станции и Государственного гидрологического института (ГГИ) в конце 1950-х годов станция превратилась в крупнейшую в мире научно-исследовательскую гидрологическую лабораторию (ВНИГЛ), а в начале 1980-х годов в связи с расширением программы научно-исследовательских работ была преобразована в Валдайский филиал ГГИ. Вот лишь один из многих отзывов ученых-гидрологов, посетивших Валдайский филиал Гидрологического института, которому ЮНЕСКО присвоил статус международного научного и учебного центра гидроэкологических исследований и подготовки кадров: «Здесь мы увидели воплощение мечтаний всех тех гидрологов, которые располагают лишь ограниченными возможностями и не могут посвятить долголетним исследованиям много интеллектуальных и материальных сил. Мы поражены размахом исследований, выполняющихся в этом центре».

С Валдаем связаны имена многих представителей русской интеллигенции: поэтов, писателей, ученых, художников, композиторов. Здесь бывали Г.Р.Державин, А.Н.Радищев, П.С.Паллас, Н.А.Львов, В.М.Севергин, А.С.Пушкин, А.И.Герцен, Н.А.Римский-Корсаков, Н.К.Рерих, А.Н.Толстой, В.П.Острогорский, Вс. С. Соловьев, М.О.Меньшиков и многие другие.

За время своего существования Валдайский национальный парк стал одним из звеньев формирующейся экологической сети в северо-западной части Европейской России, членом Ассоциации заповедников и национальных парков Северо-Запада Российской Федерации; он участвует в разработке и координации совместных программ по развитию особо охраняемых природных территорий этого региона. Парк завоевал международный авторитет. В 1995 году он принят в Федерацию природных национальных парков Европы, а в 2004 году ему присвоен высокий статус международного биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО. Главное теперь — сохранить природные и культурные ценности, утвердить гармонию природы и человека.

Валдайский пейзаж* Фотографии, помеченные *, предоставлены редакции Валдайским национальным парком.

Валдайский пейзаж* Фотографии, помеченные *, предоставлены редакции Валдайским национальным парком.

Раннее утро. Рассвет на Валдае*

Раннее утро. Рассвет на Валдае*

Сосновый бор близ озера Пирос. Фото П.Пилюгина

Сосновый бор близ озера Пирос. Фото П.Пилюгина

Село Яжелбицы. Археологический памятник «культуры сопок»*

Село Яжелбицы. Археологический памятник «культуры сопок»*

Археологические находки на территории Валдайского национального парка*

Археологические находки на территории Валдайского национального парка*

Средневековая сопка у села Яжелбицы*

Средневековая сопка у села Яжелбицы*

Курган близ озера Пирос. Фото П.Пилюгина

Курган близ озера Пирос. Фото П.Пилюгина

Село Яжелбицы*

Село Яжелбицы*

Церковь св. Александра Невского в селе Яжелбицы*

Церковь св. Александра Невского в селе Яжелбицы*

Село Полново на Селигере*

Село Полново на Селигере*

Археологические памятники «культуры сопок» у деревни Миронеги

Археологические памятники «культуры сопок» у деревни Миронеги

Церковь Спаса Преображения в деревне Еглино. Начало XIX века*

Церковь Спаса Преображения в деревне Еглино. Начало XIX века*

Могила В.А.Мусиной-Пушкиной близ церкви Св. Живоначальной Троицы в усадьбе Перетно. Фото В.Павлова

Могила В.А.Мусиной-Пушкиной близ церкви Св. Живоначальной Троицы в усадьбе Перетно. Фото В.Павлова

Сохранившаяся постройка в бывшей усадьбе герцога Н.Н.Лейхтенбергского Горы*

Сохранившаяся постройка в бывшей усадьбе герцога Н.Н.Лейхтенбергского Горы*

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Короцко. Фото В.Павлова. 2009

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Короцко. Фото В.Павлова. 2009

Административное здание рыборазводного завода им В.П.Врасского в селе Никольское*

Административное здание рыборазводного завода им В.П.Врасского в селе Никольское*

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru