Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 117 2016

Светлана Волкова

Сквозное окошко

«Сквозь двусветную светелку светит серебряное солнце. (Рядом на сосне корона.) Тонкие жердочки переплета окна, чуть желтые — струны оконной музыки, и серебряные ветви сосен сквозят.

Есть серебряная страна.

Сквозь окно это смотрят в серебряную страну. Стекло находит на стекло и от этого случилась (происходит) просвечивает серебряная страна, серебряные ветви. И если смотреть на окошко и твердить: сосна, сон, сага и серебро и свет, твердить, совсем не думая, что говоришь — север, солнце. И некоторые норвежские слова: Сольвейг, Сольгаут, Свангильд и еще счастливчик (счастье). Все это вместе в этом сквозном двусветном окошке».

В волшебстве строк Елены Гуро слышится мирочувствование Софии Дешалыт. Елена Гуро — поэт и художник русского классического авангарда. София Дешалыт — наша современница. Живет в Москве, художник.

Их «на воздушных путях голосов перекличка» — неслучайна.

Сознание Елены Гуро — на тонкой грани реальности и сна, жизни и зазеркалья, изумительной утонченности чувственного понимания красоты в разрушении, исчезновении и возрождении. Как она описывала красоту старых стен, сколько видела оттенков в увядающей природе! Еще писала о звуках тишины, о музыке мира в любом проявлении ее цвета и формы, о чудесном листе, оберегающем от молний. Ее герои нежны, подлунны и детски уязвимы.

Все то же можно сказать о Софии

Дешалыт, только в настоящем времени. Еще Соня одарена театральностью, веселой насмешкой и добротой. В ее работах обнаруживается удивительное сочетание театра маски с точностью воплощения образа, пришедшего из реальности. Только какова она — реальность Софии Дешалыт?

Ее родина — Витебск. Мы говорим: Витебск, подразумеваем: Шагал.

Интересный факт: когда в середине 1910-х годов Марк Шагал на короткое время оказался в родных местах по возвращении из-за границы, он в Витебске стал делать «документы» (этюды), фиксирующие обстановку его дома, местечко, родные лица.

София Дешалыт навещает родной город. Уже давно она набрасывает «памятки». Так, увидела кошку белой масти на дороге к дому Шагала. Кошка попала в «памятку», позже вышел рисунок, пронизанный улыбкой и ясностью, излучающий чистоту и яркость цвета («Кошка из музея Шагала»).

Она — живописный график. Работает в техниках акварели и гуаши. Был в ее жизни период «делания» книжек в издательстве «Детская литература». Признается: мечтала с детства рисовать книжные картинки. Вещи, увиденные в детстве, долго продолжают существовать, начинаясь с большой буквы — и Буфет, и Велосипед.

Не отсюда ли и мгновенная, детская, игровая находчивость образа: «я не ищу — я нахожу»… Мечта сбылась, но, как часто это бывает, принесла больше разочарования, чем радости. Соня ушла от иллюстрации к детскому портрету и, кажется, пишет детей такими, какие они есть в своей тайне.

Рисует все, что след оставляет, что не из реальности. Художник серьезно шутит: «Спать люблю с детства! Видела сон: внизу ночь, сверху день... Перевела потом это событие сна в рисунок. Не один сон, много снов — в рисунки. И даже нашла удобный формат: картонную подложку коробки из-под зефира. “Сны в коробках”. Ах так? — так вот!»

Не рассказ, а состояние сна, цветовая его история в визионерских рисунках Дешалыт. Сочетание розовато-сизых, серо-голубых тонов и непременный свет, вернее, его мерцание. Что же касается сюжета — он всегда один: нереальный облик реальной жизни. Она всматривается, и, по ее собственному признанию, «хорошенько» всматривается в кусок явленной природы, потом пишет. Не пейзаж даже — душевный отклик на него. То же в портретах взрослых. Соню любят как художника людей, человека (нарочно не говорим: «как портретиста»).

Она — большой реалист в их рисовании. Только ее реализм не имеет никакого отношения к бытовой реальности, обыденной похожести. Она смотрит на людей, ну, например, в метро. Многие смотрят, потому что есть на то время. Но есть принципиальная разница в вынужденном смотрении и удивленном. Соне с детства интересны типы людей. Она из числа тех, чьи наблюдения проницательны.

«В натуре много лишнего, — считает Дешалыт. — Что-то нужно вычеркнуть, что-то акцентировать…»

Акварельные портреты Сони — очень человечные вещи. Она как будто не стремится к завершенности. По ее разумению, реальное духовное бытие никогда не замыкается полностью в форме его отображения.

Показателен, выразителен и точен ее «Автопортрет». Она удивлена, застигнута врасплох. Момент некоторой растерянности, рушится предвзятость. Глаза открыты, чувство уже отреагировало, а как выразить удивление — не знает… Рука не знает, как ей двигаться. Замечательный момент. Перед нами — художник.

Стиль как форма души. «Стиля нельзя ни выдумать, ни воспроизвести; его нельзя сделать, нельзя заказать, нельзя выбрать, как готовую систему форм, годную для перенесения в любую обстановку; подражание ему приводит только к стилизации. Стили росли и ветшали, надламывались, менялись, переходили один в другой; но в течение долгих веков за отдельным архитектором, поэтом, музыкантом всегда был стиль как форма души, как скрытая предпосылка всякого искусства, как надличная предопределенность всякого личного творчества. Стиль и есть предопределение». Но стиль — это и свобода.

Свободная в выборе, Соня пишет увядающие цветы, их пластический космос, обнаруживает тончайшую эмоциональность красочных оттенков в уходящем. Предметы в натюрмортах она соединяет с людьми, а пейзаж рассматривает как географию родного имени, вкрапленного повсюду и ждущего отклика. «Иногда человек словно выходит из пейзажа, иногда пейзаж — из человека, чтобы потом вновь ужиться друг с другом, как подобает равноправным сородичам.

Временами природа словно приближается, придавая даже городам подобие пейзажа, а в кентаврах, в морских девах и в морских старцах бёклиновской породы человечество приближается к природе».

Своих близких людей Соня уводит из будничности в притчевые их портреты. Несмотря на праздничный, балаганный гротеск постановки, дивные детали, шляпы, костюмы, «сценическое» пространство — это повествование о реальных людях, которые никогда не станут лицедеями. Но какой диковинный облик у всего! Мы не удивимся — перед нами «жизнь в чуде». Мы даже видим, какими прочными нитями связаны эти пластические видения Софии Дешалыт с ее искусством и ее рассказами о повседневной чудесной жизни и что они так же неизбежны и кровно ей свойственны, как сны — полеты во сне домой.

София Дешалыт

София Дешалыт

Прогулка. 1993. Бумага, акварель. Из коллекции О. и И. Насобиных. Франция

Прогулка. 1993. Бумага, акварель. Из коллекции О. и И. Насобиных. Франция

Коленька. 2002. Цветная бумага, акварель

Коленька. 2002. Цветная бумага, акварель

Надя. 2010. Бумага, акварель

Надя. 2010. Бумага, акварель

Детская площадка ночью. 2012. Бумага, акварель

Детская площадка ночью. 2012. Бумага, акварель

Натюрморт с Пьеро. 2009. Бумага, акварель. Из коллекции И.Ковальской и А.Стребулаева

Натюрморт с Пьеро. 2009. Бумага, акварель. Из коллекции И.Ковальской и А.Стребулаева

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru